СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ - ЗВО - 10/2001

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА АРМИИ МУСУЛЬМАНО-ХОРВАТСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полковник В.СЕРГЕЕВ

В результате завершения гражданской войны в Югославии во второй половине 90-х годов на ее территории было создано искусственное полиэтническое образование - республика Босния и Герцеговина (Б и Г), состоящая из Му-сульмано-Хорватской Федерации (МХФ) и Сербской Республики (СР). В настоящее время в МХФ идет процесс планомерной подготовки пронатовски ориентированных национальных вооруженных сил (ВС).
По сообщению американского журнала <Джейнс интернэшнл дефенс ревю>, ассигнования Соединенных Штатов в размере 98,4 млн долларов на <экипировку и обучение> сухопутных войск МХФ следует рассматривать лишь как первый шаг в создании армии на принципиально новой основе. Речь идет о формировании в Б и Г <достаточно крепкой> мусульмано-хорватской военной структуры <западного (точнее, американского) образца>. И если учесть, что бывшие республики СФРЮ (Словения, Македония, Хорватия) <стучатся в двери НАТО>, то не исключено: военно-политическое руководство альянса в перспективе планирует принятие в свои ряды и Б и Г. Этим можно объяснить не только скрупулезный учет Пентагоном потенциальных возможностей ВС МХФ, но и их планомерную, рассчитанную на годы вперед подготовку, причем исключительно под эгидой США.
Поскольку на Балканах сошлись интересы многих западноевропейских государств, то в зарубежных СМИ было отмечено недовольство партнеров по блоку НАТО <чрезмерной активностью Вашингтона>, прежде всего тем обстоятельством, что СВ МХФ оснащаются В и ВТ в основном американского производства. В том же журнале приведены конкретные данные об этих поставках: 1 000 пулеметов М60, 46 100 автоматических винтовок М16А1, 732 переносные полевые радиостанции AN/PRK-126 <Хьюз/Магнавокс> с батареями электропитания, 4 100 полевых телефонов, 400 комплектов стереотруб и биноклей, 24 электрогенератора выходной мощностью 10 кВт каждый, а также тяжелая техника: 45 танков М60АЗ (в том числе прошедшие капитальный ремонт), станковые пулеметы, 80 БТР М113А2, 15 вертолетов UH-1 Н, 840 комплектов легкого противотанкового оружия АТ-4, 116 гаубиц Ml 14 калибра 155 мм, колесные и гусеничные тягачи. Оказать помощь этой молодой федерации на Европейском континенте поспешили исламские государства Ближнего и Среднего Востока. Так, Объединенные Арабские Эмираты направили на безвозмездной основе 36 гаубиц М56 калибра 105 мм с боеприпасами и запчастями, а Египет передал 12 орудий полевой артиллерии (ПА) М59 калибра 130 мм, 12 122-мм буксируемых гаубиц Д-30 и 18 23-мм зенитных установок с запчастями и другим вспомогательным оборудованием. США согласились взять на себя расходы по закупке около 50 орудий Д-30, изготовленных в Б и Г, и передали еще 400 грузовых автомобилей и тягачей, в том числе танковые транспортеры (тягачи с полуприцепом для перевозки танков и других БМ) со своих военных баз в ФРГ. На проведение профилактических работ и текущего ремонта боевых транспортных средств они ассигновали 2 млн долларов.
Кроме того, США безвозмездно оборудовали на территории МХФ учебно-тренировочный центр для моделирования современного поля боя, оснащенный системами JANUS и BBS (для моделирования боевых ситуаций в звене бригада - батальон). В центре предполагается широко использовать аппаратуру многоканальной лазерной системы со встроенными имитаторами - тренажерами боевых стрельб MILES-2 (Multiple Integrated Laser Engagement System) общей стоимостью 6,2 млн долларов.
Численность профессиональной армии МХФ ограничена 30 - 35 тыс. человек, однако мусульмане и хорваты пока еще по-разному оценивают свое представительство в объединенных ВС. Администрация США предложила ввести следующие квоты: в сухопутных войсках на десять мусульман должно приходиться четыре хорвата, в аппарате МО, в штабе ОК и на другом уровне градации личного состава вооруженных сил должно выдерживаться соотношение семь к трем.
Программа боевой подготовки ВС МХФ имеет ярко выраженный политический подтекст: чтобы создать принципиально новые вооруженные силы по западной модели, необходимо свести на нет роль не только Югославской народной армии (ЮНА), но и исламского фактора, затруднившего завершение гражданской войны. Известно, что в 1995 - 1996 годах на территории бывшей Югославии, и прежде всего в Боснии, активно действовали несколько сот боевиков-моджахедов из арабских стран, немалую материальную помощь в снабжении сепаратистов В и ВТ оказывал Иран. По условиям, выдвинутым Соединенными Штатами и принятым тогда боснийским президентом Али-ей Изетбеговичем, вся боевая подготовка федеральных ВС МХФ должна проходить без какого-либо влияния Ирана на армию Б и Г. Однако зарубежная пресса вынуждена признать, что по крайней мере 60 (только по официальным данным) иранских боевиков все же остались в МХФ: некоторые вступили в брак с местными жительницами, другим удалось проникнуть в боснийские полицейские и разведывательные структуры.
Программа боевой подготовки вооруженных сил федерации под названием <Оснащение и обучение> осуществляется под эгидой государственного департамента США в тесном контакте со специальным представительством по военной стабилизации (US Special Representative for Military Stabilization) на Балканах. Практическая сторона дела возложена на американского гражданского <подрядчика> -корпорацию по кадровым ресурсам для ВС, расположенную в штате Виргиния (до конца 90-х годов в этом органе имелось 185 военнослужащих, дислоцированных в Б и Г). Американский гражданский подрядчик в лице MPRI (Military Professional Resources Inc.) занят трансформацией старой армии Б и Г и Хорватии в единую и надежную силовую структуру.
Боевая подготовка ведется в соответствии со следующей концепцией - научить военную элиту МХФ придерживаться основных положений так называемой <оборонительной доктрины>. Особое внимание обращается на выработку у военно-политического руководства федерации практических навыков в реализации этой доктрины, в частности в своевременном, <но в то же время опирающемся на личную ответственность> использовании боевых возможностей своих ВС, исключающем превентивные (упреждающие) удары по потенциальному противнику (в качестве последнего западные обозреватели называют, как правило, СР) или вообще применение силы <сверх необходимого масштаба>. Первые занятия с личным составом боснийских СВ американские инструкторы провели уже в октябре 1996 года, то есть формально еще до подписания Дейтонских мирных соглашений (рис. 1).
Руководство федеральных ВС в ходе боевой учебы планировало решить пять основных задач, вытекающих из установок оборонительной доктрины: оборона при внезапном нападении, заблаговременная оборона, движение на контакт (боевое соприкосновение) с противником, контратака при ограниченных силах и средствах, огонь на подавление огневых средств противника.
Указанные задачи (точнее, способы их решения) выделены как пять учебных тем комплексной программы боевой подготовки, которые военнослужащие обязаны пройти в процессе начального этапа обучения в Пазарицкой военной школе, расположенной в 25 км от г. Сараево. Первый учебный курс рассчитан на офицерский контингент, который в течение четырех недель отрабатывает задачи, возникающие в ходе штабной работы и управления подразделениями на поле боя. Кроме того, изучаются конкретные методы руководства современным боем, обучения подчиненных организации работы службы тыла, а также отрабатываются навыки по решению перечисленных тактических задач, но уже наполненных конкретным содержанием. На этом курсе обычно насчитывается около 400 обучаемых, разбитых на 18 групп по 24 человека. Программа рассчитана на один календарный год.
Второй курс предусматривает трехнедельную подготовку командиров рот, во время которой отрабатываются вопросы управления подразделениями, прививаются элементарные организаторские навыки, осваиваются тактические приемы по решению пяти типовых учебных задач. Кроме того, изучаются дополнительные темы, например ориентирование на местности и ведение навигационных расчетов на марше. Третий учебный курс, рассчитанный на четыре недели, охватывает около 1 000 обучаемых на последнем году их службы.
Офицерский контингент поступает в военную школу по разнарядке федерального правительства. Обычно он комплектуется на основе отбора из двух бригад. Исходная профессиональная подготовка курсантов не одинакова: некоторые приобрели боевой опыт в ходе гражданской войны 1995 - 1996 годов, другие - лишь первичный опыт обучения военному делу в рядах ЮНА.
Процесс обучения нацелен, как отмечается в том же журнале, на учет <всех реалий жизни> - не только на приобретение навыков управления подчиненными подразделениями в ходе боя, но и предусматривает прохождение таких программ, как <Проведение занятий по воспитательной работе со своими подчиненными>, <Физическая подготовка личного состава> и даже <Гигиена>.
В основу всех учебных программ положены концепции ведения военных действий и элементы оперативного искусства в натовской (точнее, американской) интерпретации. И это не случайно - выпускники военной школы, готовые действовать в составе армии нового типа, ориентированы на Запад, то есть на НАТО. Обращает на себя внимание довольно упрощенный подход к подготовке кадров даже офицерского звена. Инструкторы из MPRI прямо заявляют: <Командир должен решать одни задачи, штабные работники - другие, и их не следует смешивать>.
Что же касается учебного курса для унтер-офицерского состава, то американские инструкторы из MPRI сейчас налаживают более тесное взаимодействие между звеньями офицерского и сержантского состава (командирами взводов). Однако основную ответственность за уровень профессиональной подготовки личного состава по-прежнему несут офицеры.
На втором (из пяти) этапов обучения курсанты возвращаются на места постоянной дислокации своей бригады в сопровождении 15 групп инструкторов из MPRI. Именно они в течение 12 недель доводят до необходимого уровня боевую подготовку каждого подразделения, где проходят в обычное время службу курсанты.
Группы инструкторов из MPRI таким образом, по существу, продлевают первый этап обучения курсанта в военной школе, но теперь уже в условиях, максимально приближенных к распорядку строевой службы в федеральной бригаде. Кроме того, они же продлевают и срок обучения 75 унтер-офицеров, 25 командиров рот и 24 батальонных штабных офицеров, которые ранее обучались в военной школе. (Большинство федеральных бригад насчитывает 3 тыс. - 3,5 тыс. человек личного состава.) В результате в процесс обучения удается, причем в сжатые сроки, вовлечь большее количество военнослужащих федеральных строевых частей. Например, в течение одного дня американские инструкторы, входящие в выездные группы, обучают унтер-офицеров бригады одному-двум тактическим приемам, а затем наблюдают и контролируют действия своих бывших подопечных, в свою очередь, выступающих уже в роли наставников для своих подчиненных из федеральной бригады.
То же самое происходит и на уровне офицерского контингента. Строевые командиры обучают своих подчиненных тактике, которую им преподавали в военной школе, а штабные офицеры проводят со своими подчиненными тренаж по конспектам, составленным в ней. В результате на первый этап обучения каждого курсанта как бы вполне логично <накладывается> второй - бригадный, что, как считают зарубежные военные психологи, создает более прочную основу для последующей отработки профессиональных умений и навыков.
Методология боевой подготовки больших масс военнослужащих называется в журналистских кругах <обтачиванием гальки в потоке воды>. С ее помощью около 4 500 курсантов приступили в конце 90-х годов к обучению военному делу по совершенно новой методике. Закончив Пазарицкую школу, они используют на практике приобретенные с помощью выездных инструкторов MPRI знания и навыки в 15 пехотных бригадах ВС МХФ. Зарубежные специалисты полагают, что новая методология обучения более эффективна, нежели традиционный, так называемый <линейный подход>. Согласно последнему обучение с самого начала ориентируется лишь на откомандирование из контингента бригады в военную школу все новых групп офицеров и унтер-офицеров с последовательной их ротацией. Такое <постепенное> обучение всего ее личного состава оценивается специалистами как <чересчур инертное>, ибо требует не менее 37 недель.
В концепции обучения, принятой руководством MPRI, функции -инструкторского состава в общем педагогическом процессе должны меняться от этапа к этапу боевой учебы. Так, на первом этапе (в военной школе) преподаватели выполняют роль обычных инструкторов. На втором они превращаются в педагогов-наставников, которые опекают своих курсантов, направляемых в пехотную бригаду, где те исполняют традиционные служебные обязанности. На третьем этапе обучения курсанты - командиры рот и батальонов возвращаются назад, в Пазарицскую военную школу. Там они приступают к занятиям в учебном тренировочном центре на электронных тренажерах JANUS, BBS и MILES-2, позволяющих моделировать разнообразные ситуации в ходе современного боя. Теперь инструкторы выступают в роли придирчивых экзаменаторов, ежедневно пополняющих день ото дня <досье оценок> на каждого курсанта.
В качестве примера <электронных боевых столкновений> в иностранной прессе приводится описание функционирования компьютеризованного оборудования, рассчитанного на 72-часовую программу имитации типовых проблемных ситуаций, возникающих в ходе боя <средней интенсивности>. Это оборудование рассредоточено по учебным классам опытного центра боевых операций. Курсант, выступающий в роли командира батальона, размещается в центральном отсеке, оснащенном только электронной топографической картой, в то время как курсанты - командиры рот располагаются в отсеках вокруг него. Курсанты - командиры рот связаны с командиром специальными быстродействующими линиями компьютерной связи. На электронной карте в этом отсеке высвечивается текущая обстановка на поле боя, которая постоянно меняется в зависимости от сигналов, поступающих с датчика случайных чисел, управляющего количеством и качеством <вводных>, получаемых из боевых отсеков. В результате курсанты отрабатывают <практически все> аспекты принятия грамотного командирского решения в звене <рота - батальон>.
На четвертом этапе обучения курсанты осваивают боевое применение новейших образцов оружия американского производства. Специально отобранные подразделения федеральных ВС на протяжении 45-дневного учебного курса приобретают навыки обслуживания ВТ и ведения прицельного огня. На этом этапе предусматривается стажировка на полигонах стран - членов НАТО. К настоящему времени 400 подразделений федеральных ВС уже прошли подобный комплексный тренаж в Турции, где они отрабатывали навыки боевого применения танков М60АЗ и орудий полевой артиллерии и проводили боевые стрельбы из 12,7-мм пулеметов (рис. 3).
Заключительный (пятый) этап обучения проводится на специально подобранном гористом участке местности близ н. п. Ливно (Босния). Здесь каждая пехотная бригада на приданной ей боевой технике должна решить пять (указанных выше) основных задач <оборонительной доктрины>, оформленных в виде тактических упражнений. К северо-востоку от н. п. Ливно оборудован федеральный центр боевой подготовки сухопутных войск - FACTC (the Federal Army Combat Training Centre), который располагается на территории площадью 1 080 км2.
В конце 1997 года сюда прибыли только высокопоставленные кадровые офицеры федеральных ВС и инструкторы из MPRI. Последние являются разработчиками программы, включающей ситуационные тактические упражнения STX (Situational Tactical Exercises) для уровня армейских подразделений не выше батальона, которые должны отрабатываться в одном из районов, отводимых под полигон (близ н. п. Борова Глава). Основная масса федеральных войск еще не успела прибыть сюда, и STX носили преимущественно демонстрационный характер.
В ходе отработки упражнений <противник> атаковал, спускаясь по склону горы Бубович высотой 1 200 м. Головные порядки обороняющегося батальона располагались на 600 м ниже, на подковообразном плато, покрытом сосновым лесом (рис. 2).
Участок местности, разделявший противоборствующие стороны проходил по гребню горы Бубович, изрезанному оврагами с редким сосновым леском и низкорослым кустарником. Свободу маневра сковывали также известняковые камни-валуны, в большом количестве разбросанные вокруг. Командир батальона, оборонявшего заданную зону, разбил ее на три сектора. Рота, оборонявшая левый сектор, отрабатывала упражнение по подготовке долговременной обороны, средний - по контратаке малыми силами, а правый - упражнение на сближение с <противником> при ограничении свободы маневра.
На каждое тактическое упражнение по программе боевой учебы отводится от 12 до 48 ч. При этом роты меняются секторами до тех пор, пока все поставленные задачи не будут успешно решены. Первоначально за <противника> выступали два пехотных батальона. Позже их сменил один сводный батальон, местом постоянной дислокации которого является тренировочная база близ н. п. Ливно. Местность, примыкающая к этой базе, призвана в натуральном виде отображать все три вида рельефа местности, используемые сухопутными войсками США в ходе боевой учебы на территории континентальной части страны. Высокопоставленные офицеры из MPRI возлагают большие надежды на профессиональный рост персонала сводного батальона, подыгрывающего в ходе отработки STX за <противника>.
При выполнении каждого упражнения по программе STX присутствует инструктор, который назначается из числа боснийских представителей, а затем производится подробный разбор допущенных курсантами ошибок. Это наиболее простой и эффективный путь своевременного выявления недостатков в боевой подготовке как подразделения, так и его командира. Например, почему не была занята та или иная боевая позиция, почему запоздала поддержка минометным огнем и не хватило боеприпасов и т. д. Разыгрываемые по ходу STX проблемные ситуации максимально приближены к реальным условиям боя, о чем говорит хотя бы следующий факт: как <противник>, так и обороняющийся батальон должны самостоятельно организовать на местности МТО своих подразделений (кроме подвоза питьевой воды и сбора пищевых отходов - выполнение этих функций возложено на штабные учебные структуры боснийской армии). Все упражнения по боевому применению отрабатываются с использованием противоборствующими сторонами холостых патронов. Для визуального различия наступающего <противника> и обороняющихся подразделений специально оговорено, что представители первого в качестве головного убора носят мягкие кэпи, а вторые - каски.
Как ожидается, использование на полигоне моделирующей электронной системы MILES еще более повысит <реализм разыгрываемых проблемных ситуаций>.
Перевод процесса отработки упражнений STX с батальонного уровня на бригадный с использованием тяжелых бронемашин и ПА, намеченный еще на июнь 1998 года, затянулся по ряду причин. Во-первых, в госдепартаменте США стала <пробуксовывать> из-за организационных неувязок и конфликтов с боснийскими властями основная часть <Программы стабилизации>. Во-вторых, наличие на местности полигона неразорвавшихся боеприпасов и остатков минных полей требует немалых усилий со стороны инженерных подразделений НАТО. В результате MPRI и федеральные подразделения ограничились отработкой на полигоне близ Ливно только боевых стрельб. Однако основная проблема, считают иностранные обозреватели, лежит в иной плоскости. Дело упирается в несогласие боснийского и хорватского руководства с заранее казалось бы уже обговоренной пропорцией национального представительства в сводных федеральных подразделениях ВС (69 проц. боснийцев и 31 проц. хорватов). Это <пустяк>, по мнению западных обозревателей, на самом деле имеет серьезную, скорее даже не национальную, а экономическую подоплеку, так как определяет перераспределение финансовых вливаний от стран-доноров, принимающих непосредственное участие в реализации <Программы стабилизации> в этом регионе.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том неослабном внимании, которое военно-политическое руководство НАТО в лице его лидера - Соединенных Штатов уделяет проблеме подготовки вооруженных сил Мусульмано-Хор-ватской Федерации, стремясь укрепить свое влияние на Балканах,

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz