В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги военного кораблестроения в России в начале XX столетия, следует отметить, что несмотря на успешное развитие производительных сил страны, ее экономический подъем в 1909-1913 гг., разработанные судостроительные программы в намеченные сроки полностью выполнить не удалось. Сдерживало строительство кораблей отсутствие целевого финансирования на первом этапе воссоздания флота. Отрицательно сказалась зависимость отечественного кораблестроения от импортных поставок ряда механизмов, оборудования, материалов и изделий. Негативное влияние оказала система прохождения по инстанциям верхних эшелонов власти законодательных актов о строительстве флота. В результате к началу первой мировой войны не был введен в строй ни один новый корабль, за исключением эскадренного миноносца <Новик>. И только в конце 1914 г. на Балтийском флоте вступили в строй четыре линейных корабля типа <Севастополь>, а на Черном море были сданы флоту четыре турбинных эскадренных миноносца. Дальнейшее строительство флота продолжалось в условиях войны со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Прервались технико-экономические связи с зарубежными фирмами, участвовавшими в строительстве флота. Возник дефицит металла и других материалов, применяемых в судостроении. Нарастал топливно-энергетический кризис, вызвавший дезорганизацию транспорта. Остро ощущался недостаток рабочей силы из-за призыва судостроительных специалистов на военную службу. Вследствие всего этого строительство четырех линейных крейсеров типа <Измаил> было прекращено. Вместо четырех линейных кораблей для Черного моря были построены только три. Из предусмотренных программой 53 эсминцев вступили в строй только 30. Ни один из запланированных легких крейсеров типа <Светлана> не был достроен. Подобная обстановка сложилась и в строительстве подводных лодок.
Существенное влияние на ход выполнения работ по воссозданию российского флота накануне и во время первой мировой войны оказывала организаторская деятельность высших властных структур, представительных органов власти и, прежде всего, морского министерства при формировании и финансировании кораблестроительных программ, проектировании и постройке кораблей, развитии судостроительной базы. Все эти вопросы требовали продуманных и энергичных действий, инициативных решений и добросовестного отношения к делу. К сожалению, система руководства строительством флота страдала многими пороками. В его организационные структуры монархом порой назначались на ответственные посты лица некомпетентные, которые не могли квалифицированно руководить ни составлением планов войны на море, ни созданием обоснованных программ. Вот, например, как характеризовал А. Н. Крылов одного из назначенных царем морского министра того времени - С. А. Воеводского: <К этому посту он не был подготовлен. Технику морского дела знал мало, схватить и оценить сущность дела не мог, легко поддавался наветам, верил городским слухам и сплетням. .. Он мало подходил к деловой должности морского министра, в особенности в то время, когда надо было спешно воссоздать флот>.
Однако история России знает немало примеров тому, когда достойное место в судьбе отечества занимали глубоко преданные Родине, талантливые, энергичные и честные люди. Таким человеком был адмирал Иван Константинович Григорович - последний морской министр императорского флота России. Наделенный организаторским талантом, обладающий знанием дела, высокой личной ответственностью, большой работоспособностью, отрешенный от сложившихся стереотипов в вопросах разработки судостроительных программ, порядка проектирования кораблей, работы судостроительных предприятий И. К. Григорович являлся для флота царской России руководителем нового типа. Именно ему удалось переломить первоначальное застойное течение событий по строительству нового флота и предпринять усилия по дальнейшему развитию работ в трудных условиях начавшийся войны. В короткий срок И. К. Григорович сумел наладить четкую работу всех учреждений Морского министерства. Благодаря его стараниям был разработан и утвержден ряд руководящих документов, регламентирующих работу Морского министерства, порядок проектирования кораблей, взаимоотношения с промышленностью и подготовку флотских кадров. Все это способствовало развитию военного кораблестроения и созданию нового флота, сыгравшего значительную роль в ведении боевых действий на море против германского и турецкого флотов.
При реализации судостроительных программ 1907 и 1912 гг. было освоено создание всех основных классов кораблей. Приобретен богатый опыт их проектирования, постройки, эксплуатации и боевого использования. Технический уровень этих кораблей не уступал передовым достижениям своего времени. В ряде направлений Россия внесла весомый вклад в теорию и практику мирового кораблестроения. Наиболее концентрированно полученный опыт кораблестроения, совершенствования оружия, вооружения и техники нашел отражение в создании новых кораблей: линкоров типа <Севастополь>, линейных крейсеров типа <Измаил>, легких крейсеров типа <Светлана>, эскадренных миноносцев типа <Новик>, тральщиков типа <Клюз> и подводных лодок конструкции профессора И. Г. Бубнова (конкурсный проект 1916 г.).
Эти корабли явились новой вехой в истории отечественного кораблестроения. В них получили обобщение развитие научных идей, конструкторской мысли и инженерных решений в основных направлениях строительства флота: тяжелых бронированных артиллерийских кораблей, легких надводных сил и подводных лодок.
Важно отметить, что корабли предреволюционной постройки - линкоры типа <Севастополь>, эсминцы типа <Новик> и достроенные впоследствии легкие крейсера типа <Светлана>, а также подводные лодки типов <Барс> и <АГ> составили после гражданской войны основное ядро возрожденного флота. На этих кораблях накапливался первоначальный опыт организации военно-морского строительства в молодой советской республике. Эти корабли послужили связующим звеном в историческом процессе развития отечественного флота между двумя его этапами - российским флотом времен первой мировой войны и становлением нового послереволюционного флота.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz