ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 08/2000

КАК БОРОТЬСЯ С ТЕРРОРИЗМОМ?

А.КРАСНОВ, доктор военных наук, профессор

В последние годы в мире отмечается увеличение числа террористических организаций, укрупнение и разветвление их структур, сопровождающееся налаживанием взаимодействия с организованной преступностью. К факторам, объективно создающим благоприятную среду для различных проявлений терроризма, западноевропейские специалисты по "антитеррору" относят политическую и экономическую нестабильность, социальную напряженность, межэтнические и религиозные разногласия и т.п.
Совершая нередко безадресные теракты, боевики рассчитывают создать в обществе ощущение своего всемогущества, посеять страх и панику, запугать население и в конечном итоге подорвать доверие к власти. Действия террористов распространяются на абсолютное большинство государств, а угрозы и требования, выдвигаемые при этом, постоянно возрастают и ужесточаются. Арсенал боевых средств террористических группировок пополняется взрывными устройствами новых типов, обладающими значительной разрушительной силой, и оружием, которое трудно обнаружить обычными средствами технического контроля (например, пластиковые автоматы "Клос 17-19"). В их распоряжении имеются приборы ночного видения, портативные средства связи, в том числе спутниковой, подслушивающая и другая специальная аппаратура.
Несмотря на широкий диапазон действий (от похищения заложников и захвата отдельных объектов до проведения диверсий и скоротечных боевых вылазок сравнительно крупными силами), террористические группы, как правило, придерживаются одной тактики. Не имея постоянных мест дислокации, они периодически перемещаются из одного района в другой, иногда довольно отдаленный, быстро приспосабливаются к новым условиям обстановки, заблаговременно готовят склады оружия и боеприпасов, пути отхода, места для перегруппировки сил, отдыха и лечения.
По мере возрастания угроз со стороны террористических организаций для борьбы с ними во многих странах создавались спецподразделения, затрачивались значительные финансовые средства, ужесточалось законодательство, принимались другие ответные меры. Насколько же все эти шаги оказались эффективными?
Анализируя нынешнее состояние дел в этой области, зарубежные эксперты подчеткивают, что антитеррористические акции, проведенные в период 90-х годов, не всегда достигали желаемого результата. В некоторых случаях власти пассивно наблюдали за тем, как развиваются события, и даже шли на выполнение требований террористов, либо отвечали на провокации экстремистов применением силы, предпочитая бороться с ними их же методами. Как отмечалось в связи с этим в зарубежных изданиях, крупномасштабные антитеррористические операции, в ходе которых использовался широкий спектр средств вооруженной борьбы, если и достигают поставленных целей, то причиняют ущерб, сопоставимый или даже превышающий тот, что наносят террористы, и, таким образом, себя не оправдывают.
Возможные способы противодействия терроризму, предлагаемые иностранными специалистами, варьируются от политико-дипломатических мер до физического устранения лидеров преступных группировок и бескомпромиссного уничтожения террористических формирований в обширных зонах. Особым методом считается освобождение заложников, однако при проведении такой операции необходимо исходить в первую очередь из возможностей спецслужб. Общим требованием, выдвигаемым при подготовке и проведении антитеррористических операций, является необходимость их завершения в сжатые сроки, а главным приоритетом - обеспечение безопасности как привлекаемых сил, так и гражданского населения. По мнению зарубежных экспертов, затягивание операции способно вызвать раздражение общества, а "слишком энергичное" ее проведение может привести к жертвам среди заложников и "побочному урону".
Часть западных специалистов полагает, что в любом случае необходимо вступать с террористами в терпеливый диалог. У них сложилось устойчивое мнение о необходимости уступок боевикам в ситуациях, когда жизни людей или сохранности особо важных объектов угрожает опасность. И лишь в том случае, если все предпринятые меры не дали ожидаемого результата, то можно пойти на такую меру, как нейтрализация угрозы с применением вооруженной силы.
Те же эксперты, которые выступают за силовое решение проблемы, считают необходимым повышать мобильность, ударную и огневую мощь спецподразделений, а при необходимости привлекать воинские контингенты. При этом, по их мнению, должно быть налажено тесное взаимодействие между привлекаемыми силами, включая совместную подготовку к решению следующих боевых задач: охрана важных объектов и участков коммуникаций, представляющих интерес для террористов, предотвращение диверсий и изоляция террористических группировок от населения, окружение, разоружение или огневое поражение вооруженных террористических группировок, ликвидация их баз и воспрещение подхода пополнений, оказание необходимой помощи пострадавшим и транспортное обеспечение операций.
Первостепенное значение приобретает совершенствование всех видов разведки, призванных устанавливать состав и местоположение наиболее опасных террористических группировок, систематически отслеживать их деятельность и вскрывать пути поставок им оружия и боеприпасов. При этом подчеркивается, что прогнозировать и предупреждать террористические акции в десятки раз дешевле, чем ликвидировать их последствия. Для решения общими усилиями более широкого круга задач рекомендуется готовить специальные сценарии, где должны быть детально проработаны схемы действий подразделений и частей в соответствии с ожидаемой обстановкой.
Еще одним аспектом борьбы с терроризмом, как полагают западные военные эксперты, является создание мощных малогабаритных средств поражения, не наносящих вред окружающей среде, что пока недостаточно учитывается в технических заданиях на их разработку. Вместе с тем они отмечают, что здесь еще не в полной мере реализованы возможности современных огневых средств. В частности, нет никаких оснований отказываться от существующих образцов высокоточного оружия, обеспечивающих избирательное поражение малоразмерных объектов. Позитивное начало, по мнению этих экспертов, содержится в относительно гуманном, так называемом несмертельном оружии, действие которого основано на иных физических принципах (электромагнитное, лазерное, акустическое и др.), позволяющем без кровопролития сковать действия террористов и спасти заложников. В зарубежных публикациях перечисляются такие его достоинства, как скрытность и внезапность применения, а также сильное морально-психологическое воздействие. Некоторые сомнения у специалистов вызывают, однако, темпы его разработки.
Одним из важнейших направленией подготовки антитеррористических сил является тщательный анализ опыта, накопленного в ходе ранее проведенных антитеррористических операций. Иностранные специалисты отмечают, что при всем разнообразии они содержат немало поучительных моментов и поныне не теряют своей значимости. Так, в 1995 году во Франции в течение трех месяцев были совершены несколько терактов в метро, на рынках и площадях, вследствие чего 10 человек погибли, более 200 получили ранения. В связи с этим правительство ввело в действие план чрезвычайных мер по борьбе с терроризмом "Вижипират", предусматривавший, в частности, установление жесткого контроля за потенциальными преступниками, координацию действий различных спецслужб и полиции, активное участие населения, призванного информировать силовые структуры о "любых подозрительных объектах и субъектах". В результате осуществления этих мер, одобренных более 70 проц. жителей страны, уже через год все активные члены террористических групп (некоторые из них проходили подготовку в Саудовской Аравии) и причастные к ним лица были выявлены, арестованы, а впоследствии осуждены. В 1997 году в г. Гавана (Куба) произошла серия взрывов в гостиницах и ресторане, что повлекло за собой человеческие жертвы. В кратчайший срок кубинские спецслужбы сумели "вычислить" среди десятков тысяч иностранных туристов их устроителей, оказавшихся гражданами Сальвадора.
Экстремисты, действующие внутри государства, нередко снабжаются и финансируются извне, поддерживают систематические контакты с другими национальными преступными группировками, обмениваются опытом, оказывают помощь друг другу в приобретении необходимого оружия, интересующей их информации, вместе тренируются в учебных центрах, созданных в различных странах.
Распространение терроризма вызывает серьезную обеспокоенность мирового сообщества, в том числе и политических лидеров западных стран. Однако, по мнению некоторых зарубежных экспертов, ни в Европе, ни в США еще не осознали в полной мере всю опасность международного терроризма и необходимость выработки общей стратегии и принятия более эффективных контрмер. Отмечая крайне сложную ситуацию в тех регионах, где опасность терактов особенно велика, они подчеркивают, что ни одна страна не в состоянии справиться с таким социальным явлением самостоятельно. Поэтому, по их мнению, борьба с терроризмом становится общей проблемой, которая должна решаться не на национальном уровне, а на широкой международной основе путем интеграции и комплексирования структур, на которые возложены такие функции.
Решить назревшую проблему невозможно без радикального совершенствования международно-правовой антитеррористической базы. Этот вопрос имеет свою предисторию. Еще в 70-х годах в США после ряда крупных терактов стал разрабатываться план общегосударственных мер по борьбе с терроризмом на территории самой страны и за ее пределами, реализация которого была возложена на ФБР и управление по борьбе с терроризмом государственного департамента соответственно. В то же время в Европейской конвенции о преследовании терроризма (1977) отсутствует даже определение терроризма. В ст. 1 лишь перечислены преступные акции, подпадающие под ее действие, а именно: относящиеся к сфере действия Гаагской конвенции о борьбе с незаконных захватом воздушных судов (1970) и Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); покушения на жизнь, здоровье и свободу лиц, имеющих международный иммунитет; захват заложников; преступления, связанные с применением бомб, гранат, ракет, автоматического оружия, заминированной корреспонденции. На парижском совещании стран восьмерки (1996) были приняты уточненные рекомендации по многостороннему сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом. Среди них проведение мероприятий по защите от незаконного захвата воздушных судов и дальнейшему укреплению безопасности гражданской авиации, обнаружению взрывных устройств и предупреждению терактов на общественном транспорте, повышению устойчивости электронных и компьютерных инфраструктур и т. д.
Позднее под эгидой ООН был принят ряд конвенций и протоколов по противодействию различным проявлениям терроризма на земле, на море и в воздухе, в которых вооруженный террор рассматривается как акт агрессии. Согласно этим документам все государства - члены ООН обязываются пресекать теракты, задерживать, наказывать и в предусмотренных случаях выдавать лиц, виновных в их совершении, государствам, гражданами которых они являются, а также оказывать взаимную правовую помощь. Примером может служить следующее заявление:

Заявление
по вопросу о борьбе с международным терроризмом,
выпущенное 23 сентября 1999 года министрами иностранных дел пяти государств - постоянных членов Совета Безопасности

Растущее число актов международного терроризма представляет опасность для жизни и благосостояния простых людей во всем мире, а также угрожает миру и безопасности всех государств. Считаем жизненно необходимым усиление международного сотрудничества под эгидой Организации Объединенных Наций в целях борьбы с терроризмом во всех его проявлениях. Такое сотрудничество должно прочно основываться на принципах Устава Организации Объединенных Наций и нормах международного права, включая уважение прав человека. В контексте такого сотрудничества всем государствам следует предпринять соответствующие шаги по:
a. защите своих граждан от посягательств террористов;
b. взаимному сотрудничеству в целях предотвращения и пресечения террористических актов, где бы и кем бы они ни совершались, а также привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении террористических актов;
c. предотвращению и пресечению на своей территории деятельности по подготовке и финансированию любых актов терроризма;
d. отказу террористам в убежище; те, кто планирует, финансирует и совершает террористические акты, должны быть лишены права на убежище, предоставляемое лицам, законно признанным беженцами;
e. обмену информацией в соответствии с международным правом и национальным законодательством и сотрудничеству в административных и судебных вопросах в целях предотвращения террористических актов;
f. обеспечению соблюдения международных антитеррористических конвенций и продолжению работы по усилению международно-правового режима борьбы с терроризмом.

9 декабря 1999 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма (должна вступить в силу через 30 дней после ратификации ее парламентами 22 государств). Законность принятых решений и необходимость разработки нормативно-правовых документов не вызывают никаких сомнений, но, по свидетельству их авторов, в развитии межгосударственных отношений остаётся еще ряд неопределенностей, в правовом поле зияют дыры, а в некоторых странах эти документы трактуются достаточно вольно, чем пользуются террористы.
Как подчеркивается в публикациях зарубежных ученых, посвященных борьбе с терроризмом, существуют две основные его формы - государственный и международный, которые столь тесно переплетены, что провести между ними четкие грани весьма сложно. Государственные границы не являются преградой для экстремистов. Их международные террористические организации представляют собой уже не просто национальные группировки заговорщиков и фанатиков, а крупные синдикаты с внутренним разделением труда, располагающие "своими людьми" в различных звеньях государственного аппарата, промышленного и финансового мира многих стран. В мире происходит процесс интернационализации и глобализации терроризма, что может подорвать стабильность не только в отдельных государствах, но на субрегиональном и даже региональном уровне. В ходе семинара "Стратегия действий против терроризма в XXI веке", проведенном в октябре 1999 года вашингтонским Центром антитеррористических исследований, обращалось внимание на то, что современный терроризм, располагая новейшими вооружениями и технологиями, превращается в "супертерроризм", несущий угрозу всему человечеству. Особую опасность, по мнению его участников, представляет процесс "легитимизации" экстремистских движений, когда боевики становятся представителями местной власти, как это произошло в Чечне и Северной Ирландии. Кроме того, на семинаре отмечалась такая характерная для последнего времени тенденция, как "исламизация терроризма", причем эксперты подчеркивали, что "новая идеология исламизма" не имеет ничего общего с исламом как религией, кроме терминологии, а объявление "джихада" является попыткой столкнуть христианский мир с мусульманским. С учетом изложенного терроризм, по мнению Дугласа Менарчека из университета национальной обороны США, является "стратегическим преступлением", и признание такого факта должно стать основой для международного сотрудничества в борьбе с ним.
В октябре 1999 года государственный департамент США обнародовал очередной список террористических группировок в мире. Список, обновляемый каждые два года, включает 28 организаций, первое место среди которых занимает группировка, возглавляемая международным террористом Усамой бен Ладеном. Примечательно, что организации, действующие на территории России или бывших республик СССР, в этот список не включены. По заявлению официального представителя госдепартамента Джеймса Рубина, "мы в курсе сообщений о связи между Усамой бен Ладеном и некоторыми боевиками в Дагестане и Чечне, однако фактов, подтверждающих реальное участие бен Ладена или его людей в этом конфликте, а также перечисление им средств для чеченцев у нас нет". Отсутствует в списке и Ирландская республиканская армия. Такова позиция, которую занимает по этому вопросу администрация США.
Что же дальше? Ведущие социологи и военные эксперты западных стран в своих прогнозах все больше склоняются к тому, что международный терроризм можно искоренить только коллективными усилиями. В частности, выдвигается идея создания наднациональной системы, объединяющей антитеррористические силы, в состав которых могут входить управленческая, информационная и силовая структуры - хорошо экипированные контртеррористические части, подготовленные к переброске в неспокойные регионы. Она должна сопрягаться с другими глобальными системами, и кроме того, использоваться для решения специфических задач в миротворческих операциях, имеющих определенное сходство с антитеррористическими.
Опыт показывает, что для борьбы с терроризмом нужно создать профессионально подготовленные, оснащенные современной техникой и оружием разнородные антитеррористические силы, а также координировать их усилия и действия на национальном, региональном и глобальном уровнях, дистанцируясь от прямого вмешательства в гражданскую среду. Однако данная проблема не может быть полностью решена только с помощью репрессивных мер. Для полной победы над терроризмом и искоренения его как социального явления необходимо, чтобы эти меры сочетались с ликвидацией или хотя бы нейтрализацией тех источников, которые питают терроризм, принципиальной неуступчивостью возможному шантажу со стороны экстремистов и одновременным применением всеми странами международно-правовых норм, а также с оказанием содействия лицам, отказавшимся идти таким путем, для возвращения к нормальной жизни.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz