ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 3/2001

ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ США

Подполковник В.ПЕЧОРСКИЙ

Министерство обороны США в декабре 2000 года представило администрации и конгрессу страны доклад <Укрепление трансатлантической безопасности - американская стратегия в XXI веке>. В документе сформулированы цели, содержание, пути и направления реализации военно-политического курса Вашингтона в отношении Европы на ближне- и среднесрочную перспективу.
В отличие от широко известного доклада <Стратегия национальной безопасности>, который в соответствии с требованиями американского законодательства в обязательном порядке разрабатывается Белым домом на ежегодной основе, подготовка <региональных стратегий> является прерогативой Пентагона, и данный процесс не имеет четко выраженных временных рамок. (Предыдущий документ по Европе был опубликован министерством обороны США в 1995 году).
Основная причина появления доклада накануне прихода к власти в Вашингтоне новой администрации обусловлена попыткой военного руководства Соединенных Штатов детально проанализировать имеющиеся и потенциальные проблемы во взаимоотношениях с европейскими союзниками для определения возможных путей их преодоления. Как полагают в настоящее время в Пентагоне, последовательное обострение принципиальных разногласий в подходах американцев и европейцев к вопросам обеспечения глобальной и региональной безопасности способно серьезно помешать реализации внешнеполитического курса США и отразиться на ключевых интересах страны на международной арене.
В данном контексте особое беспокойство в Вашингтоне вызывает настойчивое стремление государств Европы к формированию собственных, автономных от Североатлантического союза военных структур, а также к получению большей самостоятельности при решении оборонных вопросов. Под жестким давлением со стороны союзников Соединенные Штаты были вынуждены признать обоснованность прав европейцев на использование в случае необходимости техники, ресурсов и элементов инфраструктуры НАТО. Однако американцы в категорической форме отвергают любые возможности создания и функционирования в рамках Европейского союза (ЕС) независимых органов военного планирования. В Пентагоне считают, что их становление может привести в перспективе к утрате блоком статуса базового компонента новой структуры региональной безопасности, а это, в свою очередь, обусловит снижение роли США в европейских делах, ослабление их влияния на ход и характер происходящих в регионе процессов.
В ходе активно ведущейся в настоящее время дискуссии между Вашингтоном и ЕС по вопросу о реализации так называемой концепции <европейской политики в области безопасности и обороны>. Соединенные Штаты добиваются официального закрепления положений, определяющих создание в обязательном порядке механизмов и правовой базы, позволяющих НАТО в инициативном порядке задействовать формируемый потенциал кризисного реагирования Евросоюза. Американцы настаивают, что именно Североатлантический союз, а не ЕС должен стать той организацией, которая будет использоваться в кризисной ситуации в первую очередь. По-прежнему остается не урегулированным вопрос об участии государств - членов НАТО, не входящих в Евросоюз, в разработке и осуществлении будущих военных операций этой организации.
Для обоснования целесообразности принятия европейцами навязываемой им модели трансатлантического сотрудничества Вашингтон пытается убедить их в необходимости скорейшего нахождения взаимоприемлемых подходов с целью адекватного реагирования на комплекс новых угроз и вызовов в сфере безопасности. США включают в него в первую очередь распространение оружия массового поражения и ракетных технологий, вооруженные конфликты, различные формы международного терроризма и организованной преступности, рост исламского фундаментализма, эскалацию нестабильности в различных регионах. В связи с этим Пентагон все более настойчиво продвигает тезис об исключительной важности увеличения европейцами оборонных расходов, повышения уровня оснащенности и совершенствования боевых возможностей национальных ВС в интересах наращивания военного потенциала НАТО. В то же время другие региональные организации и институты рассматриваются как второстепенные, вспомогательные инструменты контроля за обстановкой и воздействия на нее.
Несколько осложняет отношения между США и Европой отказ подавляющего большинства союзников от безусловной поддержки планов Вашингтона по созданию национальной системы противоракетной обороны. Соединенным Штатам, несмотря на предпринимаемые на различных уровнях усилия, вряд ли удастся переломить ситуацию с использованием лишь пропагандистской риторики, не воспринимаемой западноевропейцами всерьез. В таких условиях Белый дом скорее всего будет вынужден целенаправленно задействовать имеющиеся в его распоряжении рычаги давления на союзников.
Кроме того, по прогнозам руководства Пентагона, в обозримом будущем все более остро будет проявляться потребность в аргументированном обосновании необходимости сохранения на территории Европы мощной группировки ВС США, а также сложившихся на текущий момент в регионе структуры и параметров ядерного сдерживания, позволяющих американцам решать широкий комплекс задач в военно-политической сфере.
В качестве негативных факторов в Вашингтоне рассматривают также следующие: участившиеся случаи уклонения европейцев от поддержки дискриминационных мер в отношении враждебных и недружественных США государств; стремление стран ЕС к развитию более тесного регионального сотрудничества в производстве, приобретении и экспорте вооружений и военной техники; отсутствие единой (проамериканской) позиции по проблеме дальнейшего расширения НАТО; усиливающееся противодействие союзников диктату США при определении путей и способов урегулирования кризисных ситуаций в различных районах мира.
Особая тема, определяющая наличие расхождений во взглядах американцев и европейцев, - это перспективы построения взаимоотношений с Россией, без учета мнения и интересов которой невозможно формирование эффективно функционирующей структуры европейской безопасности. США, в отличие от Европы, отказываются видеть в РФ равноправного партнера в деле решения ключевых международных проблем и намерены продолжать курс, направленный на ограничение ее влияния в регионе. Не случайно в тексте доклада в качестве ключевого элемента политики на российском направлении указана необходимость жесткого противодействия любым шагам России, идущим вразрез с интересами трансатлантического сообщества. Отдельный акцент сделан на критике деятельности РФ в Чечне. Недвусмысленно подчеркивается, что на решения НАТО (если таковые состоятся) о принятии в блок новых членов, в том числе республик Прибалтики, не смогут повлиять страны, не входящие в Североатлантический союз.
Анализ новой европейской стратегии США показывает, что в настоящее время у них отсутствует четкая концепция нейтрализации всего спектра имеющихся или прогнозируемых разногласий и противоречий со своими союзниками. Ее разработка станет одной из наиболее сложных и актуальных задач для внешнеполитической команды президента Дж. Буша, которая будет решаться в общем контексте широкого комплекса мероприятий по определению конструктивных подходов к обеспечению национальной безопасности Соединенных Штатов в условиях динамично меняющейся обстановки. Основной целью политики Вашингтона в Европе, как отмечают западные военные эксперты, останется сохранение за США лидерства и инициативы в урегулировании проблем и конфликтов в регионе, что рассматривается в качестве необходимого условия обеспечения сохранения доминирующего положения стра' ны на мировой арене.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz