СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 11/2000

ОТ ВИДОВОЙ КОНЦЕПЦИИ К НОВОЙ ТЕХНИКЕ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США

Полковник С.ПЕЧУРОВ, доктор военных наук

Военно-политическое руководство США все в большей степени осознает невозможность вооруженных сил страны противостоять уже обозначенным и тем более грядущим вызовам национальной безопасности. И даже в целом успешный для Вашингтона, по мнению американских официальных лиц, исход прошлогодней агрессии против Югославии тем не менее поверг в уныние многих специалистов и представителей как законодательной, так и исполнительной власти страны главным образом явной неспособностью наземных сил США противостоять отнюдь не самому грозному противнику в лице югославской армии.
В связи с этим в очередном промежуточном документе, подготовленном созданной в прошлом году специальной комиссией (еще называемой комиссией Радмэна - Харта) для выработки новой стратегии национальной безопасности США в XXI веке, отмечается настоятельная необходимость уже сегодня вплотную заняться формированием <экспедиционных сил быстрого реагирования>. Бывший верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе американский генерал У. Кларк, недавно объявивший о <боеспособности американских войск в условиях любой кризисной обстановки>, также был вынужден подчеркнуть целесообразность большего внимания к подготовке наземных сил к быстрым и решительным действиям в конфликтах, не достигающих масштабов войны.
Научно-технический совет МО США, имеющий высокий авторитет среди американского военного истеблишмента, в конце прошлого года обнародовал доклад под названием <Технологические стратегии обороны в XXI веке>, в котором также констатируется факт образовавшейся в структуре американских ВС <бреши>, то есть, как отмечается в докладе, на фоне в определенной степени подготовленных к крупномасштабным войнам частей и соединений всех трех видов вооруженных сил налицо почти полное отсутствие достаточного количества формирований, предназначенных для быстрой переброски в течение 24 - 96 ч на любой ТВД и немедленного вступления в бой. В докладе содержится рекомендация военно-политическому руководству страны объединить усилия всех этих видов для разработки новых концепций и формирования качественно новых экспедиционных сил.
Но и в видах ВС США также <своевременно>, еще до констатации политиками <неудовлетворительного положения вещей>, осознали необходимость приведения их концепций и структур сил в соответствие с новыми взглядами руководства страны на возможный и наиболее вероятный характер войн и конфликтов грядущего века. Так, в американской прессе сообщалось о встрече представителей сухопутных войск и ВВС с целью обсуждения вопросов более тесного их взаимодействия в разработке и реализации концепций совместного применения, в частности включения наземных компонентов в экспедиционные силы ВВС.
Не осталось в стороне от развернувшейся на страницах специализированных изданий очередной кампании по <продвижению идей о необходимости реформирования вооруженных сил> и созданное в октябре 1999 года на базе Атлантического командования Объединенное командование (ОК) единых сил. Специалисты нового командования разработали и в конце минувшего года предали гласности новую концепцию <быстрых и решительных операций> объединенных (то есть включающих компоненты из разных видов ВС) формирований ВС. Эта концепция, окрещенная некоторыми американскими специалистами как <блицкриг XXI столетия>, призвана в случае ее реализации обеспечить интеграцию существующих и создаваемых в видах ВС формирований быстрого развертывания для <их немедленной переброски в любой регион мира, оперативного занятия боевого пространства, обеспечения всеобъемлющего превосходства во всех его сферах и тем, самым достижения успеха в любых условиях кризисной обстановки или конфликта>.
И если ВВС и ВМС США, как отмечают американские специалисты, уже довольно продолжительное время разрабатывают и совершенствуют концепции, такие, например, как <Экспедиционные аэрокосмические силы> (ВВС), <Вперед с моря> и <Оперативный маневр с моря> (силы флота и МП), в которых в частности рассматриваются вопросы быстрого реагирования на кризисы, то сухопутные войска явно <задержались с реакцией на настоятельные требования времени>.
Под воздействием критики новое руководство этого вида ВС США во главе с начальником штаба СВ генералом Э. Шинсеки в середине октября 1999 года представило новую, по мнению многих, <революционную> концепцию (или программу) развития СВ США в виде документа - <Видение сухопутных войск> (по аналогии с периодически публикуемым документом ВС США - <Единое видение>). Во вступлении называется общая цель грядущих преобразований: адаптация организационной структуры, а также В и ВТ к положениям национальной военной стратегии и потребностям объединения усилий в этом всех видов ВС, что в конечном счете позволит наземным войскам достойно встретить вызовы в XXI веке. Более конкретная цель реализации данной концепции - нивелировать разницу между тяжелыми и легкими формированиями СВ и обеспечить им способность к быстрому развертыванию в любом регионе мира из расчета: бригада/боевая бригадная группа (ббг) - за 96 ч, дивизия - за 120 ч и пять дивизий - за 30 сут.
Давно ожидаемая концепция трансформации сухопутных войск встретила первоначально практически единодушную поддержку не только со стороны ВВС и ВМС, но и, что более существенно, среди влиятельных законодателей. Так, председатель одного из сенатских подкомитетов комитета по делам вооруженных сил США республиканец Р. Сэнторум объявил: <Мы твердо поддерживаем Э. Шинсеки в осуществлении его программы модернизации сухопутных войск>. Другой влиятельный сенатор-демократ Дж. Либерман был еще более эмоционален в своих заявлениях: <Генерал Шинсеки осуществляет историческую миссию по трансформации СВ и нуждается в нашей безусловной поддержке!>.
После опубликования проекта оборонного бюджета на 2001 год и развернувшейся по его статьям дискуссии как в законодательных органах власти, так и в СМИ стали более четко вырисовываться контуры запланированных руководством СВ преобразований и более рельефно высветились те проблемы, с которыми придется столкнуться на этом пути американским военным. Если суммировать все намеченные преобразования, то их можно свести к трем направлениям, которые нашли отражение в проекте бюджета на 2001 год, а именно: создание двух <средних> бригад или ббг; отбор и поставка в эти формирования так называемых переходных <средних> бронированных машин (ББМ) для проведения полевых испытаний и экспериментов; выбор окончательного варианта боевой машины сухопутных войск будущего, которая станет базовой для всего семейства ББМ.
Руководство СВ в конце 1999 года получило мощную поддержку со стороны cената в том, что касается финансирования намеченных программ модернизации данного вида вооруженных сил. Законодатели приняли решение дополнительно выделить 800 мдн долларов к бюджетному запросу президента на 2001 финансовый год. При этом основные средства будут направлены именно на формирование двух боевых бригадных трупп в результате чего более чем в 2 раза увеличатся бюджетные ассигнования по сравнению с президентским вариантом, предусматривающим выделение на данные цели 537 млн долларов. Так, на оснащение 1-й ббг выделяется дополнительно 133 млн долларов, а 2-й - дополнительно 800 млн долларов. Помимо этого, законодатели ассигновали еще 150 млн долларов на проведение экспериментов и испытаний техники в 1 -и ббг.
Таким образом, можно констатировать, что квинтэссенцией программы преобразований СВ является решение двуединой задачи - создание <средних формирований> в виде боевых бригадных групп, оснащенных <средними> (по критериям массы и вооружения) бронированными машинами. Рассматривается вариант создания на первых порах от пяти до восьми ббг. Причем в проекте бюджета на 2001 финансовый год уже выделены средства на создание и соответствующее оснащение двух групп: 1 -и на основе 3-й бригады из состава 2 пд (Форт-Люис, штат Вашингтон) к 31 марта, и 2-й - к 30 сентября 2001 года. В последующем предполагается формирование таких групп из расчета две в год.
И если с формированием структурно новых частей - боевых бригадных групп как прототипов ядра будущих СВ США - все более или менее ясно, то вопрос с оснащением их боевыми бронированными машинами решается не так просто, как планировали генерал Э. Шинсеки и его окружение.
Дело в том, что первоначально <команда Шинсеки> выдвинула идею о формировании (с целью резкого увеличения таких параметров, как транспортабельность и мобильность) контингента сухопутных войск, полностью оснащенного лишь колесной бронированной техникой для замены состоящих на их вооружении танков <Абраме>. И в связи с этим были выдвинуты жесткие условия разработчикам такой техники: боевая машина будущего должна иметь массу 10 - 20 т, вмещать отделение военнослужащих, выполняться с применением технологии <стелт>, иметь электрический двигатель, иметь запас хода без дозаправки 300 - 500 км, быть унифицированной для применения на любой местности и в любых климатических условиях, а также авиатранспортабельной (для этой цели будут использоваться самолеты С-130 и С-17).
Между тем по мере более детальной проработки концепции требования к новой технике стали постепенно смягчаться. Так, представитель штаба СВ генераллейтенант Р. Керн заявил: <Боевая машина будущего может быть как колесной, так и гусеничной. Конкурс позволит определить оптимальный вариант>.
Главное теперь, как считают заказчики (СВ США), чтобы новая машина могла транспортироваться самолетом С-130 и имела на вооружении, как минимум, крупнокалиберный пулемет и гранатомет.
Естественно, для разработки <боевой системы будущего>, как окрестили перспективную ББМ американские специалисты, требуется довольно продолжительное время. Но руководство сухопутных войск решило форсировать процесс путем отбора уже в 2000 году и поставки в первые две боевые бригадные группы так называемых <переходных> бронированных машин из парка состоящих на вооружении, причем не обязательно ВС США. Это необходимо сделать, как отмечает представитель штаба СВ, для проведения экспериментов по проверке на практике теоретических разработок сухопутных войск, касающихся оргструктуры <армии будущего>. Естественно, появилось множество желающих продать или предоставить <напрокат> сухопутным войскам уже существующие ББМ. Как отмечается в американских специализированных средствах информации, наибольшие шансы, видимо, есть у разработанной швейцарской фирмой <МОВАГ моторвагенфабрик> боевой бронированной машины <Пирана>, которая производится по лицензии в Канаде филиалом фирмы GM (машина состоит на вооружении канадских СВ).
Что же касается собственно <боевой системы будущего>, то ее поступление на оснащение новых формирований сухопутных войск запланировано, по разным данным на 2010 - 2012 годы, причем общие потребности в различных модификациях этой машины, как ожидается, будут составлять 2 500 - 2 700 единиц.
Создание <боевой системы будущего> и оснащение ею вновь создаваемых мобильных сил руководство сухопутных войск тесно увязывает с налаживанием производства легкой 155-мм гаубицы, новой противотанковой системы и проектируемого в настоящее время <транспортного самолета будущего> с вертикальным взлетом и посадкой, который должен заменить вертолет <Чинук> и по своей грузоподъемности соответствовать массе новой ББМ (20 т).
Несмотря на естественное стремление некоторых предприятий военно-промышленного комплекса США (и не только Соединенных Штатов) подключиться к реализации новой программы переоснащения американских сухопутных войск, в целом обнародование в конце прошлого года концепции глубокой трансформации СВ повергло в шок многие компании ВПК. Как явствует из детального анализа проекта оборонного бюджета на 2001 год в угоду реализации идеи Шинсеки министерство армии пошло на такой беспрецедентный шаг, как отказ от семи программ модернизации вооружений, или на существенный пересмотр сроков выполнения, а также объемов финансирования и реструктуризации других. В числе последних программы модернизации 70-т танков М1А1 <Абраме>, разработка и испытания самоходной артиллерийской установки <Крусейдер> и прочие. Под угрозой срыва в результате резкой смены акцентов в направлениях развития СВ оказалась и запланированная на конец 2002 года программа экспериментов (исследовательских учений) на уровне армейского корпуса. Видимо, коренным образом будет пересмотрена реализуемая уже в течение трех лет американо-британская программа по созданию разведывательной бронированной машины. Во всяком случае, глубокую озабоченность у британцев вызвало одностороннее решение США сократить выделяемые на эту программу средства сразу на 450 млн долларов.
Буквально в последнее время и сенат Соединенных Штатов, первоначально так рьяно поддерживавший <концепцию Шинсеки>, все чаще стал выражать сомнения в ее необходимости и реальной осуществимости. Так, по мнению влиятельного сенатора П. Робертса, в случае реализации этой концепции сухопутные войска США попросту превратятся в копию морской пехоты, численность и структура которой в полной мере соответствует национальной военной стратегии. Высокопоставленный представитель ВВС намекнул на то, что их <коллеги из сухопутных войск так толком и не объяснили, почему именно пять соединений следует сделать мобильными настолько, что их можно будет перебрасывать в течение 30 сут в любой регион мира>.
В конце же мая существенный удар по планам руководства СВ неожиданно нанес сенатский комитет по делам вооруженных сил. Он настоятельно рекомендовал сухопутным войскам, прежде чем приступать к <революционным преобразованиям> этого вида ВС, <реанимировать процесс оперативного анализа, экспериментов и демонстрации систем, которые объективно подтвердят правоту или опровергнут целесообразность выполнения программы Шинсеки в отношении оптимизации структуры войск, выбора типа ББМ, их количества, а также разработки оперативно-тактической концепции применения мобильных и быстро развертываемых СВ будущего>. Конкретно указано на необходимость предварительного проведения сравнительного анализа эффективности действий батальонов, оснащенных переходными бронированными машинами, и подразделений, на вооружении которых в настоящее время состоят <тяжелые боевые машины>, и лишь после этого можно делать вывод о целесообразности или нецелесообразности дальнейших шагов в направлении разработанной программы преобразований. Более того, в ходе обсуждения данного вопроса на заседании комитета руководству СВ было в довольно резкой форме сделано напоминание о том, что оно <уже имело в прошлом несколько <фальстартов>, неоднократно пытаясь начать <тупиковые реформы>, в связи с чем законодатели теперь якобы не могут позволить ему произвольно и бесконтрольно расходовать государственные средства.
Вместе с тем военные специалисты Соединенных Штатов подчеркивают, что преодоление возникших трудностей может отодвинуть сроки реализации указанной программы реорганизации СВ США максимум на год и потребует привлечения дополнительных финансовых средств, но ни в коем случае не остановит продвижение нынешнего руководства этого вида американских вооруженных сил по пути создания мобильных, быстро развертываемых сухопутных войск, тем более что оно получило принципиальную поддержку военно-политического руководства США.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz