В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОРАБЕЛЬНОГО СОСТАВА ФЛОТА В 1921-1925 гг.

Советское правительство, принимая программу восстановления народного хозяйства после тяжелых лет гражданской войны, признало необходимым часть средств направить на повышение обороноспособности страны. Это решение нашло поддержку на VIII Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. На съезде по этому вопросу выступил председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ленин**. Применительно к флоту уже в 1920 г. по Постановлению Совета- Народных Комиссаров от 5 апреля были выделены специальные средства для организации морских сил и укрепления обороны побережья Черного и Азовского морей. В мае 1920 г. принимается решение о достройке для Черноморского флота крейсера <Адмирал Нахимов> (типа <Светлана>), двух эскадренных миноносцев (типа <Новик>), трех подводных лодок и других кораблей и судов. По поставлению Совета Труда и Обороны от 5 ноября 1920 г. достройка подводных лодок и крейсеров <Адмирал Нахимов> была признана <задачей боевой важности>***.
В августе 1920 г. Николаевский судостроительный завод достроил подводную лодку АГ-23 (<Шахтер>). Вторая однотипная подводная лодка АГ-24 вступила в строй в декабре того же года. Осенью 1920 г. были восстановлены две канонерские лодки, переоборудованные из десантных судов типа <Эльпи-дифор> и вооруженные двумя 130-мм орудиями.
К концу года в составе Черноморского флота находилось несколько десятков кораблей различных типов и классов.
На заседании Совета Труда и Обороны 8 октября 1920 г. был поставлен вопрос об усилении боеспособности Балтийского флота. 23 октября 1920 г. Совет Труда и Обороны вновь заслушал доклад о состоянии Балтийского флота и принял постановление, в котором подчеркивалась необходиимость <обратить особое внимание на ускорение работ по восстановлению Балтфлота.
На основе решений Советского правительства Наркомат по морским делам совместно с Промвоенсоветом приступили к разработке подробных планов и программ восстановления и технического оснащения флота.
Начало же планомерного возрождения флота и нового этапа в организации и становлении судостроения в стране было положено постановлением Совета Народных Комиссаров от 24 марта 1921 г. <О государственном судостроении>. Совнарком признал необходимым сосредоточить все государственное судостроение в ведении Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). В том же 1921 г. в составе Морского штаба было сформировано Главное морское технико-хозяйственное управление, осуществлявшее координацию работ по восстановлению и строительству кораблей для Красного флота.
В апреле 1922 г. в Москве проходило Всероссийское совещание военных моряков, где обсуждалась судьба флота. Совещание пришло к выводу, что экономическое положение и производственные мощности страны ограничивают возможности возрождения флота. Эти ограничения позволяют лишь восстановить и достроить часть кораблей, оставшихся от дореволюционных времен. Задачей такого флота являлась защита прибрежных районов морских театров совместными действиями разнородных сил флота - надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, береговой обороны - во взаимодействии с частями Красной Армии.
Совещание рассмотрело состояние материально-технической базы флота и высказалось за то, чтобы устаревшие и утратившие боевое значение корабли на Балтийском и Черном морях были демонтированы и проданы на внутреннем или внешнем рынке, а вырученные средства обращены на нужды флота.
Таким образом, военное кораблестроение того периода было занято восстановительным ремонтом и достройкой части кораблей дореволюционного флота, которые по своим боевым возможностям были пригодны для решения поставленных перед флотом задач.
Вопрос одновременно решался по двум направлениям - по восстановлению производственных возможностей промышленных предприятий и по отбору кораблей, подлежащих ремонту, восстановлению и достройке.
Производственные возможности судостроительной промышленности к 1921 г. резко снизились. В ходе гражданской войны и военной интервенции с южных и восточных заводов были увезены за границу все ценное производственное оборудование, инструмент и материалы; на петроградских заводах оборудование было сильно изношено и повреждено. Численность рабочих увеличивалась медленно.
Для развертывания материальной базы кораблестроения руководящими / органами народного хозяйства в лице ВСНХ принимались меры по дооборудо-ванию судостроительных заводов, сколачиванию кадров инженерных и рабочих, учету и сохранению изделий, имевшихся на заводах для ранее строившихся кораблей. Эти изделия и полуфабрикаты было намечено использовать при достройке, ремонте и восстановлении кораблей. Подобного рода меры были предприняты Морским Комиссариатом на своих предприятиях, складах, арсеналах и базах.
Первые результаты восстановления народного хозяйства и, в частности, судостроительной промышленности позволили приступить к плановому ремонту кораблей и приведению в порядок военно-морских баз и их оборудования. Этому способствовало то, что в 1922 г. на нужды судостроения Советское правительство выделило внушительную для тех лет сумму - 8 млн рублей.
К 1921 г. в составе Балтийского флота числился 121 боевой корабль, плавучих средств всех видов-тоже 121. На Черном море имелись 52 корабля и 43 единицы плавсредств. На Каспии было 35 кораблей, плавсредств насчитывалось 21. На Севере-23 корабля и 18 единиц плавсредств. Общий тоннаж советского флота к 1921 г. равнялся 350 тыс. т*, однако значительная часть кораблей по различным причинам не могла быть введена в строй. Поэтому отбирали наиболее современные или наиболее сохранившиеся. В результате этой работы общий тоннаж флота снизился до 82 тыс. т. В отношении надводных кораблей были приняты следующие решения:
- не восстанавливали как устаревшие и сильно изношенные 10 линейных кораблей и бывших эскадренных броненосцев (периода постройки 1889- 1912 гг.), 7 крейсеров (построенные в 1897-1908 гг.) и около 50 миноносцев;
- не вводили в строй линейный корабль еПолтава> типа <Севастополь> и два эскадренных миноносца типа <Новик> (<Летун> и <Орфей>), подорвавшихся в 1917 г. на минах при выполнении боевых задач;
- не достраивали из-за отсутствия средств линейный корабль типа <Севастополь> (<Император Николай I>), четыре линейных крейсера типа <Измаил>, два крейсера типа <Светлана>; 12 эскадренных миноносцев типа <Новик>.
Все перечисленные выше корабли были разоружены и демонтированы, часть корпусов продана за границу на слом, часть разобрана на металл для своих заводов. Вооружение и демонтированное оборудование использовали для кораблей, которые подлежали достройке и восстановительному ремонту. Кредиты, отпущенные государством, были направлены в первую очередь на ремонт и восстановление: линейных кораблей - <Петропавловск>, <Севастополь> (с 31 марта 1921 г. соответственно <Марат>, <Парижская Коммуна>) и <Гангут> (со 2 июля 1925 г. <Октябрьская революция>); крейсеров- <Аврора>, <Память Меркурия> (с 1922 г. <Коминтерн>).
Восстановительный ремонт кораблей производили по технической документации, разработанной в период постройки этих кораблей. Новых проектных материалов по восстановительному ремонту не создавалось. При восстановительных работах использовали имеемое на кораблях вооружение и оборудование, а вышедшее из строя или недостающее вооружение и оборудование пополнялось за счет сохранившихся запасов на заводах и базах флота, а также за счет вооружения и оборудования, демонтированного с разобранных кораблей.
Кроме восстановительных ремонтов намечалась также и достройка ранее заложенных кораблей. Так, кроме достройки на Черном море ранее упоминавшихся крейсера <Адмирал Нахимов> (типа <Светлана>) и двух эскадренных миноносцев типа <Новик> (<Занте> и <Корфу>), кредиты предназначались для достройки еще одного крейсера типа <Светлана> (<Адмирал Лазарев>) и на Балтийском море четырех крейсеров типа <Светлана> (<Светлана>, <Адмирал <Грейг>>, <Адмирал Спиридов>, <Адмирал <Бутаков>), а также четырех эсминцев типа <Новик> (<Капитан Керн>, <Прямислав>, <Левкас>, <Капитан Белли>).
При выборе названных кораблей учитывалось, что в ремонте нуждалось также значительное количество боевых кораблей других классов, вспомогательных судов и транспортов Красного Флота и судов гражданских ведомств. Аналогично восстанавливаемым кораблям достройка ранее заложенных кораблей производилась по технической документации основного проекта. Состав вооружения, механизмов и оборудования комплектовался из сохранившихся запасов на судостроительных заводах и за счет кораблей, которые не достраивались или не восстанавливались. Достройка крейсеров <Адмирал Нахимов> и <Адмирал Лазарев> была перенесена на период 1928-1932 гг.
В 1922 г был проведен плановый ремонт линейного корабля <Марат> и началось восстановление линейного корабля <Парижская Коммуна>. В результате большой работы в течение 1922-1923 гг. в состав действующего ядра Балтийского флота были введены: линейный корабль <Марат>, отдельный дивизион эскадренных миноносцев (8 единиц, в том числе типа <Новик> - <Изяслав>, <Гарибальди>, <Азард>, <Самсон>, <Лейтенант Ильин>, <Победитель>), отряд траления (20 единиц) и сводный отряд учебных кораблей (4 единицы).
В числе восстановленных кораблей был введен в строй в качестве учебного корабля и легендарный крейсер <Аврора>. После революционных событий в октябре 1917 г. крейсер <Аврора> находился в Петрограде, а осенью 1918 г. был переведен в Кронштадт. С корабля были сняты артиллерийские установки для вооружения речных и озерных военных флотилий, которые создавались для борьбы с интервентами и белогвардейцами. Сам же крейсер был поставлен на долговременное хранение.
В октябре 1922 г. специальная комиссия детально осмотрела крейсер и пришла к выводу о возможности после небольших работ использовать корабль в качестве учебного. В 1922-1923 гг. на <Авроре> сделали текущий ремонт, в ходе которого установили десять палубных 130-мм и четыре 75-мм орудий, новую радиоаппаратуру связи, улучшили бытовые условия экипажа. 23 февраля 1923 г. на <Авроре> взвился Военно-морской флаг. Крейсер вошел в состав учебных кораблей Балтийского флота.
Черноморский флот пришлось почти заново создавать из достраиваемых и капитально отремонтированных кораблей. Первым из крупных кораблей в мае 1923 г. был введен в строй крейсер <Коминтерн> (бывший <Память Меркурия>). Восстановительные работы на крейсере <Коминтерн> проводились на Севастопольском морском заводе. Оставляя Севастополь, белогвардейцы взорвали машины корабля. Были затоплены днищевые отсеки, вода проникла в котельное и машинное отделения. В сентябре 1923 г. крейсер ввели в сухой док. Недостающее и вышедшее из строя оборудование, механизмы, детали вооружения восполнялись за счет снятых со старых кораблей. В частности, в Севастополе для этих целей демонтировали оборудование линейных кораблей типа <Святой Евстафий> постройки 1903-1910 гг. Цилиндры главных паровых машин были сняты с однотипного крейсера <Богатырь>, который на Балтийском флоте подлежал разборке на металлолом. После пятилетнего бездействия крейсер <Коминтерн> в июне 1923 г. вступил в строй. На крейсере было установлено восемь 130-мм палубных артиллерийских орудий, три 76-мм и три 45-мм зенитных орудий. Водоизмещение выросло до 7838 т. При мощности двухвальной механической установки 19 500 л. с. скорость полного хода составила 12 уз. Этот корабль с паровой машиной, построенный еще в период русско-японской войны, по своим боевым возможностям устарел и мог рассматриваться лишь в качестве учебного корабля, аналогично крейсеру <Аврора>, несколькими месяцами раньше введенному в строй Балтийского флота. К концу 1923 г. в составе Черноморского флота кроме крейсера находились два эскадренных миноносца, пять канонерских лодок, переоборудованных из десантных судов типа <Эльпидифор>, два заградителя и ряд других кораблей.
В качестве пополнения Красного Флота, к примеру, стала достройка эскадренного миноносца <Занте>. Недостроенный эскадренный миноносец белогвардейцы при отступлении пытались на буксире увести из Николаева. На переходе в районе Одессы корабль сел на камни. Полузатопленный корабль подняли и в сентябре 1920 г. перевели в Севастополь. Здесь были произведены предварительные ремонтные работы, а в ноябре 1922 г. корабль передали для восстановления Николаевскому заводу. В сентябре 1923 г. эсминец был достроен и прошел сдаточные испытания. 17 октября 1922 г. Всеукраинская центральная комиссия незаможных селян (ВЦКНС) вынесла решение о шефстве трудового крестьянства республики над восстановлением эсминца и присвоении ему названия <Незаможный>. 29 апреля 1926 г. он был переименован в <Незаможник>.
Восстановление подводных лодок имело свои особенности. После гражданской войны на Балтийском море оставались 12 подводных лодок типа <Барс>, на Черном море - одна подводная лодка типа <АГ>, на Каспийском море - четыре старые малые подводные лодки, на Белом море - одна итальянская лодка. Кроме того, в Петрограде находились недостроенные минзаг <Форель> и подводная лодка типа <Барс> - <Язь>, в Николаеве - три комплекта оборудования и корпусных конструкций лодок типа <АГ> и одна подводная лодка типа <Морж> - <Нерпа>.
Восстановлением и введением в строй подводных лодок на Балтийском море занимался Балтийский судостроительный и механический завод в Петрограде. К концу 1924 г. им были восстановлены девять подводных лодок типа <Барс>, из которых на Балтийском флоте организовали бригаду, объединившую подводные лодки <Коммунар> (<Тигр>), <Батрак> (<Волк>), <Товарищ> (<Тур>), <Красноармеец> (<Леопард>), <Комиссар> (<Пантера>), <Пролетарий> (<Змея>), <Большевик> (<Рысь>), <Краснофлотец> (<Ягуар>) и <Рабочий> (<Ерш>). В ходе восстановления было усилено артиллерийское вооружение лодок. На них (в 1923 г.) вместо 57-мм орудий были установлены 75-мм, а оказавшиеся непригодными к использованию в боевой обстановке палубные решетчатые торпедные аппараты конструкции Джевецкого были сняты.
Подводные лодки <Угорь>, <Вепрь> и <Кугуар> из-за отсутствия ряда механизмов решили не восстанавливать. По тем же причинам не достраивали подводные лодки <Яаь> и <Форель>.
Восстановление подводных лодок Черноморского флота велось на Николаевском государственном судостроительном заводе (бывшем заводе <На-валь>). Из восстановленных подводных лодок Черноморского флота организовали отдельный дивизион подводных лодок, состоявший из четырех подводных лодок типа <АГ> (<Шахтер> - АГ-23, <Коммунист> - АГ-24, <Марксист> - АГ-25, <Политработник> - АГ-26) и подводной лодки типа <Барс> - <Политрук> (<Нерпа>).
Четыре старые подводные лодки <Касатка>, <<Макрель>, <Окунь>, <Минога>, находившиеся на Каспии, были разобраны в Баку, а механизмы их использованы для восстановления подводных лодок в Петрограде и Николаеве. Разобрана была и итальянская подводная лодка <Коммунар> (<Святой Георгий>) на Белом море из-за невозможности использования ее в условиях Севера или переправки на Балтику.
Восстановленные на двух морях 14 подводных лодок уже устарели по своим тактико-техническим элементам. Эти лодки были однокорпусными, большинство из них (за исключением четырех лодок типа <АГ>) не имели поперечных . водонепроницаемых переборок, деливших объем прочного корпуса на отсеки и обеспечивавших непотопляемость в надводном положении. Подводные лодки обладали малой надводной скоростью (скорость лодок типа <Барс> составляла 10-11 уз вместо запроектированной 18 уз из-за установленных на них менее мощных, чем предусматривалось проектом, дизелей), их палубные решетчатые торпедные аппараты конструкции Джевецкого оказались непригодными к использованию в боевой обстановке, а трубных аппаратов было недостаточно (два носовых и два кормовых или четыре носовых на лодках <АГ>), к тому же они были приспособлены для стрельбы торпедами малого 450-мм калибра.
Лодки долго погружались под воду. Отмечались большая чувствительность лодок типа <Барс> к изменениям дифферентующего момента из-за расположения главного балласта в оконечностях, а также плохая управляемость; отсутствовала система регенерации воздуха, что ограничивало пребывание лодки под водой до одних суток.
Требовались более совершенные подводные лодки, которые бы отвечали новому достигнутому уровню мирового кораблестроения.
Так обстояло дело с восстановлением корабельного состава Красного Флота к 1925 г. В целом удалось восстановить и ввести в строй ряд кораблей, сформировать из них небольшие соединения, послужившие в то время базой для обороны страны с моря.
К концу 1924 г. Красный Флот имел в строю 2 линкора, 2 крейсера, 17 эскадренных миноносцев, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 8 канонерских лодок, 2 сторожевых корабля, 7 посыльных судов, 14 подводных лодок и 98 вспомогательных судов.
В последующие годы Балтийский и Черноморский флоты продолжали пополнять отремонтированными и восстановленными кораблями. В мае 1925 г. на Николаевском заводе состоялась передача Черноморскому флоту эсминца <Корфу>, а в июне 1926 г. на Балтике были восстановлены еще два эсминца типа <Новик> - <Десна> и <Забияка>. Вступили в строй также линейный корабль <Октябрьская революция>, несколько эскадренных миноносцев и другие корабли. Ремонтировали и вводили в строй отдельные корабли на Севере, Каспийском море. Дальнем Востоке.
Общее водоизмещение восстановленного флота составляло в 1923 г. - 82, в 1924 г. -90, в 1925 г. - 116, в 1926 г. - 139 тыс. т*.
Восстановленные корабли приступили к боевой подготовке. Летом 1922 г. корабли Балтийского флота впервые после гражданской войны вышли в практическое плавание, производили артиллерийские и торпедные стрельбы, выполняли упражнения по совместному маневрированию. По окончании плавания были проведены маневры, задача которых заключалась в проверке боевой подготовки флота.
В 1924 и 1925 гг. крейсер <Аврора> и учебное судно <Комсомолец> (бывший <Океан>) с курсантами военно-морских училищ совершили дальние походы из Кронштадта в Архангельск и обратно с заходом в порты Швеции и Норвегии. ^"\
Корабли Черноморского флота (крейсер, дивизион эсминцев, дивизион подводных лодок и др.) в 1923 г. впервые после установления Советской власти совершили длительное плавание вдоль Крымских и Кавказских берегов Черного моря.
В 1925 г. эскадра Балтийского флота во главе с линейным кораблем <Марат> под флагом Председателя Реввоенсовета СССР ходила до Кильской бухты. В походе участвовали почти все корабли флота. Этот поход был широко использован для отработки учебных задач.
В 1925 г. в первое заграничное плавание на Черном море вышли эскадренные миноносцы <Незаможник> и <Петровский> (бывший <Корфу>). Военно-морской флаг страны Советов впервые был пронесен кораблями по Средиземному морю.
Одним из первых океанских плаваний советских военных кораблей был переход в 1924 г. посыльного судна <Воровский> из Архангельска вокруг Европы и Азии во Владивосток. Так обстояло дело с восстановлением корабельного состава Красного флота к 1925 г. В целом удалось восстановить и ввести в строй ряд кораблей, сформировать из них небольшие соединения, послужившие в то время базой для обороны страны с моря.
Однако дальнейшие работы по возрождению флота нуждались в укреплении материально-технической базы военного судостроения. Необходимо было восстановить производство на основных судостроительных и судоремонтных центрах страны - в Ленинграде, Николаеве, Севастополе, Кронштадте, Владивостоке. Требовалось создание научных и проектных организаций.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz