В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

ЛИНЕЙНЫЕ КРЕЙСЕРА "ИЗМАИЛ"

Наряду с постройкой линейных кораблей Россия накануне первой мировой войны приступила к созданию линейных крейсеров.
На основании опыта русско-японской войны и, в частности. Цусимского сражения, выявилась необходимость в крупных артиллерийских кораблях, близких по своим тактико-техническим характеристикам к линейным кораблям. Такие корабли, составившие класс <линейных крейсеров>, должны были выполнять оперативно-тактические задачи и совместно с линейными кораблями участвовать в эскадренном бою, тем самым способствуя успеху главных сил флота - линейных кораблей. По количеству орудий и их калибру линейные крейсера не должны были отличаться от линейных кораблей, в скорости же для обеспечения необходимого маневра должны были превосходить.
После русско-японской войны первыми начали строить линейные крейсера Англия и Германия. Их корабли этого класса принимали участие уже в первой мировой войне.
Началом работ по созданию линейных крейсеров для русского флота послужило розданное 26 августа 1911 г. Морским министерством задание шести русским и семнадцати наиболее известным иностранным судостроительным фирмам с предложением о разработке и представлении на конкурс эскизных проектов линейных крейсеров.
При рассмотрении Техническим Советом Главного Управления Кораблестроения присланных фирмами на конкурс предложений лучшим был признан вариант крейсера по эскизному проекту Адмиралтейского завода. Окончательная доработка эскизного проекта линейного крейсера была поручена Адмиралтейскому и Балтийскому заводам и этим же заводам был выдан заказ на постройку кораблей.
В 1913 г. были заложены четыре линейных крейсера: <Измаил>, <Кинбурн> - на Балтийском заводе, <Бородино> и <Наварин> - на Адмиралтейском. По ряду своих тактико-технических элементов линейные крейсера превосходили линкоры типа <Севастополь>. Их водоизмещение по проекту составляло 32 500 т. Общая проектная мощность четырехвальной энергетической установки достигала 66 000 л. с., а при форсировке - до 70 000 л. с., что соответствовало скоростям 26,5 (полная) и 28 уз (наибольшая). Турбины высокого давления соединялись с бортовыми валами, низкого - со средними валами и были размещены в машинном отделении, разделенном переборкой вдиаметральной плоскости. Турбины высокого давления - активно-реактивного и турбины низкого давления - реактивного типов существенно не отличались по конструкции от примененных на линкоре типа <Севастополь>.
Необходимую паропроизводительность (рабочее давление 17 кгс/см2) обеспечивали две группы водотрубных котлов треугольного типа системы Ярроу: носовая (три отделения с тремя котлами нефтяного отопления) и кормовая" (четыре отделения по четыре котла смешанного, т. е. нефтяного и угольного отопления).
Для обеспечения потребителей электроэнергией предназначались шесть турбо- и два дизель-генератора мощностью по 320 кВт, установленных в четырех автономных электростанциях.
В конструкции корпуса особое внимание уделялось обеспечению продольной прочности. В пределах двойного дна основная роль отводилась водонепроницаемой килевой балке коробчатого сечения. Вертикальные стенки балки в оконечностях сходились, образуя плоский вертикальный киль, склепанный с цельнолитыми штевнями. Стрингеры в пределах двойного дна набирались из неразрезных листов. Поперечный набор корпуса состоял из шпангоутов (длина шпации 1,2 м) и бимсов различной конструкции. На всем протяжении двойного дна располагались трюмные продольные переборки.
Внутренний объем корпуса разделялся 25 главными поперечными переборками от внутреннего дна до верхней палубы. Крейсер имел три непрерывные водонепроницаемые палубы (верхняя, средняя и нижняя), полубак и по две платформы.
Главный броневой пояс состоял из плит цементированной стали толщиной 237,5 мм, располагавшихся по высоте от средней палубы до 1,6 м ниже главной ватерлинии. В оконечностях толщина плит уменьшалась до 125 мм. Верхний пояс (между средней и верхней палубами) имел толщину 75 и 100 мм, бортовая броня полубака - 100 мм. Плиты главного броневого пояса крепились между собой специальными шпонками, а к бортам - гужонами, что создавало высокую прочность соединения. Вертикальный носовой и наклонный кормовой броневые траверзы имели толщину 100 мм.
Толщина брони вращающихся частей башен составляла 300 (стенки) и 200 (крыша) мм. Вертикальная броня боевой рубки имела толщину 300 (основание) и 400 (выше верхней палубы), крыша-250 мм.
Настилы средней палубы полностью, а полубака частично были выполнены из броневой стали толщиной 50 мм, верхней палубы - 37,5 мм.
В качестве конструктивных мер обеспечения живучести на крейсерах предусматривалась разветвленная водоотливная система, включающая 16 гидротурбин производительностью по 500 м^/ч, действующих от кольцевой напорно-пожарной магистрали с двумя центробежными турбонасосами и одиннадцатью поршневыми трюмно-пожарными помпами (производительностью 230 и 75 ^лз/ч соответственно).
Для улучшения управляемости были предложены два руля - большой и малый, каждый из которых перекладывался любым из двух независимых электроприводов.
Основное артиллерийское вооружение состояло из 12 356-мм орудий главного калибра, расположенных в четырех трехорудийных башнях, 24 130-мм орудий противоминной артиллерии, расположенных в казематах и 4 63-мм зенитных орудий, установленных на полубаке и верхней палубе.
Для повышения мореходности линейные крейсера задумывались не гладко-палубными, как линкоры, а имели полубак, под палубой которого размещалась часть противоминной артиллерии, что значительно повышало возможность ее использования в свежую погоду.
Погреба боезапаса оборудовались системами: затопления (через кингстоны), орошения (от пожарной магистрали), осушения, вентиляции и аэрорефри-жерации; пять рефрижераторных машин давали возможность поддерживать температуру в погребах не выше +25 °С.
Торпедное вооружение включало 6 подводных траверзных торпедных аппаратов воздушной стрельбы (18 торпед образца 1912 г.) диаметром 450 мм, размещавшихся на нижней платформе (ось труб аппаратов находилась ниже ватерлинии на 3 м).
К постройке линейных крейсеров, кроме Адмиралтейского и Балтийского заводов, было привлечено много русских и иностранных предприятий. Так, например, броневые плиты изготавливались на Ижорском и Мариупольском заводах, башни главного калибра - Металлическим, Обуховским, Николаевским и Путиловским заводами. Изготовление орудий было поручено Ижор-скому заводу. Заказы на поставку главных и вспомогательных механизмов были выданы Франко-Русскому и Балтийскому заводам, при этом детали роторов турбин и крупное стальное литье заказывалось в Англии, а гребные валы- в Германии.
Уже в начале 1914 г., сразу после закладки, в работах по постройке крейсеров наметилось отставание от запланированных сроков. Сказывались нехватка рабочей силы, опоздания поставок как русских, так и иностранных контрагентов, вносились в ходе постройки изменения чертежей. С началом войны обстановка вокруг строительства крейсеров резко ухудшилась. В результате по состоянию на 15 апреля 1917 г. готовность линейных крейсеров <Измаил>, <Бородино>, <Кинбурн> и <Наварин> составляла соответственно: по корпусу, системам и устройствам - 65, 57, 52 и 50 %, по бронированию - 36, 13, 5, 2 %, по механизмам -156, 40, 22, 26 и 5 %, по котлам - 66, 38, 7 и 12 %.
Таким образом, постройка этих кораблей не была закончена и уже в советское время их корпуса были разобраны.
Создание линейных крейсеров типа <Измаил> явилось важным этапом развития отечественного кораблестроения. При проектировании и строительстве этих кораблей внесен крупный вклад в теорию и практику военного кораблестроения.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz