ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 5/2000
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АТОМНЫХ МНОГОЦЕЛЕВЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ВМС ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
Капитан 3 ранга И.ЯЦЕНКО
С окончанием <холодной войны> происходит переоценка роли многоцелевых атомных подводных лодок (ПЛА) ВМС западных стран. Если ранее их основным предназначением считалось противодействие <подводной угрозе> со стороны СССР, то в изменившихся геополитических условиях спектр возлагаемых на них задач существенно расширился. Главное внимание теперь уделяется способности подводных лодок действовать в составе объединенных оперативных формирований в <кризисных> регионах, то есть, как правило, в прибрежных мелководных акваториях, а не проведению противолодочных операций в океанских районах. Актуальными становятся следующие задачи: борьба с современными малошумными дизельными ПЛ и надводными кораблями противника, нанесение ракетных ударов по береговым целям, обеспечение деятельности сил специальных операций (ССО), ведение разведки и ряд других. При этом считается, по таким основным характеристикам, как боевая устойчивость, мобильность, автономность, дальность плавания и, самое главное - скрытность, - ПЛА вполне отвечают новым, гораздо более жестким, требованиям к оперативной деятельности подводных сил.
Основным недостатком ПЛА по-прежнему остается высокая стоимость строительства, обеспечения жизненного цикла и последующей утилизации. Именно данное обстоятельство препятствует их широкому распространению в ВМС стран мира и объясняет тот факт, что на протяжении последних 30 лет только пять стран (США, Великобритания, Франция, Россия и Китай), обладали ПЛА собственной разработки. Наиболее серьезными конкурентами этих лодок являются современные подводные лодки с воздухонезависимыми энергетическими установками. Считается, что такие ПЛ по своим тактическим свойствам в перспективе приблизятся к атомным, но при этом расходы на их производство и содержание будут в несколько раз меньше. Прогнозы показывают, что ПЛ с неатомной энергетикой и в дальнейшем будут составлять основу подводных флотов большинства стран мира, в том числе и таких, уровень экономического и технологического развития которых позволит разрабатывать и претворять в жизнь более дорогостоящие кораблестроительные программы.
Тем нe менее государства, которые в настоящее время располагают многоцелевыми ПЛА, не намерены отказываться от осуществления программ их модернизации и развития с учетом новых перспективных задач. Более того, к 2010 году список стран может пополниться при условии успешной реализации Индией и Бразилией национальных программ но созданию таких лодок.
Соединенные Штаты Америки, обладающие мощным атомным подводным флотом, и в дальнейшем предполагают поддерживать на уровне, обеспечивающем <защиту национальных интересов от любых существующих и возможных угроз>. До 2020 года намечается построить 30 ПЛА нового проекта NSSN. Планируемые темпы строительства и замены лодок устаревших проектов позволят поддерживать количественный состав ПЛА в ВМС США на уровне 50 единиц и обеспечат сохранение индустриальной базы атомного подводного кораблестроения. Общая стоимость программы строительства NSSN достигнет 64 млрд.долларов. В 1997 году две ведущие кораблестроительные компании - <Дженерал дайнэмикс/Электрик боут дивижн> (г. Гротон, штат Коннектикут) и <Ньюпорт-Ныюс шипбилдинг> (г. Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния) получили заказ, оцениваемый 4,2 млрд долларов, на строительство первых четырех лодок нового проекта (головная получила наименование <Вирджиния>).
Предшественницей NSSN являются ПЛА типа <Сивулф> - самый дорогостоящий проект в истории подводного кораблестроения, разработка которого началась еще в конце 70-х годов. Эти лодки были предназначены для противоборства с малошумными советскими ПЛ, в том числе в сложных условиях арктических морей. Результатом многолетних усилий разработчиков стал проект ПЛА с чрезвычайно низкими показателями шумности даже при движении со скоростью хода до 20 уз, оснащенной самыми современными образцами средств наблюдения и оружия, интегрированных в автоматизированную систему боевого управления (АСБУ) AN/BSY-2. Однако затраты на создание ПЛА <Сивулф> превзошли все самые пессимистичные прогнозы. Достаточно сказать, что строительство головной лодки продолжалось более восьми лет - с 1 989 по 1997 год, а ее стоимость превысила 2 млрд долларов.
В силу чрезвычайной дороговизны и сложности проекта он был пересмотрен и в связи с сокращением военных расходов из-за переоценки основных угроз национальной безопасности было принято решение ограничиться постройкой лишь трех ПЛА этого типа. Вторая лодка в серии - <Коннектикут> была введена в состав ВМС в декабре 1998 года. Строительство третьей ПЛА <Джимми Картер> продолжается и, по прогнозам, будет завершено не ранее 2002 года.
Закономерно, что проект NSSN явился своего рода компромиссом между стоимостью и боевой эффективностью лодки. В ходе его разработки была сделана попытка сохранить высокие боевые качества ПЛА <Сивудф> при снижении расходов не менее чем на 3 0 проц. Достижению этих целей в значительной степени способствовало широкое применение при проектировании коммерческих технологий и современных программных средств. В частности, проектирование корпуса ПЛА и компоновки основных корабельных систем конструкторами компании <Электрик боут дивижн> велось с учетом последнего достижения в области программных продуктов такого рода - пакета <трехмерного виртуального дизайна> (ENVISION).
Однако основной отличительной чертой ПЛА NSSN является ее многофункциональность, в наибольшей степени отвечающая новым условиям боевого применения американских ВМС. Сохраняя высокую эффективность в борьбе с атомными ПЛ противника в открытом океане, лодки этого типа призваны также решать широкий круг задач при действиях в составе объединенных оперативных формирований вооруженных сил США в районах региональных кризисов. Максимально приспособленные к действиям в условиях мелководья, они будут способны участвовать в нанесении массированных ракетныхударов по наземным целям противника, уничтожать его подводные лодки и надводные корабли, вести разведку, обеспечивать деятельность подводно-диверсионных подразделений и производить скрытные минные постановки. Предполагается, что при постройке каждой лодки акцент в сторону более эффективного выполнения ею тех или иных задач будет усиливаться за счет внесения незначительных изменений в конструкцию базового проекта.
Для ПЛА NSSN создан новый водо-водяной ядерный реактор S9G. Он работает на тепловыделяющих элементах, высокая энергоемкость которых обеспечивает их бесперебойное функционирование на протяжении всего жизненного цикла лодки, что исключает необходимость проведения чрезвычайно дорогих, трудоемких и опасных в радиационном отношении операций по перезарядке реактора (на современных ПЛА выполняются в среднем раз в десять лет).
При проектировании NSSN повышенное внимание уделялось проблемам максимального снижения уровней первичного и вторичного акустических нолей. Их решение значительно облегчалось благодаря использованию наработок, полученных в процессе реализации проекта <Сивулф>. В ходе работ над новым проектом ПЛА использовался комплекс конструктивных мероприятий по локальному обесшумливанию основных механизмов лодки, а также специальное двухслойное звукопоглощающее покрытие корпуса: внутренний слой обеспечивает снижение уровня излучений идущих изнутри корпуса, а внешний - поглощение сигналов гидроакустических станций противника. Снижению шумности ПЛА при движении на высоких скоростях способствует также применение водометного движителя (это конструктивное решение, заимствованное у английских кораблестроителей, в США впервые отрабатывалось на ПЛА <Сивулф>). Возможно, в силу финансовых ограничений на ПЛА NSSN нс будет внедряться система активного обесшумливания, которая, по некоторым данным, создавалась для <Сивулф>. Принцип действия данной системы заключается в излучении искусственных сигналов, компенсирующих собственное акустическое поле лодки, а также сигналов, имитирующих естественный шумовой фон океана.
Комплект радиоэлектронного вооружения, разрабатывавшийся группой компаний но главе с <Локхид - Мартин>, подразумевает три варианта исполнения (в зависимости от конкретного целевого предназначения ПЛА). Все радиоэлектронные системы будут интегрированы в перспективную АСБУ CCSM (Command and Control System Module), при разработке которой используется принцип открытой архитектуры и широко привлекаются коммерческие технологии. Доля последних в разработке аппаратного и программного обеспечения составляет соответственно 78 и 76 проц. Это позволяет снизить стоимости основных систем, в перспективе существенно упростит процесс модернизации радиоэлектронного вооружения ПЛА.
Заслуживает внимания высокий уровень унификации и стандартизации базовых элементов радиоэлектронных систем ПЛА, в разработке юторыхучаствовало до 100 подрядчиков. Основой АСБУ и большинства сопрягаемых с ней систем являются вычислительные модули AN/UYQ-70(V), выполненные на базе процессора 60VMB с тактовой частотой 100 МГц разработки фирмы <Хьюлетт Паккард>. Автоматизированные рабочие места операторов основньк контуров боевого управления, гидроакустического комплекса, средств связи, поста оптико-электронного наблюдения и других систем построены на базе унифицированной цветной консоли CCDC. Обмен данными по волоконно-оптическим линиям связи осуществляется путем использования стандартизированных протоколов сетевой технологии АТМ (Asynchronous Transfer Mode).
Предусмотрена полная совместимость АСБУ CCSM с перспективной АСУ флотского уровня JMCIS (Joint Maritime Command Information System), что должно обеспечить максимальную эффективность совместных действий ПЛА NSSN с другими подводными лодками, кораблями, авиацией и сухопутными подразделениями в составе объединенных оперативных формирований в передовых районах. Для эффективного применения устаревших модификаций крылатых ракет <Томахок> на ПЛА будет внедрена более совершенная система управления стрельбой- ATWCS (Advanced Tomahawk Weapon Control System).
Гидроакустический комплекс (ГАК) для NSSN создастся па базе самых современных технологий обработки сигналов. Утверждается, что вычислительные мощности акустических процессоров нового ГАК превышают суммарные показатели комплексов всех ПЛА, находящихся в настоящее время в боевом составе ВМС США. В состав комплекса войдут три ГАС: активно-пассивная с носовой сферической антенной, пассивная с бортовыми антенными решетками и высокочастотная миноискания, а также две гибкие протяженные буксируемые антенны- ТВ-16 и-29.
Комплекс средств оптико-электронного наблюдения для ПЛА NS SN разработан на принципиально новом качественном уровне, который обеспечивается за счет применения многофункциональной мачты перископа, не проникающей в прочный корпус. В отличие от оптического канала традиционного перископа, изображение от расположенной на мачте телекамеры передается внутрь подводной лодки на консоль оператора по волоконно-оптическому кабелю в цифровом виде. Использование волоконной оптики позволяет значительно уменьшить габариты головной части перископа, за счет чего на новой мачте, помимо телекамеры, дополнительно могут быть смонтированы датчик инфракрасного наблюдения, а также антенны таких радиоэлектронных устройств, как навигационная РЛС, станция радиоэлектронной разведки, станции космической и УКВ радиосвязи. Другими преимуществами новой технологии являются высвобождение пространства центрального поста за счет удаления громоздких оконечных оптических устройств, одновременный доступ к данным наблюдения большего числа людей и возможность прямого сопряжениия с АСБУ.
Приразработке проекта IUIANSSN большое внимание уделялось проблеме совершенствования средств самообороны. Для обнаружения атакующих торпед на предельных дистанциях создана гидроакустическая станция перехвата сигналов активных головок самонаведения AN/WLY-1. В конструкции ПЛА предусмотрено наличие 15 пусковых установок (14 внешних и одна внутренняя, перезаряжаемая) для выстреливаемых приборов помех. Возможно также вооружение ПЛА специальными миниторпедами для уничтожения обнаруженных атакующих торпед. Управление применением средств противоторпедной обороны будет осуществляться в автоматическом режиме. В процессе разработки находится, кроме того, зенитный ракетный комплекс, предназначенный для уничтожения низколетящих самолетов и вертолетов, а также быстроходных катеров противника.
ПЛА NSSN будут вооружены четырьмя торпедными аппаратами (ТА) и 12 установками вертикального пуска (УВП). Суммарный боекомплект лодки составит до 40 единиц оружия, в том числе крылатые ракеты <Томахок>, торпеды Mk-48 ADCAP, мины Mk-60 <Кэптор> и другие мины перспективных типов. В ТА могут быть загружены также дистанционно управляемые подводные противоминные аппараты LMRS. Для обеспечения деятельности ССО в конструкции ПЛА предусматривается наличие специального отсека для размещения подразделения боевых пловцов-диверсантов и шлюзовой камеры для их выхода за пределы лодки. Перспективное автономное средство доставки боевых пловцов ASDS будет крепиться к корпусу снаружи в районе расположения шлюзовой камеры.
В связи с тем, что при создании ПЛА NSSN имели место проблемы технического и финансового характера, в 1998 году в проект были внесены коррективы, предполагается снижение некоторых требований к ряду систем вооружения и техники. В частности, прекращена разработка гибкой протяженной буксируемой антенны ТВ-29 и предусмотрена ее замена менее дорогостоящим вариантом ТВ-29А. Кроме того, планируется использовать на ПЛА упрощенные варианты систем космической связи, разведки и гидроакустического противодействия.
Как уже упоминалось, строительство ПЛА NSSN будет вестись на основе широкой кооперации на верфях двух судостроительных компаний: <Электрик боут дивижн> будет выпускать модули реактора, центрального поста, а также еще семь функциональных секций для всех ПЛА, а <Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг> - рубку, кормовой отсек, жилой модуль, модуль вспомогательных механизмов и еще шесть секций. Окончательная сборка корпусов ПЛА, оснащение их дополнительным оборудованием, испытания и передача в состав ВМС будут производиться на этих же верфях: первого и третьего - в г. Гротон, второго и четвертого - в Ньюпорт-Ньюс.
Головную ПЛА <Вирджиния> планируется передать флоту в 2004 году, а три остальные - соответственно в 2005, 2006 и 2007-м. Порядок и темпы строительства последующих лодок пока еще окончательно не определены, однако, по мнению западных экспертов, после 2007 года для сохранения численности подводных сил США на уровне 50 единиц необходимо будет вводить в строй ежегодно три NSSN, что потребует коренного пересмотра методов финансирования их строительства. В противном случае начиная с 2014 года темпы вывода из боевого состава ПЛА типа <Лос-Анджелес> превысят темпы ввода в строй новых лодок.
В 1998 году научный комитет при министерстве обороны США обнародовал результаты предварительных исследований по выработке требований к перспективной ПЛА, которая последует за NSSN. Как отмечали представители Пентагона, при разработке нового проекта основное внимание должно быть обращено на создание более совершенных средств освещения обстановки, увеличение боекомплекта и широкое применение необитаемых подводных аппаратов различного назначения. Вместе с тем ранее при разработке ПЛА приоритет отдавался созданию максимально малошумных систем движения. Все это свидетельствует о том, что в данной области Соединенные Штаты уже обеспечили себе достаточный технологический отрыв от основных конкурентов и стараются закрепить успех за счет достижений в других областях подводного кораблестроения.
В Великобритании также ведутся работы но созданию ПЛА нового поколения, которые должны заменить пять лодок типа <Свифтшур> постройки конца 70-х - начала 80-х годов. В марте 1997 года компания <Маркони эстьют класс> получила контракт на разработку проекта и строительство трех ПЛА типа "Эстьют"-"Эстьют", "Эмбуш" и "Эртфул" - общей стоимостью 1,9 млрд фунтов (3,2 млрд долларов), которые поступят на вооружение ВМС после 2005 года.
В целом проект ПЛА типа <Эстьют> является развитием предшествующей серии английских ПЛА типа <Трафальгар>. Основные его отличия - усовершенствованная ядерная энергетическая установка, более низкий уровень шумности, увеличенный в 1,5 раза боекомплект и сокращенный состав экипажа. Применение реактора типа PWR-2, разработанного изначально для ПЛАРБ типа <Вэнгард>, обусловило увеличение водоизмещения <Эстьют> до 6 800 т, что на 1 600 т больше, чем у ПЛА <Трафальгар>. Однако данный реактор может работать без перезарядки 25 - 30 лет, то есть в течение всего жизненного цикла этой лодки.
Основные элементы радиоэлектронного вооружения новой ПЛА были разработаны для модернизации лодок типов <Свифтшур> и <Трафальгар> - это АСБУ SMCS, гидроакустический комплекс типа 2076, оптию-электронные перископы непроникающего типа, новые комплексы РЭБ, связи и навигации. Кроме того, на ней планируется установить американскую систему управления стрельбой КР <Томахок> ATWCS.
ПЛА типа <Эстьют> будет вооружена шестью торпедными аппаратами. Суммарный боекомплект составит 36 единиц оружия (в различных комбинациях торпед <Спирфиш>, ПКР <Гарпун> и КР <Томахок>). Предусматривается также возможность монтажа на корпусе средства доставки боевых пловцов для действий подразделений ССО. Весьма вероятно применение на новых ПЛА и многофункциональных необитаемых подводных аппаратов, разработка которых активно ведется в настоящее время. Выполняемые в габаритах торпеды, они будут способны решать задачи разведки, гидроакустического противодействия, обнаружения и нейтрализации мин, а также ряд других.
С учетом вывода до 2006 года из боевого состава пяти устаревших ПЛА типа <Свифтшур> и принятия на вооружение только трех типа <Эстьют>, количество таких лодок королевских ВМС может сократиться с 12 до 10. В связи с этим правительство рассматривает вопрос о выдаче после 2000 года заказа на постройку еще двух ПЛА типа <Эстьют>.
Сроки службы семи ПЛА типа <Трафальгар> постройки 80-х - начала 90-х годов истекут во втором десятилетии XXI века. В настоящее время ведутся исследования по выработке концепции перспективной многоцелевой ПЛ FASM (Future Attack Submarine). При этом из десяти рассматриваемых вариантов данной концепции три предполагают разработку подводной лодки с неядерной силовой установкой, что, несомненно, связано с последними успехами в создании воздухонезависимьгх двигателей для ПЛ, которых добились Германия, Швеция и Франция.
Существенные сокращения бюджетных средств на программу разработки и производства ПЛ проекта FASM повлекут за собой то, что они будут иметь несколько меньшие размеры, чем ПЛА типа <Эстьют>. Конструкция корпуса в целом должна быть выполнена в традиционном для английских ПЛА стиле. Отличительными особенностями нового проекта, по всей видимости, станут наличие УВП для крылатых ракет и размещение торпедных аппаратов по бортам под углом к диаметральной плоскости. Разработка систем оружия и радиоэлектроники для ПЛ FASM ведется автономно, однако в дальнейшем их намечается интегрировать в выбранный проект ПЛ. Предполагается, что стоимость строительства этой подводной лодки будет на 10 проц. меньше, чем ПЛА типа <Эстьют>, а расходы на эксплуатацию в течение жизненного цикла - на 30 проц.
По ряду ключевых технологий Великобритания сотрудничает с Францией, где также ведется разработка перспективной ПЛА но проекту SMAF (Sous-Marin d'Attaquc du Futur). Новые лодки (головная получила наименование <Барракуда>), должны после 2010 года заменить ПЛА типа <Рубис>, которые в настоящее время находятся на вооружении ВМС Франции. Всего до 2020 года планируется построить шесть лодок типа <Барракуда>. Общая стоимость программы составит в 25 млрд французских франков (4,6 млрд долларов).
По заявлениям французских официальных лиц, новые ПЛ будут иметь водоизмещение 3 500 - 4 500 т, что намного больше, чем у лодок типа <Рубис> (2400 т), а экипаж должен насчитывать 60 человек (на <Рубис> - 75). При разработке этого проекта намечается использовать многие технологические наработки, полученные при проектировании и строительстве ПЛАРБ типа <Триумфан>. Вооружение ПЛА типа <Барракуда> составят тяжелые торпеды, подводный вариант французской сверхзвуковой противокорабельной ракеты ANS, а также мины различных типов. Кроме того, рассматривается возможность их вооружения крылатыми ракетами ддя поражения наземных целей.
Строительство головной ПЛА планируется начать в 2003 - 2004 годах, а ходовые испытания - в 2008-м. Войти в состав ВМС она должна в 2010-м. Последующие лодки серии будут вводиться в состав флота с интервалом два года.
В ВМС Китая в настоящее время насчитывается пять ПЛА типа <Хань>. Выполнение программы строительства этих лодок осуществлялось с отставанием от графика в связи со значительными трудностями. Головная была заложена в 1968 году и вступила в строй после 1975-го. Вторая ПЛА вошла в состав ВМС в 1980 году, а три последующие-впериодс 1984-го по 1991-й. В связи с низкой технической готовностью оперативное применение этих ПЛА было в целом ограничено.
Планами модернизации вооруженных сил Китая предусматривается активизация роли флота и расширение его операционной зоны на удаленные океанские районы. В русле этих воззрений производится разработка ПЛА второго поколения (проект 093). Предполагается, что новые лодки будут иметь значительно лучшие по сравнению с ПЛА типа <Хань> показатели шумности, характеристики систем оружия и радиоэлектронного вооружения. По оценкам ряда западных экспертов, по этим качествам они будут сравнимы с американскими ПЛА типа <Стёрджен> разработки 70-х годов, которые к 2002-му планируется вывести из состава ВМС США.
ПЛА проекта 093 будут иметь на вооружении торпеды и, вероятно, противолодочные ракеты. Не исключено также их оснащение противокорабельными ракетами, созданными на основе ПКР типа С-801 национальной разработки для надводных кораблей. Всего намечается построить три такие лодки. Закладка первой должна быть произведена в 2000 - 2001 годах. При благоприятных условиях программа строительства ПЛА всей серии будет завершена уже в 2010 году.
В Индии уже более 20 лет идет проработка концепции создания собственной ПЛА по программе ATV (Advanced Technology Vessel). Поводом к этому послужила угроза возможного американского вмешательства в индо-пакистанский конфликт, имевший место в 1971 году. В период с 1988 по 1991 год индийские ВМС приобрели необходимый опыт эксплуатации взятой в аренду у СССР ПЛА проекта 670, что и заставило руководство ВМС страны поставить вопрос о необходимости развития национального атомного подводного флота.
Программа ATV осуществляется преимущественно национальными силами. Основные работы, особенно в части, касающейся создания ядерной силовой установки, выполняют центр атомных исследований им. Бхабха, атомный исследовательский центр им. Индиры Ганди, а также различные организации индийских ВМС. Добыча, обогащение урана и производство ядерного топлива осуществляются национальными государственными предприятиями. Разработкой и строительством титанового корпуса ПЛА, созданием навигационных, гидроакустических, электрических систем и систем управления оружием занимаются индийские государственные и частные компании.
Несмотря на очевидные успехи в ходе своего осуществления программа ATV постоянно сталкивалась с трудностями технологического, организационного и финансового характера. Согласно первоначальным планам приступить к завершающему этапу сборки корпуса намечалось уже в 1997 году, но работы до сих пор не начались из-за задержки, вьпванной доводкой ядерного реактора. Первые испытания реактора состоялись в ноябре и декабре 1995 года, однако они завершились неудачно. У индийских специалистов также возникли сложности с размещением реактора массой 600 т в корпусе ПЛА. По мнению западных экспертов, международные санкции, которые были применены против Индии после проведенной ею в 1998 году серии испытаний ядерного оружия, могут существенно повлиять на сроки реализации программы создания национальной атомной подводной лодки.
Весьма вероятным представляется оснащение ПЛА ATV ракетным оружием индийского производства. Сейчас для нее разрабатывается крылатая ракета <Сагрика>, которая будет иметь дальность полета около 300 км с последующей перспективой ее увеличения до 1 000 км. Начало производства КР <Сагрика> ожидается не ранее 2005 года. Помимо них, на вооружении ПЛА будут находиться торпеды, вероятно, иностранного производства.
В целом программа ATV предусматривает строительство серии из пяти ПЛА. Командование ВМС Индии планирует осуществить закладку головной на судоверфи в г.Вишакханатнам в 2001 - 2002 годах, а завершить строительство соответственно в 2006- 2007-м. Стоимость первой ПЛА составит в 714 млн долларов.
Намерение Бразилии построить к 2007 году собственную ПЛА (будет называться SNAC-2) в настоящее время многие специалисты характеризуют как слишком оптимистичное. В основе такой оценки лежат значительные финансовые трудности, испытываемые бразильскими вооруженными силами и страной в целом в связи с экономическим кризисом. Дополнительно к уже затраченным на разработку реактора 800 млн долларов требуется еще, как минимум, 1,4 млрд на строительство наземного прототипа реактора и самой ПЛА. Кроме того, у бразильских специалистов возникли проблемы в ходе с создания специального комплекса для обогащения урана. В связи с этим, по мнению западных экспертов, эта лодка может быть построена не ранее 2010 года.
Таким образом, программы модернизации ВМС иностранных государств предусматривают дальнейшее совершенствование атомных многоцелевых подводных лодок. Основные усилия разработчиков направлены на расширение спектра задач, решаемых ПЛА, улучшение их боевых и эксплуатационных качеств, придание им возможностей эффективно действовать в изменившихся условиях вооруженной борьбы на море.
Активное участие многоцелевых подводных лодок в нанесении массированных ракетных ударов но Ираку и Югославии лишний раз продемонстрировало их возрастающую роль в наступательных операциях с морских направлений. Следует отметить, что эти страны имели весьма слабые возможности для оказания противодействия морским группировкам, развернутым у их побережья. Но даже при наличии противодействия скрытное развертывание ПЛА в район огневых позиций для нанесения массированных ракетных ударов обеспечивает высокую эффективность их использования в подобных операциях. Таким образом, учитывая реалии современного мира, в XXI веке ПЛА останутся важным компонентом передовых оперативных формирований ВМС, обеспечивающим существенное повышение их наступательного потенциала, боевой устойчивости и оперативной гибкости.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI