СООБЩЕНИЯ * СОБЫТИЯ * ФАКТЫ - ЗВО - 9/2001

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАНКОВОГО ПАРКА ИНДИИ

Полковник Б.Хаев

В НАСТОЯЩЕЕ время основу танкового парка Индии составляют машины третьего поколения, которые не полностью отвечают предъявляемым требованиям. Всего в сухопутных войсках страны насчитывается 58 танковых полков, девять из которых имеют на вооружении около 400 танков Т-55 (на них в ходе модернизации были установлены 105-мм пушки), 12 полков располагают примерно 540 танками <Виджаянта> (экспортный вариант английского Mk1 компании <Виккерс де-фенс системз>, состоит на вооружении индийской армии с 1966 года), 37 полков - около 1 500 танками Т-72 (в том числе Т-72М1, изготовленными в Индии по лицензии и получившими наименование <Аджея>), Однако на вооружении танковых частей других родов войск, а также на хранении находится значительное количество устаревших танков <Виджаянта> - общее их число превышает, по данным иностранных экспертов, 2 140 машин. Таким образом, необходимость коренного переоснащения бронетанковых войск приобретает первостепенное значение.
Для решения данной проблемы военно-политическое руководство страны осуществляет мероприятия по двум основным направлениям: закупки современных танков за рубежом (преимущественно в Российской Федерации) с непременным условием передачи Индии технологий и права лицензионного производства, а также с учетом приобретаемого опыта - модернизация имеющегося парка и налаживание производства бронетанковой техники (БТТ) собственной разработки. По мнению зарубежных специалистов, одним из самых перспективных для страны контрактов последнего времени стало приобретение в РФ 310 танков Т-90С, из которых первые 20 - 30 машин должны поступить на вооружение до конца 2001 года. При этом отмечается, что 124 машины будут доставлены в собранном виде, а остальные - производиться по лицензии на заводе национальной компании HVF (Heavy Vehicles Factory) в г. Авади на юге Индии.
К 2007 году военно-политическое руководство страны планирует отказаться от закупок БТТ и обеспечивать свои потребности в ней за счет мощностей национального ВПК. Индийская танковая промышленность активно накапливает производственный опыт с конца 80-х годов. Помимо упоминавшейся программы модернизации танков Т-55, была осуществлена модернизация 130 танков <Виджаянта> путем установки на них усовершенствованной системы управления огнем и более совершенных прицелов, на которую израсходовали более 220 тыс. долларов (этот план под названием <Бизон> был признан неэффективным, и его реализация прекращена). Однако приобретенные навыки, полученные технологии и документация позволили успешно наладить производство танков Т-72М1 <Аджея> и приступить к проектированию собственного ОБТ. В середине 90-х годов началась реализация плана по модернизации танков Т-72(предусматривалось, в частности, установить новую систему управления огнем, дополнительную динамическую защиту, систему спутниковой навигации, усовершенствованные средства связи, датчики РХБР и новую систему защиты от ОМП, форсировать двигатель и т. д. Для переоснащения одного танка потребуется, по расчетам экспертов, до 200 тыс. долларов. На практике, однако, около 200 машин прошли модернизацию согласно первоначальному плану, остальные должны модернизироваться частично, по сокращенному варианту. Причина того, что данная программа также была постепенно свернута, кроется, по мнению иностранных наблюдателей, в следующем - одновременно прорабатывались планы закупки Т-90С и начала производства танка <Ар-джун> (подробнее об этом ОБТ см.: Зарубежное военное обозрение, № 2/1997, с. 24 - 26).
Таким образом, в ближайшие пять лет планируется снять с вооружения большинство танков <Виджаянта> и Т-55 (их заменят Т-72М1), а машины Т-72 устаревших модификаций будут заменены современными - Т-90С, которые в перспективе составят основу индийского танкового парка. Что касается ОБТ <Арджун>, то в процессе испытания опытных образцов были выявлены серьезные конструктивные недостатки, а стоимость производства вышла далеко за рамки первоначальной сметы. Это ставит под сомнение его полномасштабное производство. Попытка использовать шасси этого танка в качестве базы для САУ (под южноафриканскую артиллерийскую башню Т-6 с гаубицей калибра 155 мм) также завершилась неудачей. В конечном итоге выбор сделали в пользу шасси Т-72, производимого в Индии по лицензии (подробнее см.: Зарубежное военное обозрение, № 5-6/2001, цветная вклейка). Вместе с тем индийское руководство намерено до 2004 года вооружить машинами данного типа (124 танка) два-три полка, поскольку это становится делом не столько военно-технической целесообразности, сколько национального престижа.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz