ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 9/2000

ВОЙСКА ПВО И ВВС ВЕНГРИИ

Полковник А.ГОРЕЛОВ

Министерство национальной обороны Венгрии, руководствуясь новой военной доктриной, в основу которой положена концепция развития национальных вооруженных сил (ВС) как составной части ОВС НАТО, в настоящее время активно проводит мероприятия по реорганизации войск ПВО и ВВС путем совершенствования организационно-штатной структуры и приведения ее к стандартам блока, модернизации и обновления авиационного парка, повышения боевых возможностей системы ПВО с целью ее интеграции в объединенную систему ПВО НАТО в Европе.
Организация. Войска противовоздушной обороны и ВВС Венгрии являются самостоятельным видом вооруженных сил, общее руководство которым осуществляет начальник главного штаба через своих заместителей по ПВО и ВВС. Он несет ответственность за их строительство, состояние боевой готовности, разработку планов ведения боевых действий, оснащение частей и подразделений техникой. По вопросам административного управления и тылового обеспечения подчиняется министру обороны страны, а боевого управления - начальнику генерального штаба. Главный штаб ПВО и ВВС (г. Будапешт) состоит из четырех основных управлений (оперативного, разведывательного, тыла и кадров), канцелярии начальника главного штаба, отдела по связи с НАТО, других отделов и служб. Он является органом оперативного управления военно-воздушными силами и организацией, отвечающей за долгосрочную политику строительства и планирования развития этого вида ВС.
Главными задачами войск ПВО и ВВС являются:
- обеспечение противовоздушной обороны важных административно-хозяйственных, промышленных и военных объектов, группировок войск;
- оказание авиационной поддержки сухопутным войскам в случае ведения боевых действий;
- ведение воздушной разведки в интересах всех видов вооруженных сил;
- обеспечение воздушных перевозок войск и военных грузов.
Численность личного состава ВВС и войск ПВО на начало 2000 года, по данным зарубежных СМИ, достигала 11 500 человек (из них 5 100-военнослужащие срочной службы). На вооружении находятся более 100 самолетов (из них примерно 60 в резерве) и 60 вертолетов боевого обеспечения, около 100 пусковых установок ЗУР С-75, С-125, и С-200, <Круг>, <Квадрат> советского производства, а также закупленные у европейского консорциума <Матра - Бритиш аэроспейс> ЗРК <Мистраль> (рис. 1), передача которых венгерскому военному ведомству началась в 1999 году.
В боевом составе войск ПВО и ВВС имеются два истребительных авиационных полка (аэродромы Папа и Кечкемет), насчитывающих 22 самолета МиГ-21БИС, МФ, УМ (аэродром Папа) и 26 МиГ-29 (Кечкемет, рис. 2). В резерве находятся примерно по десять истребителей МиГ-23 и Су-22.
Силы и средства наземной ПВО объединены в два зенитных ракетных полка ПВО (66 ПУ ЗУР С-75, С-125, С-200,12 <Круг>, 20 <Квадрат>) и радиотехнические подразделения.
Подразделения военно-транспортной авиации сведены в транспортный авиационный полк, который состоит из транспортной авиационной (четыре Ая-26) и четырех вертолетных эскадрилий (33 Ми-2, 50 Ми-8 и Ми-17).
В составе ВВС Венгрии имеется также авиационный полк, на вооружении которого состоят 32 боевых вертолета Ми-24 (рис. 3).
Аэродромная сеть. На территории Венгрии, по данным зарубежной печати, расположены 78 аэродромов (из них только 14 с искусственным покрытием), большинство из которых могут быть использованы для базирования боевой авиации. Девять из них имеют взлетно-посадочные полосы (ВПП) длиной свыше 3 000 м (только на двух из них есть ВПП с искусственным покрытием), 14 - от 2 500 до 3 000 м (семь с грунтовыми ВПП). Девять аэродромов оборудованы по первому и второму классу. Они, как правило, оснащены запасными ВПП длиной 1500 - 2 000 м, рулежными дорожками, груповыми стоянками для самолетов, ангарами, техническими зданиями. Все они могут быть выделены в распоряжение командования НАТО.
Аэродромы базирования боевой авиации (рис. 4) оснащены стационарным радио- и ским оборудованием, обеспечивающим взлет и посадку самолетов днем и тых и сложных метеорологических условиях. Наиболее современное обогановлено на аэродромах Папа, Ферихедьи, Кечкемет, Дебрецен, Текель подготовка организуется и проводится в соответствии с национальными планами НАТО. Она направлена на поддержание высокого уровня боеготовности разделений, обеспечение их боеспособности в условиях применения различных средств поражения. В этих целях организуются учения, специальные тренировки, соревнования эскадрилий по основным видам боевого применения, а также плановые учения и внеплановые проверки. Кроме того, войска ПВО и ВВС Венгрии участвуют в учениях, проводимых в рамках альянса.
Задачи боевого применения экипажи самолетов практически отрабатывают на полигонах расположенных в основном на своей территории. Однако в последнее время для этих целей начали использоваться объекты других стран НАТО, прежде всего Польши и Чеэоии.
Подготовка кадров ВВС. Подготовка офицерских кадров (летчиков, авиационных инженеров административно-финансовой службы и службы МТО) осуществляется в высшем военном авиационном училище (г. Сольнок). Это учебное заведение было открыто в 1993 году для обеспечения кадрами частей и подразделений национальных военно-воздушных сил, в составе которых, в соответствии с планами руководства страны начала 90-х годов, предполагалось иметь до 120 боевых самолетов. Специалистов для некоторых технических и вспомогательных служб выпускают высшие учебные заведения сухопутных войск.
Срок обучения летчиков, штурманов и авиационных инженеров 4,5 года, а спепиалистов тенических и вспомогательных служб - 3. Для летной и технической подготовки курсантов (проводится на авиабазе Кечкемет и Сольнок) используются самолеты L-39, Як-52 и вертолеты Ми-2. Уровень своей профессиональной подготовки венгерские специалисты повышают также в учебных заведениях стран НАТО, прежде всего в США, Великобритании и Германии. Кроме того, в 1997 году правительство Венгрии объявило о своих планах закрыть в ближайшие несколько лет военное авиационное училище, после чего в вопросе подготовки личного состава для национальных ВВС намерено положиться целиком на своих новых союзников. Данное решение зарубежные эксперты связывают с сокращением потребности в новых специалистах для пополнения авиационных подразделений. В часности, в настоящее время военному ведомству Венгрии ежегодно требуется от шести до восьми новых летчиков.
В соответствии с этими планами имеющиеся в училище 12 самолетов Як-52 и 20 вертолетов Ми-2 к концу 2000 года намечалось вывести из эксплуатации, а 19 L-39 передать в состав истребитедьного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Кечкемет, для вормирования третьей эскадрильи.
В 1997 году в вооруженных силах Венгрии началась подготовка военнослужащих к вступлению в НАТО. В частности, предполагалось преодолеть межъязыковые барьеры, препятствующие полноценному их взаимодействию с личным составом подразделений альянса. В связи с этим руководство военного ведомства в кратчайшие сроки разработало и в настоящее время реализует широкую программу языковой подготовки, которая согласно планам должна завершиться к 2003 году. Основное внимание при этом уделяется войскам ПВО и ВВС как наиболее мобильному виду вооруженных сил. В западных СМИ отмечается, что к 2000 году в национальных ВС только 11 проц. офицеров и сержантов прошли курсы обучения иностранным языкам. Однако в военно-воздушных силах к этому сроку весь летный состав и 60 проц. офицеров боевого управления имели сертификаты о среднем или повышенном уровне знания английского языка и владели навыками ведения радиосвязи на нем.
Перспективы развития. Параллельно с необходимыми изменениями в подготовке личного состава командование венгерских вооруженных сил активно проводит мероприятия по пересмотру организационно-штатной структуры своих подразделений и частей, системы управления ими, а в ближайшие годы предполагает осуществить их перевооружение в соответствии со стандартами НАТО. Как отмечают западные СМИ, военное ведомство страны уже разработало проект <Объединенной доктрины вооруженных сил Венгрии>, которая используется в качестве основы для пересмотра ряда других руководящих документов.
Как конкретный шаг в направлении укрепления всестороннего сотрудничества с НАТО специалисты расценивают поддержку руководства страны действий Североатлантического союза против Югославии. В частности, в конце апреля 1999 года правительство Венгрии с согласия парламента разрешило использовать ряд аэродромов, расположенных на национальной территории, для базирования самолетов НАТО, принимавших участие в нанесении ударов по территории СРЮ. К числу таких аэродромов относились: гражданский аэропорт Ферихедьи, расположенный в районе г. Будапешт (на нем планировалось принять 20 самолетов-заправщиков); военные аэродромы - Кечкемег (основное место базирования истребителей МиГ-29 ВВС Венгрии), Тасар (в настоящее время здесь размещены международные силы по поддержанию мира в Боснии - BFOR), а также Текель, Сармеллек и Кишкунхалаш.
В соответствии с планом реорганизации ПВО и ВВС в 1999 году был создан национальный авиационный центр ASOC (Air Sovereigntly Center) как часть объединенной системы противовоздушной обороны НАТО. В состав войск^ПВО и ВВС намечается ввести также части и подразделения противовоздушной обороны сухопутных войск с подключением их оборудования в автоматизированную систему управления единой ПВО страны.
В связи с тем что к концу 90-х годов количество современных самолетов и вертолетов не превышало 25 проц. всего авиационного парка вооруженных сил, а свыше 60 проц. зенитных ракетных комплексов и 40 проц. радиолокационных станций практически выработали свой ресурс, министерство национальной обороны Венгрии проводит мероприятия по постепенному выводу из боевого состава войск ПВО и ВВС подразделений, оснащенных устаревшей техникой, и одновременно принимает меры для повышения боевых возможностей оставшихся формирований. В частности, в 1996 году был расформирован 31-й истребительный авиационный полк (иап), на вооружении которого находились самолеты МиГ-23 и Су-22.
Истребители МиГ-29, по мнению венгерских специалистов, после их модернизации и приведения к стандартам НАТО могут находиться на вооружении национальных ВВС еще примерно 15 лет. С этой целью руководство военного ведомства страны в июле 2000 года подписало протокол о намерениях с немецкой фирмой DASA о соответствующей модернизации 20 истребителей МиГ-29. По оценке западных экспертов, стоимость контракта составит 4,8 млн долларов. Предполагается, что работы будут выполняться с участием российских и венгерских предприятий и завершатся в течение ближайших трех лет.
На первый и второй год планируется модернизировать по восемь самолетов, на третий - оставшиеся четыре. Решение об усовершенствовании шести учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ правительство Венгрии предполагает принять после завершения работ на боевых машинах. Однако такие планы вызвали критику со стороны США. В обмен на отказ от них руководство этой страны предлагает безвозмездно передать венгерским ВВС партию ранее эксплуатировавшихся тактических истребигелей Р-1б при условии, что их модернизация будет проведена американскими фирмами.
Также, по сообщениям западных СМИ, правительство Бельгии предложило Венгрии в аренду 18 снятых с вооружения татических истребителей F-16. С целью экономии средств на приобретение новых самолетов и повышения уровня материально-технического обеспечения оставшихся подразделений руководство Венгрии в июне 2000 года приняло решение о расформировании в сентябре текущего года 47 иап, оснащенного истребителя ми МиГ-21, и закрытии авиабазы Папа. Вопрос о замене устаревших истребителей МиГ-21 остается открытым. Как отмечают западные эксперты, он является общим для государств Центральной Европы (Польши, Чехии, Венгрии) - бывших членов организации Варшавского Договора, недавно принятых в НАТО. Модернизация машин данного типа в этих странах признана нецелесообразной. Участие в военном блоке предполагает наличие у них ВВС, отвечающих высоким требованиям. Этим объясняется поспешность, с которой руководители Польши, Чехии и Венгрии пытаются совместно решить вопрос о перевооружении своих ВВС, несмотря на экономические и финансовые трудности. Образовавшийся таким образом новый рынок сбыта представляет большой интерес для крупнейших зарубежных корпораций - мировых лидеров производства боевой авиационной техники. По мнению западных военных экспертов, Чехии и Венгрии необходимо по 24 - 36 таких самолетов, Польше-примерно в 2 раза больше. Кроме американских F-16 иР/А-18, в качестве наиболее вероятных вариантов рассматриваются шведские самолеты JAS-39 и французские <Мираж-2000>. Ведутся переговоры между правительствами Венгрии и США о возможности приобретения истребителей F-16, ранее эксплуатировавшихся американскими ВВС. Ожидается, что принципиальное решение относительно выбора основного типа истребителей для своих ВВС правительства Польши, Чехии и Венгрии примут не ранее середины 2001 года. Подписание контракта на поставку новой авиационной техники венгерское правительство наметило на 2006 год.
Замена ударных и транспортных вертолетов, по мнению зарубежных экспертов, произойдет не раньше 2015 года. В ближайшие годы на этих машинах планируется модернизировать связное и авиационное оборудование. Намечается провести работы по усовершенствованию вертолетов поиска и спасения Ми-8 и Ми-17, а также по продлению сроков эксплуатации транспортных самолетов Ан-26, использующихся в настоящее время в основном для перевозки высокопоставленных руководителей военного ведомства и членов правительства Венгрии.
По мнению венгерских военных специалистов, находящиеся на вооружении ЗРК С-75, С-125 и С-200 морально устарели (часть из них находится в неисправном состоянии) и значительно уступают современным образцам стран НАТО. Поэтому командование ПВО и ВВС в 1998 году заказало у европейского консорциума <Матра- Бритиш аэроспейс> 45 комплексов спаренных пусковых установок ЗУР <Мистраль>, смонтированных на шасси автомобилей <Унимог> (колесная формула 4х4) немецкой фирмы <Мерседес-Бенц>, и девять командных пунктов к ним. Рассматривается также возможность принятия на вооружение ЗРК <Пэтриот> американского производства.
По мнению западных военных специалистов, реализация проводимых мероприятий позволит руководству Венгрии создать национальные войска ПВО и ВВС, полностью интегрированные в структуру НАТО и отвечающие всем требованиям, принятым в этом блоке.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz