СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 7/2000

МЕРЫ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ В США, ПО ПОДГОТОВКЕ К БИОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ

полковник В.ТАРАСОВ, доктор медицинских наук;
полковник В.ФРОЛОВ, кандидат технических наук

В последние годы в западных средствах массовой информации дискутируются проблемы новой, <экзотической войны>, подстерегающей человечество в XXI веке. Рисуются мрачные перспективы <коалиционной войны, которая может разразиться где-нибудь на Среднем Востоке или Корейском п-ове>. <Солдат накроет нечто совсем иное, нежели традиционный град пуль, осколков артиллерийских снарядов или кассетных боевых элементов>, - пророчествует иностранная пресса. Речь идет о химических и биологических агентах, доставляемых с помощью крылатых или баллистических ракет, которые якобы в условиях строжайшей секретности разрабатываются в лабораториях некоторых стран <третьего мира>. Различают экзотоксины, выделяемые биологическими организмами прижизненно, и эндотоксины, выделяемые после их гибели. Нейротропные токсины избирательно действуют на ткани нервной системы и прерывают нервный импульс. Кроме того, различают быстродействующие низкомолекулярные яды одноклеточных биологических организмов и высокомолекулярные бактериальные токсины со скрытым периодом действия, например ботулинический токсин и тетродотоксин, которые в основном и используются при создании БС (биологических средств).
В западной печати появляются сообщения об имевшихся случаях боевого применения оружия массового поражения (ОМП) в ходе вооруженного конфликта в зоне Персидского залива (1990 -1991). Хотя, считают аналитики, эти случаи не нашли пока юридического подтверждения, имеются убедительные доказательства того, что американские войска, входившие в состав антииракской коалиции, подверглись воздействию боевых отравляющих веществ (0В) малых уровней (в основном нервно-паралигического действия) в результате разрушения складов химического оружия и химических предприятий Ирака.
В докладе сенатской комиссии США, посвященном так называемому <синдрому войны в Персидском заливе> (конец 1998 года) сообщается о фактах боевого применения ОВ спецподразделениями иракских вооруженных сил. Однако длительное молчание и последовавшие затем объяснения Пентагона по поводу странных заболеваний среди ветеранов той войны заставили западных обозревателей высказать предположение о проводившихся Соединенными Штатами в условиях повышенной секретности разработках каких-то новых видов ОМП, в том числе и биологического оружия (ВО). В печати отмечалось, что именно начиная с 1991 года, несмотря на окончание <холодной войны> и смягчение международной напряженности, США ежегодно увеличивали ассигнования на НИОКР, конечная цель которых - обеспечить свои вооруженные силы средствами боевого применения 0В, БО и их обнаружения на поле боя. Хотя в арсеналах стран <третьего мира> накоплено немало запасов ОВ нервно-паралитического (зарин, зоман) и кожно-нарывного (иприт) действия, представляющих реальную опасность, тем не менее основные усилия Соединенные Штаты и их европейские партнеры по блоку НАТО сосредоточивают на подготовке к противодействию еще более коварной угрозе - применению биологического оружия.
По расчетам западных аналитиков, атака с использованием возбудителей сибирской язвы могла бы вызвать не меньшее количество жертв, чем массированное применение ядерного оружия. Кроме того, в качестве компонентов БО возможно использование природных биологических ядов главным образом белковой структуры. В последнее время внимание идеологов биологической войны привлекают возбудители таких опасных и особо опасных болезней, как лихорадка Марбурга, лихорадка Эбола, Ласса и разновидности оспы.
После войны в зоне Персидского залива США и их союзники заметно активизировали усилия по подготовке к биологической войне. В странах НАТО бьши созданы рабочие группы с целью определить зоны ответственности в разработке мероприятий по биологической защите. Наиболее тесное сотрудничество налажено между США, Великобританией и Канадой, которые связывает трехстороннее соглашение в этой области. В других рабочих группах Североатлантического альянса подобной активности, как с сожалением констатируют американские обозреватели, пока не наблюдается.
Европейские союзники США финансируют НИОКР по созданию ОМП в основном в области не биологического, а химического оружия (системы детектирования, фильтрации и заблаговременного оповещения о химической опасности), несмотря на то, что, как считают американцы, на Балканах и в Средиземноморье возрастает влияние <исламского фактора> и где экстремисты всерьез вынашивают планы превентивного применения БС.
В США к разработке мероприятий, повышающих устойчивость вооруженных сил к воздействию БО, широко привлекаются не только государственные (сеть правительственных лабораторий), но и частные исследовательские центры, а также высококвалифицированные специалисты ряда крупных промышленных фирм ведущих отраслей экономики. Кроме того, специализированное управление Пентагона, ведающее НИОКР по военной тематике (DARPA) через отдел комплексных научных программ по биологическому оружию реализует одобренную военно-политическим руководством США программу модернизации используемых в войсках средств биологической защиты на основе новых технологий. По оценке американских экспертов, на это потребуется несколью) лет (до 2003 года).
Они же отмечают два характерных принципа, положенных в основу указанной программы: модульность и совместимость. Первый предполагает постепенную эволюцию средств биологической защиты, когда ее новые элементы встраиваются в существующие системы и <вытесняют> старые по мере освоения промышленностью новых технологий. Модульная <сборка> систем защиты считается экономически наиболее выгодной и эффективной. Принцип совместимости, предполагает <сосуществование> в течение определенного периода модернизированных систем биологической защиты с аналогичными системами, разработанными по техническим стандартам блока НАТО.
В настоящее время во всех видах вооруженных сил США идет замена устаревших средств активной и пассивной биологаческой защиты. В войска поступают новые, облегченные образцы индивидуальных комплектов биологической защиты типа самогерметизирующихся комбинезонов. Последние их модификации рассчитаны на многоразовое (после стандартной спецобработки) использование, что чрезвычайно важно в полевых условиях, особенно при длительном отрыве от баз. Прошел испытания и поступает в строевые части противогаз М40, который должен заменить образец, эксплуатировавшийся с 60-х годов. Эти меры, как полагают специалисты, заметно повысят защитные функции средств индивидуальной биологической защиты, а также снизят дискомфорт, испытываемый военнослужащими при использовании устаревших моделей.
Вызывает сомнение, считают обозреватели, решение Пентагона провести в ближайшее время вакцинацию всех военнослужащих против сибирской язвы. С этой целью предполагается использовать прошедшую проверку и одобренную федеральными органами здравоохранения специальную вакцину. Скептики утверждают, что это мероприятие породит массу проблем для медицинской службы министерства обороны (в частности, обусловит необходимость строжайшего учета и наблюдения за здоровьем вакцинированных <джи-ай>), запалив личный состав только от одного из многочисленных агентов БС. Так, по оценке Билла Коовуца, сотрудника отдела по национальной безопасности и международным связям Главного контрольно-финансового управления (ГКФУ) конгресса США, <эффективная вакцина> является <едва ли не наилучшей формой биологической зашиты, но вы никогда не будете уверены, что она во всех случаях даст ожидаемый результат. К тому же даже незначительные мутации болезнетворного возбудителя инфекции могут свести на нет всю цепочку сложных и дорогостоящих мероприятий по вакцинации с тотальным охватом воинского контингента>. Но Пентагон рассматривает вакцинацию против сибирской язвы лишь как <первую ласточку> в комплексе мероприятий по подготовке к биологической войне.
В ответ скептикам бригадный генерал Эддай Кейн, начальник отдела комплексных программ по биологической защите, заявляет: <Мы сейчас внимательно изучаем возможности и других вакцин (всего их 14), тестируем по жизненно важным параметрам, чтобы получить соответствующее официальное правительственное разрешение от Федерального управления по контролю за продуктами и лекарствами. Преодолеть высокий барьер названного управления - наша задача на ближайшее время. После этого мы составим четкий график вакцинации и по другим одобренным им препаратам>. Правда, генерал не смог назвать точных сроков второго этапа всеобщей вакцинации военнослужащих.
Несмотря на немалые средства, выделяемые на превентивную вакцинацию, большую их долю Пентагон направляет на совершенствование высокочувствительных средств индикации биологических агентов, которые могут находиться на вооружении у <эвентуального противника>. Уже в 1996 году сухопутные войска США приступили к развертыванию 36 опытных образцов систем биологической разведки, а также полностью автономных мобильных убежищ (монтируются на базе многоцелевых транспортных автомашин высокой проходимости), в которых используются технологии, уже апробированные в аналогичных коммерческих структурах. Каждая система биологической разведки производит забор и автоматический анализ атмосферного воздуха в заданной географической точке на предмет обнаружения даже микроскопических взвешенных частиц. В ходе анализа используется поточный цитометр (электронный прибор для исследования строения и функций попавших в поле обзора биологических агентов), классифицирующий конкретного биологического агента и определяющий, содержится ли в выборке безобидное природное вещество (наподобие взвешенных частиц обычной пыли или цветочной пыльцы) или же нечто опасное. Взвешенные микрочастицы подвергаются тестированию на ангигенную реакцию (то есть выявляется и идентифицируется их генетическая индивидуальность по принципу <свой - чужой>). Затем выявленные таким путем их характеристики сравниваются с хранящимися в памяти портативного компьютера данными о потенциальных биологических угрозах. Эта система не всесильна: она способна обнаружить и идентифицировать лишь четыре наиболее типовых болезнетворных биологических агента, причем за довольно продолжительный отрезок времени (не менее 45 мин). Правда, генерал Кейн считает, что это время может быть сокращено, поскольку в обязанности медперсонала строевых частей не входит абсолютно точная идентификация болезнетворного агента, которую он может передоверить специальной биологической лаборатории вышестоящего структурного подразделения.
В 1998 году отдел комплексных программ по биологической защите приступил к развертыванию системы <Портшилд> на базе новейших средств связи и передовых технологий детектирования. Система призвана обеспечивать своевременное оповещение командования таких жизненно важных стратегических объектов, как авиабазы и военно-морские порты с носителями ядерного оружия. Она в основе своей базируется на средствах оповещения о биологической тревоге, разработанных для кораблей ВМС США, и реализована в соответствии с общей программой демонстрации концепций высоких технологий. Сеть первичных датчиков системы предполагается в первую очередь развернуть в Республике Корея. В процессе функционирования системы <Портшилд> будут использоваться методы полностью автоматической и автоматизированной обработки информации, что гарантирует идентификацию уже восьми болезнетворных возбудителей за 15-25 мин. Уровень ложных тревог не будет превышать 5 проц., что является критической, но трудно достижимой величиной для современного электронного детектора, рассчитанного на работу в полевых условиях.
Следующий и, как считают специалисты, решающий этап совершенствования электронных средств оповещения о биологической угрозе был намечен на конец 1999 года. В это время прошли войсковые испытания комплексной системы точечного детектирования биологических агентов. Ею будут оснащаться части всех видов вооруженных сил США. Она является полностью автоматической, с быстродействующей обработкой цифровых и аналоговых сигналов и способна детектировать до десяти болезнетворных биологических агентов за 15 - 25 мин. Предполагается в дальнейшем постепенно реконструировать систему (этому способствует положенный в основу функционирования модульный принцип), что повысит ее работоспособность и надежность в самых неблагоприятных полевых условиях.
Не ограничиваясь этим, Пентагон намерен закупить десять дистанционных детекторов типа М-94, сигнализирующих о присутствии в окружающей среде биологических агентов. Детекторы разработаны Национальной лабораторией в г.Лос-Аламос и прошли войсковые испытания. Детектор, установленный на борту вертолета UH-60 <БлэкХок>, используя лазерную подсветку в сочетании с дальнометрией, сигнализирует о появлении в воздухе любых антропогенных облачков на удалении до 40 км. Новая модификация детектора М-94 характеризуется повышенной дальностью обнаружения с использованием лазерного излучения, безопасного для глаз экипажа. Ожидается, что этот прибор поступит в войска в 2001 году.
Опытные, упрощенные образцы детекторов дистанционного зондирования окружающей среды на предмет обнаружения в ней биологических агентов основаны на использовании иных физических принципов (ультрафиолетового излучения) и предназначены для оповещения о появлении подозрительного облачка аэрозолей на более коротких дистанциях (несколько километров от вертолета).
Западные специалисты полагают, что подобные детекторы, вероятно, буоут устанавливаться и на беспилотные летательные аппараты (БЛА), используемые обычно для воздушной разведки.
Что касается общей тенденции развития биологической защиты за порогом 2000 года, то Пентагон планирует в полной мере реализовать все преимущества высоких технологий. Это найдет практическое воплощение в создании иерархической информационной системы с высокой степенью многоуровневой организации под названием JBREWS (комплексная дистанционная система раннего предупреждения о биологической угрозе) . Она свяжет воедино уже упомянутые системы, и высокие технологии станут в ней не экзотическим дополнением, а будут пронизьшать всю структуру снизу доверху. Ожидается, что подобная многозвенная система способна оперативно и заблаговременно оповещать об угрозе подхода к заданному рубежу аэрозольных облачков подозрительного происхождения. Система JBREWS будет интегрирована в Единую объединенную информационную сеть предупреждения и оповещения о применении ядерного, химического и биологического оружия.
Еще одной тенденцией, возникшей в результате внедрения в детектирующие приборы новых и суперновых технологий, - является создание портативных и миниатюризованных биодетекторов, способных производить анализ и обработку информации в режиме реального времени, то есть практически мгновенно. В первую очередь ими будут оснащаться части и подразделения сил быстрого развертывания, ВВС и ВМС. <Мы постепенно смещаем акцент со стратегического и оперативного на тактический уровень, - говорит генерал Кейн. - Повышение эффективности будет достигаться за счет внедрения чрезвычайно простых и быстродействующих биодетекторов в строевые части тактического звена, где должно осуществляться первичное детектирование и срабатывать начальная цепь оповещения о биологической угрозе. В принципе мы хотим добиться того, чтобы это мог делать каждый солдат>.
Миллионы долларов, затраченные на исследовательские работы, позволили управлению министерства обороны США, ведающему НИОКР, и его отделу комплексных научных программ выявить возможности совершенствования средств обнаружения невидимой биологической угрозы. От точнейших ДНК- и РНК-методов идентификации до использования масс-спектрометров (до настоящего времени применявшихся только при идентификации химических агентов) - таковы этапы прогресса средств биологической разведки. В настоящее время основные усилия сосредоточиваются на достижении большей чувствительности биодетекгоров и нахождении порошкообразных (<сухих>) сред для молекулярного анализа взятых проб. Последнее особенно важно в полевых условиях, ибо не требует растворов в ходе экспресс-анализа подозрительных биоагентов. В настоящее время необходимость иметь запасы жидких реагентов существенно снижает мобильность воинских частей и подразделений.
<Пока же, - отмечает руководитель программы разработки детектирующих систем одного из НИИ министерства обороны США Билл Альтман, - наши попытки в этом направлении оказываются более или менее удачными, но все еще нет качественного прорыва. Наши ориентиры: большая надежность контрольно-измерительной аппаратуры при меньших весе, потребляемой мощности (ресурсов) и стоимости>.
Командование ВС США осознает, что совершенствование технических средств является важным, но не единственным направлением повышения эффективности биологической защиты. В 1996 году был рассекречен доклад ГКФУ конгресса США, содержащий критику Пентагона по поводу его готовности вести химическую и биологическую войну. В нем указывалось, что в случае ее возникновения <наши СБР вновь столкнулись бы с множеством тех же самых проблем по химической и биологической защите>, с которыми американские войска столкнулись в ходе войны в зоне Персидского залива (1990 - 1991). В докладе обращалось внимание на следующие моменты: недостаточное время, отводимое в процессе групповых и индивидуальных тренировок по ЗОМП; малые запасы вакцины; нехватка изолирующих защитных комплектов и противогазов, низкая профессиональная подготовка подразделений медицинской службы, особенно в части обеспечения и проведения мероприятий по обеззараживанию (спецобработке) личного состава.
В следующем докладе ГКФУ (март 1998 года) хотя и признавался определенный прогресс, также содержались критические замечания. МаркГебикке, возглавляющий группу по исследованию военных операций, заявил в интервью для еженедельника <Джейн дефенс уикли>; <Мы можем определенно сказать, что за последние два года ситуация улучшилась. Заметно желание начальников штабов разного уровня выполнить всю программу подготовки личного состава по биологической защите. Таким образом, прогресс очевиден. Но есть и чисто объективные трудности: непросто включить упражнения по биологической защите в весьма уплотненный цикл боевой подготовки. Происходит нечто, напоминающее <перетягивание одеяла на себя>. Когда вы пытаетесь добиться повышения уровня подготовки личного состава по вопросам биологической защиты и увеличиваете количество отводимых на это часов, вы, таким образом сокращаете время на другие ее виды. Поэтому резко повысить уровень подготовки военнослужащих к практическому решению актуальной проблемы биологической защиты в ближайшие годы вряд ли удастся>. Кроме того, по мнению Гебикке, существующие концепции применения ОМП явно не учитывают необходимость обеспечения биологической и химической защиты американских авиационных и военно-морских баз, находящихся на чужой территории.
Коллега Гебикке Коовуд добавляет: <До сих пор в армейских структурах наблюдается путаница в трактовке таких понятий, как <боевая задача> и <предназначение> при ведении биологической (химической) войны. Мы считаем, что остаются не до конца проработанными следующие вопросы: применение медицинских препаратов в кризисный период, оборудование коллективных убежищ для личного состава, развертывание комплексной сети оповещения о биологическом нападении, юридическая ответственность должностных лиц, принявших сигнал оповещения об угрозе, обеззараживание военной техники и боевых позиций и т. д.>.
С этими положениями доклада ГКФУ не согласен генерал Кейн: <Вы должны исходить из реального бюджета учебных часов и материальных ресурсов, располагаемых командирами строевых частей. В противном случае вы получите не боеспособное воинское подразделение, а какую-то аморфную тренировочную базу, где учат только способам биологической защиты. Командиры на местах должны сами определять оптимальную пропорцию в отработке упражнений по защите от химического и биологического оружия и решении текущих учебно-боевых задач>.
Зарубежные специалисты указывают еще на одну проблему, сопутствующую применению биологического оружия: <Болезнетворные бациллы - это легионы невидимых убийц, с которыми нельзя, как в обычном бою, схватиться в рукопашную, поразить огнем табельного оружия, непосредственно увидеть результаты своего противоборства, внося необходимые коррективы>. Отсюда - высокая психологическая напряженность личного состава, что добавляет еще одну составляющую в традиционную концепцию <воздушно-космическое - морское - сухопутное поле боя>. Это, считают военные американские эксперты, требует высочайшей дисциплины, отработки до автоматизма правил поведения на зараженной территории. Только так можно выжить и решать поставленные задачи на обработанном БС поле боя. Могут ли войска Соединенных Штатов справиться с ними? <Это риторический вопрос>, -утверждает Коовуд. Однако онже признает, что проблема остается: до какой степени можно позволить снизить темп проведения боевой операции, скрупулезно выполняя все правила биологической защиты?
По данным западных СМИ, десять стран, большинство из которых расположены в кризисных регионах, являются обладателями биологического оружия или заняты его разработкой.
Таким образом, военно-политическое руководство США уделяет большое внимание вопросам подготовки своих армейских структур к условиям, которые могут возникнуть в результате применения биологического оружия некоторыми <агрессивными странами>. В качестве последних обычно рассматриваются государства <третьего мира>, расположенные вдоль так называемой <дуги нестабильности>, протянувшейся от северного побережья Африканского континента, через Памир, до Корейского п-ова. В связи с этим разрабатываются и реализуются долгосрочные программы модернизации средств биологической защиты, организуются профилактические мероприятия, ли

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz