ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 2/2002

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЯЕМЫХ И ПРОТИВОКОРАБЁЛЬНЫХ РАКЕТ ВМС ИНОСТРАННЫХ ГООДАРСТВ

Капитан 2 ранга А.ОРЛОВ

Основное внимание специалистов, работающих в области ракетостроения ВМС иностранных государств, сосредоточено на разработке систем оружия, обладающих высокой боевой эффективностью, необходимой для гарантированного и избирательного выведения из строя или уничтожения надводных, наземных стационарных и мобильных целей, объектов промышленной и военной инфраструктуры, а также живой силы и позволяющих добиться длительного превосходства на различных морских театрах войны (военных действий). Особое внимание при этом уделяется разработкам управляемых (УР) и противокорабельных (ПКР) ракет.
Одним из приоритетных направлений повышения боевых возможностей национальных ВМС американские военные эксперты считают создание и принятие на вооружение гиперзвуковых УР большой дальности. В условиях проведения наступательных операций и использования противником эффективных средств обнаружения, целеуказания (ЦУ) и противовоздушной обороны гиперзвуковое оружие обладает рядом существенных преимуществ перед дозвуковыми ракетами:
- большей боевой устойчивостью при прорыве системы ПВО противника;
- значительно меньшим временем полета, что, с учетом устаревания данных ЦУ, при стрельбе на большие дальности позволяет с большей вероятностью поразить мобильные цели;
- более высоким поражающим действием благодаря сочетанию кинетической энергии ракеты и воздействию БЧ.
Управление перспективных исследований и разработок МО США в 1998 году заключило контракт на сумму 10 млн долларов с фирмой <Боинг>, предусматривающий проведение в течение 18 месяцев технологических исследований и выработки концепции гиперзвуковой УР авиационного и морского базирования с максимальной дальностью стрельбы не менее 700 км, маршевой скоростью полета, соответствующей числу М = 6, точностью стрельбы (КВО) не более 10м.
Фирма <Боинг> разработала проекты двух образцов УР. Один из них предусматривается построить по схеме <волнолет> и оснастить гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД). Двигатель с проточной частью прямоугольного сечения фиксированной геометрии оснащен нижними воздухозаборником и соплом, а также сверхзвуковой камерой сгорания (КС), оборудованной топливными форсунками специальной конструкции (расположены на верхней стенке КС), где происходит сжигание незначительного количества топлива. Они являются стабилизаторами пламени для сверхзвуковой КС, в которой происходит основной процесс горения. В данном двигателе с целью получения лучших характеристик процесса горения используются пары жидкого эндотермического топлива, что требует его подогрева в активной системе охлаждения горячих элементов двигателя.
Второй образец ракеты выполнен по <нормальной> схеме с цилиндрическим корпусом и оснащен двухрежимным прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Конструктивно двигатель включает: лобовой многосегментный воздухозаборник (размещен в центральном теле конической формы), две КС - дозвуковую и сверхзвуковую (расположены тандемно), а также расширяющееся сопло.
В воздухозаборнике происходит первоначальное сжатие воздушного потока и распределение его между камерами сгорания. Около 25 проц. воздуха подводится для первоначального сжигания жидкого топлива в дозвуковую КС (обеспечивается скорость полета, соответствующая числу М = 5), предназначенную для подготовки обогащенной топливовоздушной смеси и разгона потока для подачи через четыре входных устройства в сверхзвуковую камеру сгорания, где происходит впрыск и основное горение топлива, что позволяет ракете достичь скорости, соответствующей числу М > 5. По мнению западных специалистов, преимуществом данной схемы является отсутствие дополнительной подготовки топлива (его нагрева, испарения и т. п.) на входе в сверхзвуковую КС, что позволяет использовать только пассивное охлаждение ее элементов, но ограничивает диапазон применения такого ПВРД на ракетах с расчетными скоростями полета, соответствующими числу М = 3 - 6.
Силовая установка УР обоих вариантов будет также включать твердотопливные стартовые ракетные ускорители, предназначенные для разгона ракеты до заданной скорости и обеспечения надежного запуска маршевого ПВРД.
Планируется, что основу бортовой аппаратуры (БА) ракет составит инерциальная система управления (ИСУ) с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR. Кроме того, их предполагается оснастить приемопередающей аппаратурой линии телеуправления, что позволит через самолеты разведки наземных целей и управления нанесением ударов Е-8С <Джистарс>, разведывательные беспилотные летательные аппараты (БЛА) <Глобал Хок> и искусственные спутники Земли вести обмен данными в реальном масштабе времени между ракетой и КП и, в частности, осуществлять перенацеливание УР в полете. Для повышения точности стрельбы специалисты не исключают возможность установки тепловизионной головки самонаведения (ГСН).
В качестве боевой части (БЧ) модульного типа на УР для поражения стационарных сильнозащищенных или заглубленных целей с пикирования предполагается использовать кинетическую БЧ; стационарных или ограниченно подвижных целей, расположенных на открытой местности, с пикирования или с горизонтального полета - осколочно-фугасную; площадных, а также мобильных малоразмерных и бронированных целей - кассетную, в том числе с самонаводящимися или самоприцеливающимися боеприпасами. На УР может использоваться, кроме того, модернизированная ядерная БЧ, которой оснащаются КРМБ <Томахок>.
По оценкам военных специалистов, наибольшие трудности при создании гиперзвуковых ракет связаны с необходимостью обеспечения эффективной термозащиты и охлаждения горячего тракта двигателя, БЧ, а также систем управления и наведения. В частности, температура обшивки УР при полете на высоте 24 000 м и скорости, соответствующей числу М = 6, будет достигать 530°С. С целью обеспечения приемлемого температурного режима функционирования систем и двигателя при изготовлении элементов планера и силовой установки намечается широко использовать перспективные высокопрочные, высокотемпературные материалы, а также активное охлаждение топливом.
В результате проведенной экспертной оценки в качестве базового выбран образец ракеты, построенный по схеме <волно-лет>. В 2003 году планируется создать три-четыре демонстрационных образца ракеты и осуществить их испытания. В случае получения положительных результатов в 2006 году предполагается начать полномасштабную разработку и изготовление серийных образцов.
Работы, проводимые под руководством управления DARPA, являются основой для создания перспективной управляемой гиперзвуковой УР (максимальная дальность стрельбы не менее 1 000 км). Ракету предусматривается оснастить комбинированной двигательной установкой (ДУ), состоящей из двухрежимного маршевого ГПВРД и твердотопливного стартового ускорителя.
В состав бортовой аппаратуры УР планируется включить ИСУ с коррекцией траектории по данным КРНС NAVSTAR, аппаратуру линии телеуправления и радиолокационную ГСН миллиметрового диапазона или тепловизионную головку самонаведения. Выбор и захват цели будет осуществляться после сравнения сигнатуры обнаруженного объекта с заложенной в память бортовой ЭВМ сигнатурой цели.
Ракету намечено комплектовать унитарной (проникающей или фугасной) либо кассетной БЧ с самонаводящимися боевыми элементами. Американские специалисты считают, что при скорости ракеты на конечном участке траектории, соответствующей числу М = 6, бро-непробиваемость БЧ составит до 10м бетона.
В настоящее время проводятся также технологические исследования, основными целями которых являются: обеспечение старта гиперзвуковых УР из установки вертикального пуска и устойчивого запуска ГПВРД; создание такого корпуса проникающей БЧ, который повысит ее живучесть при пробивании различных преград, автоматического устройства разброса самонаводящихся боевых элементов кассетной БЧ, системы охлаждения обтекателей теп-ловизионной ГСН и антенного устройства радиолокационной ГСН, а также перспективных материалов для силовой установки и корпуса ракеты, способных работать при температуре около 2 000°С. Поступление гиперзвуковых УР на вооружение ВМС США ожидается после 2010 года.
Американская фирма <Макдоннел - Дуглас> ведет полномасштабную разработку УР <Гарпун> Block 2. При ее создании широко применяются те же конструктивно-схемные решения и технологии, что и в управляемой ракете SLAM-ER класса <воздух - земля>. В отличие от существующих образцов ПКР <Гарпун> новая дозвуковая ракета при максимальной дальности стрельбы не менее 280 км будет способна поражать, кроме кораблей и судов в открытом море. надводные цели в базах и прибрежных районах, а также различные береговые объекты. Ее планируется оснастить ДУ, состоящей из малоразмерного двухконтурного турбореактивного двигателя и твердотопливного стартового ускорителя.
На этой ракете предусматривается установить ИСУ с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR, а также радиолокационную псевдокогерентную головку самонаведения. Входящий в состав бортовой ЭВМ быстродействующий процессор и новое программное обеспечение позволят при вторичной обработке сигналов реализовать алгоритмы выделения, захвата и сопровождения цели на фоне берега. Считается, что данный состав БА обеспечит высокую точность стрельбы (КВО не более 10 м).
Кроме того, УР <Гарпун> предполагается оснастить аппаратурой односторонней линии телеуправления для передачи на ракету новых или уточненных координат цели и двухсторонней линии трансляции изображения, которая позволит получать в реальном масштабе времени изображение от ГСН в районе цели и передавать команды наведения. В зависимости от решаемых задач на ракете намечено устанавливать боевые части различного типа: кумулятивную или проникающую с программируемым взрывателем, а также кассетную с самонаводящимися БЭ.
В интересах боевого применения УР <Гарпун> разрабатывается новая корабельная система управления стрельбой. Полностью автоматизированная система обеспечит получение данных целеуказания от корабельных, береговых и воздушных средств разведки, обработку информации и выработку плана огневого поражения (может быть утвержден или скорректирован оператором), предстартовую подготовку и пуск. Кроме того, она позволит производить расчеты необходимого числа ракет в залпе, траекторий полета с назначением каждой УР точек разведения и поворота в горизонтальной плоскости для достижения скрытности действия в прибрежной (островной) зоне и выхода с различных направлений на атакуемую одиночную или групповую цель. Поступление новой УР на вооружение ВМС США ожидается в 2002 году.
Одним из основных требований американской концепции <Оперативный маневр с моря> при проведении воздушно-морских наступательных (десантных) операций является способность корабельных группировок наносить высокоточные массированные или избирательные ракетно-артиллерийские удары по береговым целям на всю глубину обороны противника, включая наиболее важные объекты военно-промышленной инфраструктуры, для резкого снижения боеспособности обороняющихся сил, а также возможностей по ее восстановлению.
Исследования в целях создания таких средств поражения, к числу которых американские эксперты относят перспективные УР LASM и ALAM, осуществляются по программе ВМС США <Морская огневая поддержка>.
Ракета LASM (рис. 1) разрабатывается американской фирмой <Рэйтеон> на базе зенитной управляемой ракеты <Стандарт-2> мод. 2. Она предназначена для поражения различных стационарных и мобильных береговых целей, расположенных на побережье и в глубине обороны противника. Эту УР предполагается оснастить твердотопливными маршевым двухрежимным двигателем Mkl04 и стартовым ускорителем Mk72. В состав бортовой аппаратуры предусматривается включить ИСУ с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR, автопилот и инфракрасную или радиолокационную миллиметрового диапазона головку самонаведения. По оценке разработчиков, максимальная дальность стрельбы ракеты составит около 280 км, а точность стрельбы (КВО) - не более 10 м. В зависимости от типа цели ее предусматривается комплектовать осколочно-фугасной или кассетной БЧ, снаряженной кумулятивно-осколочными либо самонаводящимися БЭ.
На ракетном полигоне Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико) были проведены испытания прототипа УР, цель которых заключалась в оценке эффективности функционирования ее системы управления. Результаты испытаний признаны успешными. В частности, при стрельбе на дальность 140 км КВО ракеты составила менее 15 м. В соответствии с планами командования ВМС США, начало поставок УР LASM на вооружение кораблей ожидается в 2002 году.
Ракета ALAM предназначена для поражения средств ПВО, ракетных пусковых установок, защищенных командных пунктов управления и связи, боевой техники, мест дислокации войск, средств тылового и технического обеспечения, а также критичных по времени целей.
Американская корпорация <Локхид -Мартин> предложила свой вариант УР ALAM (рис. 2). Ракету предполагается выполнить по нормальной аэродинамической схеме с использованием элементов технологии <стелт> и оснастить твердотопливным двигателем. В состав бортовой аппаратуры УР намечается включить помехозащищен-ную ИСУ с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR. С целью повышения точности стрельбы возможна также установка тепло-визионной или радиолокационной миллиметрового диапазона ГСК. Для поражения высокозащищенных береговых целей УР предполагается оснащать проникающей боевой частью. Кроме того, ракета может быть укомплектована кассетной БЧ, снаряженной кумулятивно-осколочными или самонаводящимися боевыми элементами. Поступление на вооружение надводных кораблей и многоцелевых подводных лодок ВМС США УР ALAM возможно в 2010 году.
Специалисты германской фирмы <Дайм-лер-Бенц аэроспейс> разработали концепцию управляемой ракеты KEPD-150SLM <Таурус>, предназначенной для поражения надводных целей в открытом море, базах и вблизи берега, а также стационарных и мобильных, защищенных и незащищенных береговых объектов. Новую УР (рис. 3) предполагается создать на базе авиационной K.EPD-350 и построить ее по нормальной аэродинамической схеме. В конструкции корпуса прямоугольного сечения с верхнерасположенным раскрывающимся крылом предусматривается широкое использование композиционных материалов.
Ракету (максимальная дальность стрельбы 270 км) планируется оснастить двигательной установкой, состоящей из двухконтурного турбореактивного маршевого двигателя Р8300 и твердотопливного стартового ускорителя. В состав бортовой аппаратуры УР предусматривается включить инерциальную систему управления с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR.
Особенностями новой УР будут являться:
- использование корреляционно-экстремальной системы наведения по рельефу местности, которая участвует в работе ИСУ при стрельбе по береговым объектам и (при прохождении траектории через участки суши) морским целям;
- оснащение аппаратурой телеуправления для перенацеливания УР и корректировки исходных данных стрельбы;
- применение усовершенствованной (миллиметрового диапазона) активной ГСН с синтезированием апертуры антенны.
Ракету предполагается комплектовать проникающей фугасной боевой частью. Для поражения береговых целей она может оснащаться также кассетной БЧ с самонаводящимися боевыми элементами. Принятие решения о проведении дальнейших работ по УР K-EPD-150 SLM ожидается в начале 2002 года.
Командование ВМС стран НАТО полагает, что наряду с оперативно-тактическими и тактическими ракетами на вооружении надводных кораблей и подводных лодок необходимо иметь универсальные УР с малой дальностью стрельбы, которые обеспечивают высокую вероятность поражения заданной цели. По мнению военных экспертов, это особенно важно при ведении боевых действий в прибрежных зонах против НК и проведении специальных операций, а также при оказании огневой поддержки силам десанта.
В связи с этим французская фирма <Аэро-спасьяль> и германская <Даймлер-Бенц аэроспейс> ведут разработку УР <Полифем>, предназначенной для поражения морских и береговых целей, а также самолетов базовой патрульной авиации и вертолетов. Благодаря своим сравнительно небольшим массогабаритным характеристикам корабельная система управления и ПУ УР могут быть легко установлены на фрегатах, корветах и ракетных катерах.
Ракета, сконструированная по нормальной аэродинамической схеме, оснащена крестообразными раскрывающимся крылом и хвостовыми рулями (рис. 4). В состав ДУ входят турбореактивный маршевый двигатель и твердо-топливный стартовый ускоритель. Бортовая аппаратура УР включает ИСУ с коррекцией по данным КРИС NAVSTAR, лазерный высотомер и автопилот. Наведение ракеты на цель осуществляется с помощью тепловизионной ГСН с зеркально-линзовой оптической системой, которая устанавливается на гиростабили-зированной платформе.
Ракета (максимальная дальность стрельбы 60 км) оснащается боевой частью комбинированного действия, сочетающей кумулятивное воздействие с осколочным поражением. Осколки образуются при разрушении взрывом заряда БЧ металлической оболочки с нанесенной на ее поверхность насечкой.
Базовым элементом ГСН является приемник лучистой энергии с фоторезистором, выполненным на основе монокристаллов кремния, легированного платиной. Высокий порог чувствительности фоторезистора обеспечивается охлаждением с помощью криогенной системы. Расчет траектории полета согласно данным це-леуказания, ввод полетного задания, предстартовая подготовка и пуск ракеты производятся системой управления на базе ЭВМ, которая также дает возможность распределять ракеты залпа по четырем атакуемым целям.
Для обмена данными между кораблем и ракетой, получения изображения объекта атаки на дисплее панели СУ и целеназначе-ния УР на конечном участке траектории используются оптико-волоконный кабель, а также аппаратура передачи, приема и преобразования информации, которые образуют единый замкнутый контур управления <ракета - оператор - цель>. Считается, что применение этого кабеля и участие оператора в процессе поиска, обнаружения, классификации и идентификации цели в реальном масштабе времени позволяют значительно повысить точность стрельбы (КВО < 1 м). Кроме того, оператор после захвата цели может осуществлять выбор точки прицеливания, что обеспечит более эффективное ее поражение.
Поступление на вооружение УР <Полифем> в ВМС Германии возможно в 2002 году, а во Франции - в 2004-м.
Германская фирма <Даймлер-Бенц аэро-спейе> разрабатывает, кроме того, управляемую по оптоволоконному кабелю УР <Тритон> (рис. 5) для оснащения состоящих на вооружении национальных ВМС и перспективных подводных лодок. Эта ракета предназначена для поражения противолодочных самолетов и вертолетов, надводных кораблей, а также мобильных и стационарных береговых целей на дальности до 15 км. Ее планер планируется компоновать по схеме <бесхвостка> с крестообразным расположением крыла. В состав бортовой аппаратуры УР войдут ИСУ (возможно, с коррекцией по данным КРНС), лазерный высотомер, автопилот, тепловизионная головка самонаведения и приемопередающее устройство.
Расчет траектории полета УР согласно данным целеуказания, ввод полетного задания, предстартовая подготовка и пуск будут производиться лодочной системой управления на базе ЭВМ, которая даст возможность вести залповую стрельбу как по одиночной, так и по групповой цели. Обмен данными между ПЛ и ракетой, получение изображения объекта атаки на дисплее системы управления, а также це-леназначение УР на конечном участке траектории предполагается осуществлять с помощью аппаратуры передачи, приема и преобразования информации по ОВК. На ракете намечено устанавливать осколочно-кумулятивную БЧ.
На подводных лодках УР предусматривается хранить в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), которые в свою очередь загружаются в торпедные аппараты (ТА).
В каждом ТПК может размещаться шесть ракет. При старте УР выталкивается из торпедного аппарата, на безопасном расстоянии от ПЛ включается твердотопливный двигатель и раскрывается крыло ракеты.
После прохождения подводного участка она выходит на расчетную траекторию полета. Принятие УР <Тритон> на вооружение подводных лодок ВМС Германии ожидается не ранее 2002 - 2003 годов.
Итальянская фирма <Алениа> ведет полномасштабную разработку противокора-бельной ракеты <Отомат> Mk4 <Тезео-3> (рис. 6), предназначенной для поражения надводных целей в открытом море и вблизи берега. Ее основными отличиями от состоящих на вооружении национальных ВМС ПКР <Отомат> Mkl и Mk2 станут повышенная устойчивость к воздействию средств радиоэлектронного противодействия и противовоздушной обороны противника, а также более широкие возможности ее системы наведения, позволяющие применять ПКР в различных условиях боевой обстановки.
Ракета (максимальная дальность стрельбы до 300 км) выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразными крылом и четырьмя хвостовыми рулями. В конструкции корпуса широко применяются элементы технологии <стелт>, новые высокопрочные алюминиевые сплавы и современные композиционные материалы. В состав ее силовой установки планируется включить турбореактивный двигатель и два твердотопливных стартовых ускорителя. УР <Отомат> предусматривается оснастить ИСУ с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR, а также тепловизи-онной и радиолокационной головками самонаведения. Тепловизионная ГСН позволит осуществлять распознавание цели благодаря сравнению ИК-сигнатуры обнаруженного объекта с цифровыми моделями целей, заложенными в память бортовой ЭВМ. Ракету планируется комплектовать кумулятивной боевой частью массой 160кг.
Автоматизированная система управления стрельбой обеспечит получение данных целеуказания от корабельных, береговых и воздушных средств разведки, обработку информации и выработку плана огневого поражения, предстартовую подготовку и пуск. Она способна производить расчеты траекторий полета ПКР при залповой стрельбе для достижения скрытности действия вблизи берега и выхода с различных направлений на атакуемые цели. В настоящее время в Италии проводятся всесторонние испытания опытных образцов новой ракеты. Принятие на вооружение ПКР <Отомат> Mk4 <Тезео-3> ожидается в 2002 году.
Норвежская фирма <Конгсберг вапен-фабрикк> в целях повышения боевых возможностей кораблей по поражению надводных целей как в открытом море, так и в проливных зонах, фьордах, шхерных районах разрабатывает новую ПКР NSM (рис. 7). Ее особенностью является профилированный корпус, сконструированный по нормальной аэродинамической схеме с использованием композиционных и радио-поглощающих материалов. Ракету планируется оснащать верхнерасположенным раскрывающимся крылом и четырьмя рулями, обеспечивающими достаточно высокую маневренность.
На этой УР (максимальная дальность стрельбы около 150 км) будет установлена комбинированная ДУ: твердотопливный стартовый ускоритель и малоразмерный турбореактивный маршевый двигатель. Наряду с использованием ИСУ с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR, в состав бортовой аппаратуры ПКР намечено включить радионавигационную систему с корреляцией радиолокационного отображения местности с эталонной картографической программой, которая участвует в работе ИСУ при прохождении траектории полета через участки суши, во фьордах, островных зонах и т. д. Цифровые карты местности по маршруту полета вводятся в бортовую ЭВМ во время предстартовой подготовки.
В отличие от состоящих на вооружении ВМС Норвегии ПКР <Пингвин> на ракете предусмотрена установка новой помехоза-щищенной тепловизионной головки самонаведения, которая имеет более высокую чувствительность и расширенный сектор обзора. По оценке специалистов, эта ГСН позволит обнаруживать цель даже при снижении ее теплового поля с помощью универсальной системы водяной защиты. Ракета будет комплектоваться проникающей фугасной БЧ с временной задержкой инициирования ВВ предохранительно-исполнительным механизмом. Согласно утвержденному командованием ВМС Норвегии плану в 2002 году намечено провести серию испытательных пусков опытной ПКР на максимальную дальность с контролем функционирования всех элементов ее бортовой аппаратуры. Поступление на вооружение национальных ВМС ПКР NSM возможно в 2004 году.
Шведская фирма СААБ ведет полномасштабную разработку новой противокора-бельной ракеты RBS15 Mk3 (рис. 8), предназначенной для поражения кораблей основных классов, включая скоростные малоразмерные, в открытом море, шхерах, базах и вблизи берега. Предполагается, что благодаря сравнительно небольшим массо-габаритным характеристикам основными носителями ПКР станут ракетные катера, корветы, фрегаты, самолеты, а также стационарные и мобильные комплексы береговой обороны.
Корпус ракеты планируется компоновать по аэродинамической схеме <утка> с крестообразным расположением рулей и крыльев. В состав силовой установки войдут маршевый турбореактивный двигатель и два твердотопливных стартовых ускорителя. Благодаря применению топливного бака увеличенной емкости и топлива с большей плотностью максимальная дальность стрельбы ПКР составит не менее 200 км.
Для снижения эффективной площади рассеивания в конструкции планера предусматривается широкое использование радиопогло-щающих материалов, а также управление углом наклона зеркала антенны ГСН. Уменьшения инфракрасной заметности предполагается достигнуть путем экранирования двигательного отсека, что позволит снизить значение коэффициента излучения обшивки.
Бортовая аппаратура ПКР будет состоять из ИСУ, новых цифрового автопилота, радиовысотомера (подстраивающегося по частоте в зависимости от состояния поверхности моря), ЭВМ и радиолокационной ГСН. Она позволит осуществлять повторные поиск и атаку при срыве захвата цели, противозенитный маневр в вертикальной и горизонтальной плоскостях на конечном участке траектории.
В настоящее время ведутся работы по созданию двух видов устройств самонаведения для ПКР: моноимпульсной миллиметрового диапазона ГСН с широкой апертурой антенны и синтезированием апертуры, что даст возможность различать морские цели на фоне берега. Кроме того, для ракеты разрабатывается система наведения по рельефу местности и рассматривается возможность установки на ней приемника космической радионавигационной системы NAVSTAR. На ракете планируется устанавливать осколочно-фугасную БЧ массой 200 кг, которая может подрываться как при прямом попадании в цель, так и от неконтактных датчиков.
Автоматизированная система управления стрельбой MEPS позволит обрабатывать данные от различных источников ЦУ, вырабатывать план огневого поражения, управлять предстартовой подготовкой и пуском ракет. Система сможет работать в четырех основных режимах: боевом; тренировки; повседневного контроля и проверки ракет; моделирования тактической обстановки. Она позволит производить расчеты необходимого числа ракет в залпе, траекторий полета с назначением каждой ПКР точек разведения и поворота в горизонтальной плоскости и точек повышения (понижения) траектории в вертикальной. Принятие на вооружение ПКР RBS15 Mk3 ожидается в 2002 году.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz