ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 10/2000

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ И ИНФОРМАЦИОННОМ OPУЖИИ

Майор И. ШАРАВОВ

Современные информационные технологии все глубже проникают во многие сферы жизни общества. Этот процесс становится настолько масштабным, что затрагивает жизненные интересы государств, особенно в области информационной безопасности.
В последнее время на страницах газет и журналов, в выступлениях ученых-теоретиков и практиков все чаще встречаются такие понятия как информационное воздействие, информационная война (ИВ), информационное оружие (ИО). Более того, высказываются мнения, что с наступлением третьего тысячелетия лидерство в мире будет определяться не столько экономическим потенциалом государства, сколько его способностью контролировать информационные процессы. В частности, американский социолог и публицист А. Тофлер в своей книге <Война и антивойна> утверждает, что информационные технологии превращают так называемые <общества второй волны> (индустриальные) в <общества третьей волны> (информационные). Иными словами, в самое ближайшее время произойдет переход от экономической эры развития цивилизации к информационной.
В последние годы в США особую популярность приобрела концепция <информационной войны>. Она основывается на положении о том, что информация и информационные технологии имеют очень важное значение для национальной безопасности в целом и для военных действий в частности. По мнению некоторых американских экспертов, ИВ не классифицируется как отдельный вид войны. Однако можно выделить несколько ее составляющих: защита информации, ослабление ее воздействия и ее опровержение; борьба с системами управления (борьба с <головой и шеей> противника); война, заключающаяся в разработке, защите или выведении из строя систем, предназначенных для сбора и анализа данных о противнике; радиоэлектронная война, предполагающая применение средств криптографии; психологическая война, в которой информация используется для воздействия на дружественную, нейтральную или враждебно настроенную аудиторию; компьютерная война, в которой информационным атакам подвергаются компьютерные системы противника; война в области экономической информации, то есть манипуляция информацией, обеспечивающая экономическое превосходство над противником; кибернетическая война. При этом отмечается, что все эти составляющие весьма слабо взаимосвязаны друг с другом. Поэтому ИВ может рассматриваться скорее как их совокупность.
Силы и средства информационной войны могут привлекаться как при подготовке к военным действиям, так и непосредственно в ходе их. В условиях военного конфликта будут ставиться и решаться задачи физического уничтожения систем боевого управления, сбора, хранения и обработки информации военного и государственного значения, а также морально-психологического воздействия на противника. Поэтому информационное противоборство фактически является одним из видов боевого обеспечения.
Понятие <информационное оружие> в настоящее время трактуется как использование специально подобранных средств, под воздействием которых происходит изменение процессов не только в информационных, но также в социальных системах в соответствии с поставленными целями. Применять ИО предполагается на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Основные объекты его воздействия - информационно-технические системы (от финансово-экономических до систем управления войсками), социальные системы, отдельные личности или группы лиц (то есть групповое и индивидуальное сознание).
ИО применяется для оказания информационного воздействия, которое может быть информационно-техническим или психологическим. Информационно-техническое воздействие осуществляется преимущественно с целью нарушения работы и выведения из строя телекоммуникационных систем и электронных баз данных (например, путем создания электромагнитных помех или дезорганизации их работы в результате несанкционированного доступа) с помощью вирусов или <логических бомб>.
Воздействие ИО на отдельные группы людей организуется главным образом в рамках психологической войны. Так, предусматривается использование информации с целью влияния на человеческую психику, то есть для оказания определенного психологического воздействия, способного привести к изменению поведения объекта в нужном направлении. По мнению некоторых американских специалистов, существует несколько форм психологической войны: операции против населения, войск и командования вооруженных сил противника, а также культурная экспансия.
Операции, направленные против населения. Использование во время их проведения методов психологического воздействия, объектом которого является население какогoлибо государства, может осуществляться как <мягко> (с целью формирования благоприятного отношения к присутствию и действиям своих войск), так и <жестко> (с другими целями), и является важным дополнением к войсковым операциям.
Во время пребьшания американского вооруженного контингента в Сомали в 1995 году лидер повстанцев генерал М. Айдид достаточно успешно использовал возможности психологического воздействия. Он и его окружение сумели организовать показ <реальной картины происходящего> некоторыми американскими СМИ, Кадры с изображением сомалийцев, волочащих трупы американских солдат по улицам г.Могадишо, показанные в выпусках новостей канала Си-Эн-Эн, вызвали резко негативную реакцию населения в США, потребовавшего от администрации скорейшего вывода американских войск из Сомали. Лидерам повстанцев удалось добиться своей цели - в результате этих акций началась эвакуация американцев, хотя во время вооруженных столкновений погибло всего 19 морских пехотинцев.
Среди основных задач СМИ, решаемых в ходе операции <Буря в пустыне>, американские специалисты выделяли следующие: добиться понимания и одобрения действий многонациональных сил (МНС) в региональном масштабе: представить США в качестве единственного и надежного защитника, который может справиться с ситуацией; способствовать возникновению среди иракских военнослужащих разногласий и паники, сломить их волю к сопротивлению, склонить к дезертирству и сдаче в плен: содействовать расколу в иракском руководстве, подорвать доверие к нему со стороны населения; способствовать объединению действий дружественных стран.
Операции, направленные против войск противника. По мнению американских исследователей, при психологическом воздействии в ходе операций на войска противника в первую очередь должны учитываться мотивация поведения военнослужащих, связанная со страхом быть убитым или получить увечья, а также ненависть солдат, находящихся на передовой, по отношению к тем, кто <отсиживается> в тылу. Так, во время войны в зоне Персидского залива (1991) органам, ответственным за проведение психологических операций МНС, удалось убедить часть иракских военнослужащих в том. что если они оставят свои весьма уязвимые позиции, то смогут сохранить свою жизнь. Этот тезис подкреплялся точечными ударами союзников по иракским опорным пунктам.
В период этой войны основным объектом психологического воздействия были вооруженные силы Ирака. Посредством мощной пропагандистской кампании, развернутой СМИ, главным образом через радиовещание, американцы и их союзники надеялись подорвать доверие иракцев к президенту С. Хусейну, убедить в бесперспективности сопротивления военной машине США, породить сомнения в качестве состоящих на вооружении иракской армии В и ВТ, а также дезинформировать иракского лидера и командование ВС Ирака о планах боевых действий американских войск и их союзников.
В рамках этой кампании самолеты ВВС США сбрасывали над районами дислокации частей иракской армии большое количество листовок, призывавших солдат не оказывать сопротивления и переходить на сторону коалиции, возглавляемой Соединенньми Штатами. Пропагандистские тексты готовились на высоком профессиональном уровне с учетом национально-психологических особенностей арабского населения, отличались лаконичностью и простотой. Некоторые из листовок вообще не содержали текста, а были чисто иллюстративными. По словам одного из командиров иракской дивизии, <листовки по силе воздействия на моральный дух солдат уступали лишь воздушным бомбардировкам>. Вместе с ними разбрасывались и малогабаритные радиоприемники, позволявшие прослушивать на фиксированных частотах передачи, имевшие антииракскую направленность. Влияние <Голоса залива> на иракских солдат было настолько серьезным, что их командиры запрещали пользоваться транзисторными приемниками.
Одновременно с этими мероприятиями предпринимались и другие шаги. Подыгрывая иракским средствам массовой информации, которые изо дня в день внушали гражданам, что их армия, <закаленная в многолетних боях с Ираном>, имеет <всесторонний, богатый опыт>, а президент <обладает полководческим талантом>, американские официальные представители умышленно искажали данные своей разведки, сознательно недооценивая в публичных выступлениях такие оказавшиеся в итоге решающими факторы, как недостаточные профессионализм и морально-волевые качества иракских военнослужащих.
Этому в известной степени способствовали и появившиеся в западной печати прогнозы потерь МНС в случае начала боевых действий - они исчислялись десятками тысяч. В частности, выделялся факт отправки из США в Саудовскую Аравию 55 тыс. пластиковых мешков-гробов, а также двух огромных плавучих госпиталей: американского <Мерси> и французского <Ла Ране>, каждый из которых способен круглосуточно принимать до 200 раненых. Эти два, казалось бы, взаимоисключающих направления психологической обработки в действительности дополняли друг друга, обеспечивая полное перекрытие воспринимаемого иракцами информационного потока. Причем наибольшего эффекта в тот период достигли как раз те сообщения, передача которых преследовала цель <расслабить> военнослужащих, вселить в командование вооруженных сил Ирака чрезмерную самоуверенность и непогрешимость в своих действиях. Такая хорошо скоординированная <информационная агрессия> достигла своей цели, по крайней мере в отношении населения США. Если к концу сентября 1990 года в поддержку войны выступал лишь каждый десятый житель страны, то к началу ее активной фазы (середина января 1991-го), согласно данным опросов общественного мнения, уже свыше 80 проц. ее граждан поддерживали действия своего президента по урегулированию кризиса с применением силы.
Следует отметить, что дезинформация часто готовится задолго до ее обнародования. Так, лондонский журнал <Мидл Ист> в августе 1982 года писал, что еще за год до агрессии Израиля против Ливана информационная служба израильского правительства подготовила варианты заявлений для печати, где излагалась версия Тель-Авива о причинах вторжения на соседнюю территорию. Задолго до того, как они пересекли границу Ливана, в израильских посольствах уже лежали комплекты <оправдательных документов>, подготовленных на различных языках.
По утверждению западных военных специалистов, военно-политическое руководство США стало уделять особое внимание вопросам психологического обеспечения действий войск и в период проведения миротворческих операций. С самого начала предусматривается участие в них подразделений психологической войны путем включения их в состав так называемых сил специального назначения, которые первыми прибывают в зону конфликта. Поэтому не случайно в арсенале несмертельного оружия имеются средства, способные повлиять на психическое состояние человека, особенно в экстремальных (боевых) условиях. Планируется, например, создавать в небе голографические изображения исламских мучеников, которые <с небес> будут призывать <своих единоверцев> сдаваться на милость противника и возвращаться домой.
Операции, направленные против командования войск противника, введение в заблуждение которого является важной задачей психологического воздействия. Так, во время кризиса в зоне Персидского залива иракское военное руководство полагало, что США будут использовать ВВС ограниченное время непосредственно перед проведением наземньк операций. Авианалеты же американской авиации продол/кались 38 сут. Командование ВС Ирака также располагало данными, согласно которым МНС собирались высадить морской десант на побережье Кувейта. Однако эти планы не были воплощены в жизнь. В процессе развертывания войск антииракской коалиции в зоне Персидского залива значительная часть мероприятий по дезинформации осуществлялась согласно специальному плану комитета начальников штабов вооруженных сил США.
В тот период американское командование, широко используя СМИ, приступило к плaномерному распространению заведомо ложных сведений о характере подготовки ВС к возможным боевым действиям против Ирака. Наиболее важные дезинформационные мероприятия были проведены во второй половине августа 1990 года, когда происходило интенсивное наращивание группировки американских войск в Саудовской Аравии. Именно тогда по информационным каналам неоднократно передавались значительно завышенные данные об уже переброшенных в регион живой силе и техники, что заставило иракское командование отказаться от нанесения превентивного удара по войскам коалиции, которые в тот момент, по признанию американских генералов, были достаточно уязвимы.
Сразу после вторжения иракских вооруженных сил в Кувейт американское правительство и Пентагон пытались представить С.Хусейна в образе ближневосточного Адольфа Гитлера. Американская и кувейтская разведки также распространили в СМИ слух о том, что иракцы разбивали инкубационные ящики в кувейтских больницах, вытаскивали оттуда новорожденных и убивали их, бросая на каменный пол. На вывезенных - якобы с риском для жизни - из Кувейта расплывшихся фотографиях были изображены маленькие тельца, лежащие на полу, являвшиеся в действительности куклами. Многие газеты опубликовали эту историю на первых страницах. Только через три года после окончания войны стало известно, что британское рекламное агентство <Хилл энд Ноултон> получило за такую <работу> 10,8 млн долларов.
ЦРУ помогало также сочинять истории, изображающие иракцев варварами, и психологически готовить общественность западных стран к войне против Ирака. В связи с этим руководство некоторых из них пересмотрело свои взгляды на возможные сроки создания Ираком атомной бомбы. Сначала утверждалось, что С.Хусейн в состоянии сделать это менее чем за два года, через три недели срок уменьшился до шести месяцев, а в октябре 1991 года - почти до двух. Общественность вводили в заблуждение и тогда, когда представители Пентагона заявляли, что в Кувейте сконцентрировано 250 тыс. солдат из элитных иракских соединений и частей, готовых уничтожить противостоящий им американский воинский контингент. После войны выходящая в США газета <Ньюсдэй> писала: <боеготовые солдаты союзников, носившиеся по пескам на танках и сбрасывавшие бомбы с самолетов, воевали в конечном счете с врагом-призраком. Большею часть сильной иракской армии, насчитывавшей в Кувейте и Южном Ираке якобы 500 тыс. человек, так нигде и не удалось найти>.
Активное использование СМИ в мероприятиях по дезинформации выражалось также в организации <регулярных утечек> секретных сведений и распространении <личных мнений> высокопоставленных представителей американской администрации и военно-политического руководства США. Результативность и высокая эффективность подобных действий, достигаемые путем их тщательной подготовки и организованного проведения, неоднократно подтверждались и в других вооруженных конфликтах. Эти дезинформационные сообщения готовились и заблаговременно распространялись через СМИ соответствующими службами.
В рамках подобных операций предусматривается также оказание психологического воздействия посредством других каналов. Как правило, они используются с целью дезинформации командования противника относительно собственных намерений и возможностей. Так, могут преувеличиваться (а в определенных случаях преуменьшаться) численность группировок войск, боевая мощь оружия, масштабы приготоатсния к войне и т. д.
Культурная экспансия. Среди западных специалистов пока нет единого мнения по вопросу о том, является ли культурная экспансия видом психологического воздействия. Однако очевидно то, что многие страны всерьез озабочены масштабами вторжения в их национальную культуру западной (преимущественно американской) массовой культуры. Опасения вызваны тем, что привнесенные со стороны <культурные ценности> постепенно вытесняют традиционное культурное наследие того или иного народа, снижают уровень национального самосознания, а все это может привести к негативным последствиям в политической сфере.
Рассмотренные формы психологической войны не являются чем-то принципиально новым, но способны дать ощутимый эффект при условии правильного подхода и использовании последних достижений в области информационных технологий. Некоторые американские научные центры проводят исследования, связанные с подавлением воли к сопротивлению, <зомбированием> психики (манипулированием и перестройкой сознания), программированием поведения людей в экстремальной обстановке с целью деморализации личного состава вооруженных сил противника. В зарубежных СМИ появляются сообщения о работах над созданием генераторов частотной кодировки мозга, биолокационных установок высокочастотных и низкочастотных генераторов, химических и биологических средств и других устройств, способных вызвать направленные изменения в психике человека, а следовательно, повлиять на его сознание и поведение.
Очевидно, что та сторона, которая располагает большим объемом информации о противнике, лучше подготовлена к войне. Важно учитывать особенности национальной культуры противника, способы подачи и восприятия им информации. В настоящее время знание того, как противостоящая сторона использует информационные системы (коммуникационные сети. базы данных), а также алгоритмы систематизации знаний и принятия решений, имеет исключительное значение.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz