В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

ПРОТИВОМИННЫЕ КОРАБЛИ

Опыт применения минного оружия в русско-японской войне и перспективы его развития в вооруженной борьбе на море привели к необходимости разработки эффективных мер борьбы с минной опасностью.
На первых порах в качестве средств борьбы с минами использовали переоборудованные для этих целей различного назначения так называемые <портовые суда>, имевшие небольшие размеры, малую осадку и легко управляемые. В период русско-японской войны траление производилось в пределах рейдов и гаваней, но интересы обеспечения боевой деятельности флота требовали создания трального прикрытия и на переходе морем. Для выполнения таких задач переоборудованные в тральщики суда оказались малопригодными. Поэтому в судостроительную программу 1907 г. включили и в декабре 1909 г. на Ижорском заводе заложили первые в мире тральщики специальной постройки <Минреп> и <ВЗРЫВ>_
Морской Технический комитет разработал тактико-технические требования к тралящим кораблям. Их назначение состояло в постановке и тралении мин, буксировке и откачке воды с других судов, тушении пожаров, способности двигаться в тонком льду. Тральщики должны были быть мореходными, хорошо держаться в море в свежую погоду. Для лучшего обеспечения плавучести и живучести их стальные корпуса должны были обладать достаточной прочностью и надежностью, водонепроницаемых отсеков планировали не менее восьми. Сохранение непотопляемости требовалось обеспечить при затоплении двух отсеков из любых трех концевых или одного из двух средних. Для необходимой управляемости при маневрировании на минном поле и получения должной буксировочной тяги предусматривалась двухвальная, достаточно мощная паросиловая установка. В техническом задании указывался запас топлива и питательной воды для котлов на двое суток полного хода. В разме-рениях корпуса ограничивалась лишь осадка - 1;83 м в районе винтов.
Тральщики типа <Минреп> имели двухвальную паросиловую установку с двумя паровыми машинами двойного расширения общей мощностью 400 л. с. и два водотрубных котла типа Ярроу угольного отопления с давлением пара 11,2 кгс/см2. Полная скорость на испытаниях была 11,5 уз. Дальность плавания 320 миль. Машина и котлы размещались в изолированных отсеках. Внутренний объем корпуса был разделен восьмью водонепроницаемыми поперечными переборками. Корпус имел следующие размеры: длина наибольшая - 45,1 м, ширина-6,1 м, осадка кормой- 1,9 м. Полное водоизмещение корабля составляло 150 т. Тральщик был вооружен одним 57-м орудием, пулеметом калибра 7,62 мм, тралами Шульца, змейковым и катерным. Тральщик мог принимать на борт в перегрузку до 40 якорных мин. Строящиеся на Ижорском заводе тральщики <Минреп> и <Взрыв> вступили в строй в 1911 г., а через год были построены еще три тря.л^шикя - ^Зяд^ц^_^Дроводник:1>_ил;^^йУ
Опыт первых месяцев боевых действий показал, что тральщики обладают хорошей мореходностью, легко выдерживают бортовую и килевую качки, удобны в управлеении; в то же время недостаточно тяговых усилий развивала механическая установка, ограничивавшая скорость траления; малым являлся и район плавания.
Зимой 1915-1916 гг. в Петрограде на Путиловской верфи и в Финляндии на верфи <Альмстрем> началась закладка тральщиков типа <Клюз^. представляющих собой доработанный и значительно улучшенный вариант <Мин-репа>. Морское ведомство заказало сразу 11 таких кораблей/Первые из них (<Ударник> и <Защитник> постройки Путиловской верфи) вступили в состав флота 14 июля, а <Клюз> (строившийся на верфи <Альмстрем>) в ноябре 1917 г. На тральщиках типа <Клюз> мощность энергетической установки была доведена до 550 л. с. Было установлено по две паровые машины тройного расширения. Увеличены скорость полного хода до 13,5 уз и дальность плавания до 400 миль. Усилено артиллерийское вооружение размещением на тральщике двух 75-мм орудий. Полное водоизмещение корабля выросло до 190 т. При сохранении прежней длины 45,0 м была снижена осадка до 1,7 м за счет приполнения ширины на 0,2 м.
В связи с напряженной минной обстановкой на Балтийском море, сложившейся к осени 1914 г., потребовалось увеличить количество тралящих кораблей. Для наращивания сил противоминной обороны в ходе постройки тральщиков типа <Минреп> и его улучшенной модификации типа <Клюз> была предпринята попытка ускоренного создания тральщиков на базе проекта речных канонерских лодок типа <Бурят>, построенных в 1907 г. в Сормово для. Амурской флотилии. С <них снимали паровые машины, котлы, валопроводы и другие механизмы, в результате чего тральщики начали вступать в строй уже в апреле 1916 г.
Исходя из лимита отведенных средств на постройку тральщиков по программе 1907 г. было заказано только четыре корабля-два Путиловской верфи в Петрограде и два Русско-Балтийскому заводу в Ревеле.
В техническом задании на постройку новых тральщиков основное требование предъявлялось к малой осадке, которая не должна была превышать 0,91 м. Плоскодонный корпус речной канонерской лодки типа <Бурят> имел осадку 0,7 м. При проектировании тральщика для плавания в морских условиях требовалось изменить плоскодонные образования корпуса канлодки с приданием им необходимой килеватости, не выходя за пределы заданной для тральщика осадки. Это было достигнуто увеличением отношения длины корпуса к ширине до 7,8 для тральщика против 6,3 у канонерской лодки. В итоге главные размерения тральщика составили: длина наибольшая 53 м, ширина 6,6 м, средняя осадка 0,99 м. Корпус был разделен на водонепроницаемые отсеки десятью поперечными переборками. В качестве двигателей были установлены две паровые машины <Компаунд>, которые на испытаниях дали общую мощность около 550 л. с. Два водотрубных паровых котла типа Ярроу угольного отопления имели рабочее давление пара 13,5 кгс/см2. Артиллерийское вооружение включало в себя 75-мм орудие, установленное в носовой части тральщика, и два 7,62-мм пулемета на носовом мостике. Тральное вооружение состояло из тралов Шульца, щитового морского змейкового и носового змейкового (фор-трал). В перегрузку тральщик мог принимать 50- 60 мин образца 1908 или 1912 гг. Водоизмещение корабля составило 248 т.
Постройка двух тральщиков <Капсюль> и <Груз> на Путиловской верфи завершилась в марте 1916 г. На испытаниях скорость полного хода тральщиков составила 9,4 уз. Аналогичные показатели были получены в Ревеле при испытании тральщиков <Щит> и <Крамбол>.
Опыт боевого использования тральщиков типа <Капсюль> показал, что малая осадка и большая парусность ставили их в большую зависимость от погодных условий; даже при относительно слабом ветре тральщики дрейфовали, теряя устойчивость на курсе траления. Попытка сочетать в одном корабле боевые возможности относительно крупного базового тральщика с малой осадкой катерного оказалась неудачной. Низкая скорость с тралом (6-7 уз) и малая дальность плавания (450 миль) не позволили широко использовать их для действий в операционной зоне противника или в удаленных от баз районах.
В целом создание первых в мире тральщиков специальной постройки сделало Российский флот первопроходцем в выработке и развитии тактики борьбы с минным оружием. Тактико-технические элементы тральщиков специальной постройки в России после русско-японской войны приведены в табл. 2.
В России строили также другие надводные боевые корабли и суда флота.
В 1907 г. на Балтийском заводе были заложены восемь башенных канонерских лодок (речные монитрров)_водоизмещением по 946 г.. Главные раз-мерения корпуса составляли: длина наибольшая 70,9 м, ширина 12,8 м и осадка средняя 1,4 м. Канонерские лодки были вооружены двумя орудиями калибра 152 мм, четырьмя орудиями калибра 120 мм. Орудия размещались в башенных установках с броней толщиной 114 мм. Броневой пояс борта корпуса корабля был толщиной также 114 мм. Механическая установка четырехвальная с четырьмя дизелями по 250 л. с. на вал. Проектная скорость полного хода кан-лодки 11,0 уз. Дальность плавания с наибольшим запасом топлива 127 т до 3000 миль. В 1910 г. при формировании Амурской флотилии их в разобранном виде перевозили на Дальний Восток. С этих канонерских лодок пришлось снимать в 1914-1918 гг. дизели для строившихся новых подводных лодок.
В 1909-1910 гг. вступили в строй построенные на Балтийском заводе _MJIH-ные заградители_<Аму^>_и <Енисей>. Полное водоизмещение этих кораблей составляло 2926 т. Длина корпуса наибольшая 91,4 м, ширина 14,0 м и осадка средняя 4,4 м. Минные заградители были рассчитаны на прием 324 мин. Артиллерийское вооружение состояло из пяти орудий калибра 120 мм, двух зенитных установок калибра 75 мм и восьми пулеметов калибра 7,6 мм. Главная энергетическая система корабля двухвальная с двумя паровыми поршневыми вертикальными машинами тройного расширения общей мощностью 4700 л. с., паду-чающими пар от 12 котлов. Скорость полного хода 17 уз. Дальность плавания наибольшая 3200 миль.
В 1910 г. Адмиралтейский завод закончил постройку заложенных в 1908 г, первых в мире надводных кораблей с двигателями внутреннего сгорания - канонерскихлрдок <Каре> и <Ардаган>. На них было установлено по два "реверсивных дизеля мощностью по 500 л. с. Корабли имели наибольшее водоизмещение 623 т. Главные размерения корпуса составляли: длина наибольшая 61,0 м, ширина 8,5 м, осадка средняя 2,4 м. Скорость полного хода канлодок 14 уз. Дальность плавания при наибольшем запасе топлива 2500 миль. Канлодки были вооружены двумя орудиями калибра 120 мм, четырьмя зенитными установками калибра 75 мм и четырьмя пулеметами калибра 7,6 мм. В 1911 г. эти корабли были переведены на Каспийское море и вошли в состав Каспийской военной флотилии.
В 1915 г. вступило в строй заложенное в 1912 г. спасательное судно-теплоход <Волхов> (после Октябрьской революции - <Коммуна>) водоизмещением 2400 т, предназначавшееся для подъема подводных лодок массой до 1000 т с глубины до 50 м. Оно стало последним судном старой Путиловской __верфи.
ГВ 1916 г. в Николаеве на заводе <Руссуд> построено 50 самоходных десантных барж водоизмещением по 255 т, рассчитанных на 800 десантников.
Механическая установка включала два двигателя внутреннего сгорания шведской фирмы <Болиндер> мощностью 50 л. с., что позволяло развивать скорость около 5,5 уз. Баржи получили неофициальное название - <болин-деры>.
Кроме этого заводу <Руссуд> было заказано построить 30 десантных судов. Эти суда имели водоизмещение 1050 т J механическую установку, состоящую из двух паровых машин мощностью 600 л. с. и огнетрубных паровых котлов. Энергетическая установка обеспечивала скорость около 10 уз. Прототипом десантных судов послужили азовские шхуны. По названию одной из этих шхун построенные десантные суда стали именоваться <эльпидифорами>. Всего было построено три судна, а остальные четыре достраивались в советское время.
И все же на российских верфях мало строили кораблей специального назначения и вспомогательных судов. Считалось, что при необходимости эти группы кораблей и судов могут быть пополнены за счет соответствующего переоборудования судов торгового флота.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz