В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ ПЕРИОДА 1907-1917 гг.

Обосновывая состав и использование воссоздаваемого после русско-японской войны флота. Морской Генеральный штаб выступил за создание крупных морских сил. При этом считалось, что строить надо не отдельные корабли, а эскадры, число и состав которых позволяли бы выполнять задачи в закрытых морях и иметь свободные силы для активных действий в открытых водах.
С учетом боевого опыта русско-японской войны ставка делалась на создание в основном надводного флота. При этом первое место отводилось тяжелым броненосным кораблям с мощным артиллерийским вооружением, для использования их в эскадренном бою.
Следующим после артиллерии оружием для флота была признана торпеда, впервые в большом количестве, и при этом с обнадеживающим на будущее успехом примененная в русско-японской войне с надводных кораблей, что дало основание осуществлять массовое строительство эскадренных миноносцев и легких крейсеров с оснащением их большим количеством торпедных аппаратов и сильным артиллерийским вооружением.
Опыт русско-японской войны привлек внимание также и к минному оружию, к использованию этого оружия для обороны побережья от ударов крупных надводных кораблей противника, для действий против кораблей, находящихся на переходах морем, для постановки минных заграждений у баз противника и др.
Опыт русско-японской войны привел к резкому изменению типа линейного корабля, к существенному усилению боевых возможностей миноносцев и превращению их в эскадренные миноносцы, к появлению нового класса кораблей - линейных крейсеров, к созданию противоминных кораблей специальной постройки и, наконец, к развитию подводных лодок, хотя они и были отодвинуты строительством на второй план.
Опыт русско-японской войны был учтен и зарубежными флотами, примером чему может служить создание англичанами линейного корабля <Дредноут>, который стал прототипом будущих линейных кораблей всех морских держав. Он отличался увеличенным количеством орудий крупного калибра, что усиливало ударную мощь и обеспечивало массированный и действенный огонь. На <Дредноуте> отказались от артиллерии промежуточного калибра. Были внесены коренные изменения в системы защиты корабля - увеличена площадь бронирования, развита система противоминной защиты; это повысило живучесть и боевую устойчивость корабля. Было признано необходимым увеличить скорость и маневренность корабля как важных условий, предоставляющих возможность выбора лучшего места, времени и дистанции боя, а также возможность сосредоточения удара на решающем направлении. Скорость корабля увеличивали применением мощных турбинных механизмов. Водоизмещение такого линкора, естественно, возросло.
<Дредноут> (<Бесстрашный>) был заложен в октябре 1905 г. и вошел в строй через год с небольшим. Его создание было качественным скачком в развитии броненосного флота.
Согласно принятым кораблестроительным программам и дополнениям к ним всего предполагалось в России к 1917 г. построить 107 боевых кораблей, в том числе 8 линейных кораблей, 4 линейных крейсера, 10 крейсеров, 54 эскадренных миноносца и 31 подводную лодку; корабли предназначались, в основном, для Черноморского и Балтийского флотов.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz