СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 8/2000

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ БЛА "ФЕНИКС" СУХОПУТНЫХ ВОЙСК ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Капитан 2 ранга В.МОСАЛЁВ

Среди средств разведки и наблюдения за полем боя в сухопутных войсках (СВ) Великобритании важное место занимают беспилотные летательные аппараты - БЛА (UAV - Unmanned Air Vehicle). Основными их задачами являются наблюдение, обнаружение, распознавание и слежение за целями в реальном масштабе времени круглосуточно в интересах артиллерийского полка дивизии и целеуказание ракетным системам залпового огня. Кроме того, на БЛА могут возлагаться задачи по обеспечению целеуказания, осуществлению радиоэлектронной разведки и РЭП, подавлению систем ПВО, ведению химической, бактериологической и радиационной разведки, радиоретрансляции.
В составе кажцого артиллерийского полка общевойсковых дивизий СВ Великобритании имеется взвод БЛА (UAV troop), куда входят две-три летные секции. Летная секция - основное тактическое подразделение, которое включает два расчета: первый - управления и пуска, второй - поиска и спасения БЛА.
Расчет управления БЛА располагает двумя автомашинами с прицепами. Пункт управления размещается в пуленепробиваемом контейнере, установленном на 4-т автомобиле, который оборудован системами защиты от воздействия мощного электромагнитного импульса и оружия массового поражения. Являясь командным пунктом летной секции, он обеспечивает управление полетом БЛА, прием и обработку полученных с помощью аппарата разведывательных данных, выдачу целеуказания и корректировку огня подразделений артиллерийского полка, в интересах которого он используется. Для решения последней задачи система связи полетной секции сопряжена с системой управления огнем артиллерийского полка.
Пункт управления имеет три боевых поста (БП): оператора управления выполнением задачи, дешифровальщика принятых изображений и оператора управления полетом. БП оснащены одинаковыми дисплеями, на которых в различных масштабах может высвечиваться карта местности, положение на ней БЛА и целей. Пункт управления оборудован автоматизированными устройствами, облегчающими решение задач поиска, обнаружения и распознавания целей, а управление аппаратом упрощено благодаря использованию автономного или командного режима управления полетом, не требующего пилотажных навыков. Обслуживающий персонал насчитывает четыре человека: старший сержант, два младших сержанта и рядовой - дешифровальщик снимков.
В походном положении автомобиль буксирует прицеп с агрегатом электропитания, а автомашина <Лэнд Ровер> - прицеп, где располагается терминал связи. Последний оснащен моноимпульсной РЛС с остронаправленной антенной, работающей в диапазоне 30 КГц и предназначенной для отслеживания местонахождения БЛА, обеспечения засекреченной цифровой связи управления полетом и аппаратурой в подвесном контейнере, а также для приема видеосигналов в реальном масштабе времени и данных о состоянии летательного аппарата.
РЛС обеспечивает отслеживание БЛА по азимуту и дальности, а угол места определяется с учетом дальности и высоты полета, значение которых передаются с его борта.
Расчет пуска и спасения БЛА включает три автомашины, одна из которых - 4-т с пусковой установкой, подъемным краном, пневматической и гидравлической катапультой, пусковой рампой, аппаратурой запуска двигателя, встроенным оборудованием проверки работоспособности БЛА и аппаратурой программирования полета. Терминал обслуживают два человека: младший сержант и рядовой. Автомобиль <Лэнд Ровер> снабжен люлькой для погрузки приземлившегося аппарата. Обслуживающий персонал два человека - младший сержант и рядовой, 4-т автомобиль поддержки обеспечивает транспортировку контейнеров с модулями БЛА, запчастями и топливом.
С целью повышения живучести компонентов летной секции расчеты обычно рассредоточиваются на местности. Так, связной терминал может находиться на удалении до 1 км от наземного пункта управления, а пусковая установка - до 20 км.
Управление летными секциями осуществляется с КП взвода, расположенного в автомобильном контейнере, аналогичном контейнеру пусковой установки (ПУ) летной секции. Их полевое техническое обслуживание возложено на передовую ремонтную мастерскую, размещенную в автомобильном контейнере, где хранится оборудование для проверки, ремонта и замены поврежденных узлов после приземления БЛА и его подготовки к последующему использованию. Мастерскую обслуживают два техника.
В настоящее время на вооружении СВ Великобритании находятся БЛА <Феникс>, которые поступили в подразделения в 1998 году (разработка заняла 12 дет) и заменили ранее использовавшиеся CL-59 <Мидж>.
БЛА <Феникс> обладает малой визуальной, радиолокационной, инфракрасной и акустической заметностью, создан по двухбалочной схеме и снабжен двухтактным бензиновым двигателем мопшостью 19 кВт (25 л. с.). Выполненный из композиционных материалов планер БЛА имеет модульную конструкцию, что позволяет быстро заменять узлы, поврежденные при приземлении после выполнения задачи. Длина аппарата 3,4 м, размах крыла 4,2 м, стартовая масса 140 кг, полетное время 4 ч, радиус действия 50 км, крейсерская скорость 110-155 км/ч, максимальная 185 км/ч, максимальный потолок 12 750 м. Жизненный цикл БЛА 15 лет. Время подготовки к запуску после доставки первого летательного аппарата к ПУ 58 мин, второго БЛА (с этой же пусковой установки) - 8 мин. Хранение и транспортировка БЛА осуществляются в разобранном виде в контейнерах, защищенных от мощных электромагнитных импульсов. Сменный контейнер с полезной нагрузкой до 45 кг, располагающийся снизу, рассчитан на стартовые перегрузки до 10 g. В его состав входят: тепловизионнаг камера, имеюшая ИК-приемник SPRITE (Signal Processing in the Element) с полем зрения 60 - 40° (работает в диапазоне волн 8-14 мкм); телеобъектив с переменным фокусным расстоянием и увеличением от 2,5 до 10 раз; 16-разрядный процессор; автоматически переключаемые передняя и задняя антенны передачи данных, обеспечивающие остронаправлениую засекреченную связь. Контейнер в полете стабилизирован по крену в двух плоскостях. Тепловизионная камера и телеобъектив установлены на поворотной турели, позволяющей управлять с земли их сканированием в пределах 360° по азимуту и углу места. В зависимости от решаемых задач в полете может использоваться режим автоматического сканирования по углу места или с заранее установленным углом наклона к горизонту.
Полет выполняется как по командам с земли, так и автономно по заранее составленной программе. После выполнения задачи БЛА спускается на парашюте в установленном районе в перевернутом положении, чтобы уцарные нагрузки при приземлении пришлись на выполненный из полиуретана специальный <горб> в верхней части фюзеляжа, а не на контейнер с аппаратурой.
БЛА <Феникс> также принят на вооружение сухопутных войск Нидерландов. В боевых условиях он впервые использовался в ходе военных действий НАТО в Косово.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz