СООБЩЕНИЯ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ - ЗВО - 3/2000
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОТИВОРАДИОЛОКАЦИОННЫХ РАКЕТ СТРАН НАТО
Авиационные противорадиолокационные ракеты (ПРР) рассматриваются зарубежными военными специалистами как одно из основных средств поражения радиолокационных станций (РЛС) наземного и корабельного базирования. Они состоят на вооружении самолетов тактической авиации и авиации ВМС практически во всех основных западных государствах. Разработка таких ракет началась в США в 60-х годах (AGM-45 <Шрайк>, AGM-78 <Стандарт>). Они широко и достаточно эффективно использовались в ходе вооруженных конфликтов во Вьетнаме, Ливии и других. ПРР экспортировались во многие страны мира и продолжают оставаться на вооружении ряда государств.
В настоящее время основными разработчиками и производителями ракет такого типа являются США, Великобритания и Франция. Здесь активно ведутся НИОКР, направленные на совершенствование имеющихся и создание новых образцов авиационных ПРР. Тактико-технические характеристики современных и перспективных противорадиолокационных ракет стран НАТО приведены в таблице.
В США наиболее совершенной из существующих ПРР является ракета AGM-88 HARM.
Первая ее модификация - AGM-88A - поступила на вооружение ВВС и авиации ВМС в 1982 году.
ПРР построена по аэродинамической схеме с поворотным крылом и крестообразным хвостовым оперением.
Конструктивно она состоит из пассивной радиолокационной головки самонаведения (ГСП), боевой части (БЧ), системы управления и двигательной установки.
На ракете используется двухканальная моноимпульсная ГСН, предназначенная для измерения азимута и угла места цели.
В нее входит антенная система, радиочастотный блок, процессор и радиопрозрачный обтекатель.
Антенная система включает две неподвижные антенны - спиральную высокочастотного диапазона и антенную решетку низкочастотного диапазона.
Процессор функции, обеспечивающие угловое сопровождение цели по азимуту углу места, распознавание целей на основе измерения периода повторения импульсов, их длительности и мощности сигнала, а также связь с бортовым радиоэлектронным оборудованием самолета и системен управления полетом ракеты. ПРГ оснащена осколочно-фугасной БЧ массой 66 кг, подрыв которой осуществляется посредством неконтактного лазерного взрывателя и точке оптимального (в зависимости от папаметпов конечного участка траектории полета) разлета осколков. В качестве двигательной установки ПРР используется двухрежимный твердотопливный двигатель.
Основной способ боевого применения ракеты HARM - по данным самолетного обнаружительного приемника определяется наличие источников радиоизлучения в заданном районе, направление на них, их тип и режим работы. Эти данные отображаются на дисплеях в кабине экипажа и вводятся в систему наведения ПРР. Пуск ракеты может быть осуществлен практически одновременно с обнаружением излучающего объекта или в любой другой момент, даже если источник излучения выйдет за пределы поля обзора ГСН ПРР.
Второй способ применяется при поражении удаленных целей. В этом случае осуществляется предварительный ввод параметров радиоизлучающей цели в систему наведения ПРР и ее пуск по баллистической траектории на максимальную дальность в направлении предполагаемого нахождения цели. Если ракета в процессе полета обнаруживает излучение цели, то она наводится на нее, в противном случае происходит самоликвидация ПРР.
Третий способ предусматривает применение ГСН ракеты в качестве средства обнаружения радиоизлучающих объектов. Эти данные передаются на дисплеи экипажа и могут использоваться для идентификации целей и определения их приоритетности.
Особенностью ракеты HARM является ее способность автоматически перенацеливаться в ходе полета. Если РЛС-цель, которую ГСН ракеты сопровождает, прекращает работу, то начинается поиск следующей цели. При этом ракета сохраняет траекторию полета к первой цели, с тем чтобы в случае, если другая цель не найдена, поразить первую по запомненным до ее выключения координатам.
На протяжении всего срока эксплуатации данная ракета постоянно усовершенствовалась и модернизировалась. Было разработано три модификации ПРР - AGM-88A, В и С, причем первая имела два варианта (block 1 и block 2), вторая - один (block 3) и третья - два (block 4 и block 5). Каждая последующая модификация (или вариант ПРР) отличалась более совершенным программным и аппаратным обеспечением, повышенной помехоустойчивостью и расширенным диапазоном рабочих частот радиолокационной ГСП, что позволяло применять ракету против перспективных радиолокационных средств ПВО. В частности, верхний предел диапазона рабочих частот ГСН ПРР AGM-88C увеличен до 35 - 40 ГТц. К началу 1998 года было произведено более 25 тыс. ракет HARM модификаций А, В и С. Эти ПРР широко применялись при ведении боевых действий США против Ирака и Югославии для подавления работающих радиолокационных станций. Ракета HARM состоит на вооружении армий многих стран мира, в том числе Германии, Италии, Испании, Турции, Греции и Республики Корея.
С 1996 года ведется разработка новой модификации ракеты, получившей обозначение AGM-88D Block 6. Ее основной особенностью станет то, что в состав системы наведения будет входить инерциальная навигационная система (ИНС), корректируемая по данным космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR, а также использование нового программного обеспечения систем управления и наведения. По замыслу разработчиков, ракета будет отличаться более высокой эффективностью и простотой применения. Данную модификацию совместно разрабатывают США, Германия и Италия. Поступление ее на вооружение ожидается в 2003 - 2004 годах, при этом военные ведомства США и Германии планируют закупить по 1000 ракет AGM-88D, а Италии - 350. По оценке американских военных экспертов, новая модификация ПРР HARM будет состоять на вооружении тактической авиации США до 2020 года.
Одновременно изучается возможность и целесообразность дальнейшей модернизации ракеты, в том числе ее конструкции, ГСН, боевой части и двигательной установки. В частности, рассматривается вопрос об оснащении ПРР прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), обеспечивающим полет со скоростью, соответствующей М = 6, и максимальную дальность стрельбы до 180 км, а также об ее оборудовании складывающимися консолями крыла для размещения во внутрифюзеляжных отсеках вооружения малозаметных самолетов типа В-2, F-22 и F-15.
Еще одной американской противорадиолокационной ракетой, которая предназначена для вооружения вертолетов армейской авиации, является ПРР AGM-122 SideARM. Она создана на базе управляемой ракеты <Сайдвиндер> малой дальности класса <воздух - воздух> и принята на вооружение в 1987 году. Ракета оснащена пассивной радиолокационной широкополосной ГСН, обеспечивающей ее наведение по излучению РЛС зенитных артиллерийских и ракетных комплексов. Предусмотрен программный набор высоты на начальном участке траектории с последующим пикированием на излучающую цель. Наведение осуществляется по методу пропорционального сближения, что обусловливает возможность применения ПРР по мобильным целям.
С конца 80-х годов в США в рамках различных программ проводились исследования и разработки, связанные с созданием перспективной противорадиолокационной ракеты. Одно из основых требований к ней заключалось в обеспечении возможности поражения как работающих, так и выключенных радиолокационных станций.
В настоящее время НИОКР в данной области наиболее активно ведутся по программе ВМС США AARGM (Advanced Anti-Radiation Guided Missile). В частности, предусматривается разработка ракеты, оснащенной комбинированной радиолокационной ГСН миллиметрового диапазона (пассивной и активной). Поиск и наведение ПРР на работающую РЛС будут осуществляться по данным пассивной радиолокационной ГСН, а в случае прекращения работы станции ее наведение возможно с помощью активной радиолокационной головки миллиметрового диапазона Наряду с этим для управления ПРР на среднем участке траектории полета на ракете предполагается установить инерциальную навигационную систему, корректируемую по данным КРНС NAVSTAR. Эту ракету намечается построить по бескрылой аэродинамической схеме и оборудовать складывающимися аэродинамическими рулями в хвостовой части. Ракета будет отли- чаться меньшими геометрическими размерами по сравнению с ПРР HARM и устанавливаться во внутренние отсеки вооружения самолетов-носителей. На ней планируется использовать ПВРД со стартовым твердотопливным ускорителем. По расчетам разработчиков, ракета будет иметь максимальную дальность стрельбы около 185 км и скорость полета, соответствующую М = 4. До конца 1999 года ВМС США совместно с фирмами-разработчиками планировали провести летные испытания опытных образцов головки самонаведения, системы управления и программного обеспечения, разрабатываемой для ПРР AARGM. Для этих целей намечается использовать специально оборудованную ракету HARM.
В Великобритании на вооружении ВВС и авиации ВМС с 1991 года состоит ПРР собственной разработки ALARM. Построенная по нормальной аэродинамической схеме, она оснащена крестообразным крылом и рулевыми поверхностями с электромеханическим приводом. В носовой части корпуса расположены четыре дестабилизатора. Система наведения ракеты включает пассивную радиолокационную ГСН и ИНС, обеспечивающую полет на начальном участке траектории по программе бортовой ЭВМ и на конечном в случае прекращения работы радиоизлучающей цели. Диапазон рабочих частот ГСН составляет 2-20 ГГц. Ракета оснащена ракетным двигателем на твердом топливе и осколочно-фугасной БЧ с радиолокационным взрывателем.
В ходе боевого применения запуск может производиться как при предварительном захвате цели ГСН, так и без него. В первом случае полет осуществляется по наклонной траектории (обеспечивается возможность применения ПРР с максимальной дальности), во втором - после пуска в соответствии с программой полета ракета набирает высоту около 12 000 м и после прекращения работы двигателя снижается на парашюте, обеспечивающем нахождение ПРР в воздухе относительно длительное время (до нескольких минут). В течение этого времени ГСН ведет поиск цели, и в случае ее обнаружения парашют отстреливается и ракета планирует на цель. При прекращении работы РЛС-цели обеспечивается наведение ракеты по тем координатам, которые были запомнены до отключения.
Носителем ПРР ALARM является истребитель <Торнадо>, на котором может быть установлено до девяти ракет на подкрыльевых и подфюзеляжном пилонах.
Во Франции для поражения радиоизлучающих целей применяется ПРР собственной разработки ARMAT, принятая на вооружение ВВС в 1986 году. Она построена по нормальной аэродинамической схеме и имеет крестообразное крыло. По обеим сторонам корпуса установлены гаргроты, под которыми проходят коммутационные линии, соединяющие аппаратуру ГСН с системой управления рулевыми поверхностями, расположенными в хвостовой части.
Конструктивно ракета состоит из четырех блоков: головного, боевой части, двигательного и хвостового. В головном размещены приемная антенна, привод антенны и блок электронной аппаратуры. ГСН обеспечивает наведение ракеты на радиолокационные станции, работающие в импульсном и непрерывном режимах. В состав БЧ входят: предохранительно-исполнительный механизм, контактный и неконтактный взрыватели, осколочно-фугасная боевая часть массой 150 кг. Двигательная установка состоит из твердотопливных стартового и маршевого двигателей, расположенных соосно. В хвостовом отсеке вокруг сопла двигателя размещены электроприводы рулей, блок питания и система поперечной стабилизации ракеты.
Носителями ракеты ARMAT являются тактические истребители <Мираж-2000>, <Мираж-F.l> и <Ягуар>. Основной ее разработчик и производитель - французская фирма <Матра>. Серийное производство ракеты было прекращено в конце 1997 года. Всего выпущено около 1 700 ракет. ПРР ARMAT находится на вооружении ВВС Египта, Ирака, Кувейта и Индии.
В настоящее время во Франции ведется разработка противорадиолокационной ракеты ARF (Anti-Radar Futur), которой планируется заменить ПРР ARMAT. Согласно требованиям эта ПРР должна иметь относительно небольшие размеры и стартовую массу (около 250 кг), что, по замыслу разработчиков, облегчит ее эксплуатацию и позволит увеличить число типов самолетов-носителей и количество подвешиваемых на них ракет.
На ракете планируется использовать комбинированную систему наведения, включающую пассивную радиолокационную и тепловизионную ГСН, а также прямоточный воздушно-реактивный двигатель на твердом топливе, обеспечивающий максимальную дальность стрельбы 100 - 150 км и скорость полета, соответствующую М = 2 - 2,3.
Принятие ПРР ARF на вооружение ожидается не ранее 2005 года. В качестве носителей новой ракеты могут использоваться практически все тактические истребители ВВС и ВМС Франции, в том числе <Мираж-2000> и <Рафаль>.
Германия, которая участвует в совместной с США и Италией программе создания новой модификации ПРР HARM, осуществляет также разработку собственной перспективной ракеты этого типа, получившей наименование <Армигер>.
Новую ракету планируется оснастить комбинированной системой наведения, в состав которой входит пассивная радиолокационная и тепловизионная ГСН. По расчетам разработчиков, точность наведения ракеты будет достаточно высока, что позволит без снижения эффективности оснастить ее БЧ меньшей массы (около 20 кг). В качестве двигательной установки на ней предполагается использовать твердотопливный ПВРД, обеспечивающий скорость полета, соответствующую М = 3, и максимальную дальность стрельбы около 100 км. Возможно, ракета поступит на вооружение после 2005 года.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI