СООБЩЕНИЯ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ - ЗВО - 2/2001

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРЕДАТЧИКОВ ТЕЛЕФОННОЙ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В РАДИОЛОКАЦИИ

Полковник А.Горелов

Западные ученые продолжают активно разрабатывать средства ведения разведки воздушных целей, принцип работы которых основан на нетрадиционных методах многопозиционной радиолокации. В частности, специалисты немецкой компании <Сименс> приступили к изучению возможности применения базовых станций национальной мобильной телефонной системы связи дециметрового диапазона волн в качестве источников сигналов, зондирующих воздушное пространство. В соответствии с этим проектом они предполагают создать специальную аппаратуру, способную принимать сигналы мобильной телефонной системы, отраженные от летательных аппаратов. Определять местоположение воздушных целей планируется путем вычисления разности фаз сигналов, излучаемых несколькими базовыми станциями, координаты которых известны с высокой точностью. При этом основной технической проблемой является обеспечение синхронизации таких измерений. Решить ее немецкие специалисты намерены, применив технологии высокостабильных эталонов времени, разработанные при создании КРИС NAVSTAR. Таким образом, они планируют достичь синхронизации измерений разности фаз излучений базовых станций мобильной телефонной связи в пределах нескольких наносекунд, что, по их расчетам, обеспечит возможность определения местоположения воздушных целей с высокой точностью.
По мнению зарубежных экспертов, облучение одновременно с нескольких направлений позволит обнаруживать самолеты и ракеты, в том числе разработанные по технологии <стелт> и имеющие низкие показатели эффективной площади рассеяния. Они полагают, что использование инфрастуктуры системы мобильной телефонной связи в качестве сети передатчиков, обеспечивающих зондирование воздушного пространства, дает ряд преимуществ по сравнению с применением для этих целей обычных активных радиолокационных станций. В частности, такая система будет иметь высокий уровень живучести, так как при ее функционировании отсутствуют какие-либо признаки использования базовых станций телефонной мобильной связи в качестве передатчиков РЛС. Если же противник каким-либо образом сможет установить этот факт, он будет вынужден уничтожить все передатчики телефонной сети, что представляется западным экспертам маловероятным, учитывая современный масштаб ее развертывания. Выявление и уничтожение самих приемных устройств такой радиолокационной системы с помощью технических средств практически невозможны, так как во время своего функционирования они используют сигналы стандартной мобильной телефонной сети. Применение постановщиков помех, по мнению разработчиков, окажется также неэффективным в связи с тем, что в работе рассматриваемого варианта многопозиционной РЛС возможен режим, в котором устройства РЭП сами окажутся дополнительными источниками подсветки воздушных целей.
Как полагают немецкие специалисты, военное ведомство любой страны, обладающей развитой инфраструктурой мобильной телефонной связи, способно создать подобную радиолокационную систему. При этом передатчики телефонной сети могут использоваться без ведома их операторов.

НОВАЯ БОЕВАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВВС США

Полковник А.Алексеев

В ноябре 2000 года специалисты ВВС США приступили к развертыванию новой высокоавтоматизированной боевой авиационной системы контроля и управления (С2), с помощью которой руководство этого военного ведомства рассчитывает существенно повысить возможности по планированию и проведению воздушных операций.
Министерство обороны США в ноябре 2000 года одобрило данную разработку корпорации <Локхид - Мартин>, получившую наименование <Автоматизированная система боевого управления ТВД> - TBMCS (Theatre Battle Management Core System), как средство контроля и управления силами и средствами при проведении воздушных операций ВВС США. В соответствии с этим решением предполагается к марту 2001 года оснастить оборудованием TBMCS боевые подразделения американских ВВС, расположенные во всех регионах земного шара.
Системой TBMCS командование американского военного ведомства предполагает заменить <Автоматизированную систему планирования сил и средств ВВС США в условиях развертывания на ТВД> - CTAPS (Contingency Theatre Air Planning System). Как ожидается, новая система позволит объединить ряд функций управления воздушным движением, данные о воздушной обстановке и разведывательную информацию, благодаря чему пилоты, штурманы, операторы управления вооружением, офицеры боевого управления, а также операторы средств ведения воздушной разведки смогут получать общую картину проводимой операции.
Как отмечается в западных СМИ, система TBMCS обеспечит решение следующих задач: оценка угроз и определение их потенциала; автоматический выбор целей и оружия для их уничтожения; выявление наиболее опасных целей с помощью информации об уровне их угроз; формирование сигналов предупреждения о ракетной атаке; распределение вооружений и выдача целеуказаний при проведении оборонительных операций; прием и обработка качественной информации о воздушной обстановке.
Разработанная в соответствии с условиями контракта (рассчитан на шесть лет, стоимость 375 млн долларов), система TBMCS в ходе войсковых испытаний, завершившихся в 2000 году, продемонстрировала более высокий уровень ТТХ по сравнению со CTAPS. В частности, с помощью новой системы, рассчитанной на обеспечение ежедневно до 3 000 вылетов боевых самолетов, американские военные специалисты доказали возможность осуществления контроля и управления 4 597 полетными заданиями ежесуточно в течение десяти дней условного ведения войны вооруженными силами США. По оценке западных экспертов, эти показатели намного превосходят максимальное число самолето-вылетов, совершавшихся в течение суток во время боевых действий в зоне Персидского залива (1990 - 1991) и при нанесении воздушных ударов по территории Югославии (1999).
В ходе испытаний TBMCS позволили формулировать полетные задания (текущий список целей и перечень сил, назначенных для их уничтожения) в 3 раза быстрее, чем существующая система. При этом обеспечивалась выдача потребителям более детальной информации. Войсковые испытания также продемонстрировали возможность планирования и проведения воздушной операции с помощью новой системы в 2 раза быстрее, несмотря на то что численность ее обслуживающего персонала составляет треть личного состава, занимающегося эксплуатацией устаревшей системы CTAPS.

МОДЕРНИЗАЦИЯ МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ ВМС ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДОВ

Капитан 1 ранга В.Чертанов

Командование ВМС Франции, учитывая особую значимость минно-тральных сил в современных условиях, приняло решение модернизировать все 13 имеющихся в составе флота тральщиков - искателей мин (ТЩИМ) типа <Эридан> (проект <Трипарти>), оснастив их новыми, в том числе гидроакустическими, средствами поиска мин. Для выполнения работ отдел программ управления вооружений ВМС заключил с управлением кораблестроения DCN (Directions des Constructions Navales), выступающим в качестве основного контрактора, и компанией <Томсон - Маркони сонар> (TMS), поставляющей минно-тральное оборудование, контракт на общую сумму 744 млн француских франков (114 млн долларов США).
Программой предусматривается оснащение кораблей новейшей ГАС переменной глубины (PVDS), буксируемой аппаратом дистанционного управления <Дабл Игл>, корпусной минно-поисковой ГАС TSM 2022 Mk3 и системой боевого управления минно-тральными действиями TSM 2061, разработанными фирмой TMS совместно с компанией <Бофорс андеруотер системз>. PVDS может использоваться на удалении до 500 м от ТЩИМ, обеспечивая обнаружение, классификацию и идентификацию мин и подобных им предметов на безопасной для корабля дистанции.
Согласно условиям контракта в течение 2000 - 2001 годов для установки на кораблях должны быть поставлены первые семь комплектов станций, а в дальнейшем - еще шесть (в два этапа). В дополнение к 13 корабельным комплектам оборудования управление кораблестроения ВМС получит 14-й, который будет использоваться на берегу (в районе ВМБ Брест) в качестве контрольного, а также специальный тренажер для тренировочных испытаний ГАС PVDS в море. Кроме того, на кораблях намечается установить новый автопилот и спутниковую навигационную станцию GPS (в дополнение к действующей типа <Силедис>), а также оснастить их модернизированным параваном - ликвидатором мин РАР 104.
Первым пройдет модернизацию (в течение шести месяцев) ТЩИМ <Андромед> (М 643), который должен прибыть на судостроительный завод управления кораблестроения (DCN) в ВМБ Брест в мае 2001 года. По завершении работ и последующих шестимесячных оценочных испытаний он будет передан флоту в середине 2002 года. В дальнейшем переоборудование остальных ТЩИМ будет осуществляться ускоренными темпами (четыре корабля в год). Завершить всю программу планируется к середине 2005 года.
Аналогичная программа модернизации голландских тральщиков типа <Алкмаар> (также проекта <Трипарти>), рассчитанная на 1999 - 2002 годы, предусматривает установку на кораблях усовершенствованных ГАС, систем боевого управления минно-тральными действиями STN <Атлас> MIDS и новых параванов - ликвидаторов мин (РАР). Четыре ТЩИМ этого типа будут оснащены ГАС переменной глубины PVDS и буксировщиками немецкого образца (фирмы <Сигнаал>), производство которых должно начаться в 2001 году.

АНГЛО-ИТАЛЬЯНСКИЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ ВМС НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Капитан 1 ранга В.Федоров

В авиацию ВМС Италии начали поступать многоцелевые вертолеты ЕН-101 <Мерлин> производства консорциума <ЕН индастриз>, включающего британскую корпорацию и итальянскую фирму <Агуста>. Контракт на поставку 16 вертолетов (восьми противолодочных, четырех ДРЛО и четырех транспортно-десантных) общей стоимостью 775 млн долларов был заключен в октябре 1995 года и утвержден в июле 1997-го. Первую машину ВМС получили в декабре 1999 года, а завершение поставки всей партии ожидается в 2004-м.
ВМС страны намерены заказать еще по крайней мере восемь вертолетов ЕН-101, преимущественно в транспортно-десантном варианте, для удовлетворения растущих потребностей своих амфибийных сил. Они необходимы, по мнению командования флота, для обеспечения одновременной переброски с кораблей на берег двух рот десантников общей численностью 360 человек.
<ЕН индастриз> рассчитывает также выиграть конкурс на поставку в общей сложности 50 транспортных вертолетов для ВМС североевропейских стран (Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции). В нем участвуют фирмы <Еврокоптер> (вертолет <Супер Пума>), (NH-90) и <Сикорски> (S-92 <Гелибус>).
Другими потенциальными рынками сбыта вертолетов ЕН-101 могут стать Япония, ВМС которой требуются машины для обеспечения минно-тральных и противолодочных действий, а также для заправки в воздухе, и Португалия, планирующая закупить 11 поисковоспасательных вертолетов. Специалисты фирмы <Агуста> уверены, что ЕН-101, способный действовать на значительном удалении от побережья (по крайней мере, до Азорских о-вов, что является одним из основных требований португальских ВМС), более всего подходит для этих целей.
ВВС Италии изучают возможность приобретения этой машины для замены двух своих вертолетов AS-61A-4 VIP совместного производства фирм <Агуста> и <Сикорски>. Один из опытных образцов ЕН-101 участвовал в испытаниях и демонстрации своих возможностей в США в холодных климатических условиях. Наконец, ВМС Канады, планируя закупить от 24 до 30 противолодочных вертолетов, посылали своего представителя в Италию, где в районе Милана проводились (в конце 1999 года) первые демонстрационные полеты ЕН-101. Подписанный Оттавой в 1998 году контракт на приобретение 15 вертолетов AW-320 <Корморан> (поисково-спасательный вариант) итальянского производства существенно усиливает позицию Италии в этом сегменте рынка авиационной техники.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz