ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 7/2001

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ГРЕЦИИ - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Лейтенант А.Разумовский

История Греции тесно связана с мореплаванием. Еще в VII веке до нашей эры Эгейское и Ионическое моря пересекали торговые суда древних эллинов, при необходимости быстро превращавшиеся в боевые корабли. Непосредственно рождение национального военно-морского флота можно отнести к началу XVIII века, периоду противостояния Греции турецкой оккупации. В дальнейшем его развитие протекало достаточно медленно ввиду серьезных экономических проблем государства. Только после Второй мировой войны, со вступлением страны в НАТО и укреплением ее экономики, греческие ВМС постепенно заняли прочные позиции в Средиземноморье, уравновешивая своего извечного соперника - флот Турции.
На развитие военно-морских сил Греции серьезное влияние оказывали островное положение значительной части ее территории, а также выгодное расположение на пересечении торговых путей, связывающих Европу, Азию и Африку. Особое стратегическое значение имеет принадлежащий Греции о. Крит в центре восточной части Средиземного моря. Возможность базирования на нем кораблей флота и самолетов ВВС, в том числе и НАТО, является ключевым фактором, обеспечивающим господство вооруженных сил блока в данном районе. Другой важный стратегический объект - порт Салоники, расположенный на севере страны, служит важным перевалочным пунктом морских грузовых перевозок. В силу этих и ряда других факторов Греция играет заметную роль в стратегическом планировании Северо-Атлантического союза, что проявилось, в частности, во время операции многонациональных сил в Югославии.
Среди основных факторов, определяющих морские интересы Греции, особо выделяются те, что касаются военной и экономической безопасности страны:
- сохраняющаяся угроза конфликта с Турцией (по поводу спорных островных владений, границ территориальных вод, контроля над морским и воздушным пространством в Эгейском море, кипрской проблемы);
- необходимость охраны и патрулирования морской экономической зоны и более 3 тыо, островов, контролирования и защиты морских коммуникаций;
- зависимость от поставок энергетического сырья морем вследствие слабого развития системы трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов.
Греция - одна из ведущих морских держав, а торговое судоходство - важнейшая отрасль ее экономики. Торговый флот под национальным флагом осуществляет 43 проц. морских перевозок стран ЕС и занимает третье место в мире после либерийского и па-намского. В его составе согласно судовому регистру Ллойда числится 1 491 судно общим тоннажем 24 833 280 регистровых т. Танкерный флот считается самым крупным из стран Средиземноморского бассейна и имеет возможность при определенных условиях контролировать если не основную, то значительную часть перевозок нефти и нефтепродуктов в регионе. В частности, на долю греческих судовладельческих компаний приходится до 75 проц. морских перевозок Турции.
Военно-морские силы рассматриваются руководством страны в качестве инструмента укрепления ее позиций в мировой политике. Боевые корабли греческого флота входят в состав постоянного соединения ОВМС НАТО на Средиземном море, регулярно участвуют в учениях созданного в рамках ЗЕС оперативного соединения <Евромар-фор>, основным предназначением которого является проведение миротворческих, гуманитарных, поисково-спасательных и боевых операций по урегулированию вооруженных конфликтов и кризисов. Греция намерена также присоединиться к Черноморской военно-морской группе <Блэксифор>, соглашение о создании которой было подписано в марте 2001 года в Стамбуле представителями России, Турции, Румынии, Болгарии, Украины и Грузии. В задачи группы из шести-семи кораблей (по одному от каждой страны) и под командованием представителя ВМС одной из них (на ротационной основе, сроком на год) будет входить проведение спасательных и миротворческих операций в Черном море.
Таким образом, функциональное назначение греческого флота сводится к защите национальной территории от агрессии, обеспечению национальной безопасности, а также союзнических интересов в рамках Северо-Атлантического блока и Европейского союза (ЕС), а основными его задачами в мирное время являются: поддержание благоприятного оперативного режима в зоне ответственности, охрана судоходства и ведение всех видов разведки. В военное время флот должен быть готов к завоеванию господства в восточной части Средиземного моря, поддержке сухопутных войск на приморских направлениях, блокированию Черноморских проливов, проведению морских десантных операций и защите морских коммуникаций.
Общее руководство военно-морскими силами возложено на начальника главного штаба ВМС (командующего), который непосредственно подчиняется начальнику генерального штаба вооруженных сил страны. Управление силами он осуществляет через свой штаб, заместителя и командующих трех основных командований: флота, материально-технического обеспечения и учебное. Командующему подчинены также командования трех военно-морских зон (в Эгейском, Ионическом морях и в северной части Греции) и авиации ВМС. Высшим органом управления ВМС является главный штаб (г. Афины), который занимается разработкой планов строительства, боевого использования флота, организации береговой обороны и оборудования военно-морских баз и портов. Он готовит планы мобилизационного развертывания сил, определяет потребности в личном составе, боевых кораблях, вооружении и военной технике.
Учебное командование, подчиненное начальнику главного штаба ВМС, отвечает за боевую подготовку соединений и кораблей, а также за обучение личного состава флота и резервистов. Офицерские кадры готовит военно-морском училище (Naval Officers Academy), а унтер-офицеров - специальная школа (Petty Officers School). В состав командования входят также три учебных центра, учебный корабль <Арис> и три небольших учебных парусных судна.
Командование материально-технического обеспечения организует и осуществляет тыловое обслуживание кораблей, их ремонт и модернизацию, руководит строительством береговых объектов. Ему подчинены центр снабжения ВМС, все вспомогательные суда и военно-морские базы Саламис и Суда. Командование флота Греции (командующий - вице-адмирал) объединяет пять флотилий:
- подводных лодок (восемь дизель-электрических ПЛ типа <Глаукос> проекта 209/11 GO-1200, рис. 1);
- эскадренных миноносцев и фрегатов УРО, которая включает четыре ЭМ УРО типа <Кимон> (<Чарлз Ф. Адаме>, рис. 2), ФР УРО типов <Хидра> (четыре, проекта МЕКО 200HN, рис. 3), <Элли> (<Кортенаэр>, шесть, рис. 4), <Эпирус> (<Нокс>, два) и ряд вспомогательных судов (корабли, входящие в данное соединение, выполняют основные как оборонительные, так и наступательные задачи флота);
- патрульных сил в составе ракетных катеров (РКА) типов <Ласкос> (девять, рис. 5), <Вотсис> (шесть), <Ан-нинос> (четыре)>, торпедных (ТКА) - <Гесперос> и <Андромеда> (по четыре), патрульных (ПКА) - <Армато-лос>, <Пирполитис>, <Толми>, <Ди-опос Антониоу> (по два) и <Дилос>;
- десантных кораблей (семь танкоде-сантных, в том числе пять современных ТДК типа <Ясон> национальной постройки 1994 - 2000 годов (рис. 6), до десяти средних и малых, включая ДКВП типа <Зубр>, а также более 80 десантных катеров (ДКА) и десантно-высадочных средств);
- минно-тральных кораблей, включающей два минных заградителя (ЗМ) типа <Актион>, восемь базовых тральщиков (БТЩ) типа <Алкион>, восемь тральщиков - искателей мин (ТЩИМ) типов <Адъютант> (шесть) и <Хант> (два). Корабельный состав греческого флота (по данным справочника <Джейнс файтинг шипе>) включает 64 боевых корабля, в том числе восемь дизельных подводных лодок, четыре эсминца УРО, 12 фрегатов УРО, пять корветов, 17 десантных кораблей, 16 тральщиков .' !*/ (ТЩ и ТЩИМ) и два минных заградителя, а также 36 ракетных, торпедных и патрульных катеров, более 70 десантных катеров и 60 вспомогательных судов (тактико-технические характеристики боевых кораблей и катеров приведены в таблице).
Командование морской авиации организационно включает четыре эскадрильи вертолетов (из них две - учебные) палубного базирования (всего 18 машин: восемь S-70B-6 <Эгейен Хок>, десять АВ 212 AS W/E W <Агуста>) и эскадрилью самолетов базовой патрульной авиации (шесть Р-ЗВ <Орион>). В качестве поисково-спасательных и учебных используются также два вертолета <Алуэтт-3>. Кроме того, в интересах ВМС используется авиаэскадрилья истребителей <Мираж> 2000EG из состава ВВС (в частности для нанесения ударов по надводным целям с применением ПКР <Экзосет> AM 39).
Морская пехота представлена 32-й бригадой МП, дислоцирующейся в базе Волос и входящей в состав сил быстрого реагирования (2-й армейский корпус). Бригада включает три батальона МП (520,521 и 575-й), подразделения полевой артиллерии (105-мм буксируемых гаубиц) и танковые (<Леопард- 1>, рис. 7). В настоящее время она передается в состав сил специального назначения (Special Forces), так же как и 13-й амфибийно-десантный полк, переименованный в 13-е командование специальных операций (Special Operations Command), дислоцирующееся в Афинах и подчиненное непосредственно начальнику генерального штаба. В состав последнего входит в частности 7-й амфибийно-десантный отряд, считающийся элитным подразделением греческого спецназа. Разведывательно-диверсионные группы ВМС (MYK), наподобие американских (SEAL), оснащены самыми современными боевыми и техничес- рис. е. Танкодесантный корабль кими средствами. L 175 <Икария> типа <Ясон>
Личный состав греческих ВМС насчитывает (по справочным данным) 19 950 человек (3 692 офицера), из которых около 37 проц. (7 408) - призывники срочной службы (21 месяц).
В соответствии с национальным планом развития флота на 1996 - 2000 годы, предусматривавшим затраты в размере 17 млрд долларов, было завершено строительство современных фрегатов УРО типа <Хидра> по немецкому проекту МЕКО 200HN (головной был построен в Германии еще в 1992 году, остальные три - на национальной судоверфи в г. Скараманга), введен в боевой состав последний из шести закупленных в Нидерландах фрегатов УРО типа <Элли> (<Кортенаэр>), построены пять танкодесантных кораблей типа <Ясон>, приобретены в Великобритании два ТЩИМ типа <Хант> (один в середине 2000 года, второй - в начале 2001 -го) и в Германии - два последних из шести РКА типа <Востис> (<Комбатант ПА>). Кроме того, подписаны контракты (в январе-феврале 2000 года,) на постройку трех-четырех ПЛ нового типа <Кат-сонис> по немецкому проекту 214 и стольких же РКА типа <Супер Вита> с британской компанией <Воспер Торникрофт>, а также завершена модернизация первых четырех ПЛ типа <Глаукос> по соглашению с немецкой фирмой HDW.
Программой на 2001 - 2005 годы предусматривается дальнейшее обновление корабельного состава и повышение боевых возможностей флота, достижение большей гибкости оперативного использования сил, в том числе по планам НАТО. Заметное внимание уделяется развитию подводных сил. В соответствии с контрактом, подписанным в феврале 2000 года с немецкой компанией HDW, намечено строительство ПЛ нового поколения (проекта 214), являющихся океанским вариантом германских перспективных лодок типа 212А, имеющих большее водоизмещение (1 700 т надводное, 1980т подводное) и глубину погружения - до 400 м. Они оснащаются анаэробными (не зависящими от атмосферного воздуха) энергетическими установками и будут вооружены ПКР <Гарпун> и торпедами. Ввод в строй головной лодки - <Катсонис> (строится на судоверфи HDW в г. Киль) -ожидается в 2005 году. Две, а возможно и три других ПЛ данного типа предполагается построить с помощью HDW на национальной судоверфи в г. Скараманга. Модернизация и перевооружение четырех последних из восьми ПЛ типа <Глаукос> продолжится в период с 2001 по 2008 годы. На них устанавливаются новые системы управления оружием, более совершенные гидроакустические, навигационные, радиоэлектронные и связные средства. В результате модернизации эти лодки (проекта 209) будут соответствовать стандартам немецких ПЛ типа 206А.
Совершенствование надводных сил связывалось (до недавнего времени) прежде всего с приобретением в США четырех эсминцев УРО типа <Кидд> (рис. 8). Однако по некоторым политическим мотивам (в частности в связи с рассмотрением в США возможности продажи эсминцев Тайваню), этот вопрос остается пока открытым. Более перспективным представляется план закупки до четырех современных корветов многоцелевого назначения. К техническим параметрам кораблей предъявляются следующие требования: водоизмещение около 1 800 т, длина 85 -90 м, максимальная скорость хода не менее 29 уз, вооружение - до восьми ПКР, 163УР, 76-мм АУ, торпедные аппараты (ТА). Кро-I Рис. 8. Эсминец УРО DDG 993 <Кидд> метого, корабль должен обладать возможностями базирования на нем противолодочного вертолета (S-70B-6). В наибольшей степени этим требованиям соответствует, по мнению заказчиков, проект корвета типа SAAR 5 американской постройки (компании <Инголс шипбилдинг>).
В марте 2000 года на судоверфи <Элевсис> начато строительство головного (в серии из трех-четырех) ракетного катера типа <Полемистис> (британского проекта <Супер Вита> компании <Воспер Торникрофт>). РКА будет иметь полное водоизмещение 580 т и вооружен ПКР <Экзосет> ММ 40, 76- и 30-мм АУ, а также 533-мм ТА.
До августа 2001 года должна быть завершена поставка ВМС Греции четырех десантных кораблей на воздушной подушке типа <Поморник> (<Зубр>, проекта 1232.2), заказанных в январе 2000-го в России и на Украине (по два). Первый из них, получивший название <Кефаллиниа> (L180), был доставлен в порт Пирей транспортным судном <Смит Экспресс> в январе 2001 года и отбуксирован в ВМБ Саламис. Корабль (постройки 1993 года) был подготовлен к поставке на российской судоверфи <Алмаз> (г. Санкт-Петербург). Газотурбинные энергетические установки будут монтироваться на каждом ДКВП компанией <Хелленик аэроспейс индастриз>
В марте 2000 года на судоверфи <Элевсис> началось строительство нового танкера-заправщика типа <Этна> водоизмещением 13 400 т. Судно строится по итальянскому проекту (фирмы <Финкантьери>), его ввод в состав вспомогательного флота намечен на 2004 год.
Большое количество подконтрольных Греции островов (свыше 3 тыс.) заставляет поддерживать значительные силы береговой охраны (БОХР), насчитывающей в своем составе около 160 малотоннажных патрульных, сторожевых и спасательных катеров. В условиях мирного времени они эксплуатируются министерством торгового флота, а в случае войны передаются ВМС (численность личного состава 4 000 человек, в том числе 1 055 офицеров). Плавсредства БОХР периодически обновляются и модернизируются. В частности, в 1993 -1994 годах были приобретены (в Испании) четыре судна контроля за экологической обстановкой (водоизмещением 230 т), в 1994 -1995-м -44 спасательных катера у британской фирмы <Колвик крафт> (г. Колчестер), а в 2000-м - два катера на воздушной подушке типа <Слингсби> SAM 2200 (5,5 т). Воздушная служба БОХР пополнилась в 1999- 2000 годах четырьмя вертолетами AS 322C1 <Супер Пума>. В июле 1999 года для нее были также заказаны три самолета <Цессна Виджилент>.
Достаточно планомерно осуществляется обновление авиационного парка ВМС. Закупленные в США в 1992 -1993 годах шесть патрульных самолетов Р-ЗА <Орион> в 1996-1997-м были заменены самолетами Р-ЗВ для более эффективного решения задач противолодочной обороны и наблюдения. В период с 1994 по 1998 год у фирмы <Сикорски> были приобретены восемь вертолетов S-70B-6 <Эгейен Хок> (рис. 9). Находящиеся на вооружении вертолеты АВ 212ASW/EW <Агуста> (рис. 10) проходят модернизацию с целью продления сроков их службы минимум на 15 лет. Они оснащаются новыми системами наблюдения (в том числе ИК-диапазона), радиоэлектронной разведки и РЭБ.
В результате реализации планов и программ строительства флота командование ВМС рассчитывает поддерживать численность корабельного состава и морской авиации на существующем уровне по крайней мере до 2010 - 2015 годов при существенном повышении боеспособности и слаженности, а также боевых возможностей соединений, частей и кораблей. Это позволит, по взглядам руководства ВМС, обеспечить в обозримом будущем сохранение ведущих позиций страны в Восточном Средиземноморье и надежную защиту национальной территории в случае агрессии.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz