ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 2/2002

К ОБСТАНОВКЕ В МАКЕДОНИИ

Полковник С.ШАТКОВ

Балканский полуостров, где с середины 90-х годов практически не прекращаются войны на территории распавшейся СФР Югославии, является наиболее кризисным районом Европы. Здесь тугим узлом завязаны экономические интересы ведущих западных государств, экспансионистские устремления шовинистически настроенной части мусульманского населения. В регионе отчетливо просматривается желание ряда <претендентов на лидерство> (некоторые из которых находятся вне пределов Европейского континента) занять доминирующее положение и отстаивать собственные интересы путем диктата, в том числе с применением военной силы. Яркий пример тому - начавшаяся в марте 1999 года военная операция против суверенной Югославии, предпринятая под лозунгом необходимости <прекращения геноцида косовских албанцев>. 12 июня 1999 года в Косово были введены многонациональные силы (КФОР), общая численность которых в течение двух месяцев достигла 50 тыс. военнослужащих и полицейских.
Среди множества благородных декларированных целей КФОР была и такая: разоружение албанских боевиков - членов так называемой <Освободительной армии Косово> (OAK). Очевидно, что полностью эта задача (впрочем, как и большинство других) осталась невыполненной. Напротив, вооруженное вмешательство извне (которое при непредвзятом подходе трудно назвать адекватным и справедливым) албанские сепаратисты восприняли как разрешающий сигнал после периода <эйфории от победы>, когда немусульманское население изгонялось из мест проживания, ежедневно совершались убийства сербов и просто тех, кто мешал вакханалии беззакония (при этом ежедневные сводки некоторых наблюдательных постов КФОР, размещенных в центре событий, завершались фразой <ничего существенного не произошло>. В результате в конце 2000 - начале 2001 года резко активизировала свою деятельность <Освободительная армия Прешево - Медведжи - Буя-новца> (по названиям населенных пунктов на юге Сербии), а в начале 2001 года албанские боевики <проявили себя> уже на территории Республики Македония. В феврале-марте того же года формирования <Национальной освободительной армии> (НОА - македонский аналог OAK) предприняли попытку захватить ряд северо-западных районов этого государства, примыкающих к границе с Косово (в частности, г. Тетово). В ответ на требование македонских властей в 24 часа сложить оружие или покинуть пределы страны лидеры боевиков заявили, что не собираются подчиняться <ультиматуму> и намерены захватить столицу государства (г. Скопье). Македонской армии не без труда удалось остановить наступление, поскольку каждый случай применения танков, авиации или артиллерии для защиты суверенитета и целостности страны вызывал бурю негодования в западных СМИ и протесты <европейского общественного мнения>. Тем не менее один из лидеров OAK заявил в марте в интервью агентству Франс-пресс: <Мы будем продвигаться вперед и открывать новые фронты>.
Для руководства Североатлантического союза наступил момент истины: 21 марта главнокомандующий ОВС НАТО и ВС США в Европе генерал Джозеф Рал-стон объявил, что <американские и немецкие подразделения КФОР патрулируют границу с Косово>, а Совет НАТО в тот же день выразил свою поддержку правительству Македонии в борьбе с <группами экстремистов, стремящихся нарушить стабильность на Балканах>. За словами последовали дела: администрация США выделила 5,5 млн долларов в качестве <экстренной экономической помощи> Македонии, оговорив при этом, что часть средств должна пойти на обучение албанцев для их последующей работы в македонской полиции и <исправление неравноправия между двумя этническими группами> (по данным на начало 1999 года, 65 проц. населения Македонии составляли славяне, чуть больше 30 проц. - этнические албанцы). Такая обеспокоенность была обусловлена множеством факторов, в частности необходимостью обеспечить безопасность ротации сил КФОР в транзитном пункте (на тот момент в Македонии ожидали отправки в Косово около 12 тыс. военнослужащих разных стран), повысить их моральный дух (заметно снизившийся еще до прибытия к месту службы), предотвратить дальнейшее сближение Македонии с Восточной Европой, <стреножить> ее дальнейшими радужными обещаниями и т. д.
С учетом такой позиции Запада албанские боевики продолжили атаки: только за один день в апреле 2001 года в Македонии погибли восемь и получили ранения шесть человек из числа сопровождавших гуманитарный конвой (впоследствии в западных СМИ сообщалось, что нападение было совершено силами 116-й бригады НОА под командованием Ходжи, уроженца г. Призрен, Косово). 29 апреля представители <Национальной освободительной армии> выдвинули свои условия, среди которых, в частности, было требование об изменении конституции страны. Правительство Македонии назвало тогда это неприемлемым (в начале сентября более 2/3 членов парламента проголосовали за внесение в основной закон предложенных Западом поправок, существенно расширяющих права албанского меньшинства).
20 июня 2001 года президент Македонии Борис Трайковский обратился к НАТО с просьбой оказать содействие в разоружении албанских боевиков и уничтожении собранного оружия. Последовали интенсивные консультации между государствами - членами альянса, а также между его руководством и представителями македонского правительства и албанских сепаратистов. ; 
25 июля в Скопье произошли крупные беспорядки: толпа, выкрикивающая антизападные и антиалбанские лозунги, забросала камнями посольства США, ФРГ и Великобритании, а также представительство ОБСЕ, обвиняя их в поддержке экстремистов. Это, однако, не повлияло на <сближение позиций> руководства Македонии и НАТО. 13 августа в столице Македонии было подписано соглашение, которым предусматривалось прекращение огня, добровольное разоружение албанских боевиков с одновременной их амнистией, предоставление албанскому языку статуса второго официального в районах преобладающего проживания албанцев, прием разоружившихся боевиков на службу в местную полицию, отвод подразделений македонской армии с тяжелым вооружением на 5 км от пунктов сбора оружия и т. д.
Соглашение было достигнуто под сильным нажимом НАТО и Европейского союза (ЕС), которые жестко увязывали предоставление финансовой помощи Македонии с серьезными уступками ее руководства требованиям боевиков. Так, глава комитета по внешней политике и безопасности ЕС Алексис Брунс заявил: <Все зависит от самих сторон конфликта в Македонии. Чем быстрее и полнее они будут выполнять свои обязательства по мирному соглашению от 13 августа, тем быстрее Евро-союз будет выделять средства>. Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон неоднократно указывал, что альянс склонен верить обещаниям албанской стороны о сдаче оружия, а <судьба мирного процесса находится в руках народа Македонии и парламента страны, который должен ратифицировать политическое соглашение и внести поправки в конституцию>. Представители администрации США, в свою очередь, отмечали, что <важны не практические результаты разоружения сепаратистов, а сам процесс, знаменующий умиротворение>, а также говорили о необходимости предоставления финансовой помощи Македонии <в зависимости от прогресса в реализации мирного соглашения>. Позиция премьер-министра Любчо Георгиевского, пытавшегося возразить, что <нельзя отводить войска одной стороны в то время, как другая усиливается>, не нашла понимания даже среди руководства Македонии.
В качестве средства давления на албанских боевиков представителями НАТО муссировались слухи о том, что альянс с помощью сил КФОР в Косово может прибегнуть к жесткой экономической блокаде каналов контрабандной торговли сигаретами и наркотиками в случае <неразумного поведения> албанской стороны (независимые наблюдатели немедленно отметили, что подобные высказывания являются косвенным признанием явного попустительства этим незаконным операциям в Косово со стороны НАТО). В ответ же на предложение оказать давление на руководство албанских боевиков в самом Косово представители командования КФОР рассуждали о недостатке сил и средств, трудноконтролируемой горной местности и в конечном итоге о нереальности выполнения этой задачи.
Между тем еще 29 июня 2001 года Совет НАТО одобрил план операции, получившей название <Основной урожай>. Ее официальной целью был прием оружия, которое албанские боевики обязались сдать в обмен на вышеперечисленные условия. План был направлен главам правительств всех 19 государств - членов блока для принятия политического решения, которое вступило в силу в полдень по среднеевропейскому времени 22 августа. Общее руководство операцией было возложено на генерал-майора Гуннара Ланге (Дания), который в то время служил заместителем командующего многонациональными силами в Косово по тылу (основная часть группировки тыла КФОР развернута на территории Македонии). Операция проводилась в три этапа: подготовительный, основной и завершающий. С 15 по 17 августа в Македонию прибыла передовая группа (400 военнослужащих из Великобритании, Франции и Чехии) под командованием британского бригадного генерала Барни Уайт-Спаннера, командира 16-й десантно-штурмовой бригады. В последующие 12 сут осуществлялась переброска дополнительных воинских контингентов из Канады, Франции, Германии, Греции, Нидерландов, Турции, Венгрии, Норвегии, Португалии, США, Бельгии, Испании, Италии и Великобритании. Основу КФОР общей численностью 4 800 человек составили военнослужащие из Великобритании (1 800) и Италии (450). Примечательно, что 17 августа пресс-секретарь Пентагона контр-адмирал Крейг Куигли подчеркнул, что американские военнослужащие не будут непосредственно участвовать в разоружении албанских боевиков в Македонии и ограничатся предоставлением нескольких вертолетов СН-47 и UH-60 с американской базы Бондстил в Косово, а также наблюдением за ходом процесса сбора оружия и контролем границы между Македонией и Косово с помощью разведывательного БЛА <Хантер>.
22 августа президент Трайковский, отвечая на вопрос о будущем НОА после сдачи оружия, высказал мнение, что, <скорее всего, боевики не заинтересованы в политической деятельности. Речь идет о солдатах, и для нас более важно, чтобы они были разоружены. Это или преступные элементы, или профессиональные военные, которые хотят найти новое место, чтобы иметь возможность воевать>. НОА, возглавляемая Али Ахмети, состояла, по данным газеты <Нова Македония>, из шести бригад (порядковые номера 111 - 116), точная численность и организационная структура которых неизвестны. Существует также <Албанская национальная армия> (AHA), которая не признала соглашение и объявила о своем намерении <продолжить борьбу за свободу албанцев в Македонии> Фактически, как полагают некоторые наблюдатели, речь идет о двух <ипостасях> одной и той же экстремистской организации, ставящей целью территориальный раздел Македонии.
В течение августа командование боевиков организовало <массовое переодевание> своих подчиненных - только в районе Тетово около 500 албанских вооруженных лиц (по мнению македонских экспертов, из состава все той же 116-й бригады) сменили знаки различия НОА на символику AHA, а также перебросило часть вооружения из г. Тетово в район городов Гостивар и Дебар. Более того, в страну стали прибывать новые <добровольцы>. Так, только в селение Доброште (севернее Тетово) прибыло до 1 тыс. человек, ранее эмигрировавших в Данию. Один из них, некий 31-летний Салки Цибейр (<Тигр>), имевший вид на жительство в Дании и проживавший с семьей в Копенгагене, прямо заявил в интервью датской газете <Юландс-постен>: <Мы не сдадим оружие!>
В период с 27 августа по 26 сентября осуществлялся основной этап - сбор оружия и боеприпасов у албанских боевиков, а на заключительном - уничтожение собранных В и ВТ. Особое внимание эксперты обратили на количество оружия, подлежащего сдаче, специалисты НАТО определили его в 3 330 единиц (в том числе два танка, захваченных сепаратистами у македонской армии, и 2 950 автоматов). Между тем еще в начальный период кризиса в Косово западные спецслужбы самым тщательным образом изучили степень оснащенности боевиков OAK и признали, что основная часть вооружения, включая тяжелое, досталась им в результате разграбления складов албанской армии в 1997 году и лишь незначительная поступила за счет поставок <сочувствующими режимами> и из других источников через подставные структуры (во многих случаях при негласном одобрении и под контроле-м ведущих спецслужб Запада). В тот же период эксперты ООН по просьбе правительства Албании установили, что из арсеналов вооруженных сил было похищено 2.5 тыс. ручных гранатометов, 25 тыс. пулеметов, 226 тыс. автоматов АК-47,351 тыс. карабинов СКС, 38 тыс. пистолетов. Одновременно албанское правительство объявило пропавшими 215 тыс. противотанковых и противопехотных мин, 1,5 млн патронов калибра 7,62 мм. В некоторых западных СМИ публиковались материалы, свидетельствующие о том, что значительная часть похищенного оружия оказалась в руках албанской диаспоры в Косово и Македонии. Правительство Македонии дало свою оценку количества оружия, которым располагали албанские боевики в этой стране - от 60 тыс. до 80 тыс. единиц.
В связи с этим представляет интерес динамика добровольной сдачи оружия албанцами: в течение первых часов работы пунктов сбора было сдано около 1 тыс. единиц, большинство из которого могло бы пополнить экспозиции военных музеев либо было непригодно к употреблению. По состоянию на 23 сентября, было сдано 3 040 единиц и 160 тыс. различных боеприпасов. Точно в назначенный день, 26 сентября, генерал Ланге доложил: операция завершена успешно - сдано около 4 000 единиц.
Однако руководство НАТО, по словам его представителей, и не ставило перед собой задачу полного разоружения отрядов НОА, поскольку <важен сам процесс сдачи оружия, который будет способствовать укреплению доверия между сторонами и углублению мирного процесса>. 17 августа британский полковник, выступавший инкогнито на брифинге в качестве <военного эксперта>, подтвердил незаинтересованность НАТО в полной демилитаризации боевиков: <Не беда, если мы не соберем даже все запланированное оружие. Дело не в количестве оружия, а в восстановлении доверия между сторонами, в том, что данная операция углубит политический процесс>.
23 августа Б. Трайковский заявил: <Прибытие сил альянса признано правительством Македонии законным. НАТО имеет конкретный мандат и срок для проведения операции - 30 дней... Задача альянса - собрать оружие, а не остаться здесь>. Однако 19 сентября президент Македонии обратился к руководству НАТО с просьбой оказать содействие в обеспечении безопасности международных наблюдателей.
Спустя два дня была одобрена концепция новой операции - <Янтарная лиса>, а 26 сентября адмирал Эллис, в то время ВГК РК ОВС НАТО <Юг>, отдал приказ на начало ее проведения (срок - три месяца с правом продления, которое и было впоследствии использовано). В тот же день СБ ООН единогласно принял резолюцию № 1371, предусматривающую международный контроль за выполнением соглашения от 13 июня. В состав сил для выполнения поставленных задач вошли около 1 тыс. военнослужащих под командованием бригадного генерала бундесвера Хайнца-Ге-орга Кеерля (общее руководство сохранилось за генерал-майором Г. Ланге, который получил статус старшего военного представителя НАТО в Македонии). Организационно эти силы включают штаб, три роты (от Франции, Италии и ФРГ) примерно по 100 человек, датский разведвзвод, вертолетный отряд, подразделения обеспечения и обслуживания, группы по связи и взаимодействию. Каждая такая группа включает четыре человека на двух автомобилях (около 130 военнослужащих из Германии, Франции, Польши, Португалии, Греции и Испании). Силы Североатлантического союза обязаны соблюдать нейтралитет и воздерживаться от применения оружия, однако должны эвакуировать наблюдателей ЕС и ОБСЕ из опасных районов, если возникла угроза их здоровью или жизни, при необходимости обучать их действиям в миноопасных районах и по оказанию медицинской помощи.
Как уже отмечалось, решение о проведении операций НАТО в Македонии было принято на Совете этой организации единогласно и с одобрения глав государств-участников. Однако такое единодушие не означает, что у руководства альянса имелось ясное видение перспектив и путей решения проблем региона, а члены организации придерживались общей линии. Так, генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, выступая в Брюсселе (Бельгия) 22 августа, в ответе на вопрос о своем видении будущего Македонии после завершения операции <Основной урожай> признал, что альянс этим вопросом не занимался: <Мы слишком заняты подготовкой нашей операции ... а перспективами политического развития Македонии займемся позже>.
В середине августа румынская газета <Зиуа> опубликовала статью Адриана Северина (председатель парламентской ассамблеи ОБСЕ), в которой автор утверждал, что <кризис в Македонии можно было бы предотвратить, если бы международное сообщество, в первую очередь НАТО, ЕС и ОБСЕ, исходило из реальности, а не из собственных пожеланий>. Решение проблемы румынскому дипломату видится в разоружении боевиков и разрыве их связей с <криминальными источниками подпитки>, а также в созыве международной конференции по албанской проблеме, чтобы решить вопрос в совокупности, а не пытаться локализовать очаги, которые в конечном итоге превращаются в <мосты между конфронтациями>. Особенно бурно вопрос об эффективности операции НАТО в Македонии обсуждался в Германии. Так, депутат бундестага от СДПГ Вальтруд Вольф в августе 2001 года заявила, что <НАТО просто не подходит для решения подобных задач> и призвала к задействованию миротворческих сил под флагом ООН. Бывший министр обороны депутат Фолькер Рюе отметил, что <мандат сил НАТО не отвечает реальности и может привести к тому, что по авторитету организации будет нанесен ощутимый удар>, депутат от правящей Социал-демократической партии Элла Тойхер охарактеризовала цель операции как <наивную и нереалистичную>, бывший министр иностранных дел Клаус Кинкель заявил, что <эта миссия не принесет ожидаемого мира> и назвал операцию <полуподготовленной> (тем не менее решение о направлении до 500 немецких военнослужащих в Македонию было принято большинством голосов).
Весьма критически были настроены и многие авторитетные независимые аналитики. Немецкий эксперт Хеннинг Бартельс в журнале <Европейская безопасность> (издается в ФРГ) в августе 2001 года отметил: <...курс Германии в македонском вопросе не делает чести немецкой внешней политике и укреплению безопасности>. Эксперты Международной группы по разрешению кризисных ситуаций (неправительственная международная организация), которую возглавляет бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари, отмечали необходимость пересмотра мандата войск НАТО в Македонии с тем, чтобы они не только собирали оружие у албанских боевиков, но и охраняли границу с Косово, а также могли в случае необходимости использовать силу. В одном из подготовленных специалистами этой организации аналитических обзоров, посвященных ситуации в Македонии, подчеркивалось: <Очень скоро НАТО вынуждена будет принять чрезвычайно трудные решения. Недавние проявления насилия ясно показывают, что Македония по-прежнему находится на грани гражданской войны>.
К началу октября 2001 года, как предполагалось, около 70 тыс. македонцев, изгнанных из приграничных с Косово районов, должны были вернуться в свои дома, однако они не спешат это делать, и не без оснований. Так, ночью 23 октября были обстреляны из гранатометов здания полиции и органов местного самоуправления в н. п. Теарце, провокации албанских боевиков неоднократно отмечались близ городов Тетово и Куманово. В районе горы Кораб (на границе с Албанией) в ноябре было замечено подразделение вооруженных боевиков численностью до 300 человек в форме с символикой НОА. Довольно многочисленная албанская диаспора существует в Западной Европе, и она занимает ведущие позиции в криминальных сводках полицейских отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, оружия и боеприпасов (выходцы из Северной Албании, Косово и Македонии контролируют до 80 проц. наркоторговли в Швеции, Норвегии, Швейцарии, ФРГ и Венгрии). <Повсюду на Балканах албанские кланы отвергают государственный порядок>, - отмечает Адриан Северин.
Военно-политическое руководство Македонии не скрывает, что основные гарантии безопасности государства в современных условиях оно связывает со вступлением в НАТО (в 1999 году в Македонии была свернута миротворческая миссия ООН как <успешно выполнившая свои задачи>). Начало этому процессу было положено участием страны в программе <Партнерство ради мира>, а в августе 2001 года президент Трайковский, комментируя ход операции <Основной урожай>, подчеркнул, что <в дело вступила надежность НАТО>. Примечательна в связи с этим оценка, данная операции лидером косовских албанцев И. Руговой: он назвал ее <фарсом> и заявил, что командиры НОА пошли на частичное разоружение <только для того, чтобы показать, что они не настолько зловещи, каковыми являются на самом деле>. В немецких СМИ приводились схожие оценки экспертов: албанские боевики в Македонии сохранили основную массу В и ВТ и в любой момент готовы развернуть многочисленные подразделения.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz