СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 11/2000

БРИГАДЫ АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ ДИВИЗИИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США

Подполковник Г.МИНГАТИН

В наступлении бригады армейской авиации (АА) применяются для поддержки атакующих общевойсковых частей и подразделений, быстрого сосредоточения на указанном направлении и нанесения ударов по боевым порядкам противника. На этапе сближения с ним подразделения бригад могут действовать в составе войск прикрытия или главных сил. Разведывательные подразделения вскрывают группировку противника, построение его боевых порядков и слабые места в обороне, а также обеспечивают своевременное и эффективное применение ударных вертолетов, которые перемещаются от одной позиции к другой в постоянной готовности к вводу в бой. Подразделения этих вертолетов могут сковывать противника, наносить по нему удары или блокировать его, способствуя захвату инициативы на раннем этапе боя и ведению решительных действий с ходу.
При ведении наступления вертолеты АА вводятся в бой через бреши, создаваемые в обороне противника массированным применением ПА и самолетов тактической авиации, наносят удары по колоннам бронированной техники, артиллерии на огневых позициях, пунктам управления и узлам связи, скоплениям транспорта и важным узлам дорог. При развитии успеха возможности АА используются для осуществления быстрого маневра силами и средствами с целью выхода во фланг отходящих подразделений противника или оказания помощи своим войскам при закреплении на захваченных позициях. Подразделения бригад армейской авиации ведут непрерывную разведку, уничтожают важные цели, осуществляют высадку десантов для захвата выгодных участков местности, перемещают пункты управления и обеспечивают связь. В ходе преследования важнейшими задачами АА являются поддержание постоянного соприкосновения с противником и создание условий для его окончательного разгрома.
При ведении обороны на базе подразделений и частей армейской авиации формируются общевойсковые тактические группы. Эти подразделения и части могут действовать на второстепенных направлениях самостоятельно, передаваться в оперативное подчинение общевойсковых бригад, а также выполнять другие задачи. При действиях в составе войск прикрытия они ведут разведку противника, блокируют пути его выдвижения, наносят удары по передовым подразделениям и основным силам. Батальоны ударных вертолетов при поддержке ПА могут нанести удары по батальонам второго эшелона, а совместно с тактической авиацией - по выдвигающимся танковым полкам второго эшелона. В основном районе обороны АА действует, как правило, в составе смешанных тактических групп. Только в исключительных случаях усиленная бригада армейской авиации может самостоятельно вести оборонительные действия в назначенной полосе. Ее разведывательный батальон способен выполнять задачи боевого охранения в указанной ему полосе, прикрытия флангов и обороны тылового района или придаваться общевойсковым бригадам.
Батальоны ударных вертолетов являются средством для нанесения поражения противнику или.усиливают бригады дивизии. Их активные действия направляются на предотвращение прорыва обороны противником, обеспечивают быстрое восстановление общевойскового резерва. При проведении контратак в состав группировки может включаться батальон ударных вертолетов. Подразделения армейской авиации выделяются также в резерв контратакующей группировки для усиления подразделений, ведущих боевые действия. Большое влияние на ход и исход боевых действий подразделения АА могут оказывать также при выходе из окружения, отходе и других видах оборонительных действий.
Подразделения ударных вертолетов обычно входят в вертолетные или смешанные самолетно-вертолетные группы, состав которых зависит от обстановки, наличия сил и средств. Ударные вертолетные группы могут включать один - три вертолета наблюдения и два - шесть ударных вертолетов, смешанные самолетно-вертолетные группы - четыре штурмовика А-10, пять ударных и четыре вертолета наблюдения.
Ударные вертолетные группы в ходе выполнения задачи могут наносить по целям удары с соблюдением правила <одной трети> последовательно или одновременно двумя-тремя группами. Первые предусматривается осуществлять в тех случаях, когда необходимо обеспечить ведение непрерывного огня по противнику При этом треть выделенных вертолетов атакует, треть находится на маршруте для нанесения огневого удара или после его нанесения для дозаправки топливом и пополнения боезапаса, треть - на пункте пополнения боеприпасами и топливом. Одновременные удары двумя-тремя группами применяются в обстановке, когда требуется обеспечить ведение массированного огня на большой площади и нанести противнику максимально возможный урон в предельно сжатые сроки. Повторный выход вертолетов на огневой рубеж при этом возможен через 45 - 60 мин.
При действиях смешанных самолетно-вертолетных групп в районе цели первыми туда прибывают вертолеты наблюдения с задачей вскрыть систему войсковой ПВО, уточнить состав и расположение бронированных объектов, определить наиболее выгодные направления атаки, В последующем в заданный район прилетают ударные вертолеты, которые во взаимодействии с полевой артиллерией подавляют выявленные зенитные средства, а затем совместно со штурмовиками наносят удары по целям. Выход штурмовиков А-10 в этот район осуществляется на предельно малой высоте (10- 150м) парами, а внезапная атака-со стороны флангов и тыла танковых (мотострелковых) подразделений. Чередование ударов вертолетов и самолетов производится до полного выполнения боевой задачи.
При десантированиии тактических воздушных десантов во время полета вертолеты наблюдения и ударные вертолеты следуют впереди (дистанция 2-3 км), на флангах (1-1,5 км) и позади (1-2 км) группы транспортно-десантных вертолетов, ведут разведку маршрута и уничтожают выявленные цели в пределах воздушного коридора, ширина которого может составлять 2 - 4 км. Вертолеты с десантом выполняют перелет обычно с крейсерской скоростью 100 - 150 км/ч на высоте 500 - 600 м. Перед высадкой десанта осуществляется короткое и мощное огневое поражение противника в зоне высадки, иногда может ставиться дымовая завеса. С выходом транспортно-десантных вертолетов к зонам высадки огонь ведется по объектам, расположенным по их периметру.
Для эффективного руководства боевыми действиями подразделений армейской авиации в интересах командира бригады на базе штаба предусматривается развертывание командного пункта (КП), а при необходимости - передового командного пункта (ПКП) или чаще передовой группы командира бригады (ПГК). Для развертывания КП применяются различные фургоны и укрытия в тыловом районе бригады, а ПКП или ПГК - ограниченное количество наземных транспортных средств или вертолет управления и связи. КП будет решать вопросы планирования, информационного обеспечения и организации связи. Отсюда осуществляется взаимодействие со всеми частями и подразделениями дивизии, например, по вопросам оказания необходимой поддержки, а также по другим, связанным с управлением авиацией и координацией использования воздушного пространства в полосе ответственности дивизии.
Таким образом, по оценке американского командования, части и подразделения армейской авиации играют важную роль на современном поле боя. Боевые вертолеты способны самостоятельно или во взаимодействии с тактической авиацией уничтожать бронетанковые подразделения и части противника. Разведывательные вертолетные подразделения благодаря своей мобильности могут оперативно вести наблюдение на глубину до 100 км и на большой территории. Многоцелевые и транспортно-десантные вертолеты обеспечивают высадку аэромобильных десантов, быстрый маневр силами и средствами на поле боя и решение других задач. Основным способом использования АА является проведение совместных с частями и подразделениями других родов войск боевых действий в составе общевойсковых тактических групп. Ее силы и средства обеспечивают успешное решение боевых задач путем массированного применения всех имеющихся средств, способствуя тем самым сосредоточению усилий в критический момент на решающем участке.
В настоящее время имеется промежуточный вариант структуры бригады армейской авиации механизированной (бронетанковой) дивизии в составе пяти батальонов: разведывательного, двух ударных вертолетных, транспортно-десантного вертолетного и обеспечения.
Обновление вертолетного парка планируется осуществить путем реализации программ поставок современных вертолетов, модернизации состоящих на вооружении образцов и создания машин нового поколения. При этом основными целями всех перечисленных программ являются: повышение разведывательно-ударных возможностей вертолетов; поддержание возможностей транспортных и многоцелевых вертолетов для эффективного решения задач по переброске войск и грузов, эвакуации раненых и высадки воздушных десантов; повышение живучести машин, достижение всепогодности и круглосуточности полетов; упрощение технического обслуживания вертолетов и тылового обеспечения подразделений АА; сокращение количества образцов вертолетов.
В рамках выполнения этих программ продолжается переоборудование ударных вертолетов АН-64 в вариант D. Ведутся работы по созданию машин следующего поколения, в результате чего появятся новые типы вертолетов. Сохранятся как тип и получат дальнейшее развитие такие их варианты, как ударные, многоцелевые и транспортно-десантные. С принятием на вооружение вертолетов нового типа - разведывательно-ударных - роль узкоспециализированных вертолетов наблюдения ОН-58 будет постепенно уменьшаться и в итоге сведется к решению главным образом вспомогательных задач. В перспективе их место могут занять беспилотные летательные аппараты.
Состав бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения разведывательно-ударных вертолетов RAH-66 <Команч> дает возможность автономно, независимо от времени суток и метеоусловий, вести поиск и уничтожать наземные и воздушные цели, осуществлять целеуказание для других летательных аппаратов (ЛА), а также наземных огневых средств СВ в реальном масштабе времени. Это обеспечит ведение армейской авиацией разведывательно-ударных боевых действий.
Высокие скоростные характеристики и эффективное противотанковое вооружение позволят более широко применять вертолетные рейдовые действия с целью нанесения ударов по бронетанковым формированиям второго эшелона и контрударов по прорвавшимся войскам противника, а также использовать противотанковые вертолетные засады.
Необходимо отметить и такую особенность развития боевых вертолетов, как придание им способности вести борьбу с низколетящими воздушными целями с помощью УР <воздух-воздух>. Для решения этой задачи он обладает высокой маневренностью, живучестью и низким уровнем демаскирующих признаков. Таким образом, перспективный разведывательно-ударный вертолет будет представлять собой высокоэффективную и универсальную систему оружия, способную самостоятельно выявлять и уничтожать наземные и воздушные цели, а также обеспечивать целеуказание для других ЛА и огневых средств в реальном масштабе времени.
Многоцелевые и транспортно-десантные вертолеты планируется оснастить новейшим навигационным оборудованием, средствами связи и обмена информацией на поле боя, аппаратурой РЭБ, приборами ночного видения. Основу парка составят многоцелевые модернизированные вертолеты UH-60 - универсальные машины, обладающие большой грузоподъемностью и возможностью применения различных видов оружия. Кроме того, в полевых условиях их можно будет быстро переоборудовать для перевозки грузов, высадки десанта, эвакуации раненых, проведения поисково-спасательных операций, обеспечения связи и управления войсками, ведения разведки и выполнения других задач. Важное значение придается способности выполнять автономный полет на большую дальность, в том числе в тыл противника, независимо от времени суток в сложных погодных и климатических условиях, а также обеспечению живучести, надежности и эксплуатационной технологичности этих вертолетов. В более отдаленной перспективе планируется разработать для армейской авиации ЛА JTR с вертикальным взлетом и посадкой, в котором будут сочетаться характеристики вертолетов и высокая дозвуковая скорость полета.
В целях повышения эффективности транспортно-десантных вертолетов CH-47D <Чинук> разработана программа их модернизации, направленная на повышение тактико-технических характеристик, обеспечение возможности выполнения боевых задач в любых метеоусловиях и ночью, а также при полетах на малых высотах. Дальность полета машины с полезной нагрузкой 7 т предполагается увеличить до 180 км благодаря установке новых, более мощных и экономичных двигателей. В состав бортового радиоэлектронного оборудования планируется включить ИК-станцию переднего обзора, систему ночного видения, многофункциональные индикаторы, аппаратуру отображения информации на лобовом стекле, помехозащищенные средства связи и передачи информации, а также перспективные средства РЭБ и системы противодействия УР классов <воздух-воздух> и <земля - воздух> с ИК системой наведения. Все это позволит продлить срок службы вертолетов при одновременном снижении стоимости их эксплуатации.
Особое внимание руководства СВ США к вопросам развития армейской авиации определяется ее универсальными боевыми свойствами, способностью эффективно действовать в сложных климатических и географических условиях на любых ТВД, в том числе со слабо развитой инфраструктурой. Проводимые американским командованием мероприятия по совершенствованию и развитию АА направлены на повышение боевых возможностей соединений и частей сухопутных войск, а также на обеспечение ведения высокомобильных боевых действий. В перспективе следует ожидать дальнейшего усиления формирований армейской авиации в составе дивизий СВ, что позволит оказывать постоянную огневую поддержку наземной группировке, уничтожать важные объекты противника на поле боя, а также вести борьбу не только с наземными (включая средства войсковой ПВО), но и с воздушными целями.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz