СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 7/2001

АМЕРИКАНСКИЙ НАПЛАВНОЙ МОСТ-ЛЕНТА

Полковник В.Нестеркин

IRB

На снимке показан эпизод одного из учений по сборке наплавного моста-ленты из паромно-мостовых конструкций через р. Арканзас. С конца 90-х годов такие учения и испытания различных средств для преодоления препятствий и водных преград проводятся довольно интенсивно, что соответствует концепции <Армия-21>. В ее рамках командование сухопутных войск (СВ) США, в частности, осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование переправочных средств и организационной структуры инженерных подразделений, которые предназначены для обеспечения боевых действий основных родов войск. Необходимость их замены определялась не только устаревающей материальной частью, не отвечающей современным тактическим нормативам по переправе тяжелой техники, но и настоятельным требованием командования СВ о сокращении ручного труда, связанного со сборкой (наведением) и обслуживанием мостов в боевых условиях.
По замыслу заказчиков, новые мосты должны обеспечивать пропуск любой техники, которая состоит на вооружении в СВ. Это, например, означает, что они смогут выдержать трейлер с погруженным на него танком массой до 70 т и обеспечить при этом среднюю скорость движения. Существующие мосты, рассчитанные на 60-т нагрузку, при необходимости могут выдержать 70-т танк, но движение при этом будет с очень низкой скоростью, а организация комендантской службы потребует особой тщательности.
Принимаемые на вооружение мосты для преодоления препятствий на суше получили название HDSB - Heavy Dry Support Bridge (тяжелый сборно-разборный мост), а наплавные (понтонные) - IRB - Improved Ribbon Bridge (усовершенствованный понтонный парк или мост-лента).
Технику (как HDSB, так и IRB) предусматривается приобретать в соответствии с несколькими пятилетними планами закупок. По первому из них предполагается поставить в войска 27 комплектов HDSB (рис. 1) начиная с 2002 года. Всего их намечено закупить 100 (часть из них будет использоваться в учебных целях). Они могут изготавливаться из стали или алюминиевых сплавов (в зависимости от фирмы-производителя). Расчет, состоящий ориентировочно из 14 человек, должен собрать мост с помощью крана примерно за 90 мин.
Что касается мостов IRB, то они закупаются по секциям. Такой мост-лента состоит из двух видов основных элементов - средние секции (пролеты) и секции-аппарели (сходни). Один минимальный комплект моста-ленты включает 15 средних секций и шесть секций-аппарелей. Он может использоваться как самостоятельное пролетное строение, как элемент наплавного моста, или же несколько комплектов могут быть сконфигурированы в паром для переправы военной техники. Расчет из четырех человек может развернуть 13 8-футовый (42 м) мост примерно за 30 мин. Первоначальный заказ включает 226 средних секций и 92 секции-аппарели. На ближайшую пятилетнюю программу для закупки IRB выделено 41 млн долларов.
Наряду с приобретением новой техники сухопутные войска совершенствуют организационную структуру инженерных подразделений. Вместо специализированных инженерных рот создаются многоцелевые мостовые роты, способные собирать как мосты через препятствия на суше, так и плавающие мосты-ленты. В роте будет четыре комплекта HDSB и секции IRB общей длиной примерно 200 м. В сухопутных войсках создаются четыре такие роты, две для дислокации в США и по одной - в Германии и Республике Корея. Еще от 12 до 16 рот будут входить в состав национальной гвардии и резерва сухопутных войск США.
Кроме того, предпринимаются меры по повышению возможностей существующих штурмовых переправочных средств. Ожидается, что будут заменяться устаревающие штурмовые мосты (мостоукладчики) AVLB, созданные на базе танков М-60 и М-48, на мосты <Вулверин> (<Росомаха>). Главным подрядчиком выступает фирма <Дженерал дайнэмикс лэнд системз>, которая в качестве шасси использует танк М1А2 <Абраме>, а мостовой конструкции - ферму германской компании MAN (рис. 2).
Длина моста из алюминиевого сплава составляет 85 футов (25,9 м). Мост обеспечивает пропуск техники массой до 70 т. Мостовая ферма состоит из двух частей, расположенных в транспортном положении одна над другой, при этом передняя часть находится внизу, а задняя сверху. При приведении моста в рабочее положение она выдвигается вперед, а задняя часть опускается на ее место. Обе половины фиксируются, выдвигаются вперед как одно целое и с помощью гидравлического приспособления устанавливаются через преграду. Это действие занимает примерно 5 мин, снятие фермы и укладка на шасси - менее 10 мин. В расчет мостоукладчика входят два человека - командир и механик-водитель, у которых имеются свои пульты управления. С любого из них можно осуществлять операции по установке и снятию моста.
Всего планируется изготовить 465 новых штурмовых мостов <Вулверин> с темпом производства от 24 до 36 единиц в год начиная с 2001 года. Поставка первых 29 мостоукладчи-ков должна завершиться в декабре 2001 года. Намечается, что в каждой тяжелой дивизии будет по 36 таких мостоукладчиков.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz