В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ "НОВИК"

Наиболее широко было развернуто строительство нового класса кораблей - эскадренных миноносцев. По замыслу Морского Генерального штаба эскадренные миноносцы предназначались для нанесения по противнику мощных торпедных ударов в составе дивизиона однотипных кораблей при плавании с эскадрой, а также для постановки активных минных заграждений и одиночных действий в море. Такой корабль должен был иметь весьма высокую по тому времени скорость - 35 уз. При относительно небольшом водоизмещении эсминец предполагалось оснастить сильным торпедно-артиллерийским вооружением. Его мореходные качества позволяли выполнять боевые задачи в открытом море. Предъявлялись повышенные требования по живучести и непотопляемости корабля. Он должен был сохранять плавучесть при затоплении двух смежных отсеков. Создание эскадренного миноносца с заданными характеристиками могло быть осуществлено на более совершенном техническом уровне по сравнению с кораблями предшествующей постройки. Так, для достижения высокой скорости требовалась энергетическая установка большой мощности, малогабаритная, экономичная, с малыми удельными массами. Этим требованиям могла удовлетворять паросиловая установка с турбинными двигателями, водотрубными котлами с большой нагревательной поверхностью и работающими на жидком топливе (нефти). Усиление торпедного вооружения производилось заменой ранее применявшихся неподвижных однотрубных аппаратов с торпедами 381-мм калибра на вновь созданные палубные многотрубные на вращающемся основании аппараты с торпедами увеличенного калибра до 450 мм и массой боевого заряда 100 кг. Артиллерийское вооружение усиливалось за счет установки новых образцов скорострельных орудий 102-мм калибра с унитарными патронами.
Размещение на эскадренном миноносце энергетической установки большой мощности и сильного торпедно-артиллерийского вооружения было сопряжено с увеличением масс этих статей нагрузки. Для сохранения заданного ограничения водоизмещения необходимо было уменьшить массу корпусных конструкций. Сделать это было не просто, так как из условия обеспечения высокой скорости требовалось придать корпусу форму обводов с большим отношением длины корабля к ширине. Это, в свою очередь, предъявляло очень жесткие требования к продольной прочности корпуса, удовлетворить которые нельзя было усилением продольных связей за счет утолщения деталей набора, что привело бы к увеличению массы корпуса. Задача была решена новым методом рационального конструирования с использованием продольной системы набора и судостроительной стали высокой прочности.
Определение элементов нового эскадренного миноносца начали еще в 1907 г. В течение 1908 г. Морским министерством разрабатывались варианты технических условий на проектирование, в 1909 г. были проведены конкурсы на разработку эскизного проекта корабля, в том числе конкурс, объявленный Особым Комитетом по усилению флота на добровольные пожертвования. Лучшим был признан эскизный проект Путиловского завода, с которым и был заключен договор на проектирование и постройку корабля.
В 1910 г. на стапеле Путиловской верфи состоялась закладка головного эскадренного миноносца, получившего перед включением его в список судов русского флота в 1911 г. название <Новик>. С 1 мая 1912 г. начались его приемные испытания. В процессе проектирования корабля успешно были решены основные вопросы технического задания. Эскадренный миноносец получил сильное торпедное и артиллерийское вооружение. В состав торпедного вооружения входили четыре двухтрубных торпедных аппарата с восьмью торпедами калибра 450 мм, которые хранились в аппаратах. Аппараты размещались в диаметральной плоскости корабля между дымовыми трубами. Поворотное основание аппаратов позволяло вести торпедную стрельбу на оба борта.
Артиллерийское вооружение состояло из четырех 102-мм орудий и двух переносных пулеметов системы <Максим>. За счет большой длины ствола, равной 60 калибрам, пушки обладали хорошими баллистическими характеристиками. Орудия размещались в диаметральной плоскости: одно - на полубаке и три - в корме на специальных барбетах.
Корабль мог принимать на борт 60 гальваноударных якорных мин. Машинно-котельная установка состояла из трех турбин общей мощностью 40 000 л. с. и шести водотрубных котлов, из которых пять имели паропроизво-дительность по 50 т/ч и один - 40 т/ч. Первоначально установленные котлы пришлось в 1913 г. менять на заводе-изготовителе в Штеттине, так как они не обеспечили требуемую скорость. Взамен были поставлены котлы паро-производительностью на 15 % выше, чем у прежних.
При проектировании была успешно решена задача размещения на корабле сильного торпедно-артиллерийского вооружения и мощной энергетической установки при относительно небольшом водоизмещении-около 1300 т. Как отмечалось, это удалось сделать за счет уменьшения массы корпуса. Продольная система набора и применение судостроительной стали повышенного сопротивления надежно гарантировали прочность корпуса, а система отсеков, разделенных водонепроницаемыми переборками, - высокую непотопляемость корабля. Общее расположение помещений оказалось весьма удачным. Оно было принято и на последующих кораблях этого типа. Наличие высокого полубака способствовало повышению мореходности.
27 августа 1913 г. при испытании механизмов на полную мощность в течение шести часов корабль развил небывалую среднюю скорость 36,86 уз и максимальную на галсе-37,15 уз*. Средняя мощность главных турбин составляла 41 910 л. с. <Новик> вступил в строй 4 сентября 1913 г.
Создание эскадренного миноносца <Новик> явилось одной из ярких страниц в истории отечественного военного кораблестроения. В результате русский флот получил корабли, которые по своим боевым возможностям значительно превосходили не только своих непосредственных предшественников, но и корабли этого класса иностранных флотов.
На основе опыта создания эскадренного миноносца <Новик> предстояло осуществить строительство крупных серий этих кораблей для Черного и Балтийского морей. Опыт эксплуатации техники и боевого использования <Новика> явился ценным материалом при разработке проектов и постройке последующих серий эскадренных миноносцев этого типа. Анализ ходовых качеств эсминца <Новик> показал, что при плавании под двумя турбинами с использованием их полной мощности его скорость составляет 35 уз, т. е. всего на 2,3 уз меньше скорости полного хода под тремя турбинами. Это обстоятельство послужило основанием для упрощения в дальнейшем энергетики корабля путем замены трехвальной турбинной установки на двухвальную. При этом представилась возможность высвободить часть водоизмещения для усиления вооружения корабля.
В процессе ведения боевых действий выявился недостаток торпедных аппаратов с пороховыми зарядами. При проведении ночных атак они демаскировали корабль. Впоследствии двойные торпедные аппараты с пороховым зарядом были заменены тройными с пневматической стрельбой, с одновременным увеличением количества торпед на корабле с 8 до 9-12. Возросло и количество принимаемых на борт якорных мин с 60 до 80. Введены были усовершенствования в системы управления артиллерийской и торпедной стрельбой и ряд других улучшений техники, оружия и корабельных конструкций.
Таким образом, серийная постройка эскадренных миноносцев типа <Новик> осуществлялась по измененному по сравнению с головным кораблем проекту. Однако и этот проект не был единым для всех строившихся кораблей. Было разработано несколько модификаций, которые различались в зависимости от принадлежности к заводу-строителю и времени вступления в строй. Дело в том, что существенное влияние на тактико-технические характеристики корабля оказывали возможности поставок главных механизмов (турбин и котлов) из-за границы, а также освоение их производства на отечественных заводах.
Все модификации проектов эсминцев серийной постройки имели двухвальную механическую установку, при этом суммарная мощность турбин кораблей в первые годы постройки составляла 25 000 л. с., в последующие годы строительства мощность устанавливаемых на корабли турбин достигала 32 700 л. с. Соответственно этому увеличилась и скорость эсминцев. Для ко- ' раблей с турбинами мощностью 25000 л. с. скорость составляла 30-31 уз (1914-1915 гг. постройки), а на кораблях последующих лет вступления в строй, с более мощными механизмами скорость полного хода была в пределах 34-35 уз. Неодинаковым было на кораблях разных модификаций и количество артиллерийских орудий 102-мм калибра, от трех до пяти. Корабли разных модификаций отличались и по внешнему виду, так как дымовые трубы были нескольких конфигураций.
Эскадренные миноносцы типа <Новик> строились для Черного и Балтийского морей. Для одновременной постройки были привлечены заводы: Металлический, Путиловский и Невский в Петрограде; <Наваль> и <Руссуд> в Николаеве; Херсонский завод; Русско-Балтийский завод и завод Беккера в Ре-веле, Мюльграбенская верфь в Риге.
Всего в течение 1913-1917 гг. на Балтийском море вступило в строй 17 новых эсминцев (недостроено 20), на Черном море - 14 (недостроено 3).

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz