СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 9/2001

НАРОДНАЯ ВООРУЖЕННАЯ МИЛИЦИЯ КНР

Ст.лейтенант С.ВИКТОРОВ

Народная вооруженная милиция, являясь составной частью ВС Китая, представляет собой вооруженную военизированную организацию, включающую разнопрофильные рода войск и служб. Численность войск НВМ около 1 млн 300 тыс. человек'. В ней насчитывается 45 формирований дивизионного уровня, часть из которых была передана из Народно-освободительной армии Китая с сохранением организационно-штатной структуры. В частности, 150 тыс. человек, переведенных из НОАК в НВМ в 1996 году, вошли в состав войск внутренней охраны, численность которых достигла почти 800 тыс.человек. В формированиях пограничной охраны НВМ насчитывается около 100 тыс. человек. В народной вооруженной милиции имеются также женские подразделения (рис. 1).
На войска НВМ возложены задачи по охране общественного порядка, партийных и государственных учреждений, важных военных и промышленных объектов, пограничной и лесной охраны, а также выполнение специальных производственно-строительных функций.
В военное время формирования НВМ совместно с НОАК и народным ополчением привлекаются для ведения территориальной обороны, борьбы с разведывательно-диверсионными силами противника, охраны тыловых районов страны, тылового обеспечения войск и осуществления мероприятий гражданской обороны.
Народная вооруженная милиция находится в двойном подчинении - Госсовета КНР и Центрального военного совета (ЦВС) КНР2. Первоначально войска НВМ входили в состав министерства общественной безопасности (МОБ). Однако во время событий на площади Тяньаньмэнь народная вооруженная милиция показала свою неспособность оперативно реагировать на директивные указания высшего руководства страны при действующей структуре управления и подчинения. Это привело к принятию в 1995 году нормативно-правовых актов, выводящих НВМ из состава МОБ КНР.
В мирное время командование НОАК осуществляет кадровую политику и контроль за ходом оперативной и боевой подготовки формирований НВМ, а в военное - планирует и руководит их деятельностью в рамках проводимых войсковых операций. Центральное и местные правительства руководят силами и средствами НВМ по поддержанию общественного порядка и выполнению других специальных функций, обладая правом, наряду с ЦВС и командованиями военных округов, использовать формирования НВМ для урегулирования нестандартных ситуаций.
Структурно НВМ включает: войска внутренней охраны, войска пограничной охраны, пожарной охраны, безопасности, охраны гидроэнергетических объектов, обеспечения золотодобычи, дорожно-строительные, лесной охраны, а также войска специальной милиции. Кроме того, в НВМ входят формирования охраны делегаций, прибывающих в КНР, которые являются частью войск внутренней охраны или специальной милиции.
Войска внутренней охраны предназначены для охраны партийных органов, иностранных посольств и консульств, важных объектов инфраструктуры страны, конвоирования преступников, поддержания общественного порядка в городах и специальных экономических зонах (рис. 2).
Три специализированных рода войск - пограничной охраны, безопасности и пожарной охраны - находятся в подчинении МОБ. Они имеют соответствующие отделы в главном штабе НВМ.
Для других родов войск НВМ характерна сложная структура подчиненности. Руководство ими осуществляют профильные министерства и государственые управления, а также центральное и местные правительства и главный штаб НВМ, который не располагает четкой системой взаимодействия с руководящими органами родов войск НВМ. Часть из них находится под двойным, а иногда и тройным руководством.
Войска лесной милиции включают лесную милицию министерства общественной безопасности и войска лесной охраны НВМ. Они несут ответственность за охрану лесных ресурсов страны и защиту окружающей среды, а также за ликвидацию наиболее сильных лесных пожаров (рис. 3).
При этом и те и другие одновременно подчиняются государственному управлению лесного хозяйства. Их финансирование осуществляется этим управлением, а также из провинциальных и местных бюджетов. В августе 1999 года информационное агентство Синьхуа сообщило, что Госсовет и ЦВС проводят мероприятия по преобразованию войск лесной охраны НВМ в отдельные войска с новой структурой управления.
Войска обеспечения золотодобычи включены в состав НВМ в 1985 году. В настоящее время зона их ответственности охватывает месторождения золота более чем в 20 провинциях и автономных районах, включая провинции Цинхай, Сычуань, Ганьсу, Шаньси, Синь-цзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский, Тибетский автономные районы. Они представляют собой отдельные войска НВМ под объединенным руководством МОБ и министерства земель и природных ресурсов. Центральным административным органом является управление войск обеспечения золотодобычи главного штаба НВМ. Конкретный состав войск неизвестен, однако он включает в себя как минимум одно формирование дивизионного уровня.
Дорожно-строительные войска и войска строительства и охраны гидроэнергетических объектов вошли в состав НВМ в 1985 году и в настоящее время имеют соответствующие управления в главном штабе НВМ. Вместе с тем по вопросам профильного применения они в большей мере подчинены министерствам Госсовета КНР. Задачи дорожно-строительных войск заключаются в создании и охране основных транспортных магистралей, особенно в приграничных регионах Китая. Аналогично дорожно-строитель-ным войскам войска охраны гидроэнергетических объектов предназначены для строительства и охраны объектов водного хозяйства страны (рис. 4).
Профильная подчиненность родов войск НВМ государственным органам представлена в таблице.
Штабы НВМ провинциального уровня, замыкающиеся на главный штаб НВМ, включают отделы гарнизонной службы, имеющие в своем составе офицеров, ответственных за взаимодействие с местным командованием различных родов войск НВМ и формирований МОБ, а также с представителями других правительственных органов. При организации гарнизонной службы формирования НВМ руководствуются <Уставом гарнизонной службы НОАК>, который предписывает им подчинение штабу местного гарнизона Народно-освободительной армии.
Политическая работа в НВМ строится по тому же принципу, что и в НОАК3. В формированиях полкового уровня и выше созданы партийные комитеты и политические органы во главе с комиссарами, которые несут ответственность также и за политработу в подчиненных подразделениях.
На уровне среднего отряда (рота в НОАК) создаются партийные отделы. Все парткомы и партотделы, как правило, включают следующие подкомитеты:
- секретариат (возглавляется секретарем комитета/отдела, на уровне среднего отряда -политинструктором);
- оргкомитет/отдел кадров;
- комитет по проверке дисциплины, ответственный за расследование дел о коррупции и укрепление партийной дисциплины. Формирования полкового уровня и выше должны иметь и комитеты, и специальные секретариаты по проверке дисциплины. В структуре нижестоящих формирований эти органы отсутствуют, а для этих целей специально выделяется комиссар по проверке дисциплины;
- комитет пропаганды/отдел культуры, отвечающий за пропагандистскую и культурно-просветительную работу;
- комитет молодежной лиги Китая;
- отдел безопасности, занимающийся борьбой с криминальной деятельностью, защитой государственной тайны, правовым воспитанием, борьбой со шпионажем и контрреволюционными элементами;
- юридический отдел, осуществляющий правосудие на своем уровне;
- комитет по работе с населением;
- протокольный отдел;
- солдатский комитет, созданный на уровне среднего отряда и отвечающий за работу с рядовым составом. Находится под объединенным руководством партотдела и командира с комиссаром. Обычно насчитывает пять - семь подгрупп: политической демократии, экономической демократии, военной демократии, культуры, работы с женщинами, физического воспитания, работы с массами. , Основными источниками финансирования НВМ являются центральные органы (Госсовет КНР, профильные министерства и ведомства), местные органы (народные правительства всех уровней) и внебюджетные средства (от производственно-строительной деятельности и охраны объектов). Большая часть средств, выделяемых местными органами власти, идет на техническое оснащение и заработную плату личного состава народной вооруженной милиции.
В целом механизм финансирования войск НВМ выглядит следующим образом: правительственные органы выделяют из своих бюджетных статей денежные средства для формирований НВМ всех степеней, а главный штаб распределяет их по основным статьям расходов. Местные парткомы и народные правительства в зависимости от своей бюджетной политики также направляют различные суммы в эти войска. Китайские источники описывают это так: <когда формирования НВМ реализуют важные проекты, на которые не хватает внутренних финансов, они обращаются за помощью в различные партийные и правительственные органы>. После того как народной вооруженной милиции в 1998 году запретили заниматься коммерческой деятельностью, возник вопрос об увеличении внешних субсидий, выделяемых этому компоненту ВС.
В настоящий период отмечается ряд факторов, оказывающих негативное влияние на функционирование народной вооруженной милиции:
- слишком большой бюрократический аппарат препятствует организации четкого взаимодействия;
- коррумпированность чиновников, а также членство сотрудников в закрытых (сектантских) обществах религиозной направленности (например, Фалуньгун) потенциально ставит под угрозу выполнение приказов и распоряжений командования;
- отсутствие единых подходов командования войсками НВМ разных уровней к разрешению конфликтных ситуаций затрудняет управление войсками. i Эти проблемы зачастую приводят к тому, что формирования НВМ не справляются должным образом с выполнением поставленных задач. В частности, в феврале 2000 года в провинции Ляонин мобильные формирования НВМ, направленные на блокирование двухтысячной демонстрации, не справились со своей задачей, в результате чего пришлось привлекать подразделения НОАК из близлежащих пунктов дислокации.
В последнее время согласно директивным указаниям военно-политического руководства страны ведется активная разработка теоретических положений по организации действий войск НВМ в различных кризисных ситуациях. Все чаще в китайской печати можно увидеть ссылки на опыт ведения войсками других стран действий в ходе контртеррористических операций, что имеет важное значение для Китая ввиду наличия в стране все еще сохраняющихся очагов социальной напряженности и сепаратистских сил, особенно в Синьцзян-Уйгурском и Тибетском автономных округах

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz