В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

ЛЕГКИЕ КРЕЙСЕРА "СВЕТЛАНА"

В том же 1913 г., одновременно с началом строительства линейных крейсеров, была заложена серия из шести легких крейсеров, получивших названия: <Светлана>, <Адмирал Грейг>, <Адмирал Бутаков>, <Адмирал Спиридов>, <Адмирал Лазарев> и <Адмирил Нахимов>. Их строили на новой верфи Ревельского Русско-Балтийского судостроительного завода, на Путилов-ской верфи в Петербурге и в Николаеве (два последних из названных крейсеров). Легким крейсерам ставилась задача разведчиков при эскадре, несение дозорной службы, охрана эскадры от атак миноносцев противника и поддержки боевых действий своих миноносцев. Дополнительными функциями легких крейсеров являлись постановка минных заграждений в неприятельских водах и набеговые операции на базы противника.
Исходя из поставленных задач боевое использование легких крейсеров требовало усиленного развития таких элементов характеристики корабля, как скорость и дальность плавания, в ущерб артиллерийскому вооружению и бронированию. Состав артиллерии ограничивался способностью противодействовать эсминцам и аналогичного типа легким крейсерам противника. Расположение орудий главного калибра должно было отвечать требованиям сосредоточения наиболее сильного огня на носовых и кормовых курсовых углах. '
Основные тактико-технические характеристики по первоначально утвержденному проекту указаны в табл. 1. Однако последующая доработка проектов легких крейсеров на заводах в Ревеле и Николаеве привела к изменению их основных элементов. Крейсера <Адмирал Нихимов> и <Адмирал Лазарев>, строившиеся в Николаеве для Черного моря, имели нормальное водоизмещение 7600 т, главные размерения были равны: длина наибольшая 163,3 м, ширина наибольшая 15,71 м, осадка 5,58 м.
Крейсер <Светлана> постройки Ревельского завода, предполагавшийся для Балтийского моря, имел нормальное водоизмещение 6800 т, при этом его главные размерения составляли: длина наибольшая 158,40 м, ширина наибольшая 15,30 м, осадка 5,58 м.
Силуэты черноморских и балтийских крейсеров различались незначительно, бронирование предусматривалось одинаковым, состав вооружения также был идентичным.
Крейсера имели баковую надстройку, простирающуюся в корму на 1/3 длины корпуса, кормовую надстройку, три слегка наклонные трубы, две мачты и сравнительно низкий надводный борт.
Артиллерия главного калибра крейсера по способу защиты и расположению была казематно-палубной. Шесть орудий размещались в казематах, четыре в носовой части (в баковой надстройке) и два в корме (в кормовой надстройке). Палубные орудия имели противоосколочные броневые щиты и устанавливались по борту на носовой и кормовой надстройках (четыре орудия) и непосредственно на верхней палубе в средней части корабля (четыре орудия на спонсонах). Одно орудие размещалось на баке перед боевой рубкой.
В качестве зенитной артиллерии на корабле устанавливались четыре проти-воаэропланных пушки калибром 63 мм.
Минно-торпедное вооружение крейсера включало в себя два подводных траверзных минных аппарата и устройство для приема на борт 100 мин заграждения.
В основу защиты корабля был положен принцип неуязвимости от попадания снарядов и осколков артиллерии его главных противников - эскадренных миноносцев и подобных же легких крейсеров. Для этого борт имел двухъярусную защиту. Верхний ярус толщиной 25 мм имел высоту 2,25 м и простирался по всей длине корабля, охватывая борт от верхней до нижней палубы. Главный броневой пояс толщиной 75 мм размещался ниже и тоже простирался почти по всей длине корабля. Этот пояс высотой 2,1 м и защищал жизненно важные центры корабля - котельные и машинные отделения и заканчивался в корме броневым траверзом толщиной 50 мм. Нижняя часть главного броневого пояса опускалась ниже ватерлинии на 1,2 м. Настил нижней и верней палуб был толщиной 20 мм. Боевая рубка состояла из двух ярусов и имела вертикальные стены из 75-мм брони и крышу толщиной 50 мм.
Непотопляемость крейсера обеспечивалась делением корпуса на отсеки водонепроницаемыми продольными и поперечными переборками, устройством второго дна, размещением энергетической установки в семи котельных и четырех турбинных водонепроницаемых отсеках. Предусматривалась система водоотливных средств в составе 13 центробежных насосов производительностью 300 т/ч каждый.
Энергетические установки крейсеров различались типами котлов и турбин, мощностью механизмов и количеством котлов. Котельная установка черноморских крейсеров состояла из 14 котлов типа Ярроу, часть из которых имела смешанное угольно-нефтяное отопление. Котлы размещались в семи котельных отделениях по два в каждом. Главные механизмы крейсеров состояли из четырех паровых турбин системы Парсонса, работавших на четыре гребные вала. Турбины размещались в двух носовых и двух кормовых машинных отделениях. Носовые турбины работали на бортовые валы, а кормовые - на средние валы. Мощность турбинной установки составляла 55 000 л. с. при возможности форсировки до 60 000 л. с.
На крейсере <Светлана> постройки Ревельского завода предполагалось установить четыре универсальных (угольно-нефтяных) и десять нефтяных котлов типа Ярроу-Вулкан. Главные механизмы крейсера состояли из четырех паровых турбин системы Кэртис-АЭГ-Вулкан общей мощностью 50 000 л. с. Энергетическая установка на черноморских и балтийских крейсерах должна была обеспечить скорость полного хода при нормальном водоизмещении 29,5 уз. Все шесть легких крейсеров не были достроены и в разной степени готовности после революции 1917 г. оставались на заводах в Николаеве и Петрограде.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz