ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 5/2000

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ПОРТУГАЛИИ

Полковник А. АЛЕКСЕЕВ

Военно-воздушные силы Португалии были сформированы в 1952 году в результате организационных мероприятий, по объединению авиационных частей сухопутных войск и ВМС. Их создание объяснялось необходимостью формирования структуры вооруженных сил, соответствующей условиям изменившейся международной обстановки в период после Второй мировой войны, а также централизованного обеспечения действий различных подразделений вооруженных сил, дислоцировавшихся на удаленных территориях колоний этого государства: Ангола, Мозамбик, Гвинея, Кабо-Верде. После ликвидации колониальной системы в начале 70-х годов военно-политическое руководство Португалии провело существенную реорганизацию ВВС, которым с тех пор отводится важная роль, как в обеспечении национальных интересов, так и в решении задач в рамках НАТО. В свою очередь, военные специалисты блока рассматривают военно-воздушные силы этой страны как дополнение авиационной группировки альянса в Европе. Так, начиная с 1992 года, боевые и транспортные самолеты Португалии принимали активное участие в обеспечении действий НАТО над территорией Югославии.
На национальные ВВС в соответствии с существующим в Португалии законодательством возложены следующие задачи: оказание непосредственной авиационной поддержки формированиям сухопутных войск и ВМС, ведение воздушной разведки, обеспечение противовоздушной обороны страны, высадка воздушных десантов, воздушная переброска войск, боевой техники и грузов.
Организация. Руководство военно-воздушными силами осуществляет начальник главного штаба - командующий, который несет ответственность за строительство ВВС, состояние их боевой готовности, разработку планов ведения боевых действий, оснащение частей и подразделений авиационной техникой. По вопросам административного управления и тылового обеспечения он подчиняется министру обороны страны, а боевого управления - начальнику генерального штаба.
Главный штаб ВВС (Алфражиде, пригород Лиссабона) состоит из четырех управлений (оперативного, разведывательного, тыла и кадров), канцелярии начальника главного штаба ВВС, отдела по связи с НАТО, а также других отделов и служб. Он является органом оперативного управления военно-воздушными силами и основной организацией, отвечающей за долгосрочную политику строительства и планирования развития этого вида вооруженных сил.
Организационно военно-воздушные силы Португалии состоят из двух командований: оперативного авиационного и воздушной зоны Азорских островов. На начало 2000 года в их боевом составе насчитывалось 56 самолетов боевой авиации и 68 - вспомогательной, а также 28 вертолетов. Кроме того, в резерве имелось 84 боевых самолета. Численность личного состава около 7 300 человек.
В оперативное авиационное командование (штаб в Монсанто, пригород Лиссабона), по данным зарубежных СМИ, входят 13 авиаэскадрилий, дислоцированных на семи основных авиабазах (рис. 1). Его основу составляют эскадрильи: истребительная авиационная (17 тактических истребителей F-16А, и три учебно-боевых F-16B), истребительно-бомбардировочная (18 штурмовиков <Альфа Джет>), базовых патрульных самолетов (шесть Р-ЗР <Орион>), три авиационные транспортные (19 самолетов С-212, три С-130Н, три С-130Н-30, один <Фалкон-20> и три <Фалкон-50>), вертолетная (18 SA-316 <Алуэтт-3>, рис. 4), самолетов связи (12 самолетов <Цессна-337>), две поисково-спасательной службы (пять самолетов С-212 и десять вертолетов SA-330 <Пума>), учебно-боевая бомбардировочная (18 <Альфа Джет>) и учебная (17 ТВ-30 <Эпсилон>).
Боевой состав и дислокация частей и подразделений оперативного авиационного командования ВВС Португалии приведены в таблице.

БОЕВОЙ СОСТАВ ВВС ПОРТУГАЛИИ
Эскадрилья Самолеты Место дислокации
Тип Количество
ТАКТИЧЕСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ
201 ибаэ "Фалкоэш" F-16AF-16B 173 Авиабаза №5 Монте-Реал
301 ибаэ "Жагуарэис" "Альфа Джет" 18 Авиабаза №11 Бежа
БАЗОВЫЕ ПАТРУЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ
601 аэ БПА "Лобуш" Р-ЗР 6 Авиабаза №6 Монтижу
ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ
401 таэ "Сьектишташ" С-212 10 Авиабаза №1 Синтра
502 таэ "Элефантэш" С-212 9 Авиабаза №1 Синтра
501 таэ "Бизонтэш" С-130НС-130H30 33 Авиабаза №6 Монтижу
504 таэ "Лэнсэш" "Фапкон-20""Фалкон-50" 13 Авиабаза №6 Монтижу
ЛЕГКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ (САМОЛЕТЫ СВЯЗИ)
505 аэ связи "Жакареш" "Цесна-337" 12 Авиабаза №1 Синтра
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
711 аэ ПСС "Альбатрозэш" С-212SA-330 "Пума" 54 Авиабаза №4 Лагенс (Азорские о-ва)
751аэ ПСС SA-330 "Пума" 6 Авиабаза №6 Монтижу
ВЕРТОЛЕТЫ
552 ваэ "Зангоэш" SA-316 "Алуэтт-3" 18 Авиабаза №11 Бежа
УЧЕБНО-БОЕВЫЕ И УЧЕБНЫЕ САМОЛЕТЫ
103 убаэ "Каракоиш" "Альфа джет" 18 Авиабаза №11 Бежа
101 уаэ "Агуиаш-экс-Ронкуш" ТВ-30 "Эпсилон" 16 Авиабаза №11 Бежа
РЕЗЕРВ
  A-7PTA-7PG.91 25540 Авиабаза Алверка
  "Альфа Джет" 14 Авиабаза №11 Бежа

Оперативному авиационному командованию, кроме того, подчинены силы и средства ПВО, включающие центр управления и оповещения в Монсанто и радиолокационные посты. Информация о воздушной обстановке поступает в центр управления и оповещения также от радиолокационных постов управления воздушным движением гражданской авиации.
Аэродромная сеть. На территории Португалии, по данным зарубежной печати, находится 66 аэродромов (40 с искусственным покрытием и 26 грунтовых), из которых 15 могут быть использованы для базирования боевой авиации, причем 12 из них оборудованы по первому и второму классу (в соответствии со стандартами НАТО), пять имеют взлетно-посадочные полосы длиной свыше 3 000 м, семь - от 2 500 до 3 000 м. Они, как правило, оснащены запасными ВПП длиной 1 500 - 2 000 м, рулежными дорожками, групповыми и одиночными стоянками самолетов, ангарами, техническими зданиями, складами боеприпасов и ГСМ. Все эти аэродромы могут быть выделены в распоряжение командования НАТО.
Аэродромы базирования боевой авиации оснащены стационарным радио- и светотехническим оборудованием, обеспечивающим взлет и посадку самолетов днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях. Наиболее современное оборудование установлено на аэродромах Бежа (размеры ВПП 3 450 х 60 м), Монте-Реал (2 460 х 45), Монтажу (2 440 х 45), Лагенс (3 250 х 91).
Аэродромная сеть ВВС Португалии
Боевая подготовка организуется и проводится в соответствии с национальными планами и планами НАТО. Она направлена на поддержание высокого уровня боеготовности частей и подразделений, обеспечение их боеспособности в условиях применения различных средств поражения. В этих целях организуются учения, специальные тренировки, соревнования эскадрилий по основным видам боевого применения, а также плановые и внеплановые проверки. Кроме того, ВВС Португалии активно участвуют в учениях, проводимых в рамках альянса.
Задачи боевого применения экипажи самолетов практически отрабатывают на полигонах, расположенных как на своей территории, так и в других странах НАТО.
Подготовка кадров ВВС. Подготовка офицерских кадров (летчиков, авиационных инженеров, офицеров административно-финансовой службы и службы МТО) осуществляется в высшем военном авиационном училище (г. Синтра). Специалистов технических и вспомогательных служб выпускают высшее военное училище сухопутных войск и высшее административно-техническое училище.
Срок обучения летчиков, штурманов, авиационных инженеров - четыре с половиной года, а специалистов технических и вспомогательных служб - три. Для летной и технической подготовки курсантов (она проводится на авиабазе Бежа) используются самолеты ТВ-30 <Эпсилон> и <Альфа Джет>. Курсанты летной и штурманской специальностей транспортной авиации обучаются на самолетах С-212, дислоцирующихся на авиабазе Сингра. Учебные заведения ВВС готовят также летный и технический состав для вертолетных частей и подразделений ВМС Португалии. Уровень профессиональной подготовки офицерский состав повышает в академии ВВС, расположенной на территории авиабазы Синтра.
Перспективы развития. В рамках осуществления программы реорганизации и технического переоснащения вооруженных сил руководство военного ведомства страны направляет основные усилия на повышение боевых возможностей частей и подразделений национальных ВВС, качества профессиональной подготовки специалистов. В настоящее время в этих целях проводится ряд мероприятий, среди которых наиболее важным считается совершенствование системы управления ВВС, а также расширение ее действий до Азорских о-вов и о.Мадейра.
Кроме того, в соответствии с соглашением, подписанным правительствами Португалии и США, завершена поставка 25 тактических истребителей F-16A и В, ранее эксплуатировавшихся в американских ВВС. Вся программа, получившая наименование <Пис атлантик-2>, оценивается зарубежными экспертами в 268 млн долларов. В эту сумму входит стоимость самих истребителей (в том числе их доставки на территорию Португалии), комплектов оборудования и оснастки, необходимых для эксплуатации самолетов, а также подготовки летного состава португальских ВВС.
Новыми тактическими истребителями руководство военного ведомства страны намерено заменить устаревшие штурмовики А-7Р <Корсар-2>, которые в июле 1999 года были выведены из боевого состава 304-й эскадрильи в связи с выработкой летного ресурса.
Согласно имеющимся планам 16 из 21 закупленных F-16A ичетыреР-16В будут модернизированы по программе MLU (Mid-Life Update), реализуемой в ряде европейских стран. Оставшиеся пять F-16A намечается использовать в качестве резерва. По сообщениям западных СМИ, в ходе мероприятий по усовершенствованию полученных самолетов, помимо работ, связанных с продлением срока эксплуатации, предполагается заменить бортовые ЭВМ, дисплеи и другие устройства более совершенными, а также оснастить самолеты нашлемными системами отображения информации. В результате, как отмечают западные СМИ, модернизированные машины по составу бортового оборудования и ТТХ станут идентичными американским F-16C и D block 50. Выполнение всех работ запланировано на предприятиях португальской фирмы OGMA.
Передача усовершенствованных истребителей F-16 в боевой состав ВВС Португалии начнется в 2001 году, а закончится в 2003-м. Предполагается, что в дальнейшем буцет принято решение о частичной модернизации по программе MLU имеющегося парка португальских F-16.
К числу других наиболее важных программ, направленных на развитие ВВС Португалии, по мнению зарубежных экспертов, относятся:
- приобретение ЗРК и средств зенитной артиллерии для оснащения частей и подразделений ПВО;
- закупка высокоточного авиационного вооружения;
- замена парка учебно-боевых самолетов <Альфа Джет> (после 2010 года);
- принятие на вооружение вертолетов нового типа, предназначенных для выполнения операций поиска и спасения, вместо устаревших SA-330 <Пума>;
- увеличение парка транспортных самолетов С-130 до восьми единиц, а также усовершенствование состоящих на вооружении машин этого типа;
- модернизация базовых патрульных самолетов Р-ЗР <Орион> с целью повышения их возможностей по обеспечению ведения разведки морских целей и передачи данных на наземные КП в реальном масштабе времени;
- усовершенствование систем РЭБ;
- модернизация и стандартизация систем связи;
- принятие на вооружение легких транспортных самолетов (самолетов связи) нового типа;
- замена парка легких вертолетов (после 2010 года).
Зарубежные эксперты отмечают, что реализация мероприятий, направленньк на повышение уровня технической оснащенности и совершенствование системы управления национальных ВВС, позволила, начиная с 1980 года сократить их численность с 14 500 до 7 300 человек, что, однако, не привело к снижению боевых возможностей этого вида вооруженных сил.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz