"Зарубежное военное обозрение" 11'2004

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ЛИВАНА

Полковник С.ДЕДОВ

История ливанских вооруженных сил (ВС) начинается с 1926 года, когда была принята конституция страны. В соответствии с этим правовым актом, а также с законом <О национальной обороне> от 16 сентября 1983 года на ВС возложена задача по защите страны от внешнего агрессора и поддержанию конституционного строя внутри государства. К настоящему времени сложилась довольно стройная система военного управления, отвечающая современным требованиям, предъявляемым к поддержанию войск в постоянной готовности к применению.
Министр обороны - гражданское лицо. Он представляет руководимое им ведомство в совете министров и в процессе международных контактов участвует в обсуждении и принятии политических решений по вопросам военного строительства, применения вооруженных сил и отвечает за их материально-техническое обеспечение. За боеготовность войск, управление ими, организацию и проведение оперативной и учебно-боевой подготовки, повседневную деятельность и решение внутренних задач армии несет ответственность командующий армией.
На начальника генерального штаба (ГШ) возложены обязанности по организации управления соединениями, разработке планов развертывания вооруженных сил на случай агрессии извне или усиления структур МВД с целью обеспечения (восстановления) конституционного порядка в стране.
Для принятия политических решений по вопросам обороны создан высший совет обороны, в состав которого входят президент (председатель), премьер-министр, министр обороны, командующий армией, министр внутренних дел.
Долгосрочных перспективных планов военного строительства и развития национальных вооруженных сил ливанское руководство не имеет. Частично восстановив после гражданской войны (1976-1999) боевой потенциал ВС, правительство страны в настоящее время ограничивается ежегодными отчислениями из национального бюджета лишь незначительных финансовых средств, позволяющих поддерживать на удовлетворительном уровне боеготовность соединений и частей сухопутных войск, ВВС и ВМС. Сложная военно-политическая обстановка, длительное время обусловленная состоянием войны с Израилем, трудности в экономике, отсутствие собственного развитого промышленного производства, особенности национального уклада и устройства государства не позволяют ливанцам создать по-настоящему мощную армию, способную в полном объеме решать возложенные на нее задачи.
Исходя из имеющихся возможностей, определяемых финансово-экономическим потенциалом, демографическими и социально-религиозными особенностями страны, основными направлениями строительства ВС Ливана являются: поддержание их в постоянной готовности к отражению агрессии со стороны Израиля и обеспечению конституционного правопорядка внутри страны; подготовка высококвалифицированных военных кадров, обучение и воспитание личного состава в духе преданности родине и народу; техническое оснащение ВС и поддержание уровня материально-технического обеспечения соединений,- частей и подразделений в минимально достаточных пределах.
Основными мероприятиями в системе строительства вооруженных сил являются: совершенствование организационно-штатной структуры соединений, частей и подразделений; техническое оснащение видов ВС; организация и проведение боевой и тактической (оперативной) подготовки; организация прохождения военной службы и подготовки кадров; создание резервов и небольших мобилизационных запасов; обеспечение постоянной боевой готовности войск (сил) к немедленным действиям по предназначению.
Военно-обученный мобилизационный резерв страны составляет около 40 тыс. человек. В случае обострения внутриполитической обстановки руководство может принять решение о призыве военнообязанных и доразвертывание вооруженных сил. Ввиду отсутствия необходимых запасов вооружения и военной техники (ВВТ), а также резервных формирований полное мобилизационное развертывание ливанской армии сведется к доукомплектованию уже существующих частей и подразделений до штатной численности военного времени без изменения боевого состава ВС. При этом общая их численность может увеличиться на 10-11 тыс. и достичь 72 тыс. человек (в том числе ВВС - до 1 000, ВМС - 1 500). Часть военно-обученного резерва (приблизительно 4,5 тыс. человек) может быть призвана в военизированные формирования МВД. В настоящее время ВС Ливана насчитывают около 60 тыс. человек и представлены тремя видами: сухопутные войска (СВ), военно-воздушные и военно-морские силы (ВВС и ВМС).

Сухопутные войска (50 тыс. человек) являются наиболее многочисленным и боеспособным видом ВС. В них входят мотопехотные, бронетанковые, горнопехотные соединения, части и подразделения.
Боевой состав СВ представлен следующим образом: 12 отдельных бригад (обр), в том числе 11 отдельных мотопехотных бригад (омпбр) и одна обр республиканской гвардии (РГ); пять отдельных полков коммандос; четыре отдельных батальона (обн); одна отдельная горнопехотная рота; два отдельных артдивизиона и бригада поддержки.
Общее руководство СВ осуществляет ГШ, планирующий и организующий оперативную и боевую подготовку через штабы пяти территориальных командований (ТК): <Бекаа> (штаб в г. Аблах), <Бейрут> (в г. Бейрут), <Горный Ливан> (там же), <Север> и <Юг>, на которые замыкаются штабы соединений и частей.
На вооружении СВ состоят: 310 танков (Т-54 и Т-55 - 200, М48А1 и М48А5 - 110); более 500 единиц полевой артиллерии, 369 минометов (120-мм - 100, 82-мм - 111 и 81-мм - 158), 25 РСЗО БМ-21 <Град>, 120 противотанковых средств (ПТУР ТОУ - 24, <Милан> - 16 и <Энтак> - 30, 106-мм безоткатное орудие М40А1 - 50); боевых машин и БТР - 1 463 (АМХ-13 - 40, AML-90 -60, <Саладин>-25, М113А1 и М113А2 - 1164, VAB-VC1 - 81, AMX-VCI - 81, <Панар> M3VTT - 12); около 100 зенитных средств, в том числе 40-мм ЗСУ М42, 30-мм ЗУ <Эрликон>, 23-мм ЗУ 23-2 и 20-мм ЗУ.

В целом сухопутные войска отличаются хорошим уровнем подготовки, особенно офицерского состава. Однако низкой остается их техническая оснащенность. Многие образцы В ВТ отличаются большой разнотипностью и устарели.
По своим боевым возможностям СВ способны выполнять ограниченные по времени и месту боевые задачи по отражению внешней агрессии, а также по обеспечению правопорядка внутри страны, которые они выполняют в тесном взаимодействии с силами МВД, главных управлений общей и государственной безопасности. При этом подразделения сухопутных войск используются для охраны основных административных и промышленных объектов, транспортных узлов и магистралей, блокирования и подавления деятельности вооруженных формирований различных группировок экстремистского толка, пресечения массовых беспорядков и борьбы с терроризмом. Вместе с тем продолжающаяся практика активного привлечения воинских частей к выполнению задач по обеспечению внутренней безопасности (только в Бейруте для этих целей задействовано свыше 2 тыс. военнослужащих) негативно сказывается на боевой подготовке войск.
Основными направлениями развития СВ являются: повышение уровня общевойсковой и специальной подготовки личного состава; интенсификация оперативной и боевой подготовки штабов и войск; освоение частями и подразделениями способов и методов ведения боевых действий в различных условиях местности (равнина, лесные массивы, горы); оптимизация оргштатной структуры и системы управления войсками; отработка взаимодействия с сухопутными войсками вооруженных сил дружественной Сирии.
В случае возникновения кризисной ситуации СВ могут быть усилены призванными из запаса обученными резервистами численностью до 11 тыс. человек. Отсутствие достаточных запасов ВВТ ограничивает возможности армейского руководства по развертыванию новых частей и подразделений.
Военно-воздушные силы насчитывают около 1 тыс. человек. Этот вид ВС включает: три авиабазы (<Бейрут>, <Райяк>, <Клайят>), эскадрилью вспомогательной авиации - учебно-боевую авиационную эскадрилью (убаэ) и три вертолетные (1, 2 и 5 вэ), школу ВВС, подразделения обеспечения и обслуживания.
На вооружении ВВС находятся: шесть истребителей-бомбардировщиков <Хантер> (в консервации); восемь самолетов вспомогательной авиации (пять учебно-боевых <Фуга-Мажистер> и три учебных <Буллдог> ТМК, все самолеты неисправны); 51 вертолет (два S-A342, три S-АЗЗО, три S-A316, один S-A318, 24 UH-1H, пять Белл 212, все указанные машины неисправны, в боеготовом состоянии находятся только 16 Белл-205). Командование принимает меры по восстановлению вертолетного парка и продлению ресурса машин при минимальных затратах путем проведения ремонтных и регламентных работ, однако отсутствие средств в бюджете МО практически сводит все усилия на нет.

Военно-морские силы насчитывают около 1,1 тыс. человек. В их состав входят: две военно-морские базы (Бейрут, Джуния), шесть пунктов базирования (Сайда, Сур, Рас-Бейрут, Эль-Абда, Джбаиль и Триполи), 1-й и 2-й отряды боевых кораблей и патрульных катеров, школа ВМС, подразделения обеспечения и обслуживания, отряд специального назначения (250 человек). На вооружении находятся два малых десантных корабля типа <Сур> и семь патрульных катеров типа <Треккер>.
ВМС способны выполнять ограниченные задачи по охране морских границ путем патрулирования прибрежной зоны, обеспечить одновременную переброску личного состава (до роты) на необорудованное побережье, осуществлять радиолокационное наблюдение за 90 проц. территориальных вод (ширина 12 морских миль). В последнее время силы флота активно привлекаются для борьбы с контрабандой и торговлей наркотиками.
Наряду с вооруженными силами в Ливане имеются военизированные формирования, входящие в состав министерства внутренних дел (МВД), главных управлений общей и государственной безопасности (ГУОБ) и (ГУГБ). В частности, МВД располагают силами внутренней безопасности (СВБ), которые предназначены для охраны важных военных и государственных объектов, поддержания внутреннего порядка, а также проведения специальных операций. Их численность около 1,6 тыс. человек.
К военизированным формированиям относится также гражданская оборона (ГО), которая включает центры ГО, части и подразделения аварийно-спасательной службы центрального подчинения, подразделения противопожарной безопасности и скорой помощи (имеются практически в каждом крупном населенном пункте), службу оповещения. Штатный состав этих формирований в настоящее время свыше 23 тыс. гражданских лиц, главным образом пожарных-добровольцев (около 16 тыс.).
Рассматривается вопрос о создании в перспективе подразделений пограничной гвардии для обеспечения охраны южных границ. Однако из-за отсутствия средств реализовать эти планы пока не представляется возможным. Ливано-израильскую границу в настоящее время контролируют боевики организации <Хезболлах>, а также сводное подразделение (более 1 тыс. человек) военнослужащих армии и МВД, штаб которого дислоцирован в г. Марджаюн. Паспортный контроль на ливано-сирийских пограничных пропускных пунктах, в аэропорту Бейрут и морских портах осуществляют подразделения управления общей безопасности.
Система комплектования, обучения, подготовки и порядок прохождения службы различными категориями военнослужащих ВС Ливана строится в соответствии с законом <О национальной обороне> № 102 от 16 сентября 1983 года и директивой командующего ливанской армии № 2692 от 31 октября 1994-го. Законом определено, что до исполнения 30 лет каждый ливанский гражданин, признанный годным к военной службе, должен быть призван в армию. По окончании срока обязательной службы военнослужащий может продолжить службу по контракту.
Подготовка офицерских кадров проводится в трех учебных заведениях, расположенных в г. Бейрут: командно-штабном колледже, военном училище и военном институте.
Обучение унтер-офицерского и рядового состава осуществляется в трех школах: подготовки сержантского состава, подготовки военнослужащих подразделений спецназначения и лыжной подготовки, в учебных центрах подготовки <Аль-Урвар> и <Араман>, а также в школе ВМС в ГВМБ Бейрут.
Бригада республиканской гвардии, полки коммандос и батальоны спецназа наиболее полно укомплектованы людьми и техникой, отличаются высоким уровнем индивидуальной подготовки личного состава и слаженности подразделений, находятся в более высокой степени боевой готовности, чем другие соединения и части.
Оперативная и боевая подготовка (ОБЩ в вооруженных силах в 2003 году была направлена главным образом на совершенствование системы управления соединениями и частями, организации связи и взаимодействия между ними. Мероприятия ОБП проводились в основном по оборонительной тематике на фоне возможного обострения обстановки в районе ливано-израильской границы и отражения агрессии ВС Израиля. Особое внимание уделялось вопросам повышения мобильности частей и подразделений. Решались задачи усиления подразделений сил внутренней безопасности МВД Ливана и взаимодействия с ними. В этом плане интенсивно отрабатывались действия по блокированию войсками отдельных районов, населенных пунктов и транспортных магистралей.
Слабая экономика и отсутствие средств не позволяют Ливану иметь хорошо оснащенные военно-морские и военно-воздушные силы и поддерживать боеготовность этих видов на достаточно высоком уровне. В таких условиях руководство ВС вынуждено ограничиваться в основном мерами административного характера, не требующими больших материальных затрат. В задачах, поставленных командующим армией генералом М. Слейманом на 2004 год, основными направлениями по поддержанию боеготовности вооруженных сил являются: оптимизация организационно-штатной структуры имеющихся соединений и частей (снижение процентного содержания подразделений обеспечения по отношению к боевым); компьютеризация и повышение уровня оперативной подготовки штабов и полевой выучки сухопутных войск (интенсификация учебного процесса, обучение войск тому, что необходимо на войне); акцентирование внимания на оснащении и подготовке элитных подразделений и частей; совершенствование системы управления войсками (переход на современные средства связи); пересмотр планов боевого применения войск, согласование их с сирийской стороной; ремонт и модернизация вертолетного парка ВВС.
Система военного управления и связи. В соответствии с конституцией главнокомандующим вооруженными силами (армией) является президент (генерал Э. Лахуд). Система военного управления включает: органы управления ВС (министерство обороны, командование армии, генштаб, штабы ВВС, ВМС и ТК), штабы соединений, военно-воздушных и военно-морских баз, пункты управления (ПУ) и систему связи.
По вопросам административного характера и материально-технического обеспечения командующий армией (генерал М. Слейман) подчиняется министру обороны. В остальном он замыкается на главнокомандующего - президента. В его подчинении находятся ГШ, СВ, ВВС и ВМС, военные учебные заведения, соединения и части центрального подчинения.
Управление вооруженными силами осуществляется со стационарных ПУ (в звене ГШ - ТК - штабы видов ВВС и ВМС, штабы бригад - отдельные части), развернутых в местах их постоянной дислокации. При этом используются собственные проводные, радио- и радиорелейные линии связи.
К недостаткам системы военного управления Ливана в настоящее время следует отнести значительную ее зависимость от стационарных объектов государственных коммуникаций и низкую техническую оснащенность подразделений средствами закрытия информации.
Система государственной связи страны традиционно представлена внутренними и внешними почтовыми, телефонными, радио-, радиорелейными и спутниковыми каналами связи, что обеспечивает передачу печатной, голосовой и цифровой информации между всеми органами высшего руководства, а также государственными и коммерческими организациями как внутри Ливана, так и за рубежом. При этом связь может осуществляться в открытом режиме и с закрытием информации (временной и гарантированной стойкости).
Основу системы связи составляют узлы (центры, станции) и линии связи. Внутри страны используются, как правило, проводные и радиорелейные линии. Они обеспечивают кабельную и сотовую телефонию, обмен телеграфной, факсимильной и цифровой компьютерной информацией.
Международная связь осуществляется через четыре международных коммутационных центра (МКЦ) - <Джастис>, <Дждейде>, <Риад-Эль-Сольх> и <Рас-Бейрут>.
Спутниковая связь осуществляется через наземные станции <Арбания> (ИСЗ системы INTELSAT над Индийским и Атлантическим океанами) и <Джурет-Эль-Баллут> (INTELSAT, ARABSAT), которые через волоконно-оптические кабельные и радиорелейные линии соединены с МКЦ. Волоконно-оптические линии связывают Ливан с Сирией, Египтом и Кипром. Подводная высокоскоростная кабельная линия проложена во Францию через Кипр. Радиорелейная линия связи обеспечивает обмен информацией между Ливаном и Сирией. Тропосферная связь развита незначительно. Единственная станция такой связи <Айюм-эс-Симай> соединяет страну с Кипром.
В настоящее время в Ливане широко распространено использование всемирной компьютерной сети Интернет для организации как внутреннего, так и внешнего обмена информацией, в ходе которого используются современные средства программного и аппаратного закрытия передаваемого информационного трафика.
В целом система телекоммуникаций и государственной связи Ливана достаточно развита и обеспечивает потребности органов управления, в том числе военных, а также государственных и частных структур в услугах связи.
Руководство страны прилагает серьезные усилия для развития сети коммуникаций в интересах своих ВС. При этом широко используется сотрудничество с ведущими мировыми фирмами, работающими в области средств связи. Наибольшую активность проявляют немецкая фирма <Сименс> совместно с французской <Содетель>, а также компании Японии, США, Финляндии и Германии. Ливанское министерство почт и телекоммуникаций использует в основном только цифровые линии связи. В 2003 году правительством значительно увеличено количество арендуемых каналов цифровой спутниковой связи. Рассматривается вопрос о поставках партии средств подвижной спутниковой связи в интересах национальных ВС, однако из-за дефицита бюджета его положительное решение затягивается.
Таким образом, военно-политическое руководство Ливана активно работает над совершенствованием системы управления и связи как на общегосударственном уровне, так и в рамках ВС. Однако наследие оккупации юга страны израильскими ВС, а также присутствие сирийского контингента войск и временных сил ООН не позволяют проводить эту работу достаточно эффективно. Поэтому вопрос о совершенствовании управления в целом будет оставаться открытым до завершения процесса адаптации освобожденных южных районов к общим условиям жизни страны и поступления значительных финансовых средств.
Военно-политическое руководство уделяет постоянное внимание вопросам повышения боеспособности и технической оснащенности ВС. Отсутствие собственной военно-промышленной и научной базы, а также необходимых финансовых средств для удовлетворения потребностей в ВВТ, подготовке военных и военно-технических кадров практически ставят страну в полную зависимость в вопросах военного строительства от иностранной помощи. В настоящее время значительное количество ВВТ, особенно в ВВС, нуждается в ремонте. Требуется замена устаревших истребителей <Хантер> и учебно-боевых самолетов <Фуга Мажистер>, проведение комплексных ремонтных работ на вертолетах, обновление навигационного и связного оборудования авиабаз и аэродромов.
Основным партнером Ливана в сфере военно-технического сотрудничества являются США, так как национальные ВС более чем на 65 проц. оснащены вооружением американского производства. В 2000 году Пентагон передал ливанским ВС партию инженерного имущества (средства разминирования и защиты). В рамках подписанного в середине 90-х годов контракта возобновлены поставки бывших в эксплуатации американских вертолетов Белл 205. В текущем году национальные ВВС должны получить восемь таких машин (на сумму около 4 млн долларов), три из которых уже поставлены.
Бейрут заинтересован также в сохранении военно-технических связей с Францией, поставлявшей в течение последних лет ливанской армии запасные части к вертолетам <Пума> и <Алуэтт>. Предполагается, что последующие их доработки и ремонт будут производиться французскими специалистами. Проводятся консультации о возможных поставках Ливану 62 танков АМХ-30, сотрудничестве в области восстановления и ремонта бронеавтомобилей <Панар> и ПТУР <Милан>. Соглашение о поставке Парижем до конца 2002 года двух патрульных катеров остается до сих пор невыполненным. В интересах укрепления влияния в республике поставки специмущества французской стороной и оказываемые услуги проводятся безвозмездно или на льготной основе.
Военно-техническое сотрудничество с Дамаском сводится к обмену военными делегациями, поставкам боеприпасов, ремонту бронетанковой техники СВ Ливана на сирийских предприятиях ВПК и проведению совместных учений. Кроме того, в Сирии ежегодно проходят подготовку до 60 ливанских офицеров и до 200 военнослужащих технических специальностей по эксплуатации и ремонту вооружения советского производства.
Большие надежды на сотрудничество в военно-технической сфере ливанцы связывают с Великобританией, Италией, Пакистаном и Китаем, уровень отношений с которыми в настоящее время незначителен. Так, с британской стороной планируется обсудить вопрос о закупке партии быстроходных катеров со штатным вооружением для патрулирования 12-мильной прибрежной зоны. Успешно развивается сотрудничество с Пакистаном. В 2002 году Бейрут продал Исламабаду десять истребителей <Мираж-3> из состава резерва ливанских ВВС. В ответ на это Пакистан за счет продукции национального ВПК выразил готовность поставить учебно-тренировочные самолеты <Супер Мушак>, ПТРК <Бахтар Шикан>, ПЗРК <Анза-2>, стрелковое оружие и боеприпасы, а также провести ремонт и обслуживание БТР МПЗ, 105- и 155-мм артиллерийских орудий.
Руководство страны благожелательно относится к попыткам Китая закрепиться на ливанском рынке вооружения. Однако объемы военно-технического сотрудничества с Пекином пока относительно невелики. В основном это партии стрелкового оружия, боеприпасов, военного имущества.
В рамках программы оказания безвозмездной помощи Саудовская Аравия в прошлом году поставила ливанской армии 18 грузовых и 12 легковых автомобилей. Кувейт в качестве дара передал ВС Ливана 22 автомобиля скорой помощи.
В 2004 финансовом году из военного бюджета (около 501,3 млн долларов) на закупку новых ВВТ планируется выделить 6,6 млн. По планам министерства обороны Ливана, эти средства будут направлены на приобретение небольших партий стрелкового оружия и боеприпасов, запчастей и средств связи, а также на оплату по минимальным ценам поступающего в основном из США вооружения.
Таким образом, практическое отсутствие бюджетных средств и наличие в ливанских ВС вооружения и военной техники американского и французского производства предопределяют приоритетное развитие военного сотрудничества Бейрута с западными странами, которые на льготных условиях или безвозмездно готовы осуществлять поставки боеприпасов, запасных частей, устаревших образцов ВВТ, а кроме того, оказывать помощь в подготовке военных специалистов и командного состава вооруженных сил. Уровень военных связей с азиатскими странами характеризуется как недостаточный и не оказывает существенного влияния на состояние ливанских ВС.
В целом в силу своего недостаточного численного и боевого состава, отсутствия современных ВВТ, необходимых мобилизационных ресурсов, развитого промышленного производства и зависимости от иностранных военных поставок ливанские вооруженные силы на современном этапе не в состоянии самостоятельно полностью обезопасить границы от внешней агрессии, обеспечить территориальную целостность и суверенитет государства. Они способны лишь частично решать ограниченные по объему и срокам задачи в пограничных конфликтах и осуществлять поддержку действий сил внутренней безопасности при пресечении массовых антиправительственных выступлений и наведении конституционного порядка.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz