ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 10/2001

О ХОДЕ ВОЕННЫХ РЕФОРМ В СТРАНАХ НАТО

В.ОЗЕРОВ, председатель комитета по вопросам безопасности и обороны Совета Федерации

Страны НАТО активно разрабатывают и осуществляют программы реформирования вооруженных сил (ВС), определяют наиболее эффективные пути обеспечения национальной безопасности. При этом основу военных реформ составляют: оптимизация системы управления вооруженных сил; оснащение их современными вооружением и военной техникой; разработка новых принципов комплектования войск; совершенствование системы подготовки кадров, в первую очередь офицерских; изменение организационно-штатной структуры и дислокации войск.
В США главные усилия сосредоточены на реформировании министерства обороны (МО), необходимость которого обусловливается тем, что организация, состав, нормативно-правовое устройство и основные направления деятельности МО сформировались в условиях <холодной войны> главным образом за счет простого увеличения количества рабочих органов. С учетом реалий современной военно-политической обстановки это военное ведомство, осуществляя реформы, руководствуется девизом <сила благодаря скорости>, имея в виду, что достижение успеха в новых условиях во многом зависит как от способности быстро и адекватно отвечать на возникающие угрозы, так и от умения опережать потенциальных противников.
Изменения в организации деятельности министерства обороны США подразумевают использование наиболее эффективных методов, применяемых в частном секторе. В результате реорганизации все ведомственные органы МО подвергнутся сокращению, унификации, а их взаимодействие будет хорошо отлажено. Особое внимание обращается на стиль работы управленческого аппарата, так как на подготовку различных документов, как правило, уходит много времени. В США происходит интенсивный переход к электронной технологии (уже во время войны в зоне Персидского залива в электронных сетях МО ежедневно отрабатывалось до 100 тыс. информационных сообщений). Министерство обороны намерено также широко использовать электронные каталоги, компакт-диски, кредитные карты, систему Интернет.
По утверждению разработчиков программы реорганизации военного ведомства, ее реализация позволит МО более качественно и оперативно решать поставленные задачи. Одновременно усилится гражданский контроль над министерством обороны, укрепятся отношения между гражданским и военным персоналом ведомства.
Военно-политическое руководство США уделяет также внимание совершенствованию вооруженных сил страны. Основной их компонент - стратегические наступательные силы (СНС), которые включают стратегические ракетные силы наземного базирования, стратегическую авиацию и стратегические ракетные силы морского базирования. СНС планируется развивать в соответствии с ядерной стратегией США и директивой президента PDD-60 1997 года. Согласно документу Соединенные Штаты готовы применять ядерное оружие, в том числе и в региональных конфликтах, ,^,.",, если под угрозу будут поставлены жизненно важные интересы страны. С учетом выполнения положений договоров СНВ-1 и СНВ-2 к 2007 году в составе стратегических наступательных сил останутся: МБР (500 ракет <Минитмен-3> с моноблочной головной частью), ПЛАРБ (14 ПЛАРБ типа <Огайо>, рис. 1, с БРПЛ <Трай-дент-2>), стратегическая авиация (75 бомбардировщиков В-52Н и 20 В-2А, рис. 2). На вооружении СНС будут находиться до 3 500 ядерных зарядов. Совершенствование системы боевого управления СНС предполагает реализацию принципа гибкого планирования применения сил в реальном масштабе времени против любого вероятного противника.
В соответствии с планами строительства сухопутных войск к 2002 году в боевом составе регулярных сил должно быть пять штабов армий, четыре штаба корпусов и десять дивизий. В национальной гвардии будет насчитываться восемь дивизий, 16 отдельных бригад. Численность регулярных и резервных компонентов намечается сохранить на прежнем уровне. В рамках программ <Армия-21> и <Армия будущего> продолжатся мероприятия по реформированию <тяжелых> дивизий и формированию бригад, а также по повышению уровня боеготовности и технической оснащенности резервных компонентов до уровня регулярных сил.
В целях совершенствования оперативного использования авиации командование ВВС США в 2000 году приступило ко второму этапу реализации концепции <авиационных экспедиционных сил> - объединение на оперативной основе наиболее подготовленных частей и подразделений регулярных и резервных сил ВВС в десять авиационных экспедиционных формирований (АЭФ). Основой АЭФ станет базовое авиакрыло в составе около 170 самолетов.
Для более качественного обеспечения социальных гарантий по-новому будут решаться вопросы предоставления жилья американским военнослужащим. В связи с этим конгресс разрешил МО заключать соглашения с частными фирмами, которые будут осуществлять строительство, финансирование и эксплуатацию жилья, предназначенного для военнослужащих.
В настоящее время администрация Белого дома разрабатывает планы дальнейшего развития вооруженных сил страны с перспективой сделать их более неуязвимыми, мобильными и подготовленными для боевых действий в будущем. Кроме того, планируется выделить средства для финансирования национальной системы противоракетной обороны, развития инфраструктуры, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с созданием новейших вооружений высокой технологии, электронных средств слежения за боевыми действиями и беспилотных летательных аппаратов.
Успешно продвигаются военные реформы в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Норвегии, Бельгии и других странах, где им придается большое политическое значение и обеспечивается надежное их финансирование.
Основной отличительной чертой военной реформы в Великобритании является концепция объединения однотипных сил и средств различных видов вооруженных сил в единые формирования. Строительство ВС страны осуществляется в соответствии с правительственной программой <Основы военной политики Великобритании>, рассчитанной до 2015 года. Согласно ей в стратегических ядерных силах планируется сохранить общее количество ПЛАРБ типа <Вэнгард> (четыре единицы, рис. 3) с БРПЛ <Трайдент-2>, вместе с тем намечается сократить число ядерных боеголовок на каждой ПЛАРБ с 96 до 48 и постоянно иметь на боевом патрулировании одну такую лодку.
Кроме того, в рамках программы на базе соединений и частей различных видов ВС создаются объединенные силы под единым управлением с общей системой боевого и тылового обеспечения. В связи с этим осуществляется оперативное переподчинение частей и подразделений однотипных родов и служб войск единым командованиям.
В апреле 2000 года завершено формирование объединенного вертолетного командования (в его состав вошли вертолеты подразделений армейской авиации, ВВС и ВМС). Части ВВС и ВМС, имеющие на вооружении самолеты <Харриер>, объединены в единую авиагруппу, на основе которой создано авиационное соединение <Объединенные силы-2000>.
Национальные силы быстрого развертывания решено свести в объединенные силы быстрого реагирования, ядро которых составят наиболее бое-готовые соединения и части сухопутных войск, сил флота и авиации. В целом военная программа направлена на создание немногочисленных, но хорошо оснащенных в техническом отношении, высокомобильных ВС, способных эффективно решать поставленные задачи в любом регионе мира.
Строительство ВС Франции осуществляется на основе закона <О военной реформе>, принятого в 1996 году, и проводится в два этапа. На первом этапе (1996 - 2002) предусматривается проведение основных организационно-штатных мероприятий, связанных со значительным сокращением численности личного состава, профессионализацией армии, созданием немногочисленных боеготовых и мобильных экспедиционных сил, передачей функций территориальной обороны формированиям военной жандармерии.
На втором этапе (2003 - 2008) особое внимание будет уделено реализации принятых и разрабатываемых военно-технических программ. При этом в качестве приоритетной задачи выдвигается поддержание на минимально достаточном уровне ядерных сил страны. Так, к 2008 году планируется завершить программу строительства четырех ПЛАРБ типа <Триумфан> и до 2015 года оснастить их новыми БРПЛ типа М-51 с шестью боеголовками индивидуального наведения. Предусматривается также замена палубных штурмовиков <Супер Этандар> палубными истребителями-штурмовиками <Рафаль-М>, а истребителей-бомбардировщиков <Мираж> 2000N (рис. 4) многоцелевыми истребителями <Рафаль>. Модернизация ядерных сил позволит к 2015 году иметь до 150 носителей и 470 ядерных зарядов. В связи с досрочным завершением первого этапа реформирования национальных ВС в июле 2001 года совет министров Франции одобрил проект военного бюджета программы строительства и технического оснащения ВС Франции на 2003 -2008 годы. Капитальные расходы по этой программе, впервые рассчитанной на полностью профессиональную армию, составят 525 млрд франков (более 80 млрд евро), или 2 проц. внутреннего валового продукта. Ежегодно на закупки военной техники и вооружения и НИОКР будет выделяться в среднем 87 млрд франков (свыше 13 млрд евро). Одновременно министром обороны определены четыре основных направления второго этапа реформы: поддержка дальнейшей профессионализации ВС (с 2003 года они практически полностью становятся профессиональными, с 2000 года отменен обязательный призыв в армию); создание эффективной системы военного управления европейских сил реагирования и передача в их распоряжение современных сил разведки и связи; совершенствование авиационного вооружения; инвестиции с целью предотвращения рисков применения химического и биологического оружия, а также создание систем защиты от них. Документ определяет численность французской армии (включая военную жандармерию) в 440 тыс. человек, из которых более 80 тыс. - гражданские лица. Однако новая военная программа, объем финансирования которой как военными, так и представителями военно-промышленного комплекса считается <довольно умеренным>, возможно, приостановит реализацию ряда проектов. Так, только на 2008 год отложено окончательное принятие решения о строительстве второго атомного авианосца. Сокращены планируемые закупки тяжелых танков <Леклерк> (рис. 5), количество которых составит 350 единиц (вместо 400).
Возникнут трудности и с производством военного <Аэробуса> А400М: первые три его образца будут поставлены на боевое дежурство в течение пяти лет, что создаст дополнительные трудности, так как срок эксплуатации его предшественника <Трансаль> уже завершается.
В соответствии с <ядерной программой> третья атомная подводная лодка типа <Триумфан>, которая может в будущем при переоснащении нести на своем борту баллистические ракеты нового поколения М-51 (дальность до 8 тыс. км), должна вступить в строй в 2004 году. В этот же период будет заложена четвертая подобная ПЛАРБ.
Военная реформа в Германии, рассчитанная до 2010 года, направлена на формирование мобильных вооруженных сил. Общую численность бундесвера к 2005 году намечено сократить до 282 тыс. человек. Продолжительность срочной службы может быть ограничена девятью месяцами.
Планируется включить в бундесвер новую структуру - силы обеспечения, создаваемые за счет формирований из состава упраздняемых командований поддержки видов ВС, а также военной администрации, органов территориальной обороны, учебных заведений и частей центрального подчинения. В качестве органов управления в составе сил обеспечения намечается создать объединенное оперативное командование (предназначено для управления войсками, действующими за пределами национальной территории, рис. 6) и объединенное командование обеспечения, которому предполагается подчинить создаваемое командование стратегической (космической) разведки, геофизическую и топографическую службу, службу материально-технического обеспечения (МТО), командования управления и поддержки, а также командования МТО бундесвера.
По оценке экспертов министерства обороны ФРГ, создание объединенных сил обеспечения (их общая численность превысит 50 тыс. человек) позволит освободить командования видов вооруженных сил от решения второстепенных задач, повысить эффективность управления войсками, действующими за пределами национальной территории, и улучшить организацию всестороннего обеспечения видов ВС.
Планируется также отменить существующее в бундесвере деление на главные оборонительные силы и силы реагирования, объединив их в оперативные силы, и включить в их состав все части постоянной готовности видов вооруженных сил.
Реформа вооруженных сил ФРГ предполагает существенные качественные изменения военно-морских сил. Так, численность военнослужащих и гражданского персонала ВМС уменьшится к 2005 году с 27 до 20 тыс. человек (шесть тыс. из них будут переведены в сухопутные войска и ВВС и одна тыс. уволена). Одновременно планируется сокращение надводных кораблей и подводных лодок - с 200 до 100 единиц. Однако ввод в строй кораблей нового поколения позволит осуществлять длительные операции на значительном удалении от национальных военно-морских баз. Большие широкие возможности германского флота, по мнению западных экспертов, будут в большей степени отвечать новым задачам бундесвера, который все более активно привлекается для проведения операций по поддержанию мира вне пределов национальной территории.
Военная реформа направлена также на решение задач комплектования бундесвера. Призыв в вооруженные силы осуществляется на основе <Закона о всеобщей воинской обязанности> 1956 года. При этом подготовка к воинской службе начинается в школе, где проводятся семинары и конференции. Кроме того, она предполагает учебно-тренировочные игры <Полис> (политика и международная безопасность), а также посещение школьниками воинских частей и боевых кораблей, что вызывает у них настоящий интерес. Допризывников информируют о возможностях овладения смежными с военными гражданскими специальностями и совершенствования профессиональных навыков. В октябре 2000 года бундестаг внес изменения в основной закон ФРГ, согласно которым женщины получили право служить в боевых подразделениях.
Проводимая в настоящее время в Испании военная реформа предполагает пересмотр военной доктрины государства, совершенствование механизма принятия военно-политических решений, обновление законодательства, сокращение вооруженных сил при увеличении их боевых возможностей, интеграцию национальных воинских формирований в коалиционные силы, повышение авторитета военной службы. Программа перестройки ВС на период до 2003 года предусматривает: совершенствование системы управления, сокращение численности и боевого состава войск, переход к их полной профессионализации, оснащение соединений и частей новой боевой техникой, реформирование мобилизационного компонента.
Планируется создать немногочисленные, хорошо оснащенные и высокопрофессиональные вооруженные силы, обладающие достаточной боевой готовностью, мобильностью и боеспособностью. По замыслам военного руководства Испании, вооруженные силы страны должны поддерживать мобильные силы численностью до 15 000 человек в готовности к применению за пределами национальной территории, что позволит развернуть дивизию на одном театре военных действий или две бригады на разных ТВД. В целом новая военная доктрина ориентирована на расширение испанского влияния в Средиземноморье и других зонах национальных интересов.
Существующая в Испании система высшего военного управления признана не соответствующей современным требованиям командования НАТО и новым задачам национальных вооруженных сил. В связи с этим предусматривается перестройка органов высшего военного управления, оптимизация их структуры, устранение функционального дублирования для обеспечения более эффективного руководства вооруженными силами.
Согласно программе реформирования министерства обороны намечается значительно сократить его численно и изменить организационную структуру. Так, предполагается объединить обеспечивающие органы (секретариаты, технические кабинеты и кабинеты экспертов), упразднить должность госсекретаря военной администрации, реорганизовать путем слияния и перепрофилирования подчиненные ему главные управления, расформировать главное управление информации и общественных связей, передать в непосредственное подчинение председателя правительства главное управление военной политики. Планируется также провести коренную перестройку высшего информационного центра (основного разведывательного органа страны), подчинив его непосредственно председателю правительства Испании.
В сухопутных войсках произошли наиболее существенные изменения. В соответствии с программой реформирования этого вида ВС (<План НОРТЕ>), рассчитанной на 1995 - 2002 годы, утверждена его новая структура, осуществлен переход с дивизионной основы на бригадную, значительно сокращены численность и боевой состав, проведена реорганизация системы тылового обеспечения, изменено военно-административное деление территории страны.
В июне 2001 года парламент Норвегии одобрил программу реорганизации национальных вооруженных сил на период с 2002 по 2005 год. Главная цель реорганизации - создание соединений и частей, адаптированных к требованиям стратегической концепции НАТО и способных к действиям в составе многонациональных сил не только на территории страны, но и за ее пределами. В частности, предусматривается сократить количество штабов и других органов управления с 41 до 17, а численность персонала - на 40 проц. К 2006 году общая численность ВС по штатам мирного времени будет уменьшена на 5 тыс. человек (с 27 000 до 22 000).
В Бельгии военная реформа, рассчитанная до 2015 года, осуществляется в соответствии с направлениями, утвержденными правительством страны в мае 2000-го. В частности, предполагается сократить численность личного состава вооруженных сил с 47, 5 тыс. до 39,5 тыс. человек, количество бригад с четырех до трех, а вместо имеющихся четырех штабов сформировать единый штаб, в подчинение которого находились бы все виды войск. В целом военная реформа ВС направлена на создание меньших по численности, но лучше технически оснащенных и организованных ВС.
Военные реформы проводятся и в других странах, и особенно активно в бывших странах Варшавского Договора. В основу программ реформирования положены принципы перевода вооруженных сил на стандарты НАТО. Планомерно ведется работа по модернизации армий и осуществляется переподготовка офицерского состава.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz