ЗВО - 10'2002

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЪЕДИНЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ НАТО

Полковник А.Ветров

Всестороннее и непрерывное тыловое обеспечение войск (сил) рассматривается военным руководством Североатлантического союза в качестве одного их важнейших факторов, определяющих успех военных действий. Система тылового обеспечения, сложившаяся в период противостояния Востока и Запада, была ориентирована главным образом на обеспечение войск (сил) НАТО в ходе подготовки и проведения крупномасштабных военных операций на конкретных театрах военных действий.
В современных условиях в связи с коренными изменениями военно-политической обстановки и пересмотром концептуальных установок, определяющих формы и способы применения объединенных вооруженных сил блока, ведется работа по совершенствованию системы тылового обеспечения альянса и приведению ее в соответствие с новыми требованиями. При этом руководство блока, не исключая возможности развязывания крупномасштабных конфликтов, существенное внимание уделяет подготовке ОВС НАТО и системы тылового обеспечения к действиям в локальных войнах и операциях по урегулированию кризисных ситуаций различного характера, в том числе и за пределами зоны ответственности Североатлантического союза. Это наглядно было подтверждено в ходе операций на Балканах и против движения <Талебан> в Афганистане.
В странах НАТО под термином <тыловое обеспечение войск (сил)> понимается комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей войск (сил) в целях поддержания их в необходимой степени готовности к выполнению поставленных задач. Оно является одним из основных видов обеспечения боевых действий.
Система управления тылом и организация тылового обеспечения. Объединенные вооруженные силы Североатлантического союза имеют разветвленную систему тылового обеспечения, именуемую <объединенным тылом>. Она представляет собой совокупность единых органов управления тылом и тылового обеспечения, а также материальных ресурсов, предназначенных для совместного использования государствами членами блока.
Объединенный тыл ОВС НАТО имеет коалиционные и национальные органы управления. Так, при Совете и военном комитете НАТО, а также в зонах ответственности стратегических командований ОВС блока функционирует система управления тылом, состоящая из коалиционных планирующих и исполнительных органов. Она комплектуется представителями стран-участниц и решает задачи в интересах всего Североатлантического союза, группировок объединенных вооруженных сил или многонациональных формирований. Уже в мирное время в Европе действуют объединенные системы: снабжения ОВС НАТО горючим, ядерными боеприпасами и воинских перевозок. Удовлетворение всех остальных потребностей войск (сил) возложено на национальные органы. В военное время в ОВС блока могут создаваться и другие необходимые органы управления объединенным тылом.
К национальным органам тыла относятся управления, отделы и учреждения тыла министерств обороны, генеральных (главных) штабов и штабов видов вооруженных сил, а также подчиненные им командования, соединения, части и подразделения, отвечающие за тыловое обеспечение подчиненных войск (сил). В военное время к работе этих органов подключаются гражданские ведомства и учреждения, привлекаемые к обеспечению ВС.
Объединенные органы тыла осуществляют постоянное взаимодействие с соответствующими национальными структурами, а командующие стратегическими (СК) и региональными командованиями (РК) в европейских зонах ответственности Североатлантического союза имеют право в чрезвычайной обстановке маневрировать национальными запасами материальных средств и передавать в случае необходимости излишки предметов снабжения одной страны войскам (силам) другой, испытывающим в них недостаток.
В Североатлантическом союзе в высшем звене управления имеются военные и гражданские органы тыла.
К высшим военным органам тыла относятся структуры, подчиненные непосредственно военному комитету, а также учреждения тыла СК ОВС НАТО в Европе и на Атлантике.
Высшие гражданские тыловые органы представлены управлениями служб тыла Международного секретариата, постоянными органами мирного времени при Совете НАТО (Консультативный совет по вооружению, Комитет по трубопроводам, Комитет экономических советников, Комитет инфраструктуры, Комитет координации полетов в воздушном пространстве, Агентство по снабжению запасными частями, Агентство по техническому обслуживанию и ремонту и другие) и органами, создаваемыми для работы в чрезвычайных условиях (Агентство по координации наземных перевозок в Центральной Европе, Агентство по координации транспортных перевозок на Средиземном море, Агентство НАТО по снабжению, Агентство НАТО по снабжению нефтепродуктами, Агентство по координации полетов гражданской авиации и Агентство НАТО по вопросам беженцев).
Высшим объединенным органам тыла Североатлантического союза подчинены военные и гражданские тыловые структуры, созданные в зонах ответственности региональных командований ОВС блока. Штабы объединенных вооруженных сил в этих зонах осуществляют руководство деятельностью тыловых органов оперативных объединений и взаимодействуют с соответствующими национальными службами.
По классификации, принятой в основных странах НАТО, тыл национальных ВС в зависимости от масштаба и характера выполняемых задач, может подразделяться на стратегический, оперативный и войсковой.
Стратегический тыл классифицируется как высший тыловой эшелон. Он может включать органы высшего руководства - управления и другие тыловые организации национальных министерств обороны, а также ремонтные и производственные предприятия центрального подчинения. Стратегический тыл, как правило, разворачивается странами-участницами в глубине зоны ответственности НАТО или национальной территории.
Оперативный тыл рассматривается как промежуточный тыловой эшелон, который выполняет функции связующего звена между стратегическим и войсковым эшелоном тыла. В его состав входят управления (отделы) тыла штабов видов вооруженных сил и подчиненные им учреждения, соединения и части, отвечающие за все виды тылового обеспечения.
Войсковой тыл является низшим тыловым эшелоном, предназначенным для непосредственного обеспечения войск (сил). Он включает тыловые органы соединений, частей и подразделений, которые заняты непосредственным обеспечением личного состава и систем оружия всем необходимым для ведения боя.
Национальные силы и средства тыла в пределах зон ответственности главных командований ОВС НАТО эшелонируются, как правило, в соответствии с их предназначением. Последние, в зависимости от глубины, делятся на несколько зон боевых действий и зону коммуникаций.
Зона боевых действий включает районы суши и моря, а также воздушное пространство над ними, в пределах которых ведутся военные действия, размещены группировки войск (сил) и осуществляется их тыловое обеспечение. Она ограничивается по флангам зонами ответственности соседних региональных (стратегических) командований ОВС НАТО, по фронту - передним краем, с тыла - зоной коммуникаций. При этом тыловые границы армейских корпусов (АК) делят зону боевых действий на передовой и тыловой районы. Передовой район подразделяется на корпусной и дивизи-онный тыловые районы. В пределах тылового района размещаются органы оперативного тыла. Общая глубина зоны боевых действий может составлять 200 - 300 км.
Зона коммуникаций охватывает районы суши, моря и воздушное пространство, при-мыкающие к тыловой границе зоны боевых действий. Она подразделяется на передовой и тыловой районы. В пределах зоны размещаются высшие органы управления тылом, силы и средства стратегического тыла. Глубина зоны коммуникаций может составлять 300 - 400 км и более. При отсутствии достаточной глубины эта зона может вообще не создаваться. В таком случае доставка материальных средств осуществляется непосредственно в зоны боевых действий.
Особенности военно-географических условий европейской зоны ответственности НАТО и состав созданных в ее пределах группировок войск (сил) отразились на степени интеграции тыла в зонах ответственности региональных командований. Наивысшая централизация тыла достигнута в зоне ответственности РК ОВС НАТО <Север> (особенно в ее центрально-европейской части). На северном фланге командования (в Норвегии) система тылового обеспечения ОВС НАТО в связи с тем, что она имеет незначительную глубину и территориально разъединена фьордами, значительно отличается от типового построения тыла (структурно отсутствует оперативный тыл).
Планирование и координацию мероприятий по тыловым вопросам командующий РК ОВС НАТО <Север> осуществляет через свой штаб (управление тыла). Последний решает вопросы с помощью подчиненных ему тыловых органов штабов субрегиональных и видовых командований, а также через комитет планирования наземных перевозок на территории Европы и национальные тыловые инстанции.
В составе штабов ОВС всех степеней имеются соответствующие тыловые структуры, взаимодействующие с национальными тыловыми органами государств - членов блока. Так, тыловое обеспечение сухопутных войск США в зоне ответственности СК ОВС НАТО в Европе осуществляют силы и средства 21-го командования тыла (на ТВД), авиационных частей - части и подразделения обслуживания и обеспечения командования ВВС США в Европе, а 6-го оперативного флота США - суда обеспечения и береговые тыловые подразделения ВМС США в европейской зоне.
Решение вопросов тылового обеспечения подразделений вооруженных сил ФРГ возложено на формирования тылового обеспечения видов ВС и объединенные силы обеспечения бундесвера. В ВС Бельгии, Дании, Нидерландов, Польши и Чехии эту функцию выполняют соответствующие командования тыла, управления и отделы МТО штабов видов вооруженных сил. Тыловое обеспечение сухопутных войск Великобритании в Центральной Европе осуществляют силы и средства командования поддержки британских войск в ФРГ. Организация тылового обеспечения вооруженных сил Франции в метрополии возложена на центральное управление МТО и комиссариаты (интендантские службы) видов ВС, а подразделений, выделяемых для проведения операций вне территории страны, - на командование оперативного тыла.
Система тыла в зоне ответственности регионального командования ОВС НАТО <Юг> создана также с учетом географических особенностей региона (значительная протяженность и разобщенность континентальной части). Общее руководство тылом осуществляет главнокомандующий РК ОВС НАТО <Юг> через свой штаб, который взаимодействует с национальными координационными группами по тылу ВС США, Великобритании, Италии, Греции, Турции и Венгрии. При этом за тыловое обеспечение вооруженных сил Италии отвечают командования, управления и инспекции тыла министерства обороны и видов ВС, Греции - управление тыла главного штаба сухопутных войск, командование МТО ВВС и ВМС, Турции - командования тыла штабов СВ, ВМС и ВВС.
Управления тыла штабов ОВС НАТО в Европе не имеют в своем непосредственном подчинении сил и средств тылового обеспечения. Для оперативного решения вопросов обеспечения коалиционных войск (сил) при штабах развернуты координационные центры тылового обеспечения, укомплектованные представителями государств - членов блока и взаимодействующих подчиненных командований.
В настоящее время проводятся мероприятия по совершенствованию системы управления тылом в целях придания ей необходимой гибкости и универсального характера, позволяющих без кардинальной перестройки управленческих структур задействовать их для решения задач как в ходе крупномасштабных военных действий, так и при проведении миротворческих операций, в том числе и за пределами зоны ответственности альянса. В интересах достижения этой цели при региональных командованиях ОВС блока формируются многонациональные объединенные центры тылового обеспечения (МОЦТО), имеющие в своем составе различные подразделения (рис. 1). К основным из них относятся центры координации объединенного тылового обеспечения, медицинского обеспечения, перевозок на ТВД и инженерно-строительных работ. В зависимости от замысла проводимой операции, ее масштабов, а также от количества стран-участниц и выделяемых ими сил и средств структура МОЦТО может изменяться.
В случае применения группировок ОВС НАТО за пределами зоны ответственности блока предусматривается формирование командования тылового обеспечения, в состав которого будут включаться необходимые подразделения МОЦТО (рис. 2).
В ходе подготовки многонациональных операций особое внимание уделяется организации взаимодействия по вопросам тылового обеспечения НАТО с государствами, не входящими в альянс, а также с другими международными организациями (ЕС, ООН, ОБСЕ). Характерно, что военно-политическое руководство блока всегда стремится сохранить за своими структурами ведущую роль в планировании тылового обеспечения и управлении силами и средствами тыла.
Созданные в Европейской зоне ответственности НАТО силы и средства тыла в целом позволяют осуществлять тыловое обеспечение имеющихся войск (сил), однако в случае военного конфликта или войны нуждаются в значительном усилении.

Рис. 1. Структура многонационального объединенного центра тылового обеспечения

Принципы тылового обеспечения ОВС НАТО. В современных условиях обстановки в качестве основных требований к тыловому обеспечению командование ОВС НАТО выдвигает следующие: способность осуществлять в короткие сроки переброски войск (сил) и средств альянса в районы оперативного предназначения, готовность к бесперебойному снабжению войск (сил) в ходе различных по характеру и масштабам военных действий, наличие надежной системы управления тылом.
В основу организации тылового обеспечения ОВС НАТО положены следующие принципы: соответствие системы тылового обеспечения замыслу операции; равная ответственность командований ОВС НАТО и стран - участниц альянса, выделивших свои контингенты в состав группировки блока, за тыловое обеспечение войск (сил); четкая координация действий; достаточность тыловых ресурсов; гибкость; своевременность; экономное расходование материальных средств.
Принцип соответствия системы тылового обеспечения замыслу операции предполагает, что действия тыловых органов должны четко увязываться с этапами решения задач в операции и соответствовать замыслу командующего (командира). Для его реализации органы управления тылом тесно взаимодействуют со штабами всех звеньев управления. При этом командующий (командир) должен иметь необходимые полномочия по организации тылового обеспечения и распределению соответствующих ресурсов.
Принцип равной ответственность командующего ОВС НАТО и стран-участниц, выделивших свои контингенты в состав группировки альянса, предусматривает, что командующий ОВС блока организует тыловое обеспечение в интересах всей группировки подчиненных войск (сил), а страны-участницы, в свою очередь, обязаны осуществлять, с учетом замысла операции, тыловое обеспечение национальных воинских контингентов или присоединиться к объединенной системе тылового обеспечения, передав в ее состав необходимые силы и средства.

Рис. 2. Структура командования тылового обеспечения

В настоящее время страны НАТО переходят от принципа организации тылового обеспечения по национальному признаку (каждая из них самостоятельно решала вопросы обеспечения своих войск) к обеспечению объединенных группировок коалиционными органами тыла. Это обусловлено тем, что удалось достичь более высокого уровня унификации процедур планирования и организации тылового обеспечения, стандартизации В и ВТ и предметов снабжения, а также стремлением расширить возможности командующих ОВС блока по распределению между подчиненными ему войсками (силами) тыловых ресурсов в интересах более рационального их использования в операциях. В связи с этим шире стала применяться практика заключения между членами альянса двусторонних и многосторонних соглашений и договоренностей по вопросам тылового обеспечения.
Принцип координации действий предполагает создание во всех звеньях управления ОВС блока коалиционных органов, занимающихся вопросами планирования и согласования деятельности коалиционных и национальных тыловых структур в соответствии с приоритетами НАТО и с учетом интересов стран, входящих в блок. В случае расширения участия страны в операции предусматривается включать в состав коалиционных органов управления большее количество представителей или офицеров связи.
Принцип достаточности тыловых ресурсов заключается в предоставлении странами-участницами тыловых ресурсов в объеме, позволяющем в полной мере удовлетворить потребности выделенных в состав группировок альянса или действующих совместно с ОВС НАТО войск (сил) в соответствии с установленными нормами.
Принцип гибкости тылового обеспечения предусматривает наличие в распоряжении командующих (командиров) значительного количества сил и средств, необходимых для решения возлагаемых на тыловые органы задач. Он достигается разработкой различных вариантов тылового обеспечения и способностью объединенной системы тыла оперативно реагировать на изменения в складывающейся обстановке.
Принцип своевременности предполагает решение всех задач тылового обеспечения войск (сил) в кратчайшие сроки. Важными условиями реализации этого принципа считаются заблаговременное создание необходимых запасов материальных средств, четкое планирование тылового обеспечения, своевременное определение потребностей и выделение соответствующих сил и средств, поддержание их в готовности к задействованию до начала развертывания войск (сил).
Принцип экономного расходования материальных средств предусматривает рациональное и целенаправленное использование имеющихся ресурсов, а также распределение сил и средств в интересах решения главных задач.
Основные виды тылового обеспечения. В соответствии с принятыми в НАТО подходами тыловое обеспечение включает четыре основных вида обеспечения: материальное, техническое, транспортное и медицинское.
Материальное обеспечение имеет целью удовлетворение потребностей войск (сил) в вооружении и военной технике, боеприпасах, горючесмазочных материалах, продовольствии, вещевом, инженерном и медицинском имуществе, средствах защиты от оружия массового поражения (ОМП) и других предметах снабжения.
Материальное обеспечение войск (сил) НАТО организуется с учетом возможности быстрого перевода вооруженных сил с мирного положения на военное, ведения военных действий с применением ОМП и высокоточных средств, а также значительного расхода материальных средств.
Организация материального обеспечения ОВС НАТО в зонах ответственности стратегических командований предполагает следующее:
во-первых, поэтапное использование материальных средств (в начале военных действий возимых запасов соединений и частей и заблаговременно созданных запасов; в последующем - материальных средств, доставляемых из США. Канады и других стран НАТО);
во-вторых, централизованное управление силами и средствами тылового обеспечения и децентрализованное снабжение войск (сил) в интересах рационального распределения предметов снабжения;
в-третьих, материальное обеспечение частей и подразделений тыловыми ресурсами, предоставляемыми другими странами, в связи с тем что национальные системы тылового обеспечения оперативно совместимы.
Все материальные средства, предназначенные для удовлетворения потребностей войск (сил) НАТО, подразделяются на пять классов: продовольствие и предметы личной гигиены; вооружение и военная техника, инженерное и медицинское оборудование и имущество, обмундирование, снаряжение, запасные части и инструменты для ремонта и технического обслуживания; все виды горючего (кроме твердого ракетного топлива) и смазочных материалов, жидкие газы, охлаждающие жидкости и уголь; строительные и фортификационные материалы, включая оборудование для инженерных заграждений; все виды боеприпасов, взрыватели и детонаторы, пиротехнические средства, взрывчатые вещества, твердое ракетное топливо.
Учет всех видов материальных средств в ОВС НАТО автоматизирован. Для этого каждому предмету снабжения присвоен 13-ти разрядный кодификационный номер и все они сведены в специальные каталоги. Контроль за соблюдением требований единой системы кодификации предметов снабжения ОВС НАТО возложен на группу кодификации материальных средств при консультативном совете Североатлантического союза. Такая система позволяет автоматизировать процессы учета материальных средств и тем самым сократить сроки обработки поступающих заявок.
Потребности войск (сил) альянса в материальных средствах определяются исходя из суточного потребления одним военнослужащим, а при планировании конкретных видов военных действий - на основе норм расхода боеприпасов, горючесмазочных материалов, запасных частей и других материальных средств отдельными системами оружия с учетом коэффициентов, установленных с учетом конкретного вида и характера военных действий и потерь.
При расчете боеприпасов в вооруженных силах государств - членов НАТО используются две расчетно-снабженческие единицы - боекомплект и норма снабжения.
Боекомплект - это установленное количество боеприпасов на единицу вооружения или одного военнослужащего. Боекомплект части (подразделения) определяется из расчета на все наличное вооружение. Для определения планируемого расхода боеприпасов используются коэффициенты, учитывающие характер военных (боевых) действий, то есть количество боеприпасов в одном боекомплекте умножается на соответствующий коэффициент.
Норма снабжения - это количество боеприпасов, ежедневно выделяемых подразделению. Для расчета количества боеприпасов, выделяемых на сутки боя, в НАТО используются коэффициенты интенсивности боевых действий, которые устанавливают ограничение их суточного расхода в зависимости от продолжительности боевых действий.
Все запасы материальных средств подразделяются в НАТО на основные и долговременные. Основные запасы предназначены для реализации оперативных планов ведения военных действий в начальный период войны (в течение 30 сут), долговременные - для ведения военных действий в последующий период.
Для складирования и хранения запасов материальных средств в Европе создана сеть военных складов, рассредоточенных в зонах боевых действий и коммуникаций.
Непосредственное обеспечение войск (сил) материальными средствами организовано следующим образом:
- части и подразделения, входящие в состав командований тыла вооруженных сил (командований МТО, территориальных командований), обслуживают центральные склады и доставляют грузы на склады армейских корпусов;
- тыловые органы АК, дивизий, бригад и батальонов разворачивают пункты снабжения для непосредственного обеспечения частей и подразделений. Пополнение запасов материальных средств в ходе боевых (военных) действий на корпусных пунктах снабжения осуществляется за счет поставок с центральных складов средствами вышестоящих командований, а на дивизионных пунктах снабжения - с корпусных пунктов транспортными средствами корпусов, в отдельных случаях -дивизий. На бригадные пункты снабжения материальные средства доставляются с дивизионных пунктов транспортом бригад, в отдельных случаях - дивизий.
В настоящее время в связи с уменьшением вероятности ведения крупномасштабных военных действий и наметившейся тенденцией широкого участия воинских контингентов блока в миротворческих и других операциях ограниченного масштаба в вооруженных силах государств - членов НАТО изучается возможность прямой поставки материальных средств войскам, участвующим в операциях. В частности, в ВС США разработана концепция <Целенаправленное тыловое обеспечение>, предусматривающая доставку материальных средств непосредственно в части и подразделения, ведущие боевые действия.
Материальное обеспечение тесно связано с другими видами тылового обеспечения войск (сил) - техническим, транспортным и медицинским.
Техническое обеспечение включает все виды технического обслуживания и ремонта, снабжения необходимыми материалами для поддержания систем оружия и объектов вооруженных сил в боеготовом состоянии, а также разработку планов и проведение соответствующих мероприятий по поддержанию материальных средств в исправном состоянии и эвакуации поврежденной техники с поля боя.
Основными мероприятиями по техническому обеспечению войск (сил) являются: техническое обслуживание, ремонт и модернизация вооружения, военной техники и имущества; их сбор, эвакуация и восстановление, а также консервация и хранение.
Для решения этих задач в Североатлантическом союзе созданы необходимые коалиционные и национальные органы управления. К числу главных коалиционных органов, отвечающих за организацию технического обеспечения, относятся консультативный совет НАТО по вооружению, комитет инфраструктуры НАТО, комитет НАТО по трубопроводам, управление тыла международного объединенного штаба военного комитета НАТО.
Важную роль в техническом обеспечении войск (сил) блока играет агентство НАТО по снабжению запасными частями, техническому обслуживанию и ремонту. В мирное время оно подчинено Совету НАТО, в военное переходит в непосредственное подчинение СК ОВС НАТО в Европе. В ведении агентства находится центр снабжения НАТО (Люксембург), предназначенный для технического обеспечения войск (сил) регионального командования ОВС НАТО <Север>, а также южная база тылового обеспечения (Таранто. Италия), обслуживающая войска (силы) регионального командования ОВС НАТО <Юг>.
В управлениях тыла объединенных штабов всех степеней имеются отделы, решающие задачи технического обеспечения войск (сил) в своих зонах (районах) ответственности.
Техническое обеспечение войск (сил) НАТО осуществляется с учетом ряда принципов, основными из которых являются: национальная ответственность за техническое обеспечение войск (сил), передаваемых в оперативное подчинение командований ОВС блока; централизация технического обеспечения (использование единых органов ремонта и восстановления В и ВТ и их совместное производство); создание непосредственно в войсках технической базы для ремонта и восстановления техники.
Система технического обслуживания и ремонта В и ВТ в НАТО включает в себя войсковой, полевой и капитальный (базовый) ремонт.
Войсковой ремонт, предусматривающий профилактическое обслуживание и мелкий ремонт, проводится непосредственно в подразделениях силами экипажей и специально подготовленных команд.
Полевой ремонт предполагает замену или восстановление неисправных узлов и агрегатов, которые не могут быть выполнены в ходе войскового ремонта. Он проводится в полустационарных либо стационарных мастерских ремонтными частями и подразделениями дивизий или АК.
Капитальный (базовый) ремонт, предусматривающий полное восстановление всех видов техники, осуществляется на ремонтных заводах и промышленных предприятиях, расположенных в зоне коммуникаций и тыловом районе зоны боевых действий.
Транспортное обеспечение включает планирование, управление и координацию воинских перевозок, подготовку и распределение транспортных средств, а также организацию взаимодействия с инженерными войсками, гражданскими организациями в области эксплуатации, технического обслуживания и восстановления транспортных коммуникаций. Воинские перевозки в интересах объединенных вооруженных сил НАТО имеют особое значение в связи с необходимостью переброски войск (сил) из США и Канады в Европу и их снабжения в европейских зонах материальными средствами извне.
По оценке руководства Североатлантического союза, в военное время для обеспечения перебросок войск (сил) и деятельности военной промышленности потребуется широкое привлечение транспортных средств гражданских ведомств. Учитывая это обстоятельство, а также физико-географические условия Европейского континента, в особенности состояние сети коммуникаций на нем, командование ОВС НАТО придает особое значение тщательному планированию транспортного обеспечения еще в мирное время.
Высшими коалиционными органами альянса, ведающими вопросами транспортного обеспечения в военное время, являются: комитет планирования наземных перевозок на территории Европы, комитет использования гражданской авиации и комитет океанских перевозок. Эти органы осуществляют координацию действий национальных транспортных систем, контролируют распределение и использование сил и средств гражданских ведомств в интересах вооруженных сил и гражданского сектора.
В угрожаемый период в целях оказания помощи транспортным службам в обеспечении перевозок и приеме войск (сил) усиления в НАТО дополнительно могут быть созданы три агентства (по координации наземных перевозок в Центральной Европе, по координации транспортных перевозок на Средиземном море и по координации полетов гражданской авиации), а также сформированы объединенный парк железнодорожных вагонов в Центральной Европе и администрация по морским перевозкам военных грузов.
Вопросами непосредственного использования штатных транспортных средств ОВС НАТО в Европе занимаются транспортные отделы управлений тыла соответствующих штабов и создаваемые в военное время центры управления движением при штабах АК.
В пределах Европейского континента решающую роль в подвозе военных грузов играет наземный транспорт (главным образом автомобильный и железнодорожный). Возможности штатного автомобильного транспорта соединений и частей вооруженных сил стран НАТО в целом обеспечивают тактические переброски личного состава, а также необходимых запасов материальных средств и оборудования.
Внутренние водные пути сообщения имеют важное значение только для военных перевозок в пределах Центральной Европы и территории Польши.
Океанские (морские) перевозки считаются основными из всех способов стратегических перебросок войск (сил) усиления и грузов. В этих целях планируется сформировать объединенный флот транспортных средств (до 800 единиц).
Для перебросок личного состава, боевой техники и грузов в пределах Европейского континента командование ОВС НАТО намерено активно использовать воздушный транспорт. Однако возможности имеющейся группировки военно-транспортной авиации явно недостаточны для решения данной задачи в полном объеме. В связи с этим в военное время в интересах ОВС Североатлантического союза предусматривается широкое привлечение самолетов гражданских ведомств.
В общей системе воинских перевозок работа наземного, морского и воздушного транспорта тесно взаимосвязана, поэтому коалиционные транспортные органы блока осуществляют постоянное взаимодействие между собой и с национальными тыловыми структурами. В связи с этим в НАТО разработаны общие принципы организации воинских перевозок, формирования группировок объединенных транспортных средств (объединенного флота транспортных судов и объединенного парка железнодорожных вагонов), планы работы транспорта гражданских ведомств в угрожаемый период и начальный период войны.
Медицинское обеспечение войск (сил) преследует такие цели: сохранение боеспособности личного состава, оказание медицинской помощи раненым и больным и обеспечение быстрого возвращения их в строй. Ответственность за данный вид тылового обеспечения возложена на национальные медицинские службы. При этом предполагается тесное взаимодействие военно-медицинских служб с гражданскими органами здравоохранения.
Медицинское обеспечение в ОВС НАТО подразделяется на два вида - медицинское обеспечение на поле боя и медицинское обслуживание. Первое осуществляется штатными медицинскими формированиями объединений, соединений и час-гей, второе - медицинскими органами полевых армий, АК, объединенных авиационных и морских командований.
По мнению специалистов НАТО, основой эффективного медицинского обеспечения при массовом поступлении раненых и пораженных является медицинская сортировка. Она заключается в классификации раненых и пораженных по виду поражения и степени его тяжести, определении вероятности выживания раненых, назначении очередности лечения, эвакуации с целью оказания медицинской помощи большему числу раненых и пораженных.
В вооруженных силах большинства стран блока раненые (пораженные) в зависимости от степени ранения (поражения) подразделяются на четыре группы: первая - раненые (пораженные), для лечения которых и возвращения в часть необходима минимальная медицинская помощь (по расчетам экспертов, их численность может составить до 40 проц. общего количества раненых (пораженных); вторая -- раненые (пораженные), нуждающиеся в оказании неотложной медицинской помощи (около 20 проц.); третья - те, оказание хирургической помощи которым может быть отсрочено (до 20 проц.); четвертая - раненые (пораженные), оказание медицинской помощи которым требует значительной затраты времени н сил (около 20 проц.).
С учетом сортировки по группам организуются последующие лечение и эвакуация военнослужащих.
При разработке планов медицинского обеспечения войск командование ОВС НАТО исходит из того, что во время боевых действий потери личного состава могут выражаться следующими цифрами: убитых - 20 проц., пропавших без вести - 10 проц., раненых - 70 проц. (санитарные потери от общей численности личного состава, вышедшего из строя). При этом, по прогнозам, 30 проц. раненых могут быть возвращены в строй в течение 30 сут.
Силы и средства медицинской службы сухопутных войск размещаются в зонах ответственности региональных командований ОВС НАТО в четыре эшелона. Они включают: медицинские средства батальонов, медицинские службы дивизий, медицинские службы АК. силы и средства медицинской службы в зоне коммуникаций.
В последнее время в ОВС НАТО проведены значительные по своему объему мероприятия с целью улучшения медицинского обслуживания войск (сил). Основные из них направлены на расширение возможностей по оказанию первой медицинской помощи, увеличение количества средств эвакуации, повышение мобильности медицинских частей и подразделений, а также на улучшение технической оснащенности полевых медицинских учреждений.
Организация тылового обеспечения при проведении миротворческих операций. Планирование тылового обеспечения многонациональных группировок войск (сил) в миротворческих операциях, проводимых под руководством НАТО, осуществляется, как правило, в соответствии с принятыми в альянсе принципами, методиками и процедурами, которые применяются при разработке планов проведения общевойсковых операций. Однако отдельные аспекты тылового обеспечения в подобного рода операциях иногда требуют специальных подходов, учитывающих состав миротворческих сил и характер возлагаемых на них задач.
К основным факторам, влияющим на особенности организации тылового обеспечения, относятся участие в операциях частей и подразделений стран, не входящих в НАТО, нахождение в составе миротворческих группировок гражданского персонала, гражданской полиции, а также представителей различных неправительственных организаций, выполняющих гуманитарные задачи.
При подготовке операции заранее оговаривается, что тыловое обеспечение национальных воинских контингентов возлагается на страны, выделяющие эти кон-тингенты. При этом действия национальных тыловых структур в обязательном порядке согласовываются с соответствующими тыловыми органами НАТО, которые отвечают за тыловое обеспечение миротворческой группировки в целом. Первостепенное внимание руководство НАТО уделяет организации всестороннего обеспечения войск (сил) на начальном этапе операции, до момента, когда в зоне кризиса будут развернуты и начнут функционировать постоянно действующие национальные и коалиционные структуры тылового обеспечения.
В соответствии с руководящими документами НАТО командующим миротворческими группировками предоставляются широкие полномочия по получению тыловых ресурсов из различных источников. При этом в случае, когда в организации тылового обеспечения задействуются несколько командований ОВС блока, одно из них определяется в качестве головного.
Медицинское обеспечение при проведении миротворческих операций предполагается осуществлять как путем объединения медицинских сил и средств в единую структуру, так и за счет возложения ответственности за оказание медицинской помощи национальным контингентам на страну, выделяющую их. Вопросами координации действий медицинских служб занимается одно из командований ОВС НАТО.
Как правило, основные задачи медицинского обеспечения (госпитализация и эвакуация раненых и пострадавших, МТО медицинских учреждений, ветеринарный контроль, профилактические медицинские мероприятия) планируются еще до начала операции. При этом учитывается также возможность оказания медицинской помощи местному населению и использования ресурсов страны размещения.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz