В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ "СЕВАСТОПОЛЬ"

Обновление флота в первую очередь связывалось с главной ударной силой тех лет - с линейными кораблями, постепенно сменявшими эскадренные броненосцы.
В 1908 г. Морским министерством России был объявлен международный конкурс на проект линейного корабля по разработанным министерством техническим условиям. Эти условия определяли артиллерийское и минное вооружение, бронирование, водоизмещение, скорость корабля и содержали ряд других основных требований. В документах указывалось, что линейные корабли предназначаются для оборонительных действий в пределах Балтийского моря и, в частности, для защиты столицы с морского направления, с другой стороны, - линкоры должны были являться морской силой, способной обеспечить интересы России и на океанских просторах.
Двойственность подхода отражалась на инженерных решениях, которые закладывались в проекты кораблей. Для Балтийского моря и тем более для Финского залива оптимальным мог быть гладкопалубный относительно низкобортный линейный корабль с противоминной артиллерией, расположенной в бортовых казематах, с носовым образованием ледокольного типа. Необязательной для корабля закрытого моря являлась большая дальность плавания. Но такие технические решения не отвечали условиям плавания в океане. Поэтому в проектных решениях, в частности, изыскивались меры по повышению экономичности энергетических установок для обеспечения большой дальности плавания.-Например, предлагались смешанная дизель-паротурбинная установка с дальностью плавания корабля 18 000 миль, а также применение турбин экономического хода.
Необходимость в международном конкурсе в известной мере вызывалась требованием применения паровых турбинных механизмов, которые в России еще не строились. Приглашение к участию в конкурсе послали 26 русским, французским, итальянским, английским, германским, американским заводам и одному австрийскому. Поступило 18 предложений, составляющих по числу вариантов 51 эскизный проект корабля. В результате остановились на русском проекте Балтийского завода. В этом варианте впервые в мире корпус корабля проектировали с применением нового метода расчета прочности, предложенного И. Г. Бубновым. По проекту Балтийского завода в 1909 г. на этом же заводе были заложены линейные корабли <Севастополь> и <Петропавловск>, на Адмиралтейском заводе - <Полтава> и <Гангут>. Все четыре корабля вступили строй в 1914 г.
Наряду с постройкой линейных кораблей в Петербурге, в 1911 г. на Николаевской верфи для Черного моря были заложены еще три линейных корaбля "Императрица Мария", "Император Александр II" и "Екатерина II" Эти корабли в основном были однотипны с балтийскими, но примерно при одинаковом водоизмещении имели меньшие длину, мощность и скорость. В то же время вместо 16 120-мм орудий их противоминная артиллерия состояла из 20 130-мм орудий. Схема бронирования в целом была такой же, как и на балтийских линкорах, но толщину бортовой и палубной брони несколько увеличили; для усиления противоторпедной защиты была добавлена броневая бортовая вертикальная переборка. Все три корабля вступили в строй в 1915-1917 гг.
В 1914 г. в Николаеве был заложен четвертый линейный корабле- <Император Николай I>. Его вооружение оставалось таким же, как и у первых трех. Что касается бронирования, то оно было значительно усилено. Если на линкоре <Екатерина II> вся броня весила 7036 т, то на четвертом черноморском корабле масса ее составляла 9417 т. В частности, средняя палуба была утолщена до 63 мм, нижняя до 25 мм, переборка между ними до 75 мм. Были увеличены и главные размерения корабля; его водоизмещение выросло до 27600 т. В 1916 г. корабль был спущен, но не достроен и в 1919 г. разобран. Основные данные о линейных кораблях приведены в табл. 1.
Следует отметить некоторые особенности и технические решения, принятые в проектах новых русских линейных кораблей.
Так, по огневой мощи они выгодно отличались от линкоров, строившихся за границей. В частности, они превосходили английский <Дредноут> в артиллерийском вооружении. С точки зрения тактики линейное расположение главного калибра было выгоднее линейно-ромбического на <Дредноуте>. В этом отношении удачно была размещена и противоминная артиллерия, в то же время ее низкое расположение в казематах затрудняло использование этого калибра в штормовую погоду.
Определенную новизну представляли трехорудийные башни главного калибра с раздельным вертикальным наведением орудий, а также расположение погребов боезапаса непосредственно под самой башней, что сокращало пути и упрощало механизмы подачи боезапаса.
Сплошное бронирование надводного борта и палуб было рассчитано на защиту от действия как бронебойных, так и фугасных снарядов. Этому способствовало наличие продольной броневой переборки с внутренней стороны казематов противоминной артиллерии и поперечных броневых переборок между орудиями.
Толщина главного броневого пояса в районе цитадели составляла 225 мм . (в оконечностях уменьшалась до 125 мм). Верхний броневой пояс простирался на всю длину корабля. В районе между первой и четвертой башнями он имел толщину 125 мм, а носовой оконечности-75 мм. Плиты главного броневого пояса размещали на прочном контуре, связанном с общей системой набора корпуса, нижней частью их устанавливали на специальном шельфе, воспринимающем нагрузку броневого пояса. Одноярусное (вертикальное) расположение броневых плит, а также их надежное крепление уменьшили вероятность отрыва и разворота при попадании снарядов. Это являлось важным условием для предотвращения разрушений борта от воздействия мощных взрывов фугасных снарядов. Такие разрушения могли привести к гибели корабля от потери плавучести.
Главной броневой палубой являлась верхняя, покрытая броневыми листами толщиной 37,5 мм. Средняя броневая палуба была толщиной 25 мм, нижняя - 12 мм.
На линкоре <Екатерина II> по-новому монтировалась бортовая броня. Для увеличения высоты броневого пояса и достижения большей его монолитности плиты располагались длинными сторонами вертикально (раньше делалось наоборот); стыки плит соединялись клиновидными шпонками, забивавшимися сверху в шпунтовые пазы, сделанные в прилегающих кромках плит; ранее применявшиеся для прокладки позади брони толстые деревянные брусья для удобства пригонки плит были заменены досками.
Энергетика новых линейных кораблей резко отличалась от той, которой оснащались броненосцы - предшественники линкоров типа <Севастополь>. Главная энергетическая установка этих кораблей была котлотурбинной мощностью 42000 л. с. Она работала на насыщенном паре давления 17 кгс/см2.
Котельная часть установки состояла из 25 водотрубных котлов угольно-' нефтяного отопления тира Ярроу, при этом уголь являлся основным топливом. Котлы размещались в четырех котельных отделениях, каждое из которых занимало один главный водонепроницаемый отсек. Общая длина котельных отсеков составляла 46,8 м (26 % длины корабля).
Линейное расположение артиллерийских башен главного калибра в диаметральной плоскости корабля определило местонахождение котельных отделений. Их размещали тоже линейно и в отсеках между погребами боезапаса главного калибра, которые, как указано выше, находились непосредственно под орудийными башнями. Такое расположение защищало погреба боезапаса от осколков снарядов в случаях разрыва их в котельных отделениях.
Для улучшения защиты соответствующим образом размещали и угольные ямы. Они делились на <бортовые>, <подвесные> и <поперечные>. Последние располагали поперек корабля в плоскости шпангоутов и примыкали к главным водонепроницаемым переборкам, разграничивающим котельные отделения И погреба. Уголь в этих ямах являлся также и теплоизоляцией для погребов. Сами котельные отделения также, в известной мере, были защищены достаточно толстым слоем угля, находящегося в бортовых и подвесных ямах. Последние находились над котельными отделениями и занимали пространство между нижней палубой и платформой.
Турбинная часть установки состояла из реактивных турбин системы Парсонса, непосредственно связанных с валами.
Проект установки был разработан в Англии, но изготовляли турбины на русских заводах.
Тепловая схема установки и размещение на корабле восьми турбинных корпусов были достаточно оригинальны. Установка занимала два смежных главных водонепроницаемых отсека общей длиной 28,8 м (16 % длины корабля) между третьей и четвертой артиллерийскими башнями главного калибра. Один отсек занимали турбины, второй - холодильники. Турбинный отсек, в свою очередь, двумя продольными водонепроницаемыми переборками делился на три турбинных отделения: два бортовых и среднее. Отсек холодильников продольной водонепроницаемой переборкой в диаметральной плоскости был разделен на два отделения правого и левого бортов.
Большие размеры помещений для турбин и холодильников, а также наличие в них продольных переборок создавали неблагоприятные условия для остойчивости и непотопляемости корабля в случае получения подводных пробоин в этих районах и особенно с повреждением переборки на 107-м шпангоуте, разделяющей отделения турбин и холодильников. В качестве средства, смягчающего последствия от затопления названных помещений, в междудонном пространстве под отделениями турбин и холодильников были устроены так называемые <льяла> - каналы с самодействующими шарнирными захлопками, предназначенными для выравнивания крена перепуском воды с борта на борт.
Корабль был четырехвальным и предусматривалась только совместная одновременная работа двух валов одного борта. Определялось это принятой тепловой схемой и размещением турбин. Пар, пройдя маневровое устройство, поступал в турбину высокого давления своего борта, находящуюся в бортовом турбинном отделении; отработав в ней, пар поступал в турбину низкого давления, расположенную за продольной переборкой в среднем турбинном отделении, и дальше шел за поперечную переборку в холодильник. Таким образом, четырехвальная машинная установка использовалась как двухвальная. На случай выхода из строя бортового турбинного отделения и турбины высокого давления предусматривался запасной вариант использования турбин аварийного борта. В этом случае пар от маневрового устройства направлялся непосредственно в турбину низкого давления. Такой вариант был рассчитан лишь на исключительные случаи. ,  ^ урд;,
К особенностям машинной установки линкоров типа <Севастополь> следует отнести наличие в среднем турбинном отделении так называемых крейсерских турбин в двух корпусах (высокого и среднего давлений). Они должны были повышать экономичность работы энергетической установки, но только при длительном плавании без частых изменений скорости корабля.
Использование этих турбин усложняло схему установки и снижало ее маневренность. Поэтому крейсерскими турбинами практически не пользовались.
Особенностью электроэнергосистемы линейных кораблей явилось и то, что наряду с постоянным использовался переменный ток (частотой 37,5 Гц), вырабатываемые общим генератором с единым ротором. Постоянный ток снимался, как обычно, с коллектора, переменный - со специальных колец того же ротора. Так получилось вследствие того, что основным на корабле являлся постоянный ток, на который и рассчитывался турбогенератор шведской фирмы <Лаваль-Мультипл> мощностью 320 кВт.
Переменный ток использовался только в системе общекорабельной вентиляции с большим количеством электромоторов, которые были короткозамкну-тыми, работавшими по принципу <беличьего колеса>, т. е. наиболее простыми по конструкции.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz