В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

КОРАБЛИ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОГО КРАСНОГО ФЛОТА В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ 1917-1921 гг., ИХ СУДЬБА И СОСТОЯНИЕ ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Вспыхнувшая в стране гражданская война и организованная бывшими союзниками России военная интервенция привели к образованию сплошных фронтов, которые летом 1918 г. отсекли три четверти территории государства.
Вооруженным силам Советской республики к началу 1920 г. удалось достигнуть решающих успехов и к исходу 1920 г. ликивидировать основные фронты. Наряду с Красной Армией в боевых действиях на морях, озерах и реках участвовали и корабли Рабоче-Крестьянского Красного Флота, учрежденного декретом Советского правительства от 11 февраля 1918 г.
На морских театрах основным противником для Красного Флота были флоты интервентов, на речных и озерных акваториях - сформированные белогвардейцами военные флотилии.
Весь 1918 г. характеризовался событиями, которые усложнили для нас условия вооруженной борьбы в целом и в частности силами флота. На Балтике, на Черном море и Каспии, на Севере и Дальнем Востоке интервентами были захвачены все основные базы Военно-Морского Флота. Красный Флот лишился многих боевых кораблей и судов. Полностью были заблокированы корабли второго по величине флота России на Черном море. Часть кораблей удалось вывести из Севастополя, но, оказавшись изолированными от баз снабжения и портов, они не могли противостоять захвату противником. По приказу Советского правительства от 18 июля 1918 г. под Новороссийском были затоплены линейный корабль <Свободная Россия> (бывший <Екатерина. II>), восемь эсминцев и два миноносца.
Реальной силой на море остался, по существу, один Балтийский флот. Его боевой основой послужили корабли и суда, которые зимой 1918 г. в тяжелых ледовых условиях сумели перейти из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Было выведено около 250 кораблей, в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 54 эсминца и миноносца, 12 подводных лодок.
На других морских, озерных и речных театрах в период гражданской войны заново создавались военные флотилии. В этих флотилиях действовали кроме уцелевших морских кораблей (в основном из состава Балтийского флота) свыше 2000 речных и озерных судов, переоборудованных в боевые корабли и укомплектованных в большинстве военными моряками. Флотилии создавались и использовались там, где этого требовала обстановка на фронтах. Так, в октябре 1918 г. на базе Балтийского флота формируются Волхово-Ильмень-ская. Селигерская и Онежская флотилии. В этот же период времени создается Астраханско-Каспийская флотилия, куда в августе-ноябре переводятся с Балтийского моря три миноносца, шесть эсминцев и две подводные лодки.
Речные суда переоборудовались в артиллерийские корабли и вооружались 75-, 100- и 130 мм орудиями. Число, калибр орудий и конструкции броневой защиты определялись прочностью корпуса и грузоподъемностью судов. Многое зависело от их осадки, увеличение которой было недопустимо при наличии мелководных фарватеров. Поэтому для использования артиллерии более крупного калибра (152-мм), которая не могла быть установлена на речных пароходах, в качестве плавучих батарей служили крупнотоннажные баржи. Благодаря малой осадке плавучие батареи оказывались весьма пригодными для военных действий на реках.
Вооружение кораблей морской артиллерией производилось из имеющихся запасов, а также за счет снятия орудий с кораблей, не входивших в действующий состав Балтийского флота. Так, например, осенью 1918 г. с крейсеров <Аврора> и <Диана>, выведенных в резерв Балтийского флота, были сняты артиллерийские установки и по указанию Народного Комиссара по военно-морским делам были отправлены в Астрахань для вооружения береговых укреплений и несамоходных крупнотоннажных барж, переоборудованных в плавучие батареи: <Яроколь>-ПБ-1, <Святополк>-ПБ-2, <Вячеслав>- ПБ-3, <Патриарх Гермоген> - ПБ-4.
Наряду с использованием демонтированных с кораблей орудий было развернуто производство артиллерийских установок на заводах Петрограда.
Судоремонт, переоборудование судов, мобилизованных для использования на создаваемых флотилиях, изготовление артиллерии, средств связи и другого вооружения явилось главной задачей кораблестроения того периода. Все это способствовало поддержанию боеспособности Красного Флота по содействию сухопутным войскам на реках, озерах и в прибрежных районах морских театров.
В годы гражданской войны и военной интервенции в интересах Красного Флота работали многие заводы в различных городах страны. В первую очередь, это были петроградские предприятия: Балтийский, Адмиралтейский, Ижор-ский, Обуховский, Радиотелеграфный заводы и Усть-Ижорская верфь. Были привлечены также заводы в Нижнем Новгороде, Саратове, Ярославле, Царицыне.
По мере развертывания военных действий в бассейнах рек Волги, Днепра, Амура и с освобождением побережья Черного, Азовского, Каспийского и Белого морей мобилизовывались промышленные предприятия во многих портовых городах.
Несмотря на принятые меры по поддержанию боеспособности Красного Флота его состояние к концу гражданской войны было крайне тяжелым. Он был ослаблен потерями. За время гражданской войны и интервенции Красный Флот потерял 416 кораблей, из них 174 боевых и 242 вспомогательных, включая 4 линейных корабля, 5 крейсеров, 41 эскадренный миноносец (15 эсминцев типа <Новик>), 21 подводную лодку.
Большое количество кораблей интервенты и белогвардейцы захватили и увели за границу, а часть затопили. Корабельный состав флота по сравнению с 1917 г. уменьшился вдвое.
Из оставшихся кораблей к концу войны лишь небольшая часть была боеспособной. Материальная часть кораблей была изношена. Возможности судоремонта в связи с общим тяжелым экономическим положением страны и отвлечением основных средств прежде всего на нужды армии были крайне ограничены. В производственных планах судостроительных заводов военное кораблестроение (в основном ремонт кораблей) занимало очень небольшой удельный вес.
Состояние советского флота в этот период заместитель председателя РВС  республики М. В. Фрунзе оценивал следующим образом: <В общем ходе революции и ... гражданской войны на долю морского флота выпали особо тяжкие удары. В результате их мы лишились большей и лучшей части его материального состава, лишились огромного большинства опытных и знающих командиров . . ., потеряли ряд морских баз и, наконец, потеряли основное ядро и рядового краснофлотского состава. В сумме все это означало, что флота у нас нет>.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz