ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 12/2001

СИСТЕМА НОРАД И ПОПЫТКА ЕЁ ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ В ХОДЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ В НЬЮ-ЙОРКЕ И ВАШИНГТОНЕ

Полковник М.БАКАНОВ

Aнализ действий сил и средств ПВО Североамериканского континента показал, что они оказались не готовы и не способны противодействовать терро-Аристическим актам с использованием самолетов гражданской авиации в г. Нью-Йорк и г. Вашингтон 11 сентября 2001 года. Чтобы лучше понять причины неудачных действий американских сил ПВО, представляется необходимым сделать некоторый экскурс в историю создания, развития и совершенствования системы ПВО Североамериканского континента, а также ее состояния в настоящее время.
К созданию системы противовоздушной обороны США приступили сразу после Второй мировой войны. На территории страны были сформированы командования ПВО ВВС (1946) и сухопутных войск (1950), усиленные в 1951 году частями и подразделениями национальной гвардии. На базе этих командований было создано объединенное командование ПВО континентальной части США. В 1957 году США и Канада образовали объединенное командование ПВО Североамериканского континента НОРАД (NORAD - North America Air Defense) с едиными органами управления (штабом, командным пунктом). Официальное подписание межправительственного соглашения о его создании состоялось 12 мая 1958 года. Первоначально соглашение было подписано сроком на 10 лет, затем неоднократно продлевалось. Очередной протокол о продлении соглашения на пятилетний период, начиная с 12 мая 2001 года, подписан 16 июня 2000-го.
В 1958 году объединенные силы ПВО США и Канады насчитывали около 3 000 истребителей-перехватчиков, до 6 000 ПУ ЗУР и зенитных орудий, около 340 наземных радиолокационных постов, а также 200 тыс. человек личного состава. Территория Североамериканского континента была разделена на пять оперативных районов (по числу армий ПВО), включавших 23 дивизионных сектора. Исландская зона охватывала воздушное пространство Гренландии и Северо-Восточной Атлантики. Части и подразделения НОРАД дислоцировались на 300 военных базах (всего около 800 отдельных объектов). Командующему НОРАД предоставлялось право подчинять себе временно (для решения оперативных задач ПВО) любые подразделения ВВС, сухопутных войск, ВМС и морской пехоты, которые находились на территории континентальной части США и имели соответствующее вооружение.
Первое крупное сокращение сил противовоздушной обороны произошло в 1961 - 1972 годах. В этот период Соединенные Штаты разработали и развернули систему предупреждения о ракетно-ядерном ударе и противокосмической обороны, приступили к строительству боевого комплекса ПРО <Сейфгард>. Включение новых компонентов в общую систему стратегической обороны повлекло за собой изменение задач, решаемых командованием НОРАД, и отразилось на его организационной структуре. Были расформированы армии ПВО, командование ПВО ВВС США в 1968 году было реорганизовано в командование воздушно-космической обороны (КВКО) в составе четырех воздушных армий (13 авиационных дивизий ПВО и дивизия ВКО). На дивизии ПВО возлагалась противовоздушная оборона соответствующих районов, на дивизию ВКО - предупреждение о ракетно-ядерном ударе и контроль космического пространства. С вооружения подразделений ПВО была снята вся зенитная артиллерия и часть радиолокационных постов. Численность личного состава НОРАД уменьшилась до 110 тыс. человек.
В период с 1972 по 1985 год продолжалось сокращение активных средств ПВО при одновременном наращивании возможностей радиотехнических постов контроля воздушного пространства. При этом основные усилия направлялись на развитие систем наблюдения, оповещения и управления стратегическими оборонительными силами в целом, а также на разработку перспективных средств поражения баллистических ракет и космических целей. Причины, по которым было ослаблено внимание к ПВО страны, достаточно ясно характеризуют слова бывшего (1972 год) министра обо-роны Шлесинджера:
<Поскольку мы не в состоянии обеспечить защиту наших городов от стратегических ракет, незачем пытаться защищать их от сравнительно малых сил советской бомбардировочной авиации>. По оценкам американских экспертов, наличие значительного ракетно-ядерного потенциала СССР при довольно слабом развитии стратегической авиации обусловило принятие решения о резком сокращении сил ПВО США до уровня, необходимого для решения в основном задач охраны суверенитета воздушного пространства в условиях мирного времени, а также для отражения незначительных по масштабам воздушных налетов.
В начале 80-х годов к задаче противодействия стратегическим бомбардировщикам добавилась еще одна - борьба с крылатыми ракетами, а в качестве общих направлений модернизации системы ПВО были определены следующие: совершенствование системы боевого управления; наращивание возможностей по контролю за воздушной обстановкой; перехват воздушных целей на максимально возможном удалении от территории США; оптимизация организационно-штатной структуры сил и средств ПВО; повышение эффективности борьбы с крылатыми ракетами. За последние 20 лет командованием НОРАД реализованы задачи практически по всем этим направлениям.
Во-первых, была завершена модернизация основного командного пункта объединенного командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента и объединенного космического командования (КП НОРАД/ОКК) с целью повышения эффективности боевого управления воздушно-космической обороной США в целом. Введена в оперативное использование глобальная система оперативного управления командования НОРАД, которая расширила его возможности по предупреждению о воздушно-космическом нападении, по обеспечению безопасности воздушных границ и противовоздушной обороне. Передача данных в системе осуществляется по каналам высокоскоростной глобальной сети, сопрягаемой с сетью Интернет. Аппаратно-программные средства обеспечивают обмен секретной информацией между системой управления НОРАД и глобальной системой оперативного управления ВС США (Global Command and Control System, GCCS). Терминалы новой системы оперативного управления развернуты на КП НОРАД/ОКК (рис. 1), командных пунктах континентального (а также его Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного секторов). Канадского и Аляскинского районов ПВО.
Во-вторых, была развернута сеть загоризонтных радиолокационных станций (ЗГ РЛС). В настоящее время данная система состоит из восьми постов дальнего радиолокационного обнаружения, в том числе четырех стационарных (в штатах Мэн, Южная Дакота, Орегон, Аляска) и четырех мобильных (в штатах Виргиния, Техас, Аляска и на о. Пуэрто-Рико). Технические характеристики РЛС позволяют осуществлять обнаружение и сопровождение воздушных целей, в том числе малоразмерных и маловысотных, с дальностью около 3 500 км, что дает возможность увеличить время предупреждения о воздушном налете противника с контролируемых направлений на 1,5 - 2 ч по сравнению с данными от обычных РЛС ПВО, обеспечить своевременный вывод в зоны дежурства самолетов ДРЛО и управления Е-3 системы AWACS и перехват воздушных целей истребительной авиацией на удаленных рубежах.
В повседневных условиях мирного времени круглосуточно в дежурном режиме функционируют два стационарных поста ЗГ РЛС на Западном (Кристмас-Вэлли, штат Орегон) и Восточном (Каратанк, Мэн) побережьях США. Остальные посты системы находятся в режиме пассивного приема (с использованием сигналов передающих устройств дежурных постов). Данные от системы ЗГ РЛС могут быть использованы для обеспечения проведения поисково-спасательных операций, мероприятий по пресечению незаконной транспортировки наркотиков и составления карт метеорологической обстановки.
В-третьих, осуществлена модернизирнизация радиолокационных постов континентальной части США. В 1999 году завершено развертывание по периметру континентальной части страны 44 новых обзорных трехкоординатных автоматизированных РЛС AN/FPS-130 вместо использовавшихся ранее РЛС типов ARSR-2, ARSR-3 и AN/FPS-20. Это позволило создать вокруг Североамериканского континента сплошное радиолокационное поле обнаружения целей на средних и малых высотах. Всего к решению задачи контроля воздушного пространства в интересах ПВО привлекается до 130 РЛС различных типов.
В-четвертых, создана система аэростатных средств наблюдения на южных направлениях, предназначенная для обнаружения воздушных целей на дальности до 400км. На территории США развернуто 12 аэростатов, которые осуществляют контроль воздушного пространства в интересах решения задач по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В-пятых, истребительная авиация ПВО перевооружена новыми однотипными самолетами, сокращен ее боевой состав и изменен порядок несения боевого дежурства; задачи ПВО страны переданы ВВС национальной гвардии с добавлением новой функции - противодействие контрабанде наркотиков на территорию США воздушным путем.
В настоящее время группировка истребителей-перехватчиков ПВО насчитывает около 160 самолетов F-15 (рис. 2) и F-16, состоящих на вооружении частей национальной гвардии США, а также 30 канадских истребителей CF-18. До 11 сентября 2001 года к боевому дежурству в 15-минутной готовности привлекались только 5 проц. истребителей на аэродромах передового базирования на Аляске, в Исландии и на южном (кубинском) направлении. Остальные истребители находились в трехчасовой готовности к взлету в местах постоянной дислокации. Для обеспечения наведения самолетов на воздушные цели в оперативное подчинение НОРАД выделены восемь самолетов ДРЛО и управления Е-3 AWACS (рис. 3), которые осуществляют дежурство в 30-минутной готовности на аэродромах Тинкер (штат Оклахома) и Элмендорф (Аляска).
Хотя существующая система ПВО Североамериканского континента и обладала большими возможностями по борьбе с воздушным противником, но, как показали события в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года, она имела ряд существенных недостатков, позволивших террористам совершить тараны пассажирскими самолетами важных административных и политических объектов на территории страны. Как отмечают зарубежные эксперты, система оказалась в ситуации, когда данный сценарий не только не предусмотривался в боевых алгоритмах и программах, но даже не проигрывался в учебных тренировках дежурных сил.
Поскольку вся система ПВО была ориентирована на борьбу с внешним противником, на нее не возлагались задачи контроля полетов и перелетов гражданских воздушных судов над территорией США - их решало Федеральное управление гражданской авиации (ФУГА). Основным режимом сопровождения воздушных судов в системе управления воздушным движением (УВД) ФУГА являлся пассивный, вследствие чего после отключения террористами на захваченных самолетах транскодеров (передатчиков данных курса, высоты, номера рейса и других) отметки о целях исчезали с экранов диспетчеров УВД. Из-за отсутствия четко регламентированного информационного взаимодействия между органами УВД ФУГА и НОРАД своевременный переход на активный режим обнаружения воздушных судов осуществлялся с запаздыванием, что приводило к потере контроля за самолетами.
Боинг 767 рейс АА11 вылетел из аэропорта г. Бостон в 8.00 (время местное). В течение 20 мин полет проходил по плановому маршруту. В 8.20 диспетчерская служба аэропорта зафиксировала изменение курса самолета и невыполнение экипажем требования о наборе крейсерской высоты полета (9 000 м). В это же время был отключен ответчик системы опознавания <свой - чужой> самолета и его формуляр исчез с экранов диспетчеров. Над г. Амстердам (штат Нью-Йорк) Боинг выполнил новый поворот и до столкновения с северной башней Всемирного торгового центра (8.48) продолжал полет вдоль р. Гудзон, снизившись до высоты 270 м.
Боинг 767 рейс UA175 вылетел из аэропорта г. Бостон в 8.15. Захват самолета и отключение системы опознавания <свой - чужой> зафиксированы через 32 мин полета, таранный удар по южной башне ВТЦ нанесен в 9.03.
Первая пара истребителей F-15 взлетела с авиабазы Отис (штат Массачусетс) в 8.53 и в 9.16 уже дежурила в воздухе над г. Нью-Йорк.
Боинг 757 рейса АА77, таранивший здание Пентагона в 9.43 (рис. 4), вылетел из аэропорта <Даллас> г. Вашингтон в 8.10 и был захвачен террористами через 40 мин полета. Этот самолет около 20 мин находился в зоне досягаемости пары истребителей, патрулировавшей в районе г. Нью-Йорк, но не был перехвачен, так как после отключения террористами системы опознавания <свой - чужой> переход на сопровождение его с помощью наземных РЛС был произведен с запаздыванием и диспетчеры не смогли правильно идентифицировать воздушную обстановку. Этому способствовало также отсутствие регламентированной процедуры организации информационного взаимодействия между органами управления ФУГА и командными пунктами объединенного командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента в зонах.
По этим же причинам не был перехвачен Боинг 757 рейса UA93, находившийся в воздушном пространстве над территорией страны в течение 2 ч 10 мин (вылетел в 8.00 из аэропорта г. Ньюарк и потерпел катастрофу в 10.10 (мск) в 140 км юго-восточнее г. Питтсбург). Этот самолет также находился около 30 мин в зоне досягаемости пары истребителей, дежурившей над г. Нью-Йорк и около 15 мин в зоне досягаемости двух других самолетов, взлетевших с авиабазы Ланглей (штат Виргиния) в 9.35.
Режим контроля воздушного пространства, предписывающий немедленную посадку всех гражданских воздушных судов, был введен командованием НОРАД с опозданием почти на час, что еще более осложнило обстановку.
Для усиления контроля воздушного пространства и наведения истребителей в чрезвычайной ситуации не был задействован такой мощный ресурс, как самолеты Е-3 системы AWACS - они были подняты в воздух только через 2 ч после начала террористических актов.
Отсутствовала правовая база, которая бы позволила командованию НОРАД принять решение об уничтожении пассажирских самолетов над территорией США. Согласно принятым в стране законам запрещалось применять оружие по самолетам, взлетевшим с территории США, даже в случае их угона. Такое решение мог принять только президент страны, что в условиях дефицита времени не давало возможности перехватывать их на безопасном удалении от объекта атаки.
Недостаточное количество дежурных истребителей-перехватчиков не позволило своевременно осуществить перехват самолетов, захваченных террористами, даже после принятия президентом страны решения об их уничтожении.
Как отмечают зарубежные аналитики, предпринятые командованием ВС США после этих событий меры включают как добавление новых задач системе ПВО, так и изменение порядка принятия решения на организацию воздействия по самолетам гражданской авиации и взаимодействия НОРАД с ФУГА.
1. На НОР АД возложена новая задача - осуществление надежного радиолокационного контроля воздушной обстановки над континентальной частью США и Канады.
2. Усилен контроль воздушного пространства над территорией США за счет привлечения дополнительных мобильных РЛС наземного базирования, дежурства в воздухе самолетов Е-3 системы A WA CS, патрулирования в воздухе истребителей, активизации деятельности ЗГ РЛС.
3. Увеличено втрое количество дежурных истребителей в 15-минутной готовности к взлету.
4. Рассматривается возможность организации объектовой противовоздушной обороны важнейших военных и гражданских объектов национальной инфраструктуры силами министерств видов ВС США.
5. Уточнен порядок взаимодействия между НОРАДи ФУГА -установлены каналы прямой связи для создания единой компьютерной карты о воздушной обстановке с информацией о всех ЛА, независимо от типа и принадлежности; обмена информацией о возникающих на борту гражданских самолетов кризисных ситуаций (в виде телеконференций между оперативными центрами НО РАД и ФУГА).
6. Президентом США установлен порядок принятия решения о применении оружия в случае захвата террористами гражданских самолетов или в других чрезвычайных ситуациях: ,
- при наличии достаточного запаса времени (более 8 ч) для принятия решения на уничтожение самолета гражданской авиации - оно принимается президентом страны;
- при ограниченном времени (менее 6ч) - командующим НОР АД;
- в экстренных случаях (чрезвычайная ситуация возникла на борту самолета над территорией Соединенных Штатов или в районе Гавайских о-вов) решение об уничтожении ЛА в своих зонах ответственности принимают командующие континентального района ПВО, Аляскинского района ПВО и ОКВС США в зоне Тихого океана.
Для выполнения новой задачи, по сообщениям западных СМИ, предполагается осуществить некоторые мероприятия по дальнейшей модернизации системы ПВО (до 2015 года).
Развертывание новых аэродромных РЛС объединенной системы ПВО - УВД типа ASR-11 с целью создания единой автоматизированной системы обеспечения самолетовождения и идентификации самолетов военной и гражданской авиации на всей территории страны. Эти РЛС позволят повысить оперативные возможности единой системы ПВО-УВД как в интересах обеспечения безопасности полетов над своей территорией, так и при решении специфических задач ПВО, в частности по борьбе с самолетами - нарушителями режима полетов и крылатыми ракетами противника.
Программой модернизации предусматривается в последующие семь лет заме^ нить аэродромные РЛС ASR-7 и -8 гражданского, а также AN\GPN-12 и -20 военного ведомств диспетчерскими станциями нового поколения - ASR-11, а кроме того развернуть во всех подразделениях УВД унифицированные терминалы автоматизированной системы обработки и отображения данных типа STARS (Standard Terminal Automation Replacement System).
ASR-11 может обеспечить надежное обнаружение и сопровождение самолетов на расстоянии до 150 км от аэродрома в режиме активной локации и до 220 км в режиме использования радиолокационных маяков (ответчиков), имеет повышенные разрешающую способность по азимуту и дальности, эффективность работы в сложной помеховой обстановке и неблагоприятных метеоусловиях. Бесперебойность функционирования станции гарантируется использованием одновременно двух комплектов аппаратуры, один из которых постоянно находится в <горячем> резерве.
Терминалы STARS сопрягаются с единой системой ПВО - УВД и способны одновременно обрабатывать данные от 16 РЛС по 900 воздушным объектам (целям). Развертывание новых РЛС типа ASR-11 обеспечит формирование сплошного поля радиолокационного контроля воздушной обстановки и обнаружения маловысотных целей над всей территорией США, включая внутренние регионы. В сочетании с возможностями терминалов STARS это будет содействовать организации эффективного контроля воздушного пространства и автоматизации диспетчерского управления полетами военной и гражданской авиации. Развертывание РЛС ASR-11 и терминалов STARS началось в 2001 году. Всего в рамках контракта с фирмой <Рэйтеон> планируется закупить 215 таких РЛС и 300 терминалов STARS.
Оснащение истребителей ПВО новейшими бортовыми РЛС и системами управления оружием. В течение следующих трех-четырех лет в рамках контракта общей стоимостью 277 млн долларов на истребителях, выполняющих задачи ПВО, бортовые РЛС будут заменены станциями четвертого поколения с активной фазиро-ванной антенной решеткой и электронным сканированием луча. Это позволит значительно расширить возможности по обнаружению целей на больших дальностях в любых погодных условиях, а из-за пониженной мощности электромагнитного излучения сделать самолет менее заметным для средств радиотехнической разведки противника. Основной объем работ будет выполнен фирмой <Рэйтеон> (Эль-Сегундо, штат Калифорния) при участии компании <Боинг>.
Разработка и развертывание перспективной системы контроля воздушного пространства в режиме пассивной локации типа <Сайлент Сентри>(8Пеп( Sentry). Разрабатываемая перспективная система контроля воздушного пространства с географически разнесенными элементами <Сайлент Сентри> предназначена для контроля воздушного пространства в режиме пассивной радиолокации на различных высотах и наблюдения за наземной (надводной) обстановкой в интересах обеспечения ПВО Североамериканского континента. Функционирование системы основано на принципе переотражения сигналов. Для <подсветки> воздушных и наземных (надводных) объектов предполагается использовать излучения широковещательных радиостанций, сигналы телевизионных станций и ретрансляторов, а также самолеты Е-3 системы AWACS.
Пассивный характер <Сайлент Сентри> способствует повышению ее живучести при сохранении высокого качества контроля воздушной и наземной (надводной) обстановки (дальность обнаружения малоразмерных целей до 220 км, точность определения координат и высоты целей 100 м). Как отмечают американские эксперты, эту систему можно применять в наземном, морском и воздушном вариантах базирования.
В конце 1998 года был создан экспериментальный образец приемного комплекса системы. В 1999 году он проходил всесторонние полигонные испытания, а в 2000-м испытывался в ходе проведения учений. Ожидаемая стоимость серийного образца <Сайлент Сентри> составит около 5 млн долларов.
Модернизация самолетов Е-3 системы AWACS. Программа модернизации, рассчитанная на четыре года (до 2005-го), предусматривает усовершенствование бортовой РЛС. замену бортовых компьютерных систем, оборудования на рабочих местах операторов, установку цифровой аппаратуры спутниковой связи обеспечива-ния взаимодействия с узлами связи сухопутных войск и авиации европейских стран, а также с пунктами управления ИКАО, оборудование новых терминалов КРНС NAVSTAR. Стоимость программы модернизации составляет 41 млн долларов. Кроме того, до конца 2001 года будет обновлена и усовершенствована материально-техническая база школы наземной подготовки (авиабаза Тинкер, штат Оклахома) экипажей самолетов Е-3 системы AWACS, разработаны и поставлены средства имитации оперативной и воздушной обстановки, соответствующие технические средства и программное обеспечение. Программа (общая стоимость 12,6 млн долларов) направлена прежде всего на повышение возможностей школы по подготовке специалистов оперативных групп самолетов Е-3 к решению задач командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента в новых условиях, в том числе в составе перспективной системы <Сайлент Сентри>.
Модернизация аэростатных постов ПВО. Программа модернизации, стоимость которой составляет 13,5 млн долларов, предусматривает увеличение объема аэростата, размещение на постах новой РЛС L-88 фирмы <Локхид - Мартин> и привязного троса длиной 7 500 м, замену двигательной установки, генератора, а также телеметрической и передающей антенн. Это позволит повысить надежность системы и расширить ее возможности по обнаружению малоразмерных воздушных целей.
По сообщениям зарубежных СМИ, совершенные в США террористические акты заставили американское военное руководство переосмыслить значение противовоздушной обороны страны, характера ее функционирования и совершенствования для противодействия новым видам угроз.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz