ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 3/2001

СРЕДСТВА БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Капитан 2 ранга В.МАЛЫШЕВ

Береговая оборона (БО) должна обеспечивать противодесантную оборону побережья, военно-морских баз и портов, прикрытие прибрежных морских коммуникаций и создание благоприятного оперативного режима для своих военно-морских сил. По оценкам иностранных специалистов, наиболее совершенные системы БО созданы в ВМС Швеции и Норвегии.
Системы наблюдения, управления и связи, обеспечивающие управление БО, обычно включают береговые командные пункты (КП), пункты управления и связи, радиолокационные, оптико-электронные, визуальные и гидроакустические средства обнаружения и слежения. Управление БО в определенном районе или операционной зоне ВМБ осуществляется обычно через систему управления. Так, в ВМС Швеции, Норвегии и Югославии используются системы наблюдения и управления <Стина> (в частности, в Швеции пять таких систем: две 9CSI 500 и три 9CSI 600), которые осуществляют обнаружение и слежение за морскими целями в зоне своей ответственности и выдачу целеуказа-ния. Их основу составляют командные центры, датчики обнаружения (главным образом береговые, корабельные и авиационные РЛС) и средства связи. В состав каждой из систем входят основной и защищенный (подземный) командные центры, КП ВМБ, три - шесть береговых РЛС, надводные корабли и противолодочная авиация. В командных центрах на цветных дисплеях на фоне карты района ответственности в буквенно-символической форме высвечивается местонахождение всех обнаруженных целей в масштабе времени, близком к реальному, а на видеотерминалах -детальные характеристики целей и своих сил, что позволяет командиру быстро принять оптимальное решение о применении сил. Система 9CSI 600 <Стина> обеспечивает одновременное сопровождение до 400 целей, в том числе до 200 из них автоматическое. Между центрами внутри каждой системы и центрами систем, развернутых в других районах, возможен обмен информацией в цифровой форме, что позволяет передавать все данные об обнаруженном объекте при его переходе в зону ответственности другого центра. Они поступают в автоматизированные системы управления (АСУ) сил БО соответствующего района (в частности, в Швеции в АСУ <Стрика> бригады береговой артиллерии, в Норвегии - в АСУ ВМБ 9CSI 600 <Каскейд>) и затем в системы управления огнем (СУО) ракетных и артиллерийских подразделений БО (в Швеции - различные модификации СУО: 9КА 100 <Кобра> - <Арте> 728,9КА 500 <Кардинал> - <Арте> 727, Норвегии -9КА 400 <Кастелл>).
В ближайшей перспективе БО Швеции будет вооружена мобильной АСУ <Лирка>, элементы которой предполагается разместить на ДКА LCAC американского производства. Бригады БО вооружены АСУ <Стрима>, которая размещается на трех бронированных машинах <Моваг> (10 х 10) швейцарского производства, на двух из которых находятся командир и штаб бригады, а на третьей - РЛС ОВЦ/ОНЦ (обнаружения воздушных/надводных целей) <Арте> КА 740 (вариант РЛС <Си Жираф>) и СУО. Все машины вооружены 7,62-мм пулеметами. Для охраны подвижного командного элемента АСУ <Стрима> используются три бронированные машины <Моваг> (8 х 8), одна из которых следует в 10 - 20 км впереди колонны, а две другие - впереди и сзади машин командного элемента. В системах наблюдения и управления БО применяются станционные и мобильные РЛС ОНЦ и низколетящих воздушных целей, в том числе английские <Вочмен>, <Гардс-мен>, CDR 430, S706, S181 OCD, итальянские <Плуто>, <Фалкон>, RAT-8S и -10S, MM/SPQ-2F и -3, французские TRS3480, <Тай-гер>, шведские 9K.R 400 <Кондор>, 9KR 500 <Гриффон> CD, <Арте> КА 740, датские <Пойнтер>, DCR, CRIS, тайваньские CS/LJPS-60(X), CS/SPG-24, американские AN/FPS-109, AN/TPS-31. Береговые РЛС ОНЦ обеспечивают обнаружение морских целей на удалении до 40 км и низколетящих воздушных целей - до 100-150 км. Основные ТТХ наиболее широко используемых РЛС приведены в таблице 1.
Английская мобильная РЛС CDR 430 обеспечивает обнаружение малоразмерных морских и низколетящих воздушных целей и может быть использована как часть СУО. Пост управления РЛС размещен на автомашине, а антенна, передатчик, приемник и генератор - на трейлере. Машина управления может находиться на удалении до 1 000 м от трейлера. РЛС <Вочмен> и <Гардиан> производятся в стационарном и мобильном вариантах, причем мобильный вариант РЛС <Гардиан> размещается в четырех стандартных контейнерах и перевозится самолетом С-130 <Геркулес>, а погрузку ее на самолет осуществляют два оператора. Датская РЛС <Пойнтер> размещается в контейнере, имеет массу 228 кг и расчет из трех человек осуществляет ее перевод из походного положения в боевое за 10 мин.
Батареи БО снабжаются комбинированными радиолокационными и оптико-электронными СУО. Так, стационарные батареи БО Норвегии и Югославии вооружены СУО 9КА 400 МкЗ<Кастелл> , включающими РЛС 9KR 400 <Кондор>, ТВ-камеру и лазерный дальномер, а мобильные артбатареи Швеции - комбинированными СУО 9КА 500 <Кардинал> (рис.1) и оптико-электронными СУО 9КА 100 <Кобра>.
Зенитные подразделения БО, обеспечивающие непосредственную ПВО батарей, используют оптико-электронные СУО. Так, управление огнем ЗРК, прикрывающими стационарные и подвижные артбатареи Швеции, осуществляет СУО LUS - 75М (90АА 100). КП мобильной артбатареи обычно располагается на расстоянии 3 - 6 км от береговой линии, а СУО - на побережье или прибрежных островах. Комбинированная СУО 9КА 500 <Кардинал> размещается на двух трейлерах, на одном из которых находится РЛС и оптико-электронный блок (ТВ-камера и лазерный дальномер), установленный на телескопической мачте, а на другом - пункт управления стрельбой. Трейлеры могут располагаться на удалении более 600 м друг от друга и соединяются 650-м волоконно-оптическим кабелем. Эта СУО, позволяющая осуществлять одновременное слежение за 32 морскими целями, может находиться на удалении до 20 км от КП батареи, обслуживается расчетом из 13 человек и развертывается через 10-15 мин после прибытия на позицию. Оптико-электронная СУО 9КА 100 <Кобра>, которая обеспечивает управление стрельбой по одной морской цели, включает две пары бинокуляров, лазерный дальномер (дальностью действия до 30 км) и микро-ЭВМ.
Для подводного наблюдения в районах ВМБ, якорных стоянок, портов, морских нефтяных и газовых платформ с целью обнаружения ПЛ, ПЛСМ, подводных средств доставки, подводных буксировщиков и боевых пловцов используются специально разработанные гидроакустические станции (ГАС). Наиболее известными, применяемыми в БО, являются английские ГАС AS370 и PATS, англо-норвежская GETAS, шведско-норвежская <Боттл КАП>, шведские <Си Проб> 1220 и <Цельсиус BMP 200>, канадская CSAS-80, швейцарская <Сентинел> и американская SMIDS.
Стационарная английская ГАС AS370 (закуплена и Швецией) способна обнаруживать подводные аппараты на удалении 1 000 м и боевых пловцов - 500 м при волнении моря 3 балла. Английская мобильная ГАС PATS (используется также в Италии и Японии) включает три буя, которые располагаются в вершине треугольника со стороной 200 м и соединены между собой кабелем. На одном из буев размещается УКВ-передатчик, с помощью которого сигналы обнаружения передаются на береговой пост наблюдения, расположенный в фургоне.
Стационарная система <Боттл Кап> включает сеть ГАС, соединенных с постом наблюдения на берегу. Эти станции устанавливаются на дне на глубинах до 200 м на удалении до 3 км от поста наблюдения и обеспечивают автоматическое обнаружение и слежение за групповой целью, определяя курс и скорость каждой цели в группе. В системе запрограммированы три уровня тревог. ГАС может использоваться и с вертолета.
Разработанная в Канаде для Швеции активно-пассивная мобильная ГАС CSAS-80, работающая в диапазоне 750 кГц, обеспечивает автоматическое обнаружение и слежение за целями. Ее можно быстро развертывать в угрожаемом районе. Датчики станции устанавливаются на дне и соединяются кабелем с постом наблюдения на берегу. В этой ГАС используется электронное высокоскоростное сканирование конических лучей (6, 12, и 24° в горизонтальной и +/- 24° в вертикальной плоскости) в зоне обзора 360°.
Шведская стационарная ГАС 1220 <Си Проб>, которая применяется также в США, Франции и Израиле, обнаруживает ПЛСМ на удалении до 500 м и боевых пловцов на расстоянии до 300 м. Швейцарская ГАС <Сенти-нел> имеет три модификации и может использоваться в четырех вариантах. Ее основу составляют гидроакустический буй (диаметр 1,5 м, высота 3,5 м, масса около 3 т), а также береговой пост наблюдения, оборудованный четырьмя дисплеями цветного изображения (размер 50 х 50 х 40 см, масса 40 кг) и 20-м антенной. Оператор может вести наблюдение за четырьмя буями одновременно.
В первом варианте (SP) используется основная модификация буя, дальность действия которой 1,6 км. В буе применяется активная ГАС, работающая на частоте 60 кГц (пиковая мощность 1,5 кВт). Расположенный на буе гидрофон имеет чувствительность 20 дБ. Данные об обнаружении передаются в кодированном виде с буя радиопередатчиком мощностью 20 Вт на дисплей в посту наблюдения, который может находиться на расстоянии до 100 км от места установки буя. Электропитание буя осуществляется от батарей, требующих замены через 1-1,5 месяца. Во втором варианте (SPR) к основной модификации буя добавляется РЛС ОН Ц, обнаруживающая цели с эффективной отражающей поверхностью 3 м^на дальности 9,3 км. РЛС работает в диапазоне 1,8 см с частотой следования импульсов 4 096 Гц и мощностью в импульсе 60 кВт. Скорость вращения антенны 60 об/мин, горизонтальная ширина луча 0,25°. В РЛС используется цифровая обработка сигнала. В третьем и четвертом вариантах (SPA и SPRA) к SP и SPR добавляется блок гидроакустического управления (дальность действия до 2 км), задействующий подводное оружие, такое как, например, телеуправляемые мины <Си Телемайн>.
Англо-норвежская ГАС GETAS используется в ВМС Республики Корея.
Береговые противокорабельные ракетные комплексы (ПКРК) по дальности действия делятся на ПКРК дальнего (более 180 км), среднего (40 - 150 км) и ближнего (15 - 30 км) действия и по скорости полета -на дозвуковые и сверхзвуковые. К береговым ПКР дальнего действия относятся шведские RBS-15 Mk2 и Mk3 и китайские С-301. ПКР средней дальности - американские <Гарпун> AGM-84D, франко-итальянские <Отомат> Mkl, французские <Экзосет> ММ38 и ММ40, шведские RBS-15KA/CD, тайваньские <Сюнь-Фэнг 1 и 2> и китайские HY-1A, -2, -3 и -4, С-101, С-801, С-802, японские, SSM-1. К ПКР ближнего действия относятся английские <Си Скьюа>, французские AS-14TT, норвежские <Пингвин> и шведские RBS-17KA.
В настоящее время береговые ПКРК выполняются в мобильном варианте. Обычно они сводятся в батареи и дивизионы, которые являются автономными подразделениями, способными самостоятельно обнаруживать. цели, осуществлять за ними слежение и наносить ракетные удары.
Береговые батареи ПКР <Гарпун> AGM-84D (Block 1C) находятся на вооружении БО Дании, Испании и Республики Корея. Батарея включает самоходные: пункт управления стрельбой, одну-две ПУ контейнерного типа, перезаряжающую и транспортную машины. Время развертывания батареи из походного положения в боевое 30 мин.
Батареи ПКР <Отомат> Mkl находятся на вооружении также БО Египта, Саудовской Аравии и Кении. Батарея состоит из командного и огневого отделения, которые размещаются на 11 грузовых автомобилях и двух прицепах. В командном отделении имеются четыре автомобиля, в которых находятся: пункт управления стрельбой (6 х 6), РЛС TRS3410 (на трейлере) на 15-м мачте, пункт оптических средств и контрольно-испытательный пункт. В огневом отделении имеются семь машин с колесной базой: на четырех установлены спаренные ПУ, на одной - пункт подготовки и проверки ПУ со станцией электропитания на прицепе, на одной - пост перезарядки ПУ с подъемным краном и одна транспортная, предназначенная для перевозки восьми запасных ракет. Используемые в батарее УКВ-радиостанции позволяют рассредоточивать огневое отделение на расстояние до 20 км. Огневые позиции батареи могут располагаться на значительном расстоянии от береговой черты, что уменьшает ее уязвимость. При стрельбах на дистанциях, превышающих дальность действия РЛС батареи, целеуказание ей и ПКР осуществляют корабли, самолеты и вертолеты.
Стационарный вариант батарей ПКР <Отомат> имеет выносные НП, что позволяет батарее оборонять побережье протяженностью до 300 км.
Батареи ПКР <Экзосет> ММ38 находятся на вооружении БО Аргентины, Великобритании (под названием <Эскалибр>) и Омана, а батареи <Экзосет> ММ40 - БО Катара. Батарея размещается на восьми автомобилях (4х4 и 6 х б): секция управления с РЛС (4 х 4), три-четыре ПУ(6 х 6) - спаренная ММ38 и счетверенная ММ40, две (6 х 6) загрузочные с подъемным краном и контейнерами с запасными ракетами (четыре ММ38 и восемь ММ40), контрольно-испытательная секция, а также на двух прицепах с электрогенераторами.
Батареи ПКР RBS-15 KA/CD (рис. 2) находятся на вооружении БО Швеции и Финляндии. Каждая состоит из шести взводов: штабного, управления, двух огневых, охраны, ремонта и обслуживания. Батарея оснащена БИУС <Стрика>, а также РЛС обнаружения и слежения за целями 9KR 400. Общая численность ее личного состава 211 человек. Огневой взвод включает: секцию управления (в двухосном фургоне SL171), РЛС и три огневые секции (по одной ПУ с четырьмя ракетами на трехосном автомобиле: шведские на <Скания> 112Н, финские - на <Сису>). Огневому взводу (20 человек) придается взвод обслуживания, отделение или взвод охраны. При полной боевой готовности пуск ПКР по заранее запрограммированной цели возможен через 10 с после получения команды. Данные о целях, поступающие на КП батареи, передаются в виде данных для стрельбы в секции управления огневых взводов по цифровым радиоканалам. ПУ, располагающиеся на удалении не менее 500 м от автофургона секции управления взвода, соединяются с ним волоконно-оптическим кабелем.
Перевод ПУ в походное положение после пуска ракет для смены огневой позиции занимает около 5 мин, а перезарядка четырьмя новыми ракетами - менее 1 ч. Направление пуска ракет может отличаться от направления на цель до 90°. Взвод охраны состоит из трех пехотных отделений и отделения ПТУР. В ожидаемых районах использования ПКР RBS-15 в скалах построены укрытия, в которых ПУ находятся до получения команды на развертывание и куда они возвращаются после пуска. В ближайшие годы на вооружение шведских батарей должны поступить усовершенствованные ракеты РВ-15 Mk2.
Батареи ПКР SSM-1 являются основными ударными подразделениями БО Японии. Батарея включает 11 автомашин: пункт управления ракетной стрельбой, четыре ПУ с ракетами типа 88, РЛС обнаружения и слежения за целями, станцию радиорелейной цифровой связи (обе на автомобилях типа 73 - 4 х 4), четыре перезаряжающие машины. ПУ типа 87 на шасси грузового автомобиля типа 74 имеет шесть пусковых труб (2 х 3). Пуск ракет производится с интервалом в 2 с. Перезарядка ПУ осуществляется перезаряжающей машиной с помощью подъемного крана путем замены пакета пусковых труб. РЛС типа 85 на шасси автомобиля типа 73 имеет РЛС JTPS-PII с фазированной решеткой JAS-PIO. Пост управления и станция радиорелейной связи располагается в кабинах-контейнерах, не имеющих броневой защиты.
Время развертывания батареи из походного положения в боевое 45 мин. РЛС обычно развертывается на побережье, а ПУ могут располагаться на удалении до 50 км от береговой черты. Полет ракеты над побережьем до уреза воды осуществляется на малых высотах с обходом препятствий, над морем высота полета снижается и с захватом цели активной радиолокационной ГНС атака производится на предельно малых высотах. Четыре батареи ПКР SSM-1 сводятся в огневую группу, на вооружении которой находятся 55 специальных машин (44 машины батарей, командно-штабная машина, две РЛС и восемь машин станций радиорелейной связи). ВМС Японии планируют иметь три огневые группы (16 батарей) ПКР SSM-1 с 48 ПУ.
Береговые батареи ПКР <Сюнь-Фэнг I> входят в состав мобильной системы БО Н930 Mk3. Батарея включает три контейнерные ПУ, РЛС ОНЦ CS/UPS-60(X), РЛС управления стрельбой CS/SPG-24 и центр управления, в котором имеются две мини-ЭВМ и 11 микропроцессоров (обслуживается тремя операторами). ' " .
Батареи ПКР HY-2 <Силкворм> находятся на вооружении КНР, КНДР, Ирана, Ирака и Заира. Каждая включает штаб, РЛС и два-три огневых взвода, которые делятся на пусковые секции (по одной ПУ). Численность личного состава 85 человек. '
Батарея ПКР <Си Скьюа>, размещающаяся на гусеничных машинах включает секцию управления стрельбой, четыре контейнерные ПУ и РЛС <Си Спрей>, антенна которой поднимается на телескопической мачте.
Мобильная батарея ПКР <Пингвин> может устанавливаться на гусеничной или колесной базе. В первом случае на одной гусеничной плавающей бронированной машине размещаются все компоненты батареи - пункт управления, включающий систему командования, управления, разведки и связи, СУО, РЛС обнаружения со складывающейся антенной, три ПУ контейнерного типа с готовыми к пуску ракетами и запасные ПКР. Комплекс обслуживают три оператора. Машина может перемещаться по шоссе со скоростью 56 км/ч и по воде со скоростью 5 км/ч, развертываться из походного положения в боевое за 5 мин. Если батарея устанавливается на машинах с колесной базой, она включает секцию управления с СУО и РЛС со складывающейся антенной и ПУ с шестью пусковыми контейнерами. При развертывании в боевое положение пункт управления размещается на побережье в районе, обеспечивающем обнаружение и слежение за морскими целями с помощью РЛС, а ПУ укрывается в складках местности вне района прямой видимости целей. БО Норвегии планирует иметь четыре батареи ПКР <Пингвин>.
Батарея переносных ПКР RBS-17 КА (рис. 3) находится на вооружении БО Швеции и Норвегии (с 1996 года). Она делится на три взвода, а взвод - на три секции (по две ПУ). Для наведения ПКР на цель каждая секция имеет лазерный целеуказатель, который располагается на удалении 4 - 5 км от ПУ. Наводчик может навести ПКР точно на определенную часть корабля противника. Шведские специалисты считают, что ПКР RBS-17KA способна потопить десантный корабль (ДК) на воздушной подушке, десантный катер или тральщик, а две-три ПКР - ДК водоизмещением 2 000 т. Подразделения этих ракет в случае необходимости перебрасываются в район развертывания автомобилями, быстроходными катерами и вертолетами, ПКР с ПУ может переноситься расчетом из двух человек в специальных ранцах. В Швеции взвод ПКР RBS-17 КА, находящийся составе заградительной роты амфибийного батальона, перебрасывается морем на быстроходных (30 км/ч) штурмовых катерах типов 90М (водоизмещение 2 т) и 90S (15 т), на вооружении которых имеются 30-мм автомат и 12,7-мм пулемет, которые могут перевозить соответственно 10 - 12 и 40 -42 солдата в полном снаряжении, а также КВП типа М-10. В Норвегии планируется иметь 12 батарей ПКР RBS-17 КА, которые перевозятся на катерах типа 90Н.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz