ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 9/2000

КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МНОГОЦЕЛЕВЫХ КОРАБЛЕЙ ВМС ДАНИИ

Капитан 2 ранга С.ПРОКОФЬЕВ

Военно-морские силы Дании предназначены для защиты интересов государства во взаимодействии с другими видами вооруженных сил и осуществления кошроля над территориальными водами, включая прибрежные акватории Гренландии и Фарерских о-вов. Они обязаны также принимать участие в международных акциях и выполнять целый комплекс задач в соответствии с союзническими обязательствами в рамках Северо-Атлантического альянса (НАТО).
Для решения этих задач ВМС Дании располагают флотом, который насчитывает около 120 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, в том числе пять подводных лодок, три фрегата УРО, пять фрегатов, 14 корветов, десять ракетных катеров, 52 патрульных катера (включая 3 7 в составе береговой охраны), шесть минных заградителей, 12 катеров-тральщиков. Тактико-технические характеристики боевых кораблей и катеров приведены в таблице.
Значительную часть надводных сил датского флота (более 80 проц.) составляют малые корабли (водоизмещением 300 - 500 т) и катера, относящиеся преимущественно к категориям патрульных и минно-тральных. Особое место в категории патрульных занимают корветы типа <Флювефискен> (рис.1).
Решение о начале строительства этой серии кораблей было принято в начале 80-х годов, когда перед командованием датских ВМС встал вопрос о необходимости вывода из боевого состава 22 кораблей и катеров различных классов (торпедных, ракетных и минных заградителей), но ограниченность финансовых средств не позволяла произвести их замену в соотношении 1:1. Выход был найден в результате развертывания программы <Стандарт флекс ЗОО> - создания многоцелевых кораблей, имеющих единый стандартный корпус, комбинированную энергетическую установку, общие основные системы управления, навигации и связи. Однако комплексы вооружения и системы боевого управления было решено сделать модульными (заменяемыми). Это давало бы возможность устанавливать на них по мере необходимости различное вооружение (артиллерийское, ракетное, торпедное, минно-тральное), изменяя предназначение кораблей. Модульная конструкция при общем сокращении затрат на постройку и эксплуатацию позволила бы иметь оптимальное соотношение кораблей различных категорий при постоянном и даже уменьшенном составе флота.
В июле 1985 года правительство Дании выдало разрешение министерству обороны на заключение контракта с фирмой <Дэнярд> (г. Ольборг) на постройку первых семи многоцелевых кораблей класса корвет. Головной корабль - <Флювефисвгн> (бортовой номер Р 550) вошел в состав ВМС в декабре 1989 года, а в июне 1990-го была заказана вторая партия из шести единиц Последний (14-й) юрветвсерии-<Сёлёвен> (Р 563) был заложена 1993 годуи передан флоту в мае 1996-го. Всего планировалось построить 16 таких кораблей, но из-за финансовых трудностей пришлось сократить программу (на два). Конструктивные особенности проекта многоцелевого корабля. Корпус корабля изготовлен из многослойного стеклопластика, что обеспечивает снижение его собственных физических полей и инфракрасной заметности. Функционально важные отсеки и надстройки усилены кевларовыми панелями для защиты от осколков снарядов, мин и огня стрелкового оружия. С целью повышения мореходных качеств корабль оборудован выдвижными успокоителями качки.
На корабле используется комбинированная дизель-газотурбинная энергетическая установка с маршевыми дизелями (два типа MTU 16V 396 ТВ94 мощностью 3 500 л. с. каждый и один 12V-71 мощностью 500 л. с., работающий на центральный гребной винт в режиме авторотации) и газовой турбиной LM-500 мощностью на валу 5 700 л. с., работающими на полных ходах на три винта регулируемого шага (ВРШ) совместно. Кроме того, вспомогательный дизельный двигатель обеспечивает работу носового подруливающего устройства.
Для монтирования комплексов вооружения и систем боевого управления ими корабли типа <Флювефискен> оборудованы четырьмя шахтами (ячейками) - одна в носовой и три в кормовой части за надстройкой. В качестве вариантов вооружения могут быть установлены (рис. 2): 76-ммАУ<ОТОМеларасулеррэпид> (поз. 1), три спаренных УВП Mk 48 мод 3 ЗУР <Си Спарроу> (поз. 2), две счетверенные ПУ ПКР <Гарпун> Block 1С (поз. 3),два533-ммТАдляторпвдтипаРРУ613 (поз. 4), подъемный кран и поступравления при использовании корабля в варианте тральщика - искателя мин (поз. 5), а также система постановки мин - в варианте минного заградителя (до 60 мин, поз. 6). Каждая шахта для установки комплексов вооружения вмещает контейнер размером 3,5х3х2,5 м. Существуют два вида таких контейнеров: с полностью открытой одной стороной для 76-мм АУ и закрытые (имеются только водонепроницаемые дверь и люки) для остальных комплексов вооружения (торпедные аппараты и минные пути - съемные). Все контейнеры оборудованы стандартными разъемами для подключения к электропитанию и соответствующим системам управления. Оружейный комплекс (или оборудование) устанавливается на палубе, а все его электромеханические агрегаты и электронные устройства находятся внутри корпуса. Если какая-либо из площадок не занята смонтированным оружием или оборудованием, то ее верхняя часть закрывается специальной крышкой. Для установки одного комплекса вооружения на площадку (или его выгрузки) используется передвижной береговой кран грузоподъемностью 15т. Вся операция занимает около 30 мин. Для подключения и проверки всех систем комплекса требуется несколько часов.
Управление комплексами вооружения осуществляется из боевого информационного поста (БИЛ), являющегося частью командного центра, где могут быть установлены от трех до шести пультов операторов (Standard Console Type IIA) производства фирмы <Терма электроник>. На каждом пульте имеются два цветных дисплея, отображающих данные от РЛС, ГАС, инфракрасных и телевизионных систем наблюдения, а также всю необходимую аналоговую информацию о работе комплексов вооружения и обстановке в реальном масштабе времени.
Система управления оружием (Celchis Tech 9LV 200) полностью сопряжена с БИУС (Tenna/Celchis Tech TDS) и предназначена для корректировки огня 76-мм АУ и ЗУР <Си Спарроу> по двум независимым каналам: один из них использует РЛС TRS-3D/16G (на первых семи кораблях установлена РЛС AWS-6G), другой - оптико-электронный канал, включающий лазерные, ИК и ТВ средства наблюдения и сопровождения.
На полное переоборудование корабля, включающее демонтаж одних оружейных комплексов и систем управления ими, установку и проверку других, а также изменение конфигурации АСБУ затрачивается, в зависимости от варианта вооружения, до 12 ч.
Концепция боевого применения многоцелевых кораблей. Основными вариантами использования корветов типа <Флювефискен> являются: патрульный корабль, минный заградитель, тральщик - искатель мин, ракетный корабль, противолодочный корабль.
В базовом варианте патрульного корабля в носовой части устанавливается 76-мм АУ, а на трех оставшихся площадках - контейнеры для хранения имущества и оборудования, а также корабельный кран. Последний используется для спуска и подъема надувной моторной лодки, которая предназначается для транспортировки досмотровых команд и проведения поисково-спасательных операций.
Самым сложным с точки зрения оборудования является вариант тральщика - искателя мин. Кроме 76-мм АУ в носовой части и УВП ЗУР <Си Спарроу> в корме, устанавливается пост управления БИУСМ IBIS-43 и связи с самоходными телеуправляемыми катерами - носителями подводных буксируемых аппаратов (ЛБА) с ГАС бокового обзора TSM 2054, а также кран для спуска (подъема) надувной моторной лодки (используется водолазами подрывниками) и управляемых подводных аппаратов (УПА) <Дабл игл>, которые размещаются на палубе (один или два).
Концепция боевого использования корветов типа <Флювефискен> в качестве минно-тральных предусматривает маршрутное обследование и дистанционно-управляемый поиск мин с помощью телеуправляемых катеров и УПА. Последняя функция включает: обнаружение, классификацию, идентификацию и уничтожение мин. В мирное время такие корабли используются для обследования фарватеров в Балтийской проливной зоне, записи подводной обстановки на магнитную лензу с целью накопления, создания и обновления базы данных об обнаруженных миноподобных объектах (металлические бочки, обрезки труб большого диаметра и т. п.). В период обострения политической ситуации в регионе или с началом боевых действий информация, получаемая в ходе контрольного обследования, сравнивается с созданной в мирное время базой данных. Это позволяет сосредоточить внимание только на появившихся новых объектах, которые с большей степенью вероятности могут быть минами, выставленными противником.
Маршрутное обследование проводится с помощью телеуправляемых катеров-тральщиков, которые буксируют гидролокаторы бокового обзора (ГБО) с переменной глубиной погружения системы DBIS-43 на скорости 4 - 15 уз. Один многоцелевой корабль, используемый в варианте тральщика - искателя мин, может одновременно управлять четырьмя телеуправляемыми катерами: два из которых осуществляют поиск мин, а два других проводягтраление. Однако, какправило, используют два телеуправляемых катера. Приклассификации обнаруженного подводного объекта как <мина> телеуправляемые катера стопорят ход, и с корабля управления спускается на воду УПА с целью передачи данных на носитель для окончательной идентификации объекта и его уничтожения. За один час поиска при скорости буксировки 15 уз и ширине полосы поиска 200 м каждым ГБО может быть обследован район площадью 5,4 км2. Обычно одинтелеуправляемый катер с ГВО проводит маршрутное обследование в полосе шириной 600 - 800 м и длиной 7 миль, после чего он переходит на новый галс или участок. В обследованной полосе проводится уничтожение обнаруженных мин с помощью УПА, на которых размещается заряд - уничтожитель мин DAMDIC, отличающийся повышенной точностью. Подрыв заряда, устанавливаемого на расстоянии около 0,2 м от цели, осуществляется по команде с корабля-носителя, передаваемой по проводам. Специально спроектированные стабилизаторы, установленные на самом заряде, а также использование оператором УПА камеры, оснащенной координационной сеткой, обеспечивают точное поддержание траектории заряда. При обнаружении мины на наклонных участках дна четыре специальные короткие штанги, установленные на корпусе заряда, предотвращают его скатывание в сторону от мины. Поставки этих зарядов ВМС Дании начались в 1997 году При отсутствии УПА его функции могут выполнять водолазы-подрывники.
В качестве самоходных телеуправляемых катеров - носителей ГБО используются катера двух типов: SAV (MRD 6, рис. 3) и SAV модифицированный (MSF МИ). Командование ВМС Дании считает, что катера типа MRD, благодаря их небольшим размерам, предпочтительней использовать в зоне Балтийских проливов, где для поиска мин целесообразно применять буксируемые ГАС, а для их уничтожения - УПА или водолазов-подрывников. Катер типа MSF Mkl (рис. 4) может действовать самостоятельно (обычно в таком варианте он используется в мирное время), так как на катере имеется помещение для размещения восьми членов экипажа и площадка в корме для установки одной из систем модульного вооружения. Всего в настоящее время на вооружении ВМС Дании имеется шесть телеуправляемых катеров типа MRD и шесть типа MSF Mkl. Вместо ГБО все телеуправляемые катера могут оснащаться магнитным (<Дайяд>) или акустическим тралами.
Использование корветов типа <Флювефискен> в качестве тральщиков - искателей мин неоднократно отрабатывалось в ходе учений минно-тральных сил НАТО (например, <Оупен спирит-98> и <Оупен спирит-99> в районе побережья Эстонии и Литвы соответственно, ежегодных учений <Блю харриер> и <Блю гейм>), а также в операции МТС НАТО <Эллайд харвест> в Адриатическом море после завершения боевых действий НАТО против Югославии. Тральщик-искатель мин <Макрелей> (Р 554), в течение шести недель принимавший участие в операции <Эдлайд харвест> в составе МТС НАТО <Север>, обеспечил до 70 проц. контактов по данным систем поиска и обнаружения всех кораблей соединения. Всего в районе побережья Италии было обнаружено 70 объектов, напоминающих мины, из которых 40 проц. пришлось на долю датского тральщика. Из них 11 мин были подорваны тральщиком с помощью УПА <Дабл игл> и зарядов DAMDIC. По свидетельству офицеров ВМС Дании, буксировка ГАС бокового обзора TSM 204 осуществлялась телеуправляемыми катерами на скорости 8 уз. При этом ГАС показала свою высокую эффективность в условиях теплых вод Адриатики (даже под слоем <скачка>).
В варианте минного заградителя на корабле устанавливается 76-мм АУ, ЗУР <Си Спарроу>, корабельный кран и два модуля для постановки мин.
С 1 октября 1999 года считается полностью боеготовым вариант ракетного корабля, на котором, кроме 76-мм АУ, устанавливаются ПУ ПКР <Гарпун>, УВП ЗУР <Си Спарроу> и два 533-мм ТА. (В августе 1998-го и феврале 1999-го были успешно проведены испытательные стрельбы ЗУР и ПКР соответственно.)
Предполагается, что в 2001 году, после поступления на вооружение торпед MU 90, должен быть полностью готов для использования противолодочный вариант корабля. Кроме торпедных аппаратов и 76-мм АУ, на нем будет устанавливаться буксируемая ГАС TSM 2640 (в дополнение к корпусной ГАС Celdus Tech CTS 36/39, работающей в активном режиме) с изменяемой глубиной погружения. Наиболее эффективно она используется на глубинах от 6 до 180 м на частоте около 19 КГц как в активном, так и пассивном режимах. ГАС может применяться при волнении моря до пяти баллов.
В дополнение к вышеперечисленным основным вариантам корабли типа <Флювефискен> Moiyr использоваться в качестве вспомогательных судов: гидрографических, океанографических исследовательских и судов контроля за экологией моря.
Всего к 2004 году командование ВМС Дании планирует иметь десять комплектов модулей для оснащения корветов в варианте ракетного корабля, пять - в варианте тральщика - искателя мин, 14 - минного заградителя и четыре - в противолодочном варианте. К настоящему времени полностью поставлены комплекты модулей для минных заградителей, по три комплекта для противолодочных кораблей и тральщиков - искателей мин и четыре комплекта для ракетного корабля. Кроме того, ВМС Дании получили модули для хранения оборудования и имущества, при использовании их в качестве вспомогательных судов. Всего получено свыше 100 модулей.
Орйнизационно все корветы типа <Флювефискен> входят в состав трех эскадр ВМС Дании. Наибольшее количество кораблей этого типа (семь) находятся в составе 2-й эскадры кораблей (ВМБ Корсёр). Четыре корабля (Р 551, 552, 556 и 559) составляют 22-й дивизион этой эскадры, который выполняет, в основном, задачи патрулирования. Три других корабля (Р 556, 558 и 563) образуют 23-й дивизион противолодочных кораблей. В составе 3-й эскадры минно-тральных сил (33-й дивизион, штаб в ВМБ Фредериксхавн) находятся три корабля типа <Флювефискен> (Р 550, 553 и 554), которые базируются в ВМБ Корсёр. Оставшиеся четыре корабля (Р 557, 560, 561 и 562) входят в состав 5-й эскадры ракетных кораблей и катеров (ВМБ Фредериксхавн).
Перспективы развития многоцелевых кораблей. Опыт постройки и эксплуатации корветов типа <Флювефискен> в качестве многоцелевых свидетельствует, по заявлениям предтавителей командования ВМС Дании, об очевидных оперативных выгодах их использования при выполнении стоящих перед ВМС задач (меньшим числом кораблей и экипажей), техническом обслуживании и подготовке личного состава. Исходя из этого командование ВМС страны планирует расширить программу <Стандарт флекс 3 00> и заменить три фрегата типа <Нильс Юэль>, четыре минных заградителя типа <Фальстер> и десять ракетных катеров типа <Виллемоэс> (рис. 5) на шесть кораблей двух новых проектов (два корабля управления и поддержки, четыре патрульных корабля), которые будут строиться по программе "Сторре стандарт скип С".
Предполагается, что новые корабли управления и поддержки водоизмещением 4 500 т будут длиной около 13 0 м и шириной 15м для обеспечения выполнения задач по проведению миротворческих операций или в качестве штабного корабля в средней части под верхней палубой будут иметь просторное помещение для размещения техники, войск, мобильного госпиталя или грузов. Загрузка и выгрузка будет осуществляться горизонтальным способом через аппарель в корме корабля. Новые патрульные корабли водоизмещением 3 500 т (на базе фрегата типа <Тетис>) и длиной около 105 м планируется выделять в состав сил быстрого реагирования НАТО и оснащать, в зависимости от задачи, различными видами вооружения: ЗУР, ПКР, противолодочньм и противоминным. Оба типа кораблей будут оборудованы шестью - восемью площадками для размещения модулей вооружения и ангарами с полетной палубой для одного-двух вертолетов, имеющих взлетную массу до 10 т.
Командование ВМС Дании рассчитывает завершить разработку концепции создания новых кораблей к октябрю 2000 года, и в 2001-м объявить конкурс на их проектирование и строительство. Ввод в строи первого корабля управления и поддержки планируется на 2006 год, второго, а также одного патрущ-ного корабля - на 2008-и. К 2011 году должен быть введен в строй второй патрульный корабль. Строительство двух других патрульных кораблей будет зависеть от финансовой ситуации в стране и военно-политической обстановки в мире.
Пятилетним планом развития вооруженных сил Дании на 2000 - 2004 годы предусматривается также строительство десяти самоходных телеуправляемых катеров типа MSF Mk2, которые отличаются от предыдущей модели MSF Mkl не только большим водоизмещением, но и наличием двух площадок для установки модулей вооружения и, возможно, декомпрессионной камеры для водолазов-подрывников. Одним из вариантов вооружения такого катера могут быть два контактных трала. Кроме своего основного предназначения, эти катера могут использоваться в качестве посыльных, торпедоловов, водолазных, гидрографических и катеров наблюдения. Предполагается, что катера модели MSF Mk2 придут на смену девяти устаревшим патрульным катерам типа <Барсе>. Таким образом, 16 катеров типа MSF (Mkl и Mk2) смогут заменить 21 катер различного назначения.
Этим же планом предусматривается закупка и установка на многоцелевых кораблях зенитных ракет <Усовершенствованная Си Спарроу> (Evolved Sea Sparrovy Missile), а также аппаратуры быстродействующих линий обмена тактической информацией Link II. Рассматривается также вопрос о замене многоцелевыми кораблями трех больших патрульных катеров типа <Агдлек>.
Всего к 2011 году планируется заменить (с учетом уже имеющихся, а также строящихся и проектируемых многоцелевых кораблей и катеров четырех типов - в общей сложности 36 единиц) около 60 кораблей и катеров 11 типов. Концепция строительства и боевого применения многоцелевых кораблей и катеров дает возможность, по мнению командования ВМС Дании, при меньшей численности корабельного состава не только не снижать, но и повышать боевые возможности и боеготовность военно-морских сил при решении всех свойственных им оперативных и тактических задач.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz