В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

ВВЕДЕНИЕ

При всем многообразии сил и систем вооружения, входящих в состав современного Военно-Морского Флота, главной материально-технической основой его боевой мощи, равно как и отечественного флота в прошлом, были и остаются корабли.
Военный корабль является сложным инженерным сооружением, воплощающим в себе новейшие достижения технического прогресса. Как всякое сложное сооружение он представляет собой комплексную систему взаимосвязанных элементов, совокупность которых формирует его боевой и технический облик. Идея создания каждого корабля основывается на стремлении построить его в наибольшей степени приспособленным к решению определенных задач. И достигается это оптимальным сочетанием наступательных и оборонительных возможностей корабля, которые обеспечиваются функционированием таких его элементов, как оружие и вооружение, энергетика и средства управления, боевая защита и конструктивные меры обеспечения живучести, мореходные качества, автономность плавания и т. д.
Специфика создания современного военного корабля сопряжена со многими его особенностями.
Во-первых, корабль как сложная динамическая система представляет собой единый функциональный комплекс, в котором все составляющие его подсистемы - оружие, вооружение и технические устройства - находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Поэтому функциональная эффективность такого комплекса не может быть достигнута обособленной оптимизацией каждой подсистемы в отдельности. Необходимо, чтобы оптимизацию подсистем производили по нескольким критериям, с учетом инженерной специфики той или иной подсистемы, объема решаемых задач, а также взаимосвязи рассматриваемой подсистемы с подсистемой, находящейся на высшем иерархическом уровне и со смежными подсистемами. Такой подход требует глубокого и всестороннего анализа, основывающегося на серьезных научных исследованиях и проектных проработках.
Во-вторых, корабль создается на базе широкой кооперации многих отраслей науки, техники и производства. К участию в проектировании и постройке корабля, в разработках и изготовлении образцов оружия, вооружения и техники привлекаются сотни специализированных научных, конструкторских и производственных коллективов. Для достижения единства замысла создания корабля, высокого научно-технического уровня разработок требуется четкая координация и высокая организация всех связанных с этим работ.
В-третьих, военный корабль - наукоемкое и требующее больших трудовых затрат сооружение. Это определяет высокую стоимость его постройки, оказывающую ощутимое влияние на бюджетные ассигнования кораблестроительных программ " экономические ресурсы страны. В этих условиях особое значение придается военно-экономическим исследованиям, призванным определить тактико-технические элементы корабля, позволяющие эффективно решать поставленные боевые задачи с наименьшей затратой материальных и финансовых средств.
В-четвертых, техническая сложность и масштабы работ решающим образом сказываются на длительности цикла создания корабля, составляющего 10-12 лет. В условиях непрерывного прогресса науки и техники высока вероятность морального устаревания корабля в процессе его создания. Поскольку срок службы корабля 25-30 лет, степень вероятности его морального устаревания за этот период еще более увеличивается. Поэтому важным критерием оценки создаваемого корабля является уровень перспективности его тактико-технических элементов и возможность дальнейшего совершенствования проведением модернизационных работ.
Далее, постройка кораблей, как правило, не является массовым производством. Отработка качества создаваемых объектов не может ориентироваться на предварительную постройку установочной серии, не всегда возможна постройка и опытного корабля. Для достижения заданных характеристик качества требуется тщательный анализ предшествующего опыта постройки и эксплуатации кораблей, накопления должного научно-технического задела.
Таким образом, создание современных боевых кораблей представляет собой сложный и многосторонний процесс, призванный обеспечить выбор наиболее рационального варианта решений.
Совокупностью этих вопросов занимаются специалисты военного кораблестроения. Итоговым результатом является создание корабля как единого функционального комплекса, обладающего высокой боевой и военно-экономической эффективностью, способного сохранять свои свойства в течение всего <жизненного цикла>, с учетом предусмотренных для этого модернизационных возможностей и конструктивных мер, обеспечивающих соответствующие показатели надежности. При этом важным критерием оценки оптимальности тактико-технических характеристик создаваемого корабля является реальность их достижения при постройке кораблей в необходимые сроки и в нужном количестве.
При всей сложности и многосторонности решаемых задач военное кораблестроение развивалось в тесной органической связи с общим состоянием науки, техники и производства, экономическими возможностями страны. Оно осуществлялось, как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе, на основе государственного планирования.
Программный принцип строительства Военно-Морского Флота - характерная особенность современного военного кораблестроения. На каждой стадии развития военное кораблестроение имело свои планы, цели и пути их достижения в намеченные сроки.
В рассматриваемый период развития отечественного кораблестроения основные программы принимались в 1907, 1912, 1926, 1929, 1933, 1937, 1946, 1956, 1969 и 1980 годах. Некоторые дополнения к программе 1956 г. были приняты в 1958, 1963 и 1964 годах.
В Советском Союзе при плановом способе производства эти программы увязывались с народнохозяйственными планами страны и являлись частью мер по укреплению обороноспособности государства. Вопросы разработки боевой техники, оружия, строительства кораблей находились в сфере деятельности центральных органов политического руководства и правительства страны. Такое планирование в условиях сложной структуры широкого взаимодействия различных отраслей народного хозяйства, вовлекаемых в сферу военного кораблестроения, позволяло наиболее полно использовать достижения науки, техники, производства и обеспечить комплексное решение поставленных задач.
Для реализации планов военного кораблестроения, как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе, создавалась необходимая материально-техническая база. Строились судостроительные заводы. В кооперацию с ними привлекалось множество других предприятий, создающих для кораблей оружие, вооружение и технику. Организовывалась сеть научных органов и проектно-конструкторских бюро, занимавшихся проектированием кораблей и решением научно-технических задач развития кораблестроения. В практике отечественного военного кораблестроения сложились традиции, согласно которым военные корабли создавались совместными усилиями Военно-Морского Флота и судостроительной промышленности, являющихся ведущими органами для всех многочисленных участников военного кораблестроения в стране. На Военно-Морской Флот с его научными и оперативными органами возлагалась разработка направлений развития классов и типов кораблей, оперативно-тактических и тактико-технических заданий на их проектирование, осуществление научно-технического сопровождения разработок проектов и постройки кораблей, проведение испытаний и приемка кораблей в состав флота. Судостроительная промышленность на основе заданий Военно-морского Флота вела проектирование и постройку кораблей в кооперации с предприятиями других отраслей. При этом Военно-Морской Флот выступал в качестве заказчика военных кораблей, а судостроительная промышленность - их поставщика. Указанные принципы организации, несмотря на отдельные изменения и уточнения, сохранили свои основные положения на протяжении всех исторических этапов развития отечественного кораблестроения от дореволюционных времен до наших дней и способствовали решению задач многостороннего процесса создания военного корабля.
Военно-морской Флот государства предназначен для защиты его интересов в вооруженной борьбе на море. Исходя из этого строительство отечественного флота на всех исторических этапах определялось совокупностью факторов, обусловленных расстановкой военно-политических сил на международной арене, характером и степенью военной угрозы, задачами обеспечения безопасности государства, с учетом роли и места флота в системе вооруженных сил страны. Научно-техническое направление создания кораблей формировалось под влиянием боевых возможностей вероятного противника и условий использования флота в свете общих закономерностей развития средств и методов вооруженной борьбы на море.
В истории отечественного военного кораблестроения рассматриваемого периода можно выделить следующие основные этапы:
- военное кораблестроение в дореволюционной России после русско-японской войны, создание нового флота с учетом уроков минувшей войны и достижений научно-технического прогресса начала XX столетия;
- восстановление флота в первые годы Советской власти после гражданской войны и иностранной военной интервенции посредством ремонта, достройки и модернизации оставшихся от дореволюционного флота кораблей;
- становление послереволюционного военного кораблестроения, осуществление кораблестроительных программ 1926 и 1929 гг. по строительству первых спроектированных в Советском Союзе подводных лодок, сторожевых кораблей, торпедных катеров и речных мониторов;
- военное кораблестроение перед Великой Отечественной войной по программам 1933 и 1937 гг., направленных на создание большого флота с постройкой основных классов кораблей;
- военное кораблестроение в период Великой Отечественной войны по восполнению потерь воюющих флотов новыми кораблями, повышению боевых возможностей находящихся в строю кораблей, ремонту кораблей, получивших боевые повреждения;
- кораблестроение в первое послевоенное десятилетие по ускоренному развитию и обновлению флота с учетом опыта войны и достижений в области науки и техники;
- научно-техническая революция в военном кораблестроении, создание первых атомных и ракетных кораблей по программам второго послевоенного десятилетия;
- развернутое строительство кораблей нового поколения по программе 1969 и 1980 гг., создание основ сбалансированного атомного ракетного океанского флота.
Обзор отечественного военного кораблестроения дается с учетом этих этапов.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz