ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 7/2000

НАТО ПРОТИВ ЮГОСЛАВИИ: БОМБАРДИРОВКА ГРАЖДАНСКИХ ОБЪЕКТОВ

Майор А.АНТОКОЛЬСКИЙ

Правозащитная организация <Международная амнистия> опубликовала в июне 2000 года доклад, в котором делается вывод, что действия НАТО, повлекшие гибель мирных граждан, подпадают под определение <военное преступление>. Изучив вопрос о нанесении блоком ракетно-бомбовых ударов по Югославии, она считает, что ряд подобных акций совершен в нарушение законов и обычаев ведения войны и что Североатлантический союз нарушил тем самым определенные положения, зафиксированные в Женевских конвенциях 1949 года. Самым вопиющим случаем стала бомбежка 23 апреля 1999 года телевизионного центра в Белграде. <Это было прямой атакой на гражданский объект, - подчеркивается в докладе, - в результате чего погибли 16 гражданских лиц>.
<Международная амнистия> констатирует, что руководство НАТО отдавало распоряжения о проведении бомбардировок даже в тех случаях, когда было ясно, что они приведут к жертвам среди гражданского населения. Например, натовские летчики часто летали на больших высотах, чтобы быть вне досягаемости сербской противовоздушной обороны. В результате серьезной опасности подвергались гражданские лица, так как с таких высот летчикам было трудно определить, находились ли около выбранных целей мирные жители.
В июне 2000 года представители интеллектуальной элиты, 150 ученых и юристов 26 стран, подписали Брюссельское воззвание, в котором осудили агрессию НАТО против Югославии. В этом документе говорится, что <подготовка войны, принятие решения о ней и ее ведение противоречили самым элементарным нормам международного права>, военная акция против Югославии <явилась очевидным нарушением Устава ООН>, который только в исключительных случаях допускает применение силы для законной самообороны или с санкции Совета Безопасности ООН. В данном случае не существовало ни одного из этих условий. В Брюссельском воззвании подчеркивается, что методы воздушной операции НАТО противоречили правовым нормам поведения в условиях военного конфликта: <в общем и целом систематическое разрушение народнохозяйственной инфраструктуры и средств сообщения с целью запугать население и вызвать восстание несовместимы с принципом гуманизма, которым НАТО пыталось оправдать свои действия>.
Представители высшего командования вооруженных сил Канады в ходе специальных слушаний в палате общин - нижней палате парламента страны - также заявили, что 28 проц.авиационных снарядов с лазерным наведением, которые канадские пилоты сбросили на территорию Югославии в ходе военной акции в 1999 году, <не достигли цели и, возможно, попали в гражданские объекты, что привело к гибели мирных жителей. При этом, как подчеркивали военные, такие <промахи> были допущены, несмотря на то что командование канадского военного контингента, участвовавшего в этой акции блока, <предпринимало все меры предосторожности> и в ряде случаев отказывалось бомбить <сомнительные>, с их точки зрения, цели, которые были указаны единым командованием Североатлантического союза. Согласно представленным на слушаниях в палате общин данным, 100 из 361 <высокоточного> авиационного снаряда не попали по военным целям.
Военная операция НАТО против Югославии является <очевидным провалом> во внешней политике администрации Белого дома, считают эксперты американского исследовательского центра Институт КАТО. Вмешательство США не только подстегнуло насилие против албанцев, но и создало почву для ее новой волны уже против сербов и других национальных меньшинств, проживающих в Косово, подчеркивается в докладе по итогам исследования, проведенного специалистами института. После окончания бомбардировок, заявляют его авторы, <единственной оказавшейся в выигрыше в результате войны стала <Освободительная армия Косово>, которая в настоящее время осуществляет жесткую кампанию этнической чистки, направленной против сербов и представителей других национальностей, населяющих край.
Бывший премьер-министр Австралии Малколм Фрезер, возглавляющий гуманитарную организацию <Кэр-Австралия>, в статье, опубликованной в издающемся в Женеве дипломатическом журнале <Джинива дипломэтик мэгэзин>, делает вывод о том, что НАТО воевала против народа Сербии, а не только против ее армии. Автор статьи утверждает также, что блок нарушил свой собственный устав и не получил санкции ООН на авиационные удары. То есть акция альянса была незаконной с точки зрения международных стандартов, тогда как существовала альтернатива этой войне - дипломатия, активизация усилий ОБСЕ по мониторингу событий внутри Косово.
В книге известного бельгийского публициста Мишеля Коллона <Монополия: НАТО в борьбе за господство в мире>, вышедшей в свет в июне 2000 года, приводятся разгадки и объяснения многих неясных моментов в военной акции НАТО против Югославии. Например, данные о том, как германское разведывательное ведомство (БНД) задолго до агрессии поставляло оружие <Освободительной армии Косово>, как американские стратеги задолго до операции прочертили запасные маршруты транспортировки каспийской нефти через Македонию, Косово и Албанию, как накануне агрессии глава миссии ОБСЕ в Косово американский дипломат Уильям Уокер инсценировал <акт геноцида> сербского спецназа против албанцев в селе Рачак, куда заранее были привезены десятки трупов давно погибших людей. Ранее этот дипломат был послом США в Сальвадоре, где оставил зловещий след в организации подрывных акций сначала против сандинистского режима в Никарагуа, а затем в поддержке и координации действий <эскадронов смерти>.
Автор приводит выдержки из ультиматума госсекретаря США Мадлен Олбрайт на переговорах в Рамбуйе, где она требовала не только свободного перемещения натовского контингента по всей Югославии, но и <ускоренной приватизации> свинцовых, золотых и редкоземельных рудников, расположенных в Косово. А это еще одно свидетельство, что организованные Западом переговоры в Рамбуйе вовсе не преследовали цель примирение сторон, а были изначально задуманы как инструмент для обвинений Белграда в неуступчивости и развязывании агрессии.
Мишель Коллон дает убедительное разъяснение причин бомбардировки натовской авиацией колонны албанских беженцев в Косово, в результате которой погибли свыше 60 человек. Эта колонна беженцев не уходила в Албанию и Македонию, а возвращалась в свое село, что не вписывалось в сценарий об изгнании албанцев со своей земли. Именно поэтому американскому летчику, видевшему лишь легковые машины и тракторы, был отдан приказ о нанесении удара по колонне.
Автор считает абсурдной версию об ошибке при бомбардировке китайского посольства в Белграде. По дипломатической миссии КНР целенаправленно выпустил свои ракеты стратегический бомбардировщик Б-2, цели которого многократно проверяются и корректируются. Это было явное предупреждение США в адрес Китая и других крупных стран <третьего мира>, осуждавших американскую агрессию. В книге дается простой ответ на вопрос, почему американская авиация сожгла цеха крупнейшей на Балканах табачной фабрики в г.Ниш. Она не имела никакого военного значения, но ее разрушение очень много значило для табачных компаний Соединенных Штатов, у которых практически не осталось конкурентов в этом регионе.
Бельгийский публицист считает, что США развязали <первую ядерную войну в Европе>, засыпав Косово и всю территорию СРЮ бомбами с обедненным ураном, что будет иметь негативные последствия для будущих поколений этого края. В письме генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона, направленном в марте 2000 года генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, руководство блока признало факт применения им таких боезарядов в ходе бомбардировок Югославии. Согласно документу в ходе примерно 100 боевых операций войска блока использовали в общей сложности около 31 тыс.подобных снарядов. Общая масса содержавшегося в них урана составила почти 10 т.
В книге делается вывод, что США не добились своих целей в агрессии против Ютославии. Вот почему они сейчас стремятся достичь их другими средствами - делая ставку на сербскую оппозицию и разжигание гражданской войны в Югославии, используя черногорских сепаратистов, а также организуя рейды боевиков <Освободительной армии Косово> в районы на границе с Сербией. Крайне негативно оценивая политическую линию США в отношении Европы, которую они всеми силами стремятся держать в <натовской узде>, мешая ее сближению в Россией, публицист приводит примеры возможных новых <точек приложения> американской политики. Он называет Кавказ, где Соединенные Штаты будут отстаивать свои интересы в области нефтяного бизнеса. Затем следуют Алжир, Конго, Бирма, где экономическая монополия США еще не слишком прочна.
Тем не менее Соединенные Штаты не считают себя виновными в гибели мирных жителей во время бомбардировок Югославии и не видят оснований для начала расследования Международным уголовным трибуналом для бывшей Югославии действий НАТО в Косово. Такой ответ последовал со стороны представителя госдепартамента Филипа Рикера на просьбу прокомментировать доклад правозащитной организации <Международная амнистия>. США часто выступают в ее поддержку, когда дело касается ситуации в других странах. Однако, судя по реакции чиновников ее администрации, это явно не относится к событиям в СРЮ. По словам Рикера, внимание необходимо концентрировать не на этом, а на тех <многих серьезных нарушениях международного гуманитарного права, которые были совершены силами Милошевича в Косово и Боснии>.
На открытом заседании Совета Безопасности ООН главный прокурор Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в Гааге Карла дель Поите сделала заявление о том, что в действиях стран НАТО в отношении Югославии в период с марта 1999 года нет состава преступления и обвинения в адрес политического и военного руководства блока несостоятельны. <Хотя Североатлантический союз и допустил некоторые ошибки, я с удовлетворением могу сообщить, что в ходе своей военной кампании он преднамеренно не осуществлял воздушных ударов по гражданским объектам>, - отметила она. Главный прокурор сообщила также, что решение не начинать расследование обвинений в адрес блока окончательное и оно было принято после тщательного изучения экспертами трибунала материалов, представленных правительством СРЮ, комиссией Государственной Думы РФ, группой экспертов в области международного права и рядом общественных организаций. Для американских и канадских юристов, передавших в 1999 году в Гаагский трибунал документы, доказывающие ответственность НАТО за военные преступления, заявление дель Понте имеет конкретное объяснение. По словам представителя Ассоциации американских юристов (ААЮ) при европейской штаб-квартире ООН в Женеве Алехандро Тейтельбома, Карла дель Понте <фактически созналась, что ей очень трудно предпринять шаги, идущие вразрез с интересами Североатлантического союза>, так как содержание Гаагского трибунала обходится в миллионы долларов, а <большую часть этих денег предоставляет США, поэтому в случае подобных действий с ее стороны, она может потерять свою работу>. Профессор Брюссельского свободного университета Оливье Кортан также заявил в этой связи, что прокурор Международного трибунала для бывшей Югославии, решив не дать ход судебному делу против виновников агрессии, упустила шанс доказать независимость этой инстанции от западных правительств.
20 июня 2000 года на открытом заседании Совета Безопасности ООН Россия потребовала срочного исправления серьезных перекосов в работе Международного трибунала для бывшей Югославии. Постоянный представитель РФ в ООН С.Лавров заявил, что в работе трибунала наблюдается явный <антисербский крен>. Примером этому может служить отказ трибунала провести расследование по фактам гибели мирного населения и разрушения гражданских объектов в СРЮ в результате ракетно-бомбовых ударов НАТО, а также бездействие по поводу этнических чисток в отношении сербов в Косово. Более того, по его словам, последствия деятельности Международного трибунала оказались деструктивными для целей урегулирования на Балканах. Позицию России полностью поддержал представитель Китая при ООН Шен Гуофанг, который в своем выступлении указал, что деятельность Международного трибунала <сильно политизирована>, а <при этом не может быть и речи о какой-либо объективности в его работе>.
На международной конференции в Софии под названием <Год спустя после косовской драмы - куда мы движемся?>, состоявшейся в июне 2000 года, были приведены следующие цифры: после окончания интервенции НАТО в Косово жертвами убийств и похищений в этом сербском крае стали около 2 тыс. человек. С марта 1999 по март 2000 года убито 911 человек, еще 860 похищено. За последние два месяца этот список пополнился еще сотней человек. Несмотря на присутствие 40-тысячного контингента КФОР, в крае совершено около 5 тыс. террористических актов. Экстремистами сожжено 40 тыс. домов и более 80 монастырей. Возможность возвращения покинувших пределы Косово 350 тыс. беженцев, главным образом сербов, остается крайне проблематичной.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz