ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 9/2001

ОСОБЕННОСТИ ЯДЕРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ США В 90-e ГОДЫ

Подполковник В.ЛЮБЕЦКИЙ

В октябре 1999 года Пентагон ввел в действие очередной план СИОП-00 (SIOP -Single Integrated Operational Plan)', который стал логическим завершением процесса пересмотра взглядов США на применение ядерного оружия (ЯО), начавшегося со времени окончания <холодной войны>. Главной задачей при этом было приспособление его к новой ситуации в мире, сложившейся после распада СССР. На практике это выразилось прежде всего в увеличении количества целей в Китае и странах <третьего мира>, обладающих оружием массового поражения (ОМП). Вашингтон поставил перед собой цель трансформировать массивную, неповоротливую ядерную машину, направленную только в одну сторону - против Советского Союза, для обеспечения гибкого, сбалансированного сдерживания широкого круга угроз, исходящих от ряда развивающихся стран, которые обладали ОМП или средствами их доставки и являлись потенциальными противниками Вашингтона в региональных конфликтах.
План СИОП-00 появился в результате реформ, начавшихся в 1989 году, когда министр обороны США Р. Чейни сообщил о начале пересмотра системы ядерного планирования. В 1986 году план СИОП предусматривал возможность поражения до 16 000 целей, прежде всего на территории Советского Союза. И даже к окончанию <холодной войны> их количество оставалось довольно большим -12 500. В 1991 году глава Пентагона санкционировал сокращение числа объектов ядерного планирования США на территории СССР до 10 000, а также исключение всех целей в Восточной Европе. Однако в июле 1991 году был подписан Договор СНВ-1, а в сентябре президент США Дж. Буш выступил с инициативами в области сокращения ядерных арсеналов, которые были поддержаны Советским Союзом. В результате достигнутых договоренностей появился план СИОП-93 (введен в действие в июле 1992 года), согласно которому планировалось сократить общее количество целей до 4 000.
Однако все эти изменения касались только одной стороны вопроса: за счет общих сокращений ядерных вооружений уменьшалось количество целей на территории Советского Союза и его преемника - России и оставалась <не у дел> часть ядерных сил Соединенных Штатов, которая предназначалась для уничтожения сокращенных РФ арсеналов ЯО. Перед Пентагоном стал вопрос: что делать с <высвободившимся> ядерным арсеналом?> Вот тогда-то ядерные стратеги Пентагона начали поиск <новых угроз> национальной безопасности США. К началу 90-х годов ими был определен современный тип врага - агрессивно настроенные силы в развивающихся регионах и обладающие ОМП и средствами его доставки. Для обозначения таких стран <третьего мира> использовались различные термины: например, <хорошо вооруженная региональная держава> (Well-equipment regional power) или <страна третьего мира, обладающая современным оружием> (Third World country armed with Weapons). Постепенно дискуссия вокруг проблемы нераспространения ЯО от военно-технического аспекта перешла в политическую плоскость. Военные эксперты Соединенных Штатов разделили государства-пролиферан-ты2 на две неравнозначные группы: <изгои> и <нормальные пролиферанты>, под которыми соответственно подразумевались группа государств-<изгоев> (прежде всего Ирак, Иран и КНДР), проводящих враждебную США политику, и группа <нормальных, не агрессивных, не экспансионистских и не враждебных стран> (Израиль, Пакистан, Индия).
Необходимо заметить, что до начала 90-х годов планирование ядерных ударов по стра-нам-пролиферантам не рассматривалось Пентагоном как самостоятельная часть общего ядерного планирования. Задача поражения отдельных объектов на территориях некоторых развивающихся стран, являвшихся союзниками СССР, была частью глобального плана ведения большой ядерной войны против Советского Союза. Для возможных действий против этих стран привлекались стратегические резервные силы (Strategic Reserve Force). Из состава стратегических сил выделялся резерв-около 1 000 ядерных боезарядов на подводных лодках и бомбардировщиках. Количество целей исчислялось сотнями.
По словам генерала Л. Батлера, бывшего главнокомандующего Объединенным стратегическим командованием США (ОСК)3, еще в 1989 году военно-политическое руководство Соединенных Штатов приняло решение отказаться от принципиальной установки на глобальное ядерное столкновение с СССР. В итоге пересмотра концепции ядерного планирования не только сократилось количество целей по плану СИОП, о чем говорилось выше, но и расширился географический диапазон объектов нацеливания. Все большее внимание уделялось целям вне территории России и Китая. В марте 1990 года комитет начальников штабов впервые признал, что стратегические ядерные силы США могут служить для отражения угрозы, исходящей от стран <третьего мира>. Эту мысль подтвердил и министр обороны США Р. Чейни: <Ядерная стратегия должна быть способной отвести угрозу, вызванную действиями стран и их лидеров, стремящихся к обладанию ОМП>.
Таким образом, в ядерном планировании США происходила определенная переоценка ценностей, выражавшаяся в том, что стра-ны-пролиферанты стали рассматриваться в качестве целей ядерного уничтожения.
Поводом для трансформации заявлений и деклараций в конкретные программы послужили события в зоне Персидского залива. Сразу после окончания операции <Буря в пустыне> глава Пентагона Чейни поставил перед военными специалистами задачу создать план ядерных операций против стран, способных использовать ОМП против войск США. По его указанию в 1992 году была создана специальная комиссия (так называемая комиссия Хоф-фмана), которая должна была заняться пересмотром некоторых основополагающих положений ядерной доктрины Вашингтона, установленных еще в 1981 году действующей на тот момент директивой Р. Рейгана NSDD-13. Однако комиссия не завершила свою работу, так как на смену <команде> Дж. Буша пришла новая администрация Б. Клинтона.
Одновременно с этими событиями в ноябре 1992 года генерал Л. Батлер создал внутриведомственную исследовательскую группу (Strategic Planning Study Group), чтобы начать свою собственную <ревизию> ядерного планирования. Ей предстояло проанализировать проблему адаптации концепции сдерживания к новым военно-стратегическим условиям. Перед группой была поставлена следующая цель - сократить время выработки нового плана СИОП. Обычно очередной такой документ готовился в течение 14-18 месяцев, но даже при этих условиях подготовка СИОП-94, который предусматривал значительное сокращение количества целей в связи с распадом СССР и Организации Варшавского Договора, была завершена весной 1993 года, заняв тем самым 17 месяцев. Главное новшество, разработанное в процессе ядерного планирования, заключалось в создании так называемого <подвижного СИОП> (living SIOP), который в отличие от старого, фиксированного плана основывался на постоянном анализе изменений в системе поражаемых целей. Такой подход позволял существенно сократить время подготовки нового документа.
Однако Л. Батлер намеревался прежде всего полностью изменить всю систему военного стратегического планирования в направлении придания ей большей гибкости и способности быстро адаптироваться к новым условиям обстановки. Как объяснял генерал, основой <подвижного СИОП> должно было стать <адаптивное планирование>, представлявшее собой гибкий процесс постоянной выработки вариантов ответа в случае возникновения новой угрозы. Неизменным должно было оставаться только <стабильное ядро>, каковым, по мнению этого генерала, и являлся контрсиловой элемент ядерных сил страны. Он подлежал изменению только при снижении количественного уровня стратегических ядерных сил России. Руководитель ОСК официально одобрил концепцию <адаптивного планирования> в июле 1993 года и уже в декабре 1994-го на ее основе завершилась разработка плана СИОП-95.
В октябре 1993 года новый министр обороны США Л. Эспин также объявил о начале всесторонней ревизии ядерной стратегии. Он отметил, что она не пересматривалась более 15 лет и до сих пор ни разу не предпринималась попытка всеобъемлющего анализа всех аспектов ядерной политики. Им была создана рабочая группа ядерного планирования (Nuclear Planning Working Study Group). Глава Пентагона инициировал появление отдельного документа по этому вопросу - <Обзор ядерной политики и состояния ядерных сил> (Nuclear Posture Review). Работа по его подготовке была возложена на аппараты министерства обороны, КНШ, видов вооруженных сил и президента. Всем процессом руководил Э. Картер, помощник министра обороны по вопросам международной безопасности. В рамках рабочей группы ядерного планирования отдельно рассматривался вопрос о взаимосвязи между ядерной политикой и политикой контрраспространения. В связи с этим был сделан вывод о том, что ЯО остается единственным средством разрушения определенных типов целей (например, заглубленных объектов). Таким образом, подтверждалась мысль об эффективности концепции сдерживания в отношении стран <третьего мира>, стремящихся к обладанию ОМП. Ограничение роли ядерного оружия было констатировано только в одном вопросе - сдерживание негосударственного терроризма.
Доклад <Обзор ядерной политики и состояния ядерных сил> был одобрен президентом 18 сентября 1994 года. В нем констатировалось снижение роли ядерного оружия в обеспечении интересов национальной безопасности США, что соответственно позволяло сократить его количество. В то же время концепция сдерживания, хотя и должна была быть адаптирована к новым условиям, продолжала оставаться главным элементом в американской ядерной политике. В соответствии с выводами этого документа Соединенные Штаты не будут предпринимать каких-либо шагов по сокращению своего ядерного арсенала ниже уровня, обозначенного Договором СНВ-2.
По сообщениям американской печати, в ходе пересмотра ядерной стратегии гражданские эксперты Пентагона выступили за отказ от применения первыми ЯО и разработку качественно новой военной стратегии, деакцентирующей его военную пользу после окончания <холодной войны>. При этом они исходили прежде всего из интересов нераспространения ОМП. Среди сторонников полного отказа от ядерного оружия и перехода к сдерживанию с помощью исключительно обычных вооружений были Ч. Хорнет, ранее возглавлявший космическое командование США, Ф. Икле, бывший первый заместитель министра обороны, Э. Гудпастер, бывший ВГК НАТО в Европе, П. Нитце, бывший советник президента и госсекретаря по контролю за ядерными вооружениями, К. Пауэлл, бывший председатель КНШ, и другие. Однако кадровые военные, а особенно представители ОСК, настояли на сохранении статус-кво, отмечая неясность исхода реформ в России и возможность возникновения угроз со стороны <новых> врагов.
Планы ядерных стратегов по переосмыслению роли ядерного оружия в сдерживании распространения ОМП нашли свое воплощение в документе <Доктрина совместных ядерных операций> (Doctrine for Joint Nuclear Operations), который формально закрепил за ядерными силами США задачу сдерживания распространения ОМП. В нем утверждалось, что фундаментальной целью американских ядерных сил является сдерживание попыток использования против американских войск такого оружия, особенно ядерного. В докладе констатировалось: <В дополнение к сдерживанию глобальной военной атаки ЯО может быть полезно в региональных конфликтах для сдерживания применения ОМП>. Ранняя версия доктрины была опубликована в апреле 1993 года. Но когда доклад стал известен широкой общественности, это'вызвало большой скандал. Американские журналисты и независимые аналитики задавали представителям администрации Б. Клинтона вопрос: как США могут обещать не использовать это оружие против государств, подписавших Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и в то же время одобрять доктрину использования его против некоторых таких стран? Пентагону пришлось заверять общественность в ограниченной значимости одобренного им документа. Несмотря на эти заверения, ОСК продолжало свою деятельность в выбранном направлении, причем речь уже шла о модернизации всей системы американского ядерного планирования (Strategic War Planning System). Предполагалось, что система полностью будет перестроена с учетом новых требований и новых задач к 2003 году. Предполагаемая стоимость проекта 578 млн долларов.
В 1994 году ОСК обратилось в КНШ с предложением о расширении своей роли в осуществлении концепции контрраспространения, которая была принята администрацией Б. Клинтона. Она утверждала необходимость проведения военных мер воздействия в отношении стран-пролиферантов, чью деятельность по созданию ядерного оружия не удалось остановить с помощью традиционных дипломатических и экономических средств.
В основе концепции контрраспространения лежал вывод о том, что в отличие от СССР новые обладатели ЯО могут оказаться невосприимчивыми к традиционному ядерному сдерживанию со стороны США. В соответствии с этим старая американская доктрина сдерживания, предполагавшая наличие <рационального противника>, может оказаться неэффективной. По словам бывшего министра обороны Л. Эспина, Соединенные Штаты <смогли справиться с советской ядерной угрозой с помощью традиционного сдерживания, но нет абсолютно никакой гарантии, что сдерживание и в будущем останется эффективным средством в борьбе с угрозой, связанной с распространением ЯО>.
Официальные лица в Пентагоне полагали, что в будущем Вашингтон может столкнуться с государствами-<изгоями> и террористическими группами, лидеры которых будут способны пойти на самые непродуманные шаги. Эти теоретические построения обосновывали необходимость и даже желательность принятия США военных мер воздействия в отношении стран-пролиферантов, чью деятельность по созданию ОМП не удалось остановить с помощью мер дипломатического и экономического воздействия, а также посредством контроля за экспортом.
Концепция контрраспространения, таким образом, отличалась от предыдущей американской политики в этой области тем, что наряду с традиционными методами борьбы с распространением ОМП впервые официально предусматривалось использование военной силы, причем в одностороннем порядке, для фактического уничтожения самих программ его создания, уже произведенных вооружений и средств их доставки. Некоторыми американскими аналитиками был сделан вывод, что расширение роли ЯО было во многом обусловлено решением Вашингтона уничтожить свое собственное химическое и бактериологическое оружие. Поэтому задачи, которые решались с их помощью, были возложены на ядерное оружие.
Концепция контрраспространения нашла свое отражение в планах ОСК, предусматривающих нанесение ядерных ударов по объектам, находящимся на территориях некоторых стран <третьего мира>, таких, как Иран, Ирак, Ливия и КНДР, и в частности, по объектам, где производится ОМП. По словам одного высокопоставленного военного представителя США, хорошо знакомого с этими планами, они представляли собой <различные варианты действий в ответ на возникновение угрозы применения такого оружия развивающимися государствами>.
В июле 1995 года, два месяца спустя после того как администрация Б. Клинтона на конференции по рассмотрению действия и продления ДНЯО заявила об отсутствии у нее планов использования ядерного оружия против стран, подписавших этот договор4, аналитическая группа ОСК завершила свой очередной доклад по проблемам сдерживания стран-пролиферантов. В документе <Основы сдерживания после окончания <холодной войны> () критиковалось данное президентом обещание. Специальный помощник президента США Р. Белл также высказался в том смысле, что негативные гарантии не свяжут руки Вашингтону, если он будет поставлен перед угрозой применения ОМП: <Не трудно представить сценарий, по которому страны, намеривающиеся использовать ОМП, не будут находиться под защитой наших негативных гарантий>.
В феврале 1996 года идея регионального ядерного контрраспространения была воплощена в <Доктрине совместных ядерных операций на театре войны> (Doctrine for Joint Theater Nuclear Operations), которая <перевела> общие положения доктрины сдерживания в конкретные региональные сценарии в Европе, на Ближнем Востоке и на Корейском п-ове.
Сторонники использования ядерного оружия в интересах сдерживания не ограничились только теоретическими посылками. В прессе появились сообщения, что командование ВВС работает над созданием системы REACT (Rapid Execution and Combat Targeting), предназначенной, в частности, для быстрого перенацеливания МБР <Минитмен-3>: оперативного ввода боевого задания и запуска ракеты по получении соответствующей команды. Увеличение скорости перенацеливания позволит в короткое время планировать ограниченные ядерные операции, которые могут быть востребованы в региональных конфликтах против стран-<изгоев>.
B ноябре 1997 года президент США Б. Клинтон подписал новую директиву, определяющую ядерную стратегию США - PDD-60. В соответствии с ней из плана СИОП были исключены цели на территории бывших ядерных республик СССР (Белоруссии, Казахстана и Украины).
По сообщениям американской печати, в списке целей 2000 года оказалось примерно 2 260 объектов на территории России, традиционно разделенных на четыре категории: ядерные объекты (1 100), обычные вооруженные силы (500), руководство страны (160), военная промышленность (500). По сведениям некоторых независимых американских исследователей, в СИОП содержится 65 вариантов ограниченных ядерных ударов по России, к реализации каждого из них планируется привлекать от 2 до 120 боезарядов, а также несколько вариантов массированных ударов, наименьший из которых предусматривает применение более 1 000 американских стратегических боезарядов по ядерному комплексу РФ. Кроме того, несколько сот целей имеются в Китае, Иране, Ираке и КНДР (для их поражения выделяются силы и средства из состава стратегических сил).
Таким образом, <ядерные упражнения> американских стратегов ставят под сомнение официально одобренную Вашингтоном политику, направленную на снижение роли ядерного оружия в обеспечении своих национальных интересов. Нельзя не признать, что количество ЯО как в США, так и в России, в последнее десятилетие существенно сократилось. Однако, если рассмотреть вопрос с качественной точки зрения, то очевидно, что его роль не только не уменьшилась, а наоборот, увеличилась, так как Пентагон намерен возложить на него более широкий спектр задач.
В сложившейся ситуации особую озабоченность вызывает тенденция к стиранию грани между стратегическим и нестратегическим ядерным оружием. Так, в марте 1990 года КНШ в своем ежегодном докладе впервые отметил новую роль нестратегического ЯО, а год спустя сделал вывод, что оно может играть <более широкую роль в решении проблем нераспространения ОМП в странах <третьего мира>.
Стремление Вашингтона распространить ядерное сдерживание на страны, стремящиеся к обладанию ОМП, может привести к торпедированию самого процесса дальнейших сокращений ядерных арсеналов в рамках СНВ-3. Дело в том, что параметры будущих сокращений (2 000 - 2 500 ядерных боезарядов) не позволят Соединенным Штатам в рамках плана СИОП поразить все <жизненно важные цели>. Достигнуть этого уровня боезарядов Вашингтону будет очень сложно, если только требования к СИОП не будут пересмотрены в новой президентской директиве.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz