ЗВО - 11'2005

ЭВОЛЮЦИЯ "ПЛАНА ОБЪЕДИНЕННЫХ КОМАНДОВАНИЙ" ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США

Полковник С. Печуров, доктор военных наук

В конце 2004 года вступила в силу очередная версия <Плана объединенных командований> вооруженных сил США. Данным документом определяются состав, структура, зоны (сферы) ответственности и задачи объединенных командований (ОК). Это - оперативно-стратегические объединения, включающие формирования американских ВС от различных их видов. Они олицетворяют собой суть оперативного руководства вооруженными силами, поскольку именно командующие ОК являются непосредственными проводниками в жизнь силовых аспектов политики Вашингтона.
Упомянутый план занимает весьма важное место в иерархии документов, определяющих американское военное строительство. Периодически, как правило раз в два года, происходит пересмотр указанного плана, и, таким образом, он практически постоянно находится в фокусе внимания военных политиков и стратегов. Многие замыслы и намерения руководства США, по крайней мере до очередного пересмотра плана, отражаются в казалось бы рутинном перераспределении зон и сфер ответственности объединенных командований, а следовательно, и их задач.
Предшественником данного документа был утвержденный в 1946 году президентом США Г. Труменом так называемый <План общих контуров командований>. В соответствии с ним в конце 1946 - начале 1947 года были образованы первые три объединенных командования - Тихоокеанское, Дальневосточное и командование ВС США на Аляске. Впоследствии система ОК в силу военно-политических и военно-стратегических причин претерпевала постоянные изменения: формировались новые ОК; ряд существовавших расширялся за счет включения в их состав дополнительных структур, другие вообще исчезали или преобразовывались в компоненты более низкого уровня. Упоминавшееся Дальневосточное ОК в 1957 году после заключения мирного договора с Японией и мирного урегулирования на Корейском п-ове было поглощено Тихоокеанским. В 1975 году было ликвидировано ОК ВС США на Аляске, но в 1989-м его <реанимировали> уже в качестве не самостоятельной, а подчиненной структуры. Просуществовавшее же в течение десяти лет (1962-1972) ударное командование было преобразовано в ОК войск готовности, которое, в свою очередь, после 15 лет функционирования (до 1987) было расформировано, а подчиненные ему войска переданы другим ОК, главным образом объединенному командованию в зоне Атлантического океана. В 1987 году все видовые компоненты частей и подразделений специального назначения свели в ныне действующее объединенное командование специальных операций. С этого момента и практически до конца 90-х годов прошлого века никаких кардинальных изменений система ОК не претерпевала.
С одной стороны, это кажется удивительным, поскольку именно конец 80-х - середина 90-х годов прошлого века были насыщены значительным количеством стратегически значимых событий - роспуск Варшавского Договора и развал СССР. С другой стороны, именно эти и другие связанные с ними события, будучи не прогнозируемы, как раз и явились причиной некоторого застоя, в котором оказались американские стратеги и военные политики, не сумевшие сразу предложить что-то существенное, тщательно обоснованное и просчитанное, чтобы заменить стабильно устоявшиеся за многие десятилетия <холодной войны> представления, реализованные в концепциях, доктринах, стратегиях и прочих документах. Все это относится и к системе объединенных командований.
Вместе с тем невольно возникшая пауза в военно-стратегическом планировании продолжалась относительно недолго. Начиная с середины 90-х годов ведущие американские эксперты развернули бурную дискуссию относительно оптимизации методов и путей национального военного строительства. Причем высказанные в тот период идеи и соображения до сих пор подпитывают плановиков и стратегов Пентагона. Не осталась в стороне от дискуссии и система объединенных командований. В центре обсуждений оказалась теперь уже не <тоталитарная>, а <демократическая> Россия, все еще обладающая значительным арсеналом ядерных средств, которые могут представлять собой непосредственную угрозу для США. Практически все американские специалисты стали настаивать на том, чтобы Российская Федерация была включена в зону ответственности какого-либо ОК. РФ, как до этого и СССР, находилась в сфере непосредственного внимания комитета начальников штабов (КНШ) ВС США.
Ряд специалистов высказывал недоумение, почему некоторые задачи <подняты> до уровня ОК, а другие либо <опущены> на более низкий уровень, либо игнорируются вовсе. Например, существует объединенное командование стратегических перебросок, но нет ОК разведки или <информационного противоборства>. Создано стратегическое ОК, но нет ОК, ответственного за проведение миротворческих операций, что сегодня якобы более актуально. Вызывала вопросы и нечеткость, а порой и недостаточная обоснованность границ зон ответственности (30) некоторых объединенных командований. В частности, почему территории Израиля, Сирии и Ливана - ближневосточных государств - были включены в зону ответственности (ЗО) ОК в Европейской зоне, а не объединенного центрального командования (ОЦК), специально созданного с ориентацией на действия американских ВС в данном регионе мира. По мнению многих аналитиков, также парадоксальным выглядел тот факт, что два <ядерных антагониста> - Пакистан и Индия - были отнесены к 30 разных ОК: первый - ОЦК, второй - ОК в зоне Тихого океана. Непонятна на тот момент была и ситуация с командованием ВС США в зоне Атлантического океана, главной функцией которого являлась ставшая к середине 90-х совершенно неактуальной <борьба за свободу коммуникаций на Атлантике>, направленная против советского флота. Уже тогда выдвигалось предложение о создании самостоятельного ОК, зона ответственности которого распространялась бы на всю Северную, а возможно, и Южную Америку.
Однако в официально принятом в конце 1998 года <Плане объединенных командований> к удивлению многих были практически проигнорированы все кардинальные предложения. Многие объясняли это <исключительной пассивностью> внешнеполитического курса администрации демократов во главе с Б. Клинтоном. Так, обновленный план предусматривал расширение функций ОК в зоне Атлантики (оно, в частности, было наделено ответственностью за реализацию концепции <объединенности>), то есть углубление межвидового взаимодействия. Незначительно расширены функции и объединенного космического командования. Кроме того, в зону ответственности ОК в зоне Центральной и Южной Америки из командования в зоне Атлантики были переданы некоторые прибрежные районы Центральной и Южной Америки, а также бассейн Карибского моря. Правда, существенным моментом в плане создания возможного прецедента некоторые наблюдатели посчитали включение территорий бывших союзных республик Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана в ЗО ОК в Европейской зоне, а территорий Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана и Киргизии в зону ответственности ОЦК.
Такие неэффективные изменения в <Плане ОК> вызвали недовольство среди сенаторов. В частности, влиятельный сенатор-республиканец Д. Коатс подчеркнул <бесперспективность продолжения <объединительных> усилий видов ВС в рамке ныне существующего, обремененного другими заботами ОК в зоне Атлантики. Некоторые сенаторы-республиканцы выступили с коллективным заявлением, в котором потребовали немедленной реорганизации системы ОК. По их мнению, эволюционный, постепенный путь развития системы ОК в условиях динамично развивающейся военно-политической обстановки неприемлем. Именно в это время (конец 90-х - начало 2000) были выдвинуты обоснованные предложения по реформированию системы.
Одна из групп специалистов реанимировала выдвинутые еще в 1990 году тогдашним председателем КНШ генералом К. Пауэллом предложения по кардинальному преобразованию всей системы ОК, то есть отказ-от существовавших в то время десяти объединенных командований и создание на их базе шести: стратегического, чрезвычайного, транспортного, Американского, Атлантического и Тихоокеанского.
Другая группа специалистов предложила: прежде чем выдвигать различные варианты преобразований, выработать ключевые критерии или требования к вновь формируемым ОК, а затем уже размышлять о целесообразности создания тех или других, их количестве и т. д. Так, среди данных критериев предполагалось считать главными следующие: соответствие задач ОК положениям национальной военной стратегии; четкость и недвусмысленность контура всех звеньев и уровней управления войсками в рамках ОК, отсутствие дублирования, сбалансированность зон ответственности, эффективность управления и контроля за каждым ОК, гибкость и адаптивность.
В ходе дискуссии выявился еще один важный вопрос - это главный принцип, который должен быть положен в основу формирования новой системы ОК: региональность или функциональность. В целом, суммировав все обсуждаемые вопросы реорганизации, можно выделить три наиболее вероятных ее варианта:
Первый - региональный. В таком случае речь может идти о системе, состоящей из пяти и менее чисто боевых ОК (аналогичные существующим в настоящее время региональным ОК, но с расширенными зонами ответственности и функциями за счет расформирования функциональных командований и передачей задач тылового и прочего обеспечения входящих в их состав войск объединенным или центральным агентствам либо другим организациям).
Второй - функциональный. При этом представляется целесообразным иметь пять ОК: стратегической обороны, 1 и 2 ОК на ТВ; специальных операций; обеспечения стабильности.
Третий - регионально-функциональный. Тот же самый, что существует и в настоящее время, но для его реализации, как считается, будет достаточно всего три региональных ОК: Западного полушария, Восточного полушария, Центральное (Американское).
Вялотекущий процесс обсуждений различных вариантов системы ОК был прерван в результате беспрецедентных террористических актов на территории США в сентябре 2001 года и признания факта <незащищенности Америки перед лицом новых угроз>. Это явилось стимулом для переориентации и ускорения процесса формулирования нового <Плана объединенных командований>, который был принят в 2002 году.
Естественно, во главу угла пересмотра плана была положена проблема выведения из-под возможных ударов непосредственно территории США и их граждан. После рассмотрения различных вариантов и анализа гипотетических ситуаций руководство американских ВС остановилось на выборе альтернативы: либо формирование нового ОК со всеми вытекающими отсюда последствиями организационно-законодательного, финансового и прочего характера, либо облечение новыми полномочиями уже существовавшего тогда одного из девяти (пять региональных, четыре функциональных) объединенных командований.
В этот чрезвычайно насыщенный событиями временной интервал между функционирующими командными инстанциями развернулась борьба за право возглавить новую структуру. Дело в том, что сразу после сентябрьских терактов в штабе дислоцирующегося в Соединенных Штатах ОК единых сил (с 1999 года так стало называться ОК в зоне Атлантики), имеющего под контролем более 80 проц. формирований американских ВВС, ВМС и СВ на континентальной части США, было создано министерство внутренней безопасности, на которое директивным порядком была возложена задача организации комплексной защиты американских граждан и объектов. Но одновременно начало возрастать значение объединенного (американо-канадского) командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента (НОРАД), которое также оперативно подключилось к противодействию терроризму путем выделения самолетов для боевого патрулирования над основными городами и объектами США.
И то и другое командование имело существенные недостатки с точки зрения возможности выполнения новых функций. Так, деятельность ОК ЕС к тому времени сосредоточивалась главным образом, во-первых, на претворении в жизнь концепции <объединенноеT>, заключавшейся в проведении межвидовых экспериментов, исследовательских учений, разработке межвидовых концепций, уставов и других мероприятий, и, во-вторых, на руководстве всей союзной (натовской) деятельностью на Атлантике, поскольку командующий ОК одновременно являлся и верховным главкомом ОВС НАТО в этой зоне. Наделение ОК ЕС новыми задачами просто могло обернуться для него избытком функций, что препятствовало бы эффективному их выполнению. В свою очередь, командование НОРАД, выполняя по существу задачи воздушно-космической обороны, реально было лишено возможности проведения мониторинга угроз с суши и моря.
Руководство Пентагона разрешило данную проблему, соединив преимущества обоих командований в рамках нового объединенного командования ВС США в зоне Северной Америки. При этом на командование, которое стало функционировать с осени 2002 года, то есть с утверждением новой версии <Плана ОК>, возложена задача по защите территории США, морского пространства в 500-мильной акватории Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, Мексиканского залива и воздушно-космического пространства всего Североамериканского континента. В зону его оперативной ответственности были включены также Канада, Мексика, Аляска, Куба и Виргинские острова. Штаб нового ОК размещается на авиабазе Петерсон (штат Колорадо).
ОК ЕС в соответствии с обновленным планом оказалось существенно урезанным и по задачам, и по структуре. Его перевели из разряда географических в разряд функциональных. Теперь оно всецело сосредоточено на разработке новых оперативно-стратегических концепций, доктрин, уставов, отработке их в ходе экспериментов и исследовательских учений и других аспектах реализации концепции <объединенности> во взаимодействии с аналогичным, также реорганизованным натовским командованием - бывшем в зоне Атлантики.
Сбылись и пожелания тех американских стратегов, которых беспокоила неопределенность положения Российской Федерации: в соответствии с обновленным планом континентальная часть РФ была включена в ЗО ОК ВС США в Европейской зоне, а островные территории (в основном острова Курильской гряды) - ОК в зоне Тихого океана. Кроме того, в ЗО последнего, несмотря на явное противоречие ряду международных договоров, вошла и Антарктида.
Несколько урезанной оказалась зона ответственности ОК в Центральной и Южной Америки за счет включения в сферу ответственности командования Северной Америки (как указывалось выше) акватории Мексиканского залива и Кубы.
Единственной неизменной по обновленному плану осталась зона ответственности ОЦК, включавшего Северную Африку, Персидский залив, Центральную Азию, Пакистан и часть Индийского океана.
Что касается функциональных объединенных командований, то и здесь имел место ряд существенных изменений. Произошло слияние объединенных командований (космического и стратегического), что повлекло за собой далеко идущие последствия. Тем самым воплотились в жизнь организационные составляющие ядерной стратегии США: все элементы стратегических сил оказались под контролем одного командования. В соответствии с обновленным планом формально реорганизация не затронула ОК специальных операций и ОК стратегических перебросок, хотя области их географического и специального предназначения, судя по реформированию большинства географических командований, не могли не быть расширены и углублены.
Конечно же, ретивые реформаторы желали бы большего, но, по мнению руководства Пентагона, в условиях нарастания террористической угрозы главным было подвести базу под обеспечение внутренней безопасности США. Между тем процесс эволюционной реорганизации системы ОК продолжался, причем с оглядкой на те предложения, которые были выработаны в 90-е годы и уже рассматривались в статье.
Во вступившем в силу 1 октября 2004 года обновленном <Плане объединенных командований> учтен факт антитеррористической направленности национальной военной стратегии, а также непосредственного участия ВС США в военных операциях в Ираке и Афганистане. Может быть, поэтому в документе самое большое внимание уделено ОЦК, в зону ответственности которого входят наиболее кризисные страны и регионы. С точки зрения внешней реорганизации наконец принято решение включить Сирию и Ливан в ЗО данного командования. С Израилем, несмотря на настойчивые требования командующего ОК генерала Джона Абизаида также сделать это, решено повременить под тем предлогом, что якобы еврейское государство <политически, в военном и культурном плане больше связано с Европой, нежели с мусульманским Ближним Востоком>.
Отложен вопрос и об объединении ОК в зонах Северной, Центральной и Южной Америки, хотя латиноамериканским государствам как Центральной, так и Южной Америки дан недвусмысленный сигнал о большой вероятности в перспективе такого события со всеми вытекающими для Западного полушария последствиями.
Что касается внутреннего содержания плана, то он полностью нацелен на глобальную борьбу с терроризмом. В документе уточнен порядок взаимодействия штабов ОК с разведывательным сообществом, государственным департаментом, другими федеральными министерствами и ведомствами при подготовке и проведении операций различного масштаба и вида. В связи с этим командованию поставлены задачи: спланировать и провести мероприятия по привлечению войск к отработке совместно с федеральными органами США мероприятий оперативной и боевой подготовки в целях предотвращения или нейтрализации на территории страны угроз террористического характера; наладить тесные контакты с гражданским и военным руководством государств, на территории которых дислоцируются американские войска; активизировать сотрудничество в военной области с союзными и дружественными странами для противодействия новым вызовам и угрозам национальной безопасности.
Как и ожидалось, этот <не слишком реформистский> обновленный план, как и почти десятилетие назад, поднял новую волну критики и, соответственно, новых предложений. В принципе, это все те же идеи вокруг преимущественно региональности или функциональности ныне существующих либо перспективных командований. Но есть и новые предложения.
Многие критики указывают на неправомерно глубокий крен плана в сторону боевых операций с вовлечением преимущественно военной машины страны, хотя основные проблемы, с которыми уже сегодня сталкиваются вооруженные силы США, это - постконфликтное урегулирование. В связи с этим якобы настало время заменить много лет существующий и <ориентированный в прошлое> план на <План межорганизационного взаимодействия> во всем спектре операций или, по другим источникам, <План вовлеченности США в кризисы и конфликты>. В соответствии с данным предложением, вызвавшим интерес у американских специалистов, количество региональных объединенных командований следует сократить до трех: ОК в Европейской зоне и в зоне Тихого океана объединить в общее ОК США-НАТО, поднять уровень командования, ответственного за обстановку в Северо-Восточной Азии, и оставить незыблемым Северное ОК.
Помимо этих, преимущественно чисто военных командований предлагается создать три объединенные межведомственные группы: латиноамериканскую, деятельность которой должна фокусироваться на борьбе с наркобизнесом, поставках <живого товара> (нелегальный иммиграции), нелегальной торговле оружием, контртерроризме, содействии либерализации торговли; африканско-ближневос-точную, занимающуюся контртерроризмом, борьбой с распространением всех видов оружия, экономическими вопросами развития подведомственных государств, транспреступностью, борьбой со СПИДом, другими инфекционными заболеваниями и эпидемиями; центрально-южноазиатскую, ответственную за борьбу с терроризмом, нелегальным распространением вооружения, подготовкой полицейских сил, борьбой с пиратством, преступностью, болезнями и эпидемиями.
Для формирования этих групп уже якобы создан прецедент. Нечто подобное имеется и успешно работает в Латинской Америке, регионе Карибского бассейна и на Южно-Тихоокеанском побережье США. Региональные организации различной конфигурации и назначения сосредоточивают в себе поступающие из многих национальных и международных агентств ресурсы, которые затем направляются фактически на выполнение перечисленных задач.
В составе же указанных групп предлагается создать полноценные военные штабы для планирования задействования контингентов ВС в ходе подготовки и ведения боевых, а также постконфликтных, стабилизационных операций. Причем данные штабы должны поддерживать самый тесный контакт не только с национальными ведомствами типа госдепартамента, но и соответствующими инстанциями стран зоны ответственности.
Например, когда на самом высоком (региональном) уровне принимается решение о проведении той или иной операции с привлечением вооруженных сил в регионе ответственности, подготовленный и укомплектованный штаб этой группы включается в состав постоянного объединенного оперативного формирования, которое и осуществляет данную операцию. Руководствуясь данной моделью, полагают разработчики идеи, вполне возможно было успешно справиться с любой задачей как в Ираке, так и в Афганистане.
Таким образом, предложения и идеи по совершенствованию <Плана объединенных командований> вновь находятся в фокусе внимания западных специалистов, что свидетельствует о возможности очередного его существенного пересмотра. Это тем более вероятно, так как глава военного ведомства США Д. Рамсфелд настроен самым решительным образом в отношении трансформации военной машины страны.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz