ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 2/2002
ОБЗОР СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЯДЕРНЫХ СИЛ США
Министерство обороны Соединенных Штатов Америки в начале 2002 года
представило президенту и конгрессу "Обзор состояния и перспектив развития
ядерных сил США", который основывается на положениях "Всестороннего обзора
состояния и перспектив развития вооруженных сил США". В документе изложены
коренные изменения в подходах руководства МО к определению роли стратегических
сил в современных условиях и концепции реформирования ядерных сил ВС США.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МИНИСТРА ОБОРОНЫ США ДОНАЛДА РАМСФЕЛДА
Конгресс США поручил министерству обороны (МО) провести всесторонний обзор состояния и перспектив развития ядерных сил США для выработки направления их развития в предстоящие пять - десять лет. МО завершило работу над обзором и представило настоящий документ...
Настоящим документом вводится понятие новой триады, состоящей из ударных наступательных систем вооружения (как ядерных, так и неядерных), оборонительных систем вооружения (как активных, так и пассивных) и обновленной оборонной инфраструктуры, которая обеспечит своевременное внедрение боевых возможностей в интересах противодействия появляющимся угрозам.
Компоненты новой триады объединены в единое целое усовершенствованной системой связи, управления и разведки.
Создание новой триады позволит снизить нашу зависимость от ядерного оружия (ЯО) и нарастить потенциал сдерживания возможного нападения в условиях распространения оружия массового поражения (ОМП) за счет следующих двух факторов:
- Включение в новую триаду оборонительных систем (наряду с перспективами совершенствования в соответствии с требованиями времени боевых возможностей соединений и частей, а также систем связи, управления и разведки) означает, что Соединенные Штаты при решении задач сдерживания не будут более в такой степени зависеть от наступательных сил, как это было в период <холодной войны>.
- Включение неядерных ударных сил (удар обычными средствами и информационные операции) означает, что Соединенные Штаты по возможностям сдерживания станут менее зависимы от ядерных сил. Сочетание новых возможностей, создаваемых компонентами новой триады, обеспечивает снижение риска для страны в период сокращений стратегических наступательных сил (СНС) до уровня в 1 700 - 2 200 оперативно развернутых боезарядов, заявленного президентом Дж. Бушем 13 ноября 2001 года. Основные положения документа сводятся к следующему. Соединенные Штаты отказываются от практики планирования применения ядерных сил, существовавшей в период <холодной войны>. За десятилетие, прошедшее с момента распада Советского Союза, планирование применения ядерных сил США претерпело незначительные изменения, несмотря на новые отношения между Соединенными Штатами и Россией. Практически не произошло изменений в боевом составе и структуре СНС сверх того, что предусматривал Договор СНВ-1. В то же время средства, выделяемые на обеспечение критически важных элементов этих сил, не были адекватны планам их боевого применения.
Результатом проведения настоящего обзора является то, что Соединенные Штаты при планировании применения, определении боевого состава и обеспечения своих ядерных сил более не будут исходить из того, что Россия представляет для них такую же угрозу, как и Советский Союз, только в уменьшенном варианте. В соответствии с установками <Всестороннего обзора состояния и перспектив развития вооруженных сил США>, настоящий документ предписывает также отказаться от модели планирования применения ядерных сил времен <холодной войны>, основанной на угрозах, в пользу модели, базирующейся на боевых возможностях. В течение следующего десятилетия этот подход должен обеспечить надежное, отвечающее интересам безопасности США и наших союзников сдерживание при наличии минимального уровня ЯО.
Мы также пришли к выводу, что ядерная стратегия, базирующаяся исключительно на возможностях стратегических наступательных ядерных сил, не может обеспечить сдерживание потенциальных противников, с которыми нам придется столкнуться в XXI столетии. Террористы или страны-изгои, обладающие ОМП, вероятно, подвергнут испытаниям обязательства в сфере безопасности, которые Соединенные Штаты имеют перед своими союзниками и партнерами. В свою очередь, нам потребуются новые возможности, чтобы убедить как союзников, так и противников в решительности наших намерений. Для того чтобы убедить другие государства не предпринимать каких-либо действий в политической, военной и технологической областях, которые могли бы угрожать безопасности Соединенных Штатов или их союзников, потребуется даже более широкий спектр боевых возможностей. Вооруженные силы США должны обладать мощным потенциалом сдерживания вероятных противников, имеющих доступ к современным военным технологиям, включая ядерное, химическое и биологическое оружие, а также средства их доставки большой дальности. Наконец, необходимо, чтобы стратегические силы США обеспечивали президенту возможность широкого выбора способов нанесения поражения любому агрессору.
Для достижения целей национальной обороны в XXI столетии первый Компонент новой триады (наступательные ударные системы) выйдет за рамки традиционной триады периода <холодной войны>, состоящей из МБР, БРПЛ и СБА (стратегической бомбардировочной авиации) с ядерным оружием. МБР, БРПЛ и СБА, конечно, по-прежнему будут играть важную роль. Однако они станут только частью первого компонента новой триады, включающего также ударные неядерные силы, что в конечном счете позволит повысить потенциал сдерживания наступательных сил.
Второй компонент новой триады требует разработки и развертывания как активных, так и пассивных оборонительных систем, что является признанием того, что только наступательные силы, возможно, не обеспечат сдерживание агрессии в условиях новой обстановки в области безопасности в XXI столетии. События 11 сентября прошлого года подчеркнули эти реалии. Активные и пассивные оборонительные системы не будут совершенными. Тем не менее, путем уменьшения или сведения к нулю эффективности ограниченных ударов или нападений, оборонительные системы могут заставить противника отказаться от них, что создаст новые возможности для разрешения кризисов и обеспечит гарантии для случаев, когда традиционное сдерживание не срабатывает.
Третьим компонентом новой триады является гибкая оборонная инфраструктура. После окончания <холодной войны> оборонная инфраструктура Соединенных Штатов сократилась, а соответствующая ядерная инфраструктура утратила свои возможности. Обновленные подходы к разработке и приобретению систем с повышенными возможностями формируются исходя из того, чтобы период от начала разработки систем вооружения нового поколения до ввода их в строй не превышал 20 лет. Что касается ядерной инфраструктуры, то она нуждается в модернизации для повышения надежности развернутых сил, уничтожения невостребованного вооружения и снижения риска технических отказов. Поддержание способности наших ВС адекватно реагировать на серьезные изменения стратегической обстановки позволит США уменьшить ядерные арсеналы и в то же время удержит их противников от попыток развязать гонку ядерных вооружений.
Эффективность новой триады зависит от управления, разведки, связи, а также от адаптивного планирования. В высшей степени качественная разведка, обеспечивающая вскрытие намерений и возможностей противника и предупреждение о них, позволит своевременно осуществить необходимые изменения в ВС, которые обеспечат эффективное проведение наступательных и оборонительных операций. Способность гибко и быстро планировать применение наступательных и оборонительных сил даст Соединенным Штатам существенное преимущество в возможностях по урегулированию кризисов, сдерживанию нападения и ведению боевых действий.
Создание новой триады, сокращение количества оперативно развернутых боезарядов и повышение гибкости наших ядерных сил связано с большими расходами. Снятие с вооружения старых систем и создание новых потребует значительных средств. Обновление оборонной инфраструктуры, разработка и развертывание стратегических оборонительных систем, совершенствование планирования, систем связи, управления и разведки, а также создание неядерных ударных систем потребуют реализации новых инициатив и инвестиций в национальную оборону. Тем не менее эти инвестиции могут обеспечить Соединенным Штатам большую безопасность при меньшей зависимости от ядерного оружия.
<Всесторонний обзор состояния и перспектив развития вооруженных сил США> создал основу для разработки оборонной стратегии США после окончания <холодной войны>. Его положения послужат базисом для анализа состояния и перспектив развития ядерных сил США и трансформации наступательной ядерной триады времен <холодной войны> в новую триаду, ориентированную на потребности следующих десятилетий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА
(несекретные выдержки из секретного доклада министра обороны США конгрессу о новой ядерной стратегии США)
<Ядерное оружие играет критически важную роль в формировании оборонных возможностей Соединенных Штатов, их союзников и партнеров. Обладание им позволяет иметь надежные средства военного сдерживания целого ряда угроз, в том числе и связанных с возможным применением противником ОМП или широкомасштабным использованием сил общего назначения. Наши ядерные силы обладают уникальными возможностями, позволяющими Соединенным Штатам поражать самые различные объекты, в том числе и такие, уничтожение которых позволяет достичь важных военно-стратегических и политических целей>.
<В то же время стратегические ядерные силы США, взятые сами по себе, не могут быть задействованы в рамках большинства кризисно-конфликтных ситуаций, к участию в которых мы готовимся. Защита интересов Соединенных Штатов и их союзников может и не требовать нанесения ядерных ударов. Поэтому необходимо создать новое сочетание наступательных ядерных и обычных и оборонных возможностей, направленных против различных потенциальных агрессоров и непредсказуемых угроз, с которыми США могут столкнуться в грядущих десятилетиях>.
<При планировании и организации применения ядерных сил требуется гораздо большая гибкость, нежели та, которая была предусмотрена в годы <холодной войны>. Наиболее значимые для потенциальных противников объекты в настоящее время сильно различаются, и в ряде случаев взгляды американских стратегов на то, какие из объектов поражения представляют наибольшую ценность для противников, могут пересматриваться. Поэтому, невзирая на то, что общее число ядерных боезарядов, необходимых для поражения таких целей сокращено, ядерные силы США должны иметь возможность поражать широкий спектр целей. Эта возможность является ключевой в обеспечении эффективной стратегии сдерживания за счет устрашения потенциальных противников возможностью применения ядерных сил в случае возникновения конфликтов. Варианты нанесения ядерных ударов, различающиеся по масштабу, целям и задачам, должны быть сочетаемы с другими военными возможностями. Это сочетание может обеспечить появление новых возможностей по эффективному устрашению агрессоров, чьи ценностные предпочтения и оценки риска могут сильно отличаться от тех, которые были характерны для наших противников в прошлом>.
<Преимущества в оборонных технологиях позволят Соединенным Штатам объединить свои ядерные и обычные военные возможности с активной и пассивной обороной в интересах сдерживания путем устрашения и обеспечения защиты от ударов (атак), сохранить свободу действий и укрепить союзы с американским участием и подтвердить американские обязательства>.
<Противоракетные системы США начинают рассматриваться как средства, которые могут оказывать значительное влияние на стратегические расчеты потенциальных противников. В настоящее время системы ПРО могут обеспечить активную оборону от ракет средней и малой дальности>. , .,,,
<ВС США сами по себе, включая стратегические ядерные силы, в настоящее время должны быть использованы для <разубеждения> противников от реализации военных программ или проведения военных операций, которые могут угрожать американским интересам и интересам союзников и друзей США>.
<Системы ПРО, способные перехватывать баллистические ракеты, могут уменьшить необходимость в ЯО, предназначенном для уничтожения пусковых установок ппптивннкя>
<Поддержание оружейного ядерного сектора промышленности на современном уровне является совершенно необходимым, особенно в условиях сокращения уровня развернутого ядерного арсенала>.
<Процесс планирования для новой триады сил должен включать не только разнообразные гибкие ядерные и обычные стандартные варианты действий, но также предполагать достаточную адаптивность при разработке дополнительных кризисных вариантов действий в условиях жесткого дефицита времени или в случае непредвиденных конфликтов>.
ВКЛАД НОВОЙ ТРИАДЫ В ДОСТИЖЕНИЕ ОБОРОННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ
<Гарантирование. Ядерные силы США будут по-прежнему обеспечивать гарантированную защиту своим партнерам по безопасности, особенно в условиях существования известных или предполагаемых угроз нападения с использованием ядерного, биологического или химического оружия, а также в случае непредсказуемого развития обстановки. Это будет способствовать ограничению факторов, стимулирующих союзные государства приобретать собственное ЯО для сдерживания подобных угроз и обстоятельств. Кроме того, ядерная мощь гарантирует американскому народу отсутствие возможности насильственных действий в отношении Соединенных Штатов, основанных на не соответствующих действительности оценках потенциальными противниками слабых сторон США>.
<Оборона американской территории и защита передовых баз увеличивают способность Соединенных Штатов противостоять угрозам насильственных действий с использованием ОМП и применять демонстративные силовые меры для защиты союзников и дружественных стран>.
<Разубеждение. Системы, способные поражать широкий диапазон целей на территории вероятного противника, могут способствовать разубеждению его в намерении угрожать США. Например, демонстрация возможности объединения в едином комплексе высокоточного оружия большой дальности и функционирующих в реальном масштабе времени разведывательных систем способна разубедить потенциального противника в намерении инвестировать значительные средства в мобильные баллистические ракеты>.
<Оборонительные системы способны сделать для потенциального противника исключительно трудным и затратным соревнование с США в военной области или ведение войны. Демонстрация технологий и систем противоракетной обороны (ПРО) способна оказать разубеждающее воздействие на вероятного противника. Проблема преодоления противоракетной обороны, особенно эшелонированных систем ПРО, ставит вероятного противника перед необходимостью решения тяжелых, затратных и долговременных задач>.
<Возможности нашей инфраструктуры по модернизации существующих систем оружия, массовому производству вооружения и военной техники или разработке и внедрению в новую триаду перспективных систем способны разубедить другие страны в намерении конкурировать с США в военной области>.
<Сдерживание. Противоракетная оборона территории США и группировок американских войск на территориях иностранных государств в совокупности с несомненной способностью Соединенных Штатов наносить ответные удары может улучшить баланс американских ставок и рисков в условиях региональной конфронтации и тем самым повысить доверие к гарантиям Соединенных Штатов, призванным сдерживать нападение на союзнические и дружественные страны>.
<Оборонная научно-исследовательская и промышленная инфраструктура должна обеспечить уверенность в надежности ядерных арсеналов и способности системы управления и связи противостоять нападению. В более широком смысле эта инфраструктура способствует сдерживанию агрессии, обеспечивая США более широкие возможности угрожать особо важным целям в условиях стремления вероятного противника их замаскировать, защитить и рассредоточить>.
<Поражение. Ударный компонент новой триады, включающий как обычные, так и ядерные системы оружия, способен обеспечить большую гибкость при разработке и проведении военных операций с целью нанесения решительного поражения противнику. Возможности неядерных ударных сил необходимо учитывать в случае необходимости минимизировать сопутствующий ущерб и предотвратить эскалацию конфликта. ЯО может быть использовано против целей, способных выдержать неядерные удары (например, находящиеся на большой глубине под землей бункеры, а также объекты химического и биологического оружия)>.
<ПРО способна отразить относительно небольшие по масштабам ракетные атаки, имеющие целью вынудить Соединенные Штаты отказаться от защиты союзнических и дружественных стран, ведущих боевые действия. Оборонительные системы, обеспечивающие защиту ударных компонентов новой триады и других группировок войск, предназначенных для демонстрации силы, увеличат возможности США, их союзников и дружественных стран для контратаки противника. Они также способны предоставить президенту возможность управлять кризисной ситуацией с участием одного или более противников, обладающих ОМП и ракетными средствами его доставки>.
УПРАВЛЕНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗВЕДКА
<По мере трансформации сил в соответствии с требованиями, предъявляемыми к компонентам новой триады, возрастает роль системы управления в обеспечении эффективности остальных компонентов ВС. Ударные операции потребуют применения сложных алгоритмов планирования, гибкости и взаимодействия с должностными лицами, принимающими решения, на протяжении всего периода боевых действий. Система управления станет более сложной, потребует наращивания возможностей, обеспечивающих ее функционирование, систем и платформ, их модернизации и замену>. .
<Точная и своевременная информация о целях позволяет увеличить как поражающие способности ударных средств, так и возможность использовать обычные средства поражения вместо ядерных, а также обеспечить своевременное развертывание на необходимых направлениях средств противоракетной обороны>.
ОБОРОННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЯДЕРНОМ ОРУЖИИ
<В условиях нестабильной ситуации в области безопасности невозможно точно предсказать размеры ядерных сил, которые понадобятся в будущем. Целью сокращения в предстоящем десятилетии оперативно развернутых американских ядерных сил до уровня 1 700 - 2 200 боезарядов является обеспечение степени гибкости, необходимой для соответствия изменениям в обстановке, которые могут оказать влияние на потребности в ЯО>.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ЯДЕРНЫХ СИЛ
<При определении потребностей в ударных ядерных силах необходимо различать чрезвычайные обстоятельства, к которым США должны быть готовы. Такие обстоятельства могут быть классифицированы как весьма вероятные, потенциальные или внезапные>.
<Весьма вероятные чрезвычайные обстоятельства включают хорошо известные угрозы. Существующими примерами таких обстоятельств являются нападение Ирака на Израиль или соседние страны, КНДР на Республику Корея или вооруженная конфронтация вокруг статуса о. Тайвань>.
<Потенциальные чрезвычайные обстоятельства относятся к разряду правдоподобных, однако не являются весьма вероятными угрозами. Например, возникновение новой, враждебной по отношению к США или их союзникам военной коалиции, один или несколько членов которой обладают ОМП и средствами его доставки, является потенциальным чрезвычайным обстоятельством, которое может оказать значительное влияние на планы строительства и использования ВС, включая ядерные силы>.
<Внезапные чрезвычайные обстоятельства представляют собой неожиданные и непредсказуемые вызовы безопасности, например, такие, как карибский кризис. Современными иллюстрациями подобных обстоятельств могут служить неожиданные смены правящих режимов, в результате которых существующие ядерные арсеналы попадают в руки новых, враждебно настроенных руководящих группировок. Кроме того, к числу таких примеров относится неожиданное получение информации о наличии у противника ОМП>.
<КНДР, Ирак, Иран, Сирия и Ливия входят в число стран, которые могут быть вовлечены в весьма вероятные, потенциальные и внезапные чрезвычайные обстоятельства. Все эти страны испытывают долговременную враждебность по отношению к США и их партнерам по безопасности; КНДР и Ирак, в частности, уделяют гипертрофированное внимание наращиванию своей военной мощи. Все перечисленные страны поддерживают или укрывают террористов и активно разрабатывают ОМП и ракетные системы>.
<В связи с тем, что Китай по-прежнему преследует далеко идущие стратегические цели и продолжает модернизацию ядерных и неядерных сил, он может быть вовлечен в ситуацию весьма вероятных или потенциальных чрезвычайных обстоятельств>.
<Россия обладает наиболее мощными наряду с США ядерными силами и существенными, хотя и недостаточно эффективными, возможностями в области обычных вооружений. Вместе с тем в настоящее время нет тех идеологических причин для конфликта с Москвой, которые существовали во время <холодной войны>. США заинтересованы в укреплении сотрудничества с Россией и отходят от политики сбалансированного устрашения, которая по определению является выражением взаимного недоверия и враждебности. Таким образом, чрезвычайные обстоятельства с участием России (предполагающие нанесение ядерного удара), хотя и возможны, но не ожидаются>.
<Однако российские ядерные силы и программы продолжают вызывать беспокойство. РФ сталкивается со многими стратегическими проблемами вокруг ее границ, и ее будущий курс не может быть спрогнозирован со всей определенностью. США обязаны принимать это в расчет при планировании. В случае, если российско-американские отношения значительно ухудшатся в будущем, для Соединенных Штатов может возникнуть необходимость пересмотра своей ядерной политики и взглядов на требуемые уровни сил>.
<Уточнение потребностей США в ядерных силах на ближайшую перспективу, ставшее результатом осознания изменившихся взаимоотношений с Россией, является важнейшим шагом на пути отхода от политики взаимной уязвимости, существовавшей в годы <холодной войны>, по направлению к отношениям более тесного сотрудничества>.
ОПЕРАТИВНО РАЗВЕРНУТЫЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ И РЕЗЕРВ ЯДЕРНЫХ БОЕПРИПАСОВ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО ДОРАЗВЕРТЫВАНИЯ
<Оперативно развернутые силы имеют состав, необходимый для выполнения оборонительных задач при возникновении внезапных и непредвиденных угроз. Достаточные силы должны быть в готовности к немедленному применению для отражения заранее известных угроз с сохранением небольшого дополнительного запаса на случай неожиданного развития ситуации. Оперативно развернутые силы, которые США планируют иметь в 2012 году, будут включать 1 700 - 2 200 боезарядов>.
<Резерв ядерных боеприпасов для оперативного доразвертывания предназначен для усиления оперативно развернутых сил при возникновении возможных непредвиденных обстоятельств. Он позволит руководству увеличить количественный состав оперативно развернутых сил до уровня, необходимого для того, чтобы остановить развитие кризиса. Этот резерв может находиться в готовности к использованию в течение недель, месяцев и даже лет. Например, необходимое количество бомб может быть доставлено из неразвернутого запаса в течение нескольких дней или недель. Напротив, для установки дополнительных боеголовок на эскадрилью МБР потребуется до одного года. Резерв ядерных боеприпасов для оперативного развертывания также способен обеспечить замену оперативно развернутых боезарядов при возникновении проблем с их надежностью>.
ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ США
<В соответствии с нынешними планами, оперативно развернутые силы в количестве 1 700 - 2 200 стратегических ядерных боезарядов к 2012 году обеспечат действенность американской политики сдерживания за счет угрозы уничтожения ценностей противника, включая политическую власть и военную мощь, и заставят его отказаться от своих военных целей. Целями для поражения должны являться как объекты высшего руководства, так и вооруженных сил, в особенности ОМП, командные пункты и другие объекты управления, а также инфраструктура обеспечения ВС>.
<Планируемая структура сил в 2012 году будет включать 14 ПЛАРБ с БРПЛ <Трайдент> (две из которых будут находиться на капитальном ремонте), 500 МБР <Минитмен>, 76 бомбардировщиков В-52Н и 21 В-2>.
НАПРАВЛЕНИЯ СОКРАЩЕНИЯ ЯДЕРНЫХ СИЛ
<Направлениями сокращения оперативно развернутых сил до уровня 1 700 - 2 200 боезарядов в 2012 году являются ликвидация МБР MX, вывод из боевого состава стратегических сил четырех ПЛАРБ типа <Огайо>, а также снижение количества боезарядов, числящихся за ПЛАРБ, МБР <Минитмен> и бомбардировщиками В-52Н и В-2. В 2007 году планируется иметь 3 800 оперативно развернутых стратегических ядерных боезарядов (боезаряды БРПЛ находящихся на капитальном ремонте ПЛАРБ не будут засчитываться как оперативно развернутые, поскольку эти лодки не будут готовы к выполнению задач боевого патрулирования)>.
<Последующие сокращения до уровня ниже 3 800 оперативно развернутых боезарядов могут быть достигнуты различными способами. Конкретный способ будет определен в ходе периодических обзоров, которые МО будет проводить, начиная с 2003 года. Эти обзоры будут проводиться под руководством министра обороны с участием председателя КНШ и главнокомандующего ОСК ВС США, а также руководителя национальной администрации по ядерной безопасности>.
СОЗДАНИЕ НОВОЙ ТРИАДЫ
<В интересах создания новой триады необходим коренной пересмотр существующих возможностей. Это включает совершенствование инструментов разработки и реализации планов нанесения ударов таким образом, чтобы национальное руководство могло адаптировать предварительно подготовленные планы либо разработать новые в условиях меняющейся ситуации в период кризиса>.
<Технологическая база и производственные мощности инфраструктуры МО и национальной администрации по вопросам ядерной безопасности должны быть модернизированы таким образом, чтобы США были способны реагировать на быстроменяющуюся ситуацию... Уточнения могут возникнуть для приведения в соответствие возможностей сохраняющихся ядерных сил и новых задач... Может возникнуть необходимость модификации, модернизации или замены компонентов существующих ядерных сил либо разработки концепций перспективных систем ЯО, в большей степени отвечающих национальным потребностям. Представляется маловероятным, чтобы структура сокращенного ядерного арсенала времен <холодной войны> в точности бы соответствовала потребностям, которые будут необходимы США в 2012 году и далее>.
<Наставление МО по планированию на 2004 финансовый год определит направления работ по координации и преодолению несоответствий требований к ядерным и неядерным системам вооружения>. ',
<Перспективный план министерства обороны на 2003 - 2007 финансовые годы включает следующие перспективные программы:
Мобильные объекты поражения. МО предполагает разработать единый для всех видов ВС системный подход в интересах решения задач поражения важнейших мобильных целей.
Поражение высокозащищенных и заглубленных целей. МО намерено реализовать программу, направленную на существенное повышение возможностей по обнаружению, классификации и определению характеристик целей, а также нацеливанию средств поражения на хорошо защищенные и заглубленные объекты противников.
Удары на большую дальность. МО будет реализовывать системный подход, обеспечивающий поражение важнейших стационарных и мобильных целей на различных дальностях, в любых погодных и географических условиях, включая районы, закрытые для доступа американских войск.
Подводные лодки - носители крылатых ракет. МО предлагает финансировать переоборудование четырех ПЛАРБ, выводимых из состава стратегических наступательных сил, в подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами морского базирования.
Высокоточные удары. Планируются мероприятия по увеличению количества целей, которые могут быть атакованы в ходе одного боевого задания. Данная программа включает, в частности, создание <системы распределения информации о сбоях и неисправностях>, предназначенной для обеспечения функционирования <помехозащищенной, закрытой цифровой сети передачи информации, исключительно важной для нанесения ударов. Высокоточные удары будут наноситься ракетами типа JASSM, бомбами малого калибра, а также боевыми беспилотными летательными аппаратами>.
Новая ударная система вооружения. В 2002 году МО приступает к исследованию концепции новой ударной системы вооружения, которой в перспективе могут быть оснащены переоборудованные подводные лодки - носители крылатых ракет морского базирования. Предварительные требования к новому оружию включают возможность выхода на цель в определенное время, повышенную точность и возможность быстрого перенацеливания>.
ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА
<Президент заявил, что задачей системы противоракетной обороны является защита от ракетных ударов территории всех 50 штатов, наших передовых войсковых группировок, друзей и союзников. В связи с этим МО пересмотрело программу ПРО, которая отныне будет базироваться на следующих принципах:
- противоракетная оборона наиболее эффективна тогда, когда она является многоэшелонной, то есть способна обеспечить перехват баллистических ракет любой дальности действия на любом участке траектории их полета;
- США нуждаются в эффективной системе ПРО, обеспечивающей отражение удара малым количеством баллистических ракет большой дальности и большим количеством баллистических ракет малой и средней дальности;
- системы ПРО, как и любые системы В и ВТ, не могут обеспечить 100-процентную эффективность и в то же время должны иметь важнейшее значение для безопасности страны за счет повышения роли фактора устрашения, а если этот фактор не сыграет своей сдерживающей роли - для сохранения большого количества жизней>.
<США пока не приняли решения о принятии на вооружение и развертывании каких-либо противоракетных систем, за исключением <Пэтриот> ПАК-3. Такие решения будут определяться эволюцией угроз и процессом развития технологий>.
<МО исследуется ряд подходов к организации и построению системы ПРО. При этом наша программа ПРО развивается в двух направлениях. Первое предполагает создание системы, которая уже в ближнесрочной перспективе может быть использована для защиты от ракетного удара, ставшего следствием внезапно развившейся чрезвычайной ситуации. Что касается второго направления, то оно предусматривает дальнейшее и весьма существенное развитие наших начальных, ближ-несрочных возможностей, что в конечном итоге должно будет привести к развертыванию мощной и эффективной системы ПРО>.
<В качестве наиболее перспективных на ближний и средний срок (2003 - 2008) для создания ПРО рассматриваются следующие средства:
- самолетный комплекс лазерного оружия, с помощью которого будут осуществляться испытания по перехвату баллистических целей. Он сможет также быть использован в случае проведения ограниченных противоракетных операций как средство поражения баллистических целей любой дальности действия;
- прототип противоракетного комплекса наземного базирования с небольшим количеством противоракет (ПР), развернутых в интересах реализации программы испытаний, и модернизированная РЛС <Кобра Дейн> на Аляске. Они могут в комплексе быть применены против угрожающих США баллистических ракет большой дальности действия;
- система <Иджис> морского базирования также в перспективе может быть применена как ограниченное по возможностям средство поражения баллистических ракет средней и меньшей дальности>.
<Развивая указанные средства с использованием достижений технического прогресса, США уже в 2006 - 2008 годы смогут развернуть реально действующие системы ПРО: два-три самолетных комплекса лазерного оружия, дополнительные площадки с размещенными ПР, четыре корабля, оснащенные противоракетными комплексами дальнего перехвата, противоракетные комплексы ближнего перехвата, к которым относятся ЗРК <Пэтриот> ПАК-3 и противоракетные комплексы THAAD, которые, как ожидается, смогут быть приняты на вооружение до 2008 года>.
<Для обеспечения системы ПРО МО создаст низкоорбитальную группировку спутников <Сбирс-лоу>. С их помощью можно будет сопровождать вражеские баллистические ракеты и осуществлять селекцию боеголовок>.
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
<Министр обороны учредил федеральный комитет советников (ФКС), задачей которого является проведение всестороннего независимого обзора всей деятельности, связанной с поддержанием на высочайшем уровне стандартов по обеспечению безопасности ядерного оружия, его защищенности, надежности и контролю за его состоянием. Работа над <Всесторонним обзором...> началась одновременно с работой над <Обзором состояния и перспектив развития ядерных сил США>, однако к моменту завершения последнего не была еще закончена. Поскольку на сегодняшний день не существует окончательного варианта <Всестороннего обзора...>, ФКС представил министру только срочные предварительные предложения, связанные с тем, что после событий 11 сентября 2001 года стала очевидной необходимость расширить архитектуру системы управления ядерными силами таким образом, чтобы она стала действительно национальной системой управления и связи>.
<Атаки, совершенные 11 сентября, отчетливо высветили необходимость в защищенных широкополосных линиях связи между стационарными и мобильными центрами управления и руководством страны. В МО разрабатываются архитектура широкополосных защищенных систем связи, а также процедуры, определяющие порядок их использования>.
<В 2003 году МО начнет работы по созданию перспективной широкополосной спутниковой системы связи, в состав которой войдут интероперабельные лазерные системы связи. Ожидается, что эта система будет способна удовлетворить требованиям не только оборонного, но и разведывательного сообщества, в том числе и по обеспечению пользователей тактического звена защищенной радио- и радиорелейной связью. Запуск первого спутника системы намечен на 2009 год.
МО работает над внедрением широкополосных средств связи во все элементы системы управления стратегическими силами. Наделение этой системы свойством широкополосности не будет означать отказ от требований защищенности, живучести и устойчивости>.
<Закон 2001 года о выделении дополнительных ассигнований в связи с необходимостью ликвидации последствий террористических атак на США> требует немедленной модернизации воздушных командных пунктов (ВКП). МО в связи с этим запланировало финансирование работ по выполнению дооборудования широкополосными средствами связи ВКП КНШ>.
<До 2008 года запланировано вывести три спутника перспективной системы связи <Милстар-3>, которые позволят организовать устойчивую к ядерному воздействию, помехозащищенную систему связи, обеспечивающую передачу данных на малых и средних скоростях пользователям всех звеньев управления (от стратегического до тактического)>.
<В 2003 году МО начинает работы по программе создания спутниковой системы связи, ориентированной в первую очередь на пользователей национального и стратегического военного руководства. Данная система должна будет обеспечить устойчивую связь в средних широтах и полярных областях. Запуск первого спутника запланирован на 2009 год. Предполагается, что с ее развертыванием лица национального и стратегического военного руководства, имеющие право принятия решений о применении ядерных сил, получат возможность проводить через помехозащищен-ные, устойчивые и живучие коммуникационные каналы сеансы голосовой конфе-ренсной связи, что облегчит выработку коллективных оценок данных предупреждения, выбор вариантов ответных действий и управление подчиненными силами>.
<С овладением новыми технологиями значительный вклад будет сделан в развитие криптографических средств систем управления и создание новых возможностей по управлению ядерными силами>.
РАЗВЕДКА
<Сегодня мы испытываем серьезные трудности в вопросах обнаружения и отслеживания местоположения мобильных целей и средств доставки ОМП, идентификации и получения основных характеристик высокозащищенных и заглубленных целей, в осуществлении разведывательного обеспечения информационных и других операций>.
<Для проведения настойчивой и непрерывной разведки важнейших районов МО предложило запланировать в своей пятилетней программе (2003 - 2007) работы по созданию <системы систем>, включающей средства ведения космической, воздушной, наземной (надводной) и подповерхностной (подземной, подводной) разведки. При разработке этих средств будет использоваться самая разнообразная технология, что позволит обеспечить быструю и гибкую реакцию на изменения ситуации, а также действовать во всем диапазоне спектра электромагнитных волн>.
<Новые концепции, предусматривающие осуществление разведки из воздуха и из космоса, включая и такой ее вид, как гиперспектральная съемка, уже включены в проект военного бюджета на 2003 год>.
<Разведывательное обеспечение информационных операций, в том числе определение целей для воздействия, выбор средств оказания воздействия и определение порядка проведения этих операций требует качественного улучшения организации разведки. Разведывательное сообщество испытывает острый недостаток в точных данных о большинстве локальных компьютерных сетей и других системах управления, принадлежащих враждебным США государствам. Помимо этого, мы располагаем скудными аналитическими возможностями, которые могли бы быть применены для воздействия на эти сети путем использования средств ведения информационных операций. Необходимо продолжать развивать и расширять <модернизированную интегрированную базу данных>, что в перспективе позволит существенно улучшить разведывательное обеспечение столь важных для <новой стратегической триады> информационных операций>.
АДАПТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
<Современная система ядерного планирования, включающая средства идентификации целей, оценки оружейных систем и управления ядерными силами оптимизирована для работы в условиях широкомасштабных, заранее спланированных ядерных ударов. В будущем, когда нация откажется от концепции, предусматривающей действия в рамках единого оперативного плана поражения стратегических целей (СИОП), в пользу большей гибкости, адаптивное планирование начнет играть намного более важную роль>.
<При заблаговременном планировании создаются сценарии ведения войны. Адаптивное планирование используется при необходимости выработать план ведения войны быстро, что может диктоваться неожиданным развитием ситуации. Заблаговременное планирование за счет предварительного определения возможных комбинаций <оружие/цель> создает основу для адаптивного. В кризисных ситуациях эти комбинации могут использоваться как готовые наработки>.
<Ситуации, для которых не были подготовлены планы, в случае их возникновения потребуют выполнения мероприятий адаптивного планирования в полном объеме. Стремление сократить время между идентификацией цели и разработкой варианта воздействия на нее является серьезным фактором, воздействующим на процесс ядерного планирования в том виде, в каком он сейчас существует. В настоящее время в зависимости от предполагаемой к использованию системы вооружения требуется от 12 до 48 ч для разработки плана атаки каждой новой одиночной цели. Для выполнения требований, предъявляемых к адаптивному планированию, необходимо придать всей системе планирования значительно большую гибкость>.
<Для того чтобы система планирования боевых действий СНС США стала более приспособленной для работы в условиях адаптивного планирования, предполагается осуществить ее реорганизацию с возможной модернизацией существующей системы управления ядерными силами. В этих целях объединенное стратегическое командование начало специальное исследование, результаты которого должны быть представлены в конце весны 2002 года>. :'т
ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
<МО определило отставания в существующих программах по поддержанию инфраструктуры носителей ядерного оружия. К ним относятся: проектирование, разработка и испытания твердотопливных ракетных двигателей, технологий существующих и перспективных стратегических систем; расширенные возможности по надзору и оценке; системы управления и контроля различного базирования; проектирование, разработка и производство радиационноустойчивых компонентов>.
<Для решения этих проблем рабочая группа по технологиям систем В и ВТ комитета по науке МО рассматривает в рамках подготовки будущей военной доктрины США направления повышения способности технологической базы страны преодолевать или противостоять различным по природе и срокам возникновения стратегическим потенциальным угрозам, возможности технологической и промышленной базы по своевременному реагированию на них, а также адекватность и оперативность научно-технических программ в соответствие с будущими стратегическими возможностями. Кроме того, группа советников стратегического командования ВС США по носителям ЯО занимается вопросами живучести и боеготовности ядерных сил>.
СУЩЕСТВУЮЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ США
<Недофинансирование данной инфраструктуры - особенно производственного комплекса - увеличило риск неадекватного реагирования на потенциальные проблемы. Например, хотя мелкосерийное производство плутониевых узлов будет освоено в конце текущего десятилетия, в настоящее время производственные возможности по изготовлению и сертификации этих компонентов, некоторых типов термоядерных узлов и ядерных боеприпасов в сборе отсутствуют>.
<Потребность в модернизированном ядерном оружейном комплексе очевидна: при этом такой комплекс сможет, в случае принятия соответствующего решения, проектировать, разрабатывать, производить и сертифицировать ядерные боеприпасы в соответствии с новыми потребностями страны и поддерживать готовность к возобновлению подземных испытаний>.
ПОДДЕРЖКА ЯДЕРНОГО БОЕЗАПАСА
<МО и национальная администрация по ядерной безопасности находятся на предварительных этапах выработки требований по ядерным боеприпасам (ЯБ) для новой стратегической триады. По мере развития этой триады указанные ведомства должны будут пересмотреть классификацию боеприпасов, входящих в боезапас. В настоящее время ядерный боезапас подразделяется на активный и неактивный.
Находящиеся в активном боезапасе боеприпасы поддерживаются в боеготовом состоянии с установленными тритиевыми узлами и другими компонентами с ограниченными сроками службы. В эту категорию входят самые современные модификации состоящих на вооружении ЯБ. Активный боезапас включает оперативно развернутые боеприпасы, резерв ЯБ для оперативного доразвертывания и активный обменный фонд для каждого типа боеприпасов.
Боеприпасы в неактивном боезапасе не содержат компонентов с ограниченными сроками службы и, возможно, не являются самыми современными модификациями. Они предназначены для решения широкого круга задач: от массовой замены части активного боезапаса в случае возникновения внезапных проблем с надежностью и безопасностью боеприпасов какого-либо типа до более прогнозируемой замены изделий, изымаемых из активного боезапаса для испытаний. Такая гарантия требуется, так как США в течение более десяти лет не будут иметь возможности по изготовлению некоторых компонентов ядерных боеприпасов. Время, необходимое для развертывания боеприпасов из неактивного боезапаса, зависит от типа их носителя и наличия тритиевых узлов и других компонентов с ограниченными сроками службы. Соответствующие ядерные зарядные устройства (ЯЗУ) или их компоненты могли бы также использоваться для расширения боевых возможностей систем ЯО. Время развертывания будет находиться в пределах от нескольких недель (для стратегических бомбардировщиков) до нескольких лет (для МБР)>.
<В настоящее время в активном ядерном боезапасе насчитывается почти 8 000 боеприпасов. По мере реализации первичных сокращений их числа некоторые образцы будут переводиться из активного боезапаса в неактивный. Например, вывод из СНС четырех ПЛАРБ приведет к переводу свыше 700 боеголовок с ЯЗУ W76 в неактивный боезапас. К 2012 году около 3 000 боеприпасов, находящихся в настоящее время в активном боезапасе, планируется перевести в неактивный или снять с вооружения>.
<Некоторые из боеголовок МБР MX с ЯЗУ W87 будут развернуты на МБР <Ми-нитмен> (программа SERV - Safety Enhanced Reentry Vehicle). Каждая боеголовка с ЯЗУ W87 заменит одну боеголовку с ЯЗУ W62 или три с ЯЗУ W78, которые в настоящее время развернуты на ракетах <Минитмен>. Чтобы обеспечить разнообразие выбора боеголовок для сил МБР, некоторые модернизированные по программе SERV ракеты <Минитмен> могли бы оснащаться боеголовкой с ЯЗУ W78. Часть боеголовок с ЯЗУ W78 и W87 могли бы сохраняться для массовой замены части активного боезапаса в случае возникновения внезапных проблем с его надежностью и безопасностью и для замены изделий, изымаемых из активного боезапаса в целях испытаний. Кроме того, боеголовки с ЯЗУ W62 будут сняты с вооружения до конца 2009 финансового года>.
<Активный боезапас также включает нестратегические ядерные боеприпасы>.
<США будут сохранять неактивный боезапас ядерных боеприпасов, численность которого еще предстоит уточнить. Она будет определяться возможностями ядерного оружейного комплекса по модернизации и демонтажу боеприпасов. Например, в настоящее время ядерный оружейный комплекс способен выполнять работы (модернизация или демонтаж) примерно с 350 боеприпасами в год. При соответствующем финансировании предложенного национальной администрацией по вопросам ядерной безопасности ННСА (NNSA - National Nuclear Security Agency) плана этот показатель должен возрасти примерно до 600 боеприпасов в год>.
<Главной проблемой в рамках ядерных оружейных программ в течение ближайших двух десятилетий будет продление путем модернизации сроков службы по меньшей мере семи типов ядерных зарядных устройств>. ' ;&т
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
<Сборка и демонтаж боеприпасов. В настоящее время реализуются планы расширения производственных возможностей завода <Пантекс>, что необходимо для обеспечения выполнения программ модернизации и демонтажа существующих боеприпасов>.
<Работы с урановыми компонентами. Для восстановления в полном объеме возможностей завода Y-12 по производству термоядерных узлов в штате Теннесси потребуется по меньшей мере семь - восемь лет. В настоящее время отсутствует возможность выполнения ряда технологических процессов. Реализуются планы расширения производственных мощностей завода Y-12 для обеспечения выполнения намеченных программ замены термоядерных узлов и других урановых компонентов боеприпасов>.
<Работы с плутониевыми компонентами. Сложнейшей проблемой является невозможность производить и сертифицировать центральную часть атомных инициаторов боеприпасов (плутониевый узел, или так называемый <пит> - Pit)). Реализуются планы организации в текущем десятилетии мелкосерийного производства плутониевых узлов на базе Лос-Аламосской лаборатории министерства энергетики для удовлетворения текущих потребностей в воспроизводстве этих компонентов взамен утрачиваемых в ходе испытаний ЯЗУ W88. В перспективе потребуется организовать новое современное производство для массового изготовления и замены таких компонентов>.
<Производство других компонентов и специальных материалов. Наработку трития, прекращенную в 1988 году, предполагается возобновить в 2003 финансовом году, а поставку свежего трития для использования в боеприпасах начать в 2006-м. Кроме того, в целях выполнения программ модернизации ядерных боеприпасов на заводе Y-12 предполагается построить комплекс для работ со специальными материалами>.
ИНИЦИАТИВЫ ННСА В РАМКАХ ЯДЕРНЫХ ОРУЖЕЙНЫХ ПРОГРАММ
<В соответствии с новой ядерной стратегией ННСА планируется реализовать ряд инициатив.
Инициатива по перспективным концепциям ядерных боеприпасов. Существует несколько концепций ядерных боеприпасов, которые могли бы внести существенный вклад в усиление ядерного сдерживания. К их числу относятся: возможные модификации существующих боеприпасов для повышения гибкости выбора их мощности; усовершенствованные проникающие перед взрывом в грунт ядерные боеприпасы (EPW - Earth Penetrating Weapons) для обеспечения возможности поражения высокозащищенных объектов глубокого заложения вероятных противников; ядерные боеприпасы со сниженным побочным действием>.
<Для того чтобы оценить эти и другие варианты ядерных боеприпасов в свете новых требований МО, ННСА возобновляет деятельность рабочих групп по перспективным концепциям ЯБ в каждой из ядерных оружейных лабораторий и в штаб-квартире в Вашингтоне. Это даст возможность поставить на поток подготовку следующего поколения разработчиков ядерного оружия. МО и ННСА будут совместно рассматривать предлагаемые программы, выявлять направления дальнейшей работы и оценивать необходимость возобновления ядерных испытаний для создания и развертывания новых боеприпасов>.
<Комиссия Фостера (февраль 2001 года) рекомендовала ННСА оценить финансовые и технические возможности сокращения до одного года сроков готовности испытательного полигона в штате Невада к возобновлению подземных ядерных взрывов. Указанный срок был впервые указан в 1996 году в резолюции конгресса США, касающейся ратификации Договора СНВ-2. Эта рекомендация включена в новую редакцию ядерной стратегии>.
<Уровень готовности к проведению ядерных испытаний в настоящее время поддерживается главным образом благодаря участию технического персонала полигона в проводимых на его территории неядерных экспериментах, предусмотренных ядерными программами. Существуют две основные проблемы, связанных с обеспечением готовности полигона к проведению ядерных испытаний>.
<Во-первых, ... текущая двух-трехлетняя готовность не будет достигнута из-за ухода наиболее подготовленного персонала, прежде участвовавшего в программах натурных ядерных испытаний. Вместе с тем даже в ходе подкритических экспериментов не находят применения специальные технологии и оборудование, не-обходимые для полномасштабных подземных ядерных испытаний (в частности, диагностика испытаний, монтаж и установка испытательных сборок и оборудования в скважину, отбор и анализ радиоактивных продуктов взрыва). По мере ухода опытного персонала будет все труднее готовить новых специалистов для испытаний ЯО, что неизбежно приведет к снижению степени готовности полигона. Это требует, чтобы все ключевые технологии таких испытаний выявлялись и отрабатывались в ходе реализации специальных проектов>.
<Во-вторых, двух-трехлетний срок (технической готовности полигона к возобновлению подземных ядерных взрывов) может быть слишком велик с точки зрения оперативного реагирования на любые серьезные технические проблемы, которые могли бы быть вскрыты в будущем>.
<С учетом широкого спектра возможных угроз США также должны иметь техническую возможность, позволяющую проверить эффективность собственного ядерного оружия в условиях реализации перспективных контрмер противника. В случае необходимости это позволит своевременно начать изучение вопроса о необходимости разработки принципиально новых вооружений, не являющихся модификацией существующих, для противодействия таким контрмерам>.
<Для этого ННСА предлагает в течение трех лет повысить техническую готовность испытательного полигона в штате Невада посредством применения следующих мер: увеличить численность и улучшить уровень подготовки технического персонала; начать подготовку нового поколения технических кадров; проводить дополнительные полевые испытания (в том числе подкритические эксперименты) и широкомасштабные тренировки по поддержанию готовности; обновить важнейшее испытательное оборудование (например, полевые нейтронные генераторы); модернизировать диагностическую аппаратуру; сократить сроки получения разрешения на проведение испытаний от контролирующих органов.
Кроме того, МО и ННСА уточнят сценарии возобновления ядерных испытаний и проведут оценку оптимальных сроков технической готовности полигона>.
<Выполнение обязательств перед министерством обороны по производству ядерных боеприпасов. Ключевой технической задачей должно считаться восстановление производства плутониевых узлов ядерных боеприпасов. Кроме усилий по возобновлению мелкосерийного производства таких компонентов на базе Лос-Ала-мосской лаборатории (штат Нью-Мексико), ННСА ускорит работу над эскизным проектом современного предприятия по выпуску плутониевых узлов, чтобы ввести его в строй в необходимые сроки>.
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ
<МО и ННСА совместно будут поддерживать потенциал разработки и производства ядерных боеприпасов, а также их интеграции со средствами доставки. Главная цель - поддержание навыков высококвалифицированного персонала по адаптации ядерных боеприпасов к средствам доставки МО;.. .ННСА включит в новую инициативу по перспективным концепциям ядерных боеприпасов следующие цели: передача опыта и знаний в области конструирования боеприпасов следующему поколению специалистов, отработка вопросов интеграции программ ННСА и МО>.
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЯДЕРНЫХ СИЛ
<Планы снятия с вооружения самолета двойного назначения F-15E отсутствуют; снятие с вооружения истребителя F-16 будет увязываться с поступлением на вооружение самолета двойного назначения JSF>.
<Основные усилия МО США должны быть направлены на продление сроков эксплуатации ракетной системы <Минитмен-3> до 2020 года и начало отработки требований к следующему поколению МБР>.
<Всесторонний перечень программ поддержки представлен:
- ГРП (GRP - Guidance Replacement Program) - замена бортовой системы управления ракеты;
- ПРП (PRP - Propulsion Replacement Program) - замена твердотопливных двигателей ракеты;
- ПСРЕ (PSRE - Propulsion System Rocket Engine) - продление сроков эксплуатации двигателя ступени разведения ракеты (<замена устаревших компонентов этой , ступени>);
- РЕАКТ (REACT - Rapid Execution and Combat Targeting) - продление срока службы аппаратуры системы дистанционного управления и контроля;
- ЕКС (ECS - Environmental Control System) - улучшение системы контроля параметров окружающей среды;
- CEPB (SERV - Safety Enhanced Reentry Vehicle) - переход на боеголовку повышенной безопасности>.
<Программа CEPB предусматривает модернизацию головной части МБР <Ми-нитмен-3> для установки боеголовки Mk21, которая в настоящее время развернута на МБР MX.
<Снятие с вооружения МБР MX будет происходить на протяжении 36 месяцев (начиная с 2003 финансового года) при сохранении остающихся ракет на боевом дежурстве в течение всего периода деактивации... МО проанализировало роль МБР MX против ожидаемых угроз после окончания <холодной войны> и пришло к выводу о том, что их снятие с вооружения не окажет чрезмерного отрицательного влияния на возможности американских ядерных сил. МО планирует сохранять ступени МБР MX для возможного использования в ракетах-носителях или ракетах-мишенях>.
<МБР следующего поколения. Командование систем вооружения ВВС разработало в течение 1998 - 2000 годов документ, содержащий возможные требования к перспективной МБР, ряд которых превосходит предъявляемые к существующим ракетам этого класса, в том числе по увеличению дальности действия, возможности изменять траекторию полета в более широких пределах, поражению стратегических мобильных и стационарных высокозащищенных целей. На основании этого документа подготовлено <Заявление об оперативных потребностях в стратегическом средстве ядерного сдерживания наземного базирования>, в котором сформулирована потребность в новой МБР после 2020 года. Для дальнейшего развития положений данного заявления и поисков новых альтернатив командование систем вооружения ВВС планирует провести их анализ в 2004 - 2005 годах с ожидаемым сроком принятия на вооружение первого ракетного комплекса в 2018-м. Предпринимаемые усилия должны гарантировать своевременную модернизацию сил МБР>.
<ПЛАРБ с БРПЛ типа <Трайдент>. Американская администрация намерена переоборудовать четыре из 18 находящихся в боевом составе флота ПЛАРБ в носители крылатых ракет в интересах сил специального назначения. Также будут переоборудованы четыре из восьми ПЛАРБ с БРПЛ <Трайдент-1> (C-4) на ракеты <Трай-дент-2> (D-5). ВМС уже продлили срок службы ПЛАРБ типа <Огайо> до 44 лет. Это, в свою очередь, требует от министерства обороны соответствующего увеличения срока эксплуатации всей ракетной системы <Трайдент-2>. Первая из остающихся 14 ПЛАРБ с БРПЛ <Трайдент-2> будет выведена из боевого состава в 2029 году>.
<БРПЛ <Трайдент-2>. МО будет финансировать программу продления срока службы этой БРПЛ, в рамках которой предусматривается продолжить производство ракет и модернизировать электронные компоненты бортовой системы управления на существующих ракетах, что необходимо для предотвращения их нехватки в следующем десятилетии>.
<ПЛА РБ нового поколения. МО постоянно заявляет о необходимости создания морского компонента С НС. Поэтому ожидаемый срок развертывания ПЛАРБ следующего поколения - примерно 2029 год, когда планируется вывод из боевого состава первой ПЛАРБ с БРПЛ <Трайдент-2>. ВМС изучают два варианта ПЛАРБ нового поколения: на базе многоцелевой атомной подводной лодки типа <Виргиния> и новый проект ПЛАРБ (либо усовершенствованной конструкции, либо на основе ПЛАРБ типа <Огайо>)... Если будет принято решение о разработке нового проекта ПЛАРБ, то работы над ним необходимо начать до 2016 года, чтобы гарантированно принять эту лодку на вооружение в 2029-м>.
<БРПЛ нового поколения. Новую БРПЛ необходимо создать приблизительно к 2029 году, чтобы выполнить график ввода в боевой состав ПЛАРБ нового поколения. ВМС начали изучать требования к полезной нагрузке в зависимости от дальности стрельбы и к габаритам ракеты, но никаких определенных планов в отношении БРПЛ нового поколения, кроме продления срока службы БРПЛ <Трайдент-2>, пока нет>.
<Единая ракета для ВВС и ВМС. МО пока не планирует разработку единой баллистической ракеты наземного и морского базирования. Однако ВВС и ВМС сотрудничают в области НИОКР, связанных с созданием перспективных баллистических ракет (прикладные программы в области систем управления, головных частей, двигателей, а также технического обеспечения стратегических ракетных систем)>.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ И КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ ВОЗДУШНОГО БАЗИРОВАНИЯ
<Стратегические бомбардировщики. Командование ВВС намерено сохранить на вооружении существующий парк самолетов В-2 и В-52 еще в течение 35 - 40 лет.
Для реализации этого плана необходимо предпринять существенные усилия по модернизации данных машин. В частности, провести работы по усовершенствованию систем связи, бортового оборудования, прицельных радиолокационных систем, средств навигации и систем отображения информации, которые позволят сохранить эффективность и боеготовность машин в течение этого периода.
Гарантированная глобальная и защищенная двухсторонняя связь между национальным командованием и стратегическими бомбардировщиками является важнейшим элементом стратегического управления. Самолеты В-52 и В-2 должны передавать информацию через перспективные системы спутниковой связи крайне высокой частоты для обеспечения постоянного контакта с пунктами управления национального командования>.
<Модернизация систем отображения обстановки и средств постановки радиоэлектронных помех является наиболее приоритетной задачей применительно к В-52. Неспособность адаптации и противодействия существующим угрожающим факторам, малая надежность, моральное устаревание и выработка ресурса данных систем, отсутствие запасных частей и элементной базы существенно ограничивают боевые возможности бомбардировщиков В-52. Программы совершенствования этих систем, а также работы по замене систем постановки радиоэлектронных помех в среднем и длинноволновом диапазонах позволят обеспечить заданную эффективность применения самолетов В-52 после 2006 года>.
<Самолетам В-52 необходимы также высоконадежная и высокоточная навигационная система для обеспечения дальних полетов и доставки ядерного оружия. Инерциальная навигационная система, составляющая основу навигационного комплекса, практически выработала срок службы и характеризуется высокой стоимостью обслуживания. Программой совершенствования бортового авиационного оборудования предусмотрена замена существующей инерциальной системы и других устаревших компонентов комплекса, необходимых для повышения точности навигации и доставки оружия>.
<Ряд программ модернизации проводится на бомбардировщиках В-2. Он связан с заменой радиопоглощающих композиционных материалов новыми, обеспечивающими меньшую заметность самолета, совершенствованием систем УВЧ/спут-никовой связи, передачи и распределения информации <Линк-16>, вводом в состав вооружения новой управляемой ракеты (УР) класса <воздух - земля> JASSM, модернизацией кассетных бомбодержателей для подвески авиационных бомб Mk82, в том числе управляемых>.
<Системы оружия воздушного базирования. Командование ВВС считает, что существующие типы крылатых ракет сохранят свою эффективность до 2030 года>.
<Стратегические бомбардировщики нового поколения. Согласно оценкам военных экспертов, стратегический бомбардировщик нового поколения должен поступить на вооружение к 2040 году. В тоже время потребность в совершенствовании и увеличении парка бомбардировщиков может ужесточить эти сроки. ВВС финансируют НИОКР, направленные на создание ударного воздушно-космического самолета с большой дальностью полета>.
<Системы оружия воздушного базирования нового поколения. В настоящее время не планируется разработка ядерной крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) следующего поколения. Вместе с тем запланированы программы создания новой КРВБ в неядерном снаряжении (например, по программе ERCM), которые при необходимости могут быть ускорены, а также пересмотрены в плане оснащения ракеты ядерной боевой частью>.
<Самолеты двойного назначения. В МО исследуются различные варианты и стоимость проведения мероприятий по увеличению срока службы тактических истребителей двойного назначения F-16C и D и F-15E, а также поэтапной модернизации тактического истребителя, разрабатываемого по программе JSF. Тактико-техническими требованиями к истребителю JSF предусмотрено, что работы по приданию ему возможности применения ядерного оружия должны иметь приемлемую стоимость и будут выполняться после принятия этого самолета на вооружение (согласно текущим планам в 2012 году)>.
<Самолеты двойного назначения и ядерное оружие, выделяемые для ОВС НА ТО. В военном ведомстве не рассматриваются какие-либо изменения в 2002 году существующего положения, но они могут быть внесены в случае необходимости принятия мер по ответу на возникающие угрозы. Разработан план по проведению оценки самолетов двойного назначения США и европейских стран - участниц Североатлантического союза, на основании которого будут представлены рекомендации на совещании министров обороны этих государств летом 2002 года. Данные самолеты и соответствующее авиационное вооружение продолжают играть значительную роль в ядерной стратегии НАТО и любые необходимые изменения будут обсуждаться в рамках альянса>.
<Заправочные самолеты. Существующий парк заправочных самолетов КС-135 будет сохранен на вооружении в последующие 35-40 лет. Вывод устаревших самолетов из боевого состава будет происходить в течение длительного периода, начиная с 2013 года и предположительно до 2040-го. Командование ВВС в последние годы проводит постоянную модернизацию их бортового оборудования, средств навигации и систем отображения информации. Однако КС-135 не обладают помехозащищенными и надежными средствами связи, что ограничивает их эффективность в сложной обстановке. ВВС рассматривают программы создания заправочного самолета следующего поколения, разработанного на базе универсального планера, в том числе для военно-транспортной авиации и сил специального назначения. Как промежуточный шаг, до создания и поступления на вооружение заправочного самолета нового поколения КС-Х, планируется аренда или закупка 100 самых современных К-767. При разработке требований к новой машине учитывается возможность ее действий в условиях применения биологического, химического и ядерного оружия>.
<Полномасштабные летные испытания, оценка последствий старения и надзор за, техническим состоянием. Ядерное оружие ВВС и ВМС требует проведения полномасштабных летных испытаний для получения надежных данных по боевым свойствам и прогнозирования надежности системы оружия и точности стрельбы. В настоящее время ежегодный план летных испытаний выполнен только для БРПЛ <Трайдент-2> (D-5)>.
<Поддержка ядерного боезапаса. Количество боеприпасов в активном боезапасе будет достаточно для оперативного развертывания, создания необходимого резерва доразвертывания и обменного фонда. В неактивный боезапас войдут боеприпасы тех же типов, что и в активном, а также БЧ W84 ликвидированных КРНБ GLCM и стратегические авиабомбы В83-0, отсутствующие в активном боезапасе. ЯЗУ W62 будут сняты с вооружения в 2009 году>.
<Национальная администрация по ядерной безопасности активизировала разработку перспективных концепций в трех ядерных оружейных лабораториях. Реализовываться данная инициатива будет в соответствии с требованиями МО>.
ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ЯДЕРНЫХ СИЛ
<Современный ядерный арсенал, до сих пор отражая потребности периода <холодной войны>, характеризуется невысокой точностью стрельбы, ограниченными возможностями по перенацеливанию, высокой мощностью ядерных зарядных устройств боеголовок, баллистическими ракетами шахтного, наземного и морского базирования с боеголовками индивидуального наведения, невысокой способностью поражать заглубленные цели>.
<Придание современным ядерным силам новых возможностей должно обеспечить: поражение представляющих угрозу объектов, таких, как высокозащищенные и заглубленные цели, носители химического и биологического оружия; обнаружение и поражение мобильных и подвижных целей; повышение точности стрельбы; ограничение сопутствующего ущерба при применении ядерного оружия. Обеспечение таких возможностей посредством проведения интенсивных НИОКР и развертывание новых систем вооружения является настоятельно необходимым требованием при создании новой триады>.
ПОРАЖЕНИЕ ВЫСОКОЗАЩИЩЕННЫХ И ЗАГЛУБЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ )
<Более 70 стран используют сейчас подземные сооружения для военных целей. В июне 1998 года исследовательская рабочая группа МО по подземным сооружениям определила, что в мире имеется порядка 10 000 таких объектов. Приблизительно 1 100 подземных сооружений известны или оценены как стратегические (содержащие ОМП, объекты базирования баллистических ракет, командные пункты управления высшего военно-политического и военного руководства).
Скорректированные оценки разведывательного управления МО говорят о том, что сейчас количество таких объектов увеличилось на 1 400 единиц. Данные объекты являются наиболее сложными для поражения ввиду их глубокого заложения и неопределенности точного местоположения. США испытывают недостаток в средствах, способных уничтожать стратегические объекты данного типа. Подробный доклад по данному вопросу (поражение высокозащищенных и заглубленных целей) был направлен в конгресс в июле 2001 года>.
<Для того чтобы противник не чувствовал себя в безопасности, требуется обеспечить своевременные выявление и оценку потенциальных целей, а также выбор эффективных способов их поражения, дав при этом точную оценку поражающего воздействия>.
<Достижение требуемого уровня возможностей можно обеспечить только посредством интеграции военных и национальных систем в надежную, высокоэффективную <систему систем>, способную адресно реагировать на угрозы. Основным направлением работ по созданию <новой триады>, способным повысить ее возможности, является совершенствование боевого управления и разведки>.
<Современные обычные вооружения способны только нарушить функционирование высокозащищенных или заглубленных целей, требуя при этом такого высокого качества разведданных для наведения и таких высокоточных систем оружия, которые часто отсутствуют в условиях реальной боевой обстановки. Поэтому применение обычных вооружений не позволяет выводить из строя подземные сооружения на длительный период>.
<Учитывая данные ограничения, целераспределение в отношении высокозащищенных и заглубленных объектов в значительной степени ограничено и нельзя обеспечить высокой вероятности поражения этих важных объектов>.
<При наличии более эффективных возможностей по проникновению в грунт многие заглубленные цели могут быть поражены оружием, ядерный боеприпас которого обладает значительно меньшей мощностью по сравнению с требуемой при проведении наземного взрыва. Этот заряд малой мощности обеспечит такой же уровень поражения, что и более мощный, но в таком случае уровень радиоактивного заражения местности будет в 10-20 раз ниже, чем при наземном взрыве. Для полного разрушения высокозащищенных или заглубленных объектов необходим проникающий боеприпас большой мощности>.
<Для поражения высокозащищенных и заглубленных объектов необходимо существенно улучшить американские средства обнаружения, идентификации и оценки основных параметров объектов, подлежащих поражению, а также средств обеспечения наведения оружия на эти объекты. Достижение данных целей требует заблаговременного планирования, практической отработки задач, а также разработки и закупки обычных боеприпасов некоторых типов, способных поражать высокозащищенные объекты. Необходимо более широко привлекать подразделения сил специальных операций и увеличивать наши информационные возможности. Требуемый уровень инвестиций и правильная организация данного процесса позволят обеспечить новые возможности, соответствующие определенным целям, уже к 2007 году. Ожидается также, что новые технологии, обеспечивающие дальнейшее повышение этих возможностей, будут внедрены к 2012 году. Одним из основных направлений повышения потенциала США по борьбе с высокозащищенными и заглубленными целями является комплекс совместных исследований и разработок, к выполнению которых должны приступить в апреле 2002 года МО и министерство энергетики. В ходе этих НИОКР предполагается определить возможность существующего 5 000-фунтового боеприпаса обеспечить более высокую степень поражения высокозащищенных и заглубленных целей по сравнению с бомбой В61 мод.11>.
МОБИЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
<Одной из серьезнейших проблем в настоящее время является необходимость определения точного местоположения мобильных целей. Для ее решения требуется разработать системы сбора и обработки информации об этих объектах, а также способы их эффективного поражения. Они должны обладать способностью действовать в условиях использования противником средств маскировки и функционировать совместно с новыми системами боевого управления>.
<Чтобы успешно выявлять и сопровождать мобильные цели до того момента, когда будет спланировано и осуществлено их поражение, необходимо решить ряд сложных проблем в области сбора и обработки информации. Современная спутниковая группировка не отвечает требованиям обеспечения борьбы с подвижными целями. Планируемые усовершенствования данной группировки создадут новые возможности по оперативному и точному обнаружению и сопровождению мобильных целей от момента их развертывания из пунктов базирования до возвращения в эти пункты. Для этого потребуется создать средства, способные в дискретном или непрерывном режиме отслеживать районы развертывания целей во взаимодействии с автоматическими системами, находящимися в этих районах>.
РАЗРУШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ХИМИЧЕСКОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
<Усилия министерств обороны и энергетики США направлены на противодействие использованию химического и биологического оружия с разрушением компонентов этого оружия. Создание средств, способных решать такие задачи, осуществляется в следующих целях: предотвратить доступ к химическому и биологическому оружию, исключить возможность его доставки, нейтрализации или уничтожения. Устранение неопределенности разведданных о местоположении и характеристиках объектов, связанных с производством и хранением компонентов химического и биологического оружия, является серьезной проблемой. Различные концепции создания оружия для разрушения компонентов ОМП в настоящее время находятся в стадии изучения. Они включают термическое, химическое, радиологическое направления нейтрализации химических и биологических материалов на стадии производства и на складах. Кроме того, изучается возможность разработки кинетического оружия для уничтожения средств доставки>.
ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ УДАРОВ В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ И СНИЖЕНИЯ СОПУТСТВУЮЩЕГО УЩЕРБА
<Гибкое, адаптивное планирование ударов предъявляет новые требования к системам ЯО: наличие переключаемого эквивалента для обеспечения возможности подрыва с пониженной мощностью; высокая точность поражения; оперативность применения. Все это позволит удержать противника от применения ОМП или минимизировать сопутствующий ущерб в случае применения США ядерного оружия>.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯДЕРНЫХ СИЛ
<Председатель КНШ инициировал проведение оценки объединенных боевых возможностей по сдерживанию путем устрашения для определения требований к системам ЯО на период до 2017 года. Она будет завершена в начале 2003 финансового года. МО совместно с национальной администрацией по ядерной безопасности проведут оценку дополнительных возможностей использования ЯО в целях повышения его эффективности, гибкости применения и уменьшения сопутствующего ущерба. Повышение возможностей ядерных сил необходимо для устранения недостатков, присущих им в настоящее время>.
СОКРАЩЕНИЯ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕМ
Первоначально планируемые сокращения
<Когда эти сокращения (снятие с вооружения 50 отслуживших срок эксплуатации ракет MX, вывод из боевого состава четырех ПЛАРБ системы <Трайдент> и переоборудование ТБ В-1 под неядерные задачи) в 2006 финансовом году будут завершены, количество оперативно развернутых стратегических ядерных боезарядов уменьшится на 1 300 единиц при подсчете в соответствии с положениями СНВ-1 (по правилам, действующим к моменту принятия этих решений). Четыре ПЛАРБ системы <Трайдент>, которые будут выведены из боевого состава, останутся в зачете в соответствии с СНВ-1>.
<МО, проанализировав роль ракет MX в отношении возможных угроз в условиях после окончания <холодной войны>, полагает, что снятие их с вооружения не окажет отрицательного воздействия на эффективность ядерных сил США. Начиная с 2003 финансового года запланировано выделение средств для поэтапного снятия с вооружения этих средств. При этом ПЛАРБ системы <Трайдент> (D-5) будут переводиться в состав Тихоокеанского флота, а шахтные пусковые установки (ШПУ) МБР сохранены для возможного использования в перспективе. Эти ШПУ и четыре ПЛАРБ системы <Трайдент>, переоборудованные в атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, будут оставаться в засчете в соответствии с СНВ-1>.
<Дополнительное сокращение намечается осуществить путем уменьшения количества боезарядов в оперативно развернутых силах. К концу 2007 финансового года число оперативно развернутых стратегических ядерных боезарядов не должно превышать 3 800. Уменьшение их количества не изменит структуру сил, так как кроме MX и четырех ПЛАРБ <Трайдент>, более не планируется сокращать носители стратегического ядерного оружия. Эти сокращения будут осуществляться в период с 2003 по 2007 финансовый год и составят примерно 40 проц. нынешнего количества оперативно развернутых стратегических ядерных боезарядов>.
Дальнейшие сокращения
<Что касается дополнительных сокращений после 2007 финансового года, США планируют сократить количество боезарядов на МБР путем уменьшения числа боеголовок на каждом носителе. На бомбардировщиках подобный процесс предполагает уменьшение количества оперативно развернутых вооружений, то есть доступных для снаряжения бомбардировщиков на оперативных базах>.
<Оперативно развернутыми боезарядами являются: для баллистических ракет -реальное количество ядерных боезарядов, находящихся на МБР и БРПЛ; для бомбардировщиков - ядерные боезаряды, находящиеся в хранилищах на авиабазах (за исключением небольшого количества в активном обменном фонде)>.
ДОГОВОР СНВ-2
<Российская резолюция, принятая при ратификации Договора в 2000 году, ср-держит неприемлемое положение, противоречащее структуре новой триады>,,ю6
СНИЖЕНИЕ БОЕГОТОВНОСТИ
<Ядерные силы США не находятся в высшей степени боеготовности. При этом предпринимаются меры по обеспечению высокой степени сохранности, безопасности, надежности ядерного оружия, а также систем боевого управления им. Проводятся различные организационные и технические мероприятия для предотвращения случайных и несанкционированных пусков>.
<Новая триада учитывает возможность случайных или несанкционированных пусков со стороны других государств. Например, она обеспечивает противоракетную оборону США, их союзников и партнеров против ограниченных ударов баллистических ракет или несанкционированных пусков. Она также обеспечит спектр оборонительных неядерных ответных мер против случайных или несанкционированных пусков, позволяя Соединенным Штатам предпринимать в случае возникновения такого события соответствующие ответные действия и ограничить опасность эскалации>.
<Уничтожение ракет MX будет осуществляться поэтапно, по мере ввода в строй БРПЛ <Трайдент-2> (D-5) в состав Тихоокеанского флота. В ходе этого процесса те ракеты, которые еще не уничтожены, будут поддерживаться боеготовыми и вносить необходимый вклад в ядерный потенциал США>. /
<Последующие за первоначальной фазой этапы сокращения ядерных вооружений предполагают уменьшение количества боезарядов на ракетах и бомбардировщиках. Структура сил будет сохранена в качестве основы для наращивания СНС за счет возвращения в них ядерных боеприпасов из резерва, предназначенного для оперативного развертывания. После первоначальных сокращений освободившиеся носители не будут выводиться из боевого состава в отличие от снятых с них боезарядов, которые необходимы для формирования резерва ядерных боеприпасов в интересах оперативного доразвертывания (Responsive Force)>.
ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ ЗАПРЕЩЕНИЕ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ
<США не проводят ядерные испытания с 1992 года и поддерживают моратории на их проведение. Несмотря на то, что США предпринимают все усилия для поддержания своего ядерного потенциала без дополнительных испытаний, это не может продолжаться бесконечно. Уже возникли некоторые проблемы с хранением ядерных боезарядов в результате старения ядерных материалов и наличия производственных дефектов. При отсутствии испытаний все более трудно будет объективно оценивать состояние ядерного вооружения. МО и министерство энергетики ежегодно будут оценивать необходимость возобновления ядерных испытаний и давать рекомендации президенту. Ядерные государства несут ответственность за обеспечение безопасности и надежности их ЯО>.
ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ
<Договор СНВ-1 содержит положения, обеспечивающие необходимый уровень транспарентности для стратегических наступательных сил. Дополнительные меры открытости и прозрачности в этой области могут быть приняты в виде отдельных политических обязательств>.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI