ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 3/2001

АВИАЦИЯ ВМС ФРАНЦИИ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

Капитан 1 ранга В.ЧЕРТАНОВ

С началом XXI столетия военно-морские силы Франции в составе всех их родов -подводных (ALFOST) и надводных (ALFAN) сил, авиации ВМС (ALAVIA) и сил специального назначения (COFLJSCO) - намерены играть все более заметную роль в сфере интеграции и кооперации в рамках формирования морского компонента СБР ЕС (EUROMARFOR) и участия в совместных с ВМС других европейских стран боевых операциях на море. Такая позиция ВМС полностью согласуется с внешнеполитическим курсом страны, направленным на достижение лидирующего положения Франции в Европейском союзе. При этом задачи обеспечения национальной безопасности (в рамках концепций ядерного сдерживания и устрашения, охраны территориальных вод и морской экономической зоны, а также защиты судоходства) тесно переплетаются с общеевропейскими интересами по предотвращению распространения оружия массового поражения и урегулированию конфликтов в различных регионах, в том числе и за пределами Европы, проведению миротворческих операций, совместных поисково-спасательных действий на море и операций по борьбе с контрабандой наркотиков.
Для успешного решения всех этих задач французский флот имеет в своем составе высокоэффективные атомные ракетные и многоцелевые подводные лодки, боевые надводные (эсминцы и фрегаты УРО), десантные и минно-тральные корабли, профессионально подготовленные силы специального назначения (в том числе разведывательно-диверсионные подразделения боевых пловцов'), а также хорошо оснащенную авиацию" ВМС, на вооружении которой состоят современные боевые самолеты и вертолеты палубного и наземного базирования. Все компоненты флота достаточно сбалансированы, и имеют практический опыт взаимодействия с флотами других европейских стран на совместных учениях и в операциях по урегулированию вооруженных конфликтов. В настоящее время французские ВМС готовы принять активное участие и в развитии системы оперативного управления объединенных морских сил (МСС - Maritime Command Component), в том числе развернуть походный штаб на десантном корабле (ДВКД типа <Фудр> или нового проекта) в качестве корабля управления.
Авиация ВМС способна решать весь комплекс оперативно-тактических задач - от' нанесения ударов по береговым и морским целям до проведения противолодочных, патрульных, разведывательных и поисково-спасательных операций как самостоятельно,' так и во взаимодействии с авиацией других европейских стран. Она вносит весомый вклад и в выполнение задачи стратегического сдерживания, имея на вооружении ударных самолетов тактическое ядерное оружие (управляемые ракеты с ЯБЧ), и является предметом особой гордости французских ВМС.
Командование авиации ВМС (L'Aviation Navale - ALAVIA) было создано в 1998 году в результате организационного объединения двух отдельных командований - палубной авиации (ALAE) и базовой патрульной авиации (БПА, ALPATMA). Его возглавляет командующий в ранге флагманского офицера ВМС (контр-адмирал). Штаб командования расположен в ВМБ Тулон.
В составе авиации ВМС в настоящее время насчитывается десять авиаэскадрилий (флотилий) палубной авиации (56 боевых самолетов и 46 боевых вертолетов), две боевые и три учебные авиаэскадрильи (флотилии) БПА (всего 58 самолетов), а также четыре эскадрильи вспомогательных вертолетов (53 машины) и несколько учебных эскадрилий. Авиация ВМС использует шесть авиабаз (АБ) на территории Франции: три на Атлантическом побережье (в провинции Бретань) и три на Средиземноморском. В Бретани АБ Ландивизьо служит основной базой авианосной авиагруппы в составе эскадрилий (аэ): 11Ри 17F истребителей-штурмовиков <Супер Этандар>, 12F - истребителей <Рафаль>, а также учебной 57S тактических транспортных самолетов <Фалкон> 10MER; на АБ Ланвеок-Пульмик (в районе ВМБ Брест) базируются эскадрильи: 34F противолодочных вертолетов <Линкс> Mk4, 32F транспортно-десантных вертолетов <Супер-Фрелон> и <Дофин> 2, 22S - вертолетов связи и обслуживания <Алуэтт> 3 и 50S - учебных самолетов <Ралли> 880, а АБ Ланн-Бигуэ (в районе ВМБ Лориан) принимает самолеты БПА <Атлантик> Mk2, <Фалкон> 50/20 (<Гардиан>) в составе авиаэскадрилий 23F и 24F, а также палубные самолеты ДРЛО Е-2С <Хокай> (аэ 4F).
На побережье Средиземного моря АБ Ним-Гарон служит главной базой БПА и принимает учебную эскадрилью 56S учебных самолетов <Норд> 262Е; на АБ Сен Мандрие (в районе ВМБ Тулон) базируются эскадрильи самолетов 31, 35 и 36F, противолодочных и поисково-спасательных вертолетов <Линкс>, <Супер Фрелон>, <Дофин> 2, <Алу-этт> и <Пантер> (в 2002 - 2003 годах базу планируется закрыть на реконструкцию, а вертолеты перебазировать на соседнюю авиабазу ВМС - Иер). АБ Йер (рядом с международным аэропортом Тулон) принимает в настоящее время транспортные самолеты <Норд> 262 (аэ самолетов 28F) и испытательную авиаэскадрилью 1 OS (здесь также находится испытательный полетный центр авиации ВМС).
За пределами Франции авиация ВМС поддерживает постоянное присутствие в Тихоокеанской зоне с базированием эскадрильи 25F транспортных самолетов <Гардиан> на островах Таити и Новая Каледония. Авиаэскадрилья была сформирована в сентябре 2000 года путем слияния двух действовавших там ранее эскадрилий - 9S и 12S. Отдельные авиаотряды разведывательных самолетов и вертолетов действуют на периодической основе во Французской Вест-Индии (в Карибском море) и с о. Реюньон в Индийском океане (с постоянным базированием во Франции).
Численность личного состава авиации ВМС (по данным справочника <Джейн>) -3 200 человек (из них 600 офицеров, включая 450 летчиков). До 10 проц. персонала морской авиации составляют женщины-военнослужащие, часть из которых являются членами экипажей вертолетов и самолетов некоторых типов, однако пилотов истребителей и истребителей-штурмовиков пока среди них нет.
Авиация ВМС поддерживается в высокой степени боеготовности к решению трех основных задач; ядерного сдерживания (истребители-штурмовики <Супер Этандар> вооружены ракетами ASMP с ЯБЧ, а самолеты БПА и вертолеты ПЛО предназначены для обеспечения французских ПЛАРБ на боевом патрулировании и слежения за подводными лодками потенциального противника); нанесения ударов (в любое время суток) по воздушным, наземным, надводным и подводным целям; ведения разведки и наблюдения за обстановкой в интересах командования.
По официальным данным, общий ежегодный налет часов воздушными силами флота распределяется между ее родами следующим образом: 29 проц. приходится на самолеты БПА, 27 проц. - на боевые вертолеты, 24 проц. - на авианосную и 20 проц. - на вспомогательную авиацию ВМС.
Состояние и перспективы развития палубной авиации. Авианосная боевая группа в составе оперативного соединения ВМС (Force de Action Navale) считается одним из основных инструментов обеспечения национальной безопасности.
После вывода из состава флота АВМ <Клемансо> в 1997 году в авиации ВМС оставался единственный авианосец этого типа - <Фош>, который принимал активное участие в учениях и операциях по урегулированию конфликтов в бассейне Средиземного моря. В состав его штатного авиакрыла входили до 24 палубных истребителей-штурмовиков <Супер Этандар>, семь противолодочных самолетов <Ализе> и два вертолета SA 365F <Дофин> 2. (Тактико-технические характеристики корабля приведены в табл. 1.)
Участие АУГ ВМС Франции в операции НАТО против Югославии. Авиация ВМС Франции играла заметную роль в воздушной операции НАТО против Сербии (<Эллайд форс>), проводившейся с 24 марта по 10 июня 1999 года. Авианосец <Фош> был развернут в Адриатическом море, имея на борту 16 истребителей-штурмовиков <Супер Этандар>, четыре самолета <Этандар> IVPM в разведывательном варианте и два вертолета <Супер Фрелон>, в рамках национальной французской операции <Трайдент>. Он маневрировал в районе 80 миль от побережья СРЮ за пределами территориальных вод. Штурмовики с АВМ <Фош> совершили в общей сложности 415 боевых вылетов, что составило почти половину всех вылетов самолетов французской авиации в наступательных целях в период конфликта, и поразили 85 (74 проц. из указанных им) целей. По оценке командования, это достойный результат для группировки французской авиации, второй по составу и количеству выполненных боевых вылетов после Соединенных Штатов.
На первом этапе операции, когда авиация НАТО совершала исключительно ночные воздушные рейды, самолеты палубного авиакрыла ВМС Франции находились на авианосце в 20-мин. готовности к взлету и оказанию непосредственной авиационной поддержки развернутым в Македонии французским войскам в случае прорыва сербами границы с этой республикой, а затем подключились к нанесению бомбоштурмовых ударов по наземным целям (в дневное время) в общих боевых порядках авиации НАТО. Истребителям-штурмовикам <Супер Этандар> (модификации SEM <стандарт З>) с АВМ <Фош> была поставлена задача наносить удары по целям на территории Сербии (преимущественно в западной и юго-западной ее частях), атакуя подразделения армии и военизированной полиции Сербии при обеспечении передовых авианаводчиков (AFAC), функции которых брали на себя американские тактические истребители F-16C. Боевые вылеты выполнялись парами самолетов (один осуществлял наведение на цель с помощью лазерной системы TOMCOH-CSF <Атлис>, а другой наносил удары управляемыми по лазеру 500-фунтовыми бомбами GBU-12 или ракетами AS.30L <Матра>). Дозаправка в воздухе осуществлялась собственными самолетами-заправщиками (для этих целей до 30 проц. палубных самолетов были оборудованы соответствующими системами). Самолеты дозаправлялись, строились в боевой порядок и, как правило, через 20 мин после взлета с авианосца выходили на цель. Управление полетами осуществлялось с объединенного центра воздушных операций (САОС) в Виченца (Италия) или с борта авианосца, на котором незадолго до начала конфликта был развернут тактический центр управления полетами. Перечень целей передавался по распределительной оперативной сети американского разведывательного центра в Европе (LOCE) и обрабатывался на ЭВМ при детальном планировании боевых вылетов.
На втором этапе операции с борта авианосца <Фош> использовались и тактические разведывательные самолеты <Этандар> IVPM, которым ставились задачи по регистрации результатов нанесения ударов (фотопленка доставлялась на авианосец, обрабатывалась, снимки сканировались и отправлялись электронной почтой через LOCE в САОС).
Противовоздушная оборона АВМ <Фош> (не имевшего на борту самолетов ДРЛО) и кораблей охранения АУГ строилась с помощью боевых воздушных патрулей НАТО (американских истребителей F-15, F-16 и французских <Мираж 2000>), барражировавших над Адриатическим морем и прибрежной полосой Боснии и Герцеговины.
Техническое переоснащение авианосной авиации. Авиация ВМС Франции на пороге новой эры готовится к значительному повышению своих боевых возможностей, главным образом за счет ввода в боевой состав флота нового атомного многоцелевого авианосца (АВМА) <Шарль де Голль>. (АВМ <Фош>, постройки 1963 года, по сообщениям зарубежной военной прессы, снят с учета ВМС и в ноябре прошлого года продан Бразилии.)
АВМА <Шарль де Голль> (рис. 1) был заложен на судоферфи в ВМБ Брест в 1989 году, спущен на воду в 1994-м, прошел морские ходовые и полетные испытания в июле 2000-го, имея на борту авиагруппу в составе 24 истребителей-штурмовиков <Супер Этандар> и двух самолетов ДРЛО Е-2С <Хокай> (рис. 2), совершил длительное пробное плавание через Атлантику и в октябре, согласно справочнику <Джейнс файтинг шипе> должен был быть передан ВМС. И если летные испытания прошли, по оценке французского командования, вполне успешно, то необходимость устранения многочисленных неполадок в системах защиты и охлаждения ядерной энергетической установки, удлинения взлетно-посадочной палубы для обеспечения полетов тяжелых самолетов взлетной массой до 22 т (Е-2С), ремонта рулевого управления и, наконец, восстановления одного из ходовых винтов, несколько лопастей которого были повреждены в Карибском море в декабре 2000 года, отодвигает сроки ввода корабля в состав боеготовых сил флота как минимум до весны 2001-го.
Ввод в строй нового авианосца с высокими тактико-техническими характеристиками (см. табл. 1) вызвал необходимость реорганизации и перевооружения палубного авиакрыла. К настоящему времени сняты с вооружения палубные самолеты старого поколения: истребители ПВО F-8P <Крусейдер> (из состава эскадрильи 12F), разведывательные <Этандар> IVPM (16F) и патрульные <Бреге 1050 Ализе> (4F). В ближайшем будущем авиакрыло будет включать две эскадрильи (1 IF и 17F) истребителей-штурмовиков <Супер Этандар> (24 машины) и эскадрилью (4F) ДРЛО (два из трех самолетов Е-2С <Хокай> поступили из США в 1998 году, третий должен быть поставлен в 2003-м). Отряд боевых вертолетов AS 565MA <Пантер> (два) будет базироваться на борту одного из кораблей охранения АУГ. На авианосце оборудован центр управления полетами и размещается команда палубных регулировщиков при посадке самолетов (LSO - Landing Signal Officers).
Истребители-штурмовики <Супер Этандар>, состоящие на вооружении авиации ВМС Франции с 1970-х годов, подверглись интенсивной модернизации в соответствии с многоэтапной программой, начатой в первой половине 1990-х (ее окончательное завершение ожидается в 2002-м). Первоначально (в 1994 - 1995 годах) все 50 самолетов этого типа были приведены к варианту <стандарт 2> (улучшены характеристики РЛС и дисплеев надводного и воздушного обзора, установлены новые записывающие блоки и две дополнительные наружные подвески боеприпасов), затем получили модификацию <стандарт З> (оснащены оружием, управляемым по лазерному лучу: ракетами AS.30L, бомбами GBU-12 и системой целеуказания <Атлис>).
Модификация <стандарт 4> была выполнена к концу 2000 года пока только на шести самолетах и направлена на интеграцию разведывательных возможностей (установлены фото- и электрооптические камеры, усовершенствованный комплекс аппаратуры РТР и РЭБ). Начата модификация <стандарт 5>, которая должна завершиться к 2002 году (будут установлены новые системы ИК-наведения и целеуказания в дневное и ночное время), а к модернизации по варианту <стандарт б>, предназначенной для 16 самолетов, срок службы которых заканчивается к 2010 году, в авиации ВМС еще не приступили.
К середине 2001 года в состав авиакрыла войдет недавно переформированная эскадрилья 12F (первоначально планируется иметь в ее составе шесть истребителей <Ра- ,. . ...-".,..., " фаль> М, в варианте ПВО - F1, а к 2002-му - десять машин). К настоящему времени в эскадрилью поступили четыре новых истребителя (рис. 3), а всего планируется закупить 60 машин, в том числе модификаций F2 и F3 многоцелевого самолета (ориентировочно до 2012 года). По планам командования авиации ВМС, вторая истребительная авиаэскадрилья будет сформирована в 2005 - 2006 годах, а третья - в 2010-м.
Одновременно идет подготовка пилотов для этих самолетов. Шесть пилотов, включая летчиков-испытателей, уже подготовлены, остальные пока летают на истребителях <Кру-сейдер> и <Мираж 2000> (в ВВС), часть летчиков непосредственно перейдет с истребителей-штурмовиков <Супер Этандар>, которые отрабатывают в настоящее время разведывательные полеты на машинах модификации <стандарт 4> или штурмовые задачи (с использованием ракет <Экзосет>, AS.30L и авибомб GBU-12) в ночных условиях (на это отводится сейчас, по свидетельству представителей командования, 220 часов в неделю вместо обычных 180). Значительное внимание уделяется также отработке задач по обеспечению ПВО соединения и ведения воздушного боя.
К 2012 году командование ВМС рассчитывает, если позволит бюджет, построить второй корабль типа <Шарль де Голль> (<Ришелье> или <Клемансо>) и, таким образом, постоянно иметь один боеготовый авианосец в составе АУГ. К тому времени палубное крыло будет включать 36 многоцелевых истребителей <Рафаль>, два самолета ДРЛО <Хокай> и два противолодочных вертолета NH-90 (ассигнования на закупку первых 11 из 27 машин предусмотрены бюджетом 1997 - 2002 годов, первый промышленный образец должен поступить в ВМС в 2005, 14 вертолетов предназначаются для новых фрегатов типа <Лафайет>). Такая АУГ сможет действовать как самостоятельно, так и в составе многонационального объединенного оперативного соединения (Combined Joint Task force).
Параллельно дальнейшее развитие получат все виды систем обмена данными по обстановке, и не только линий связи между всеми элементами АУГ и обеспечивающих ее сил (Link 16), но и высокоемких каналов для передачи информации в реальном масштабе времени вышестоящему командованию и политическому руководству страны, что особенно важно в операциях по урегулированию конфликтов.
Базовая авиация ВМС. Самолеты базовой патрульной авиации, обладающие большой дальностью и продолжительностью полета и оснащенные эффективными средствами наблюдения и связи, привлекаются к выполнению широкого круга боевых задач. Патрульные самолеты <Атлантик 2> (рис. 4) предназначены для ведения борьбы с подводными лодками и слежения за надводной обстановкой в море, но могут использоваться и для обнаружения наземных целей. В частности, они успешно привлекались к выполнению таких задач в полетах над пустынными районами Африки в период военных конфликтов в Республике Чад и Мавритании. Принимали самолеты этого типа участие и в операции <Эллайд форс> против Сербии в 1999 году, действуя в составе объединенной патрульной авиации НАТО и обеспечивая круглосуточное наблюдение за надводной обстановкой в Адриатическом море и на подходах к нему в интересах охранения авианосцев и других надводных кораблей коалиционных ВМС от возможной угрозы со стороны югославских подводных лодок и патрульных катеров.
Будущее патрульных самолетов <Атлантик 2> в авиации ВМС Франции связано с выполнением германо-итальянской программы (МРА 2000) замены самолетов БПА ВМС этих стран новыми машинами. Франция подключилась к этой программе, подписав с Германией и Италией меморандум о намерениях в конце 2000 года. Согласно этому документу указанные страны намерены закупить принципиально новые самолеты (12 и 14 машин соответственно), а ВМС Франции - модернизировать 25 имеющихся в составе авиации ВМС самолетов <Атлантик 2>, оснастив их новыми авиационными системами (в частности, бортовой системой управления и ее различными подсистемами), общими для всех трех флотов. Таким образом, объединенное германо-итальянское руководство программой предусматривает приобретение самого самолета, его навигационных и функциональных систем, вооружения, а также развитие общей инфраструктуры обслуживания и подготовки экипажей. Французская же часть программы включает только участие в разработке и установку на свои самолеты новых функциональных систем, а также связанную с этим частичную модернизацию <Атлантик 2> (не исключается и некоторое обновление навигационной авионики). Вклад авиационной промышленности каждой из трех стран в создание новых систем будет определен заранее, заявки на подряд должны быть выданы к середине 2001 года, а окончательный выбор исполнителей состоится не ранее февраля 2002-го. В результате оснащение новыми системами 26 германо-итальянских и 25 французских самолетов позволит существенно снизить общие производственные затраты.
Тем временем самолеты <Ат-лантик 2> оборудуются дополнительными системами радиоэлектронной разведки, а их комплект вооружения, включающий ПКР АМ-39 <Экзосет> и торпеды Mk46 начинает пополняться легкими противолодочными торпедами MU-90 (ТТХ самолетов см. табл. 2).
В составе авиации ВМС имеются еще три типа базовых самолетов, которые в отличие от <Атлантик 2>, выполняющих главным образом боевые задачи, несут патрульную службу над морем скорее мирного характера: по наблюдению, поиску, спасению и т. п. Это пять самолетов <Гардиан> (<Фалкон> 20), которые в настоящее время базируются на островах в Тихом океане, 15 самолетов <Норд> 262Е, занятых патрулированием исключительной экономической зоны Франции, четыре новых самолета <Фалкон> 50, базирующихся на АБ Ланн-Бигуэ и выполняющих задачи наблюдения, поиска и спасения в основном в Средиземном море. Кроме того, шесть учебных самолетов <Фалкон> 10 MER, базирующихся на АБ Ландивизьо, используются для инструментальной подготовки экипажей (в частности, по РЭБ) и обозначения воздушных целей во время учений с участием надводных кораблей.
Вертолетный парк авиации ВМС включает пять боевых авиаэскадрилий и два обеспечивающих отряда вертолетов. Для подготовки экипажей вертолетов используются два учебных центра ВМС. Кроме авианосца, палубные вертолеты базируются на основных надводных кораблях классов эскадренный миноносец и фрегат, а также на десантных кораблях. Основным противолодочным вертолетом является <Линкс> Mk4(FN), оснащенный опускаемой ГАС. Эти машины (31 единица) используются главным образом с ЭМ УРО типа <Жорж Леги> и <Турвиль> (по два на корабле). Вертолеты AS 565 МА <Пантер> (рис. 5) в противокорабельном варианте базируются на ЭМ УРО типа <Кас-сард> и ФР УРО типов <Лафайет> и <Флореаль> (по одному). Планируется закупить 24 такие машины (в настоящее время поставлено 15).
До недавнего времени обеспечение поиска и спасения в боевых условиях возлагалось на вертолеты SA 321G <Су пер Фрелон> (с боевыми пловцами на борту), однако эта задача была передана эскадрилье вертолетов <Кугар> Mk2 ВВС. Из 15 машин <Супер Фрелон> в боеготовом состоянии поддерживаются, по данным зарубежной прессы, только шесть, в качестве транспортно-десантных на борту ДВКД типа <Ураган> и <Фудр>. До восьми вертолетов могут базироваться на вертолетоносце <Жанна д'Арк> в комбинации с <Линкс> (в настоящее время корабль используется в качестве учебного). В локальных операциях по поиску и спасению задействуются восемь вертолетов SA 365F/SN <Дофин> 2, базирующихся на АБ Йер. До 30 вертолетов SA 319В <Алуэтт> 3 используются в настоящее время для учебно-тренировочных полетов, в том числе при подготовке пилотов армейской авиации, ВВС, жандармерии и таможенной службы.
Начиная с 2005 года в авиацию ВМС начнут поступать вертолеты NH 90 (заказано 27 машин). 14 из них предназначены для замены устаревших вертолетов <Супер Фрелон>, остальные 13 - противолодочных вертолетов <Линкс>. В будущем ими могут быть также заменены, по расчетам командования ALAVIA, и вертолеты <Пантер>.
Командование авиации ВМС Франции рассчитывает, что в результате выполнения всех намеченных программ уже в первые годы наступившего нового столетия произойдет значительное увеличение ее боевых возможностей, направленных прежде всего на повышение эффективности воздушного прикрытия национальных и межнациональных оперативных соединений флота в различных условиях обстановки.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz