ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 3/2000
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США - КУРС В XXI ВЕК
Капитан 1 ранга В.КОНСТАНТИНОВ
Численность корабельного состава американского флота наряду с оснащением его самыми современными и высокотехнологичными системами вооружения и военнпи техники (В и ВТ) продолжает оставаться одним из важнейших критериев, определяющих уровень боевых возможностей ВМС в мирное время, в кризисных ситуациях или в условиях войны. Структуре флота, претендующего на роль ведущего в мире, а также его действующему боевому составу военное руководство страны по-прежнему уцеляет пристальное внимание. Тенденция к последовательному сокращению корабельного состава ставит, по мнению американских адмиралов, под угрозу успешность выполнения стоящих перед флотом задан уже в ближайшем будущем. Так, за последнее десятилетие американский флот сократился с 550 боевых кораблей и вспомогательных судов (без учета транспортных средств командования морских перевозок) в 1988 году до 330 в 1999-м, а в настоящее время насчитывает уже до 315 единиц. Если новая американская администрация сохранит в силе существующие планы, то к 2003 году произойдет дальнейшее сокращение корабельного состава - до 305 единиц, обеспечивающих тем не менее формирование 12 авианосных многоцелевых групп (АМГ), включающих 11 авианосцев в регулярном флоте и один учебный в резерве, десять регулярных и одно резервное авиакрыло палубной авиации, а также 12 амфибийно-десантных групп (АДГ, 39 десантных кораблей); развертывание 14 ракетных (ПЛАРБ) и 50 многоцелевых атомных (ПЛА) подводных лодок, 116 надводных кораблей классов крейсер, эсминец и фрегат (четыре в экстренном резерве), 19 минно-тральных кораблей (восемь в экстренном резерве) и 55 вспомогательных судов. При сохранении темпов строительства новых кораблей примерно по шесть-семь в год (программой 1999 - 2003 годов предусматривалось финансирование постройки 33 кораблей в размере 39 млрд долларов) численность флота снизится в дальнейшем, по расчетам специалистов, до 250 боевых единиц, что, по оценкам командования, поставит под угрозу обеспечение национальной безопасности. По мнению ряда военных обозревателей, чтобы избежать в перспективе дальнейшего сокращения корабельного состава, потребуется существенно увеличить ассигнования на кораблестроительные программы, выделяя дополнительно по 900 - 1 600 млн долларов в год, и после 2005 года ежегодно финансировать строительство 10 - 12 кораблей.
В последней кораблестроительной программе на 2000 - 2005 финансовые годы прослеживается тенденция к некоторому увеличению количества планируемых к постройке кораблей (до восьми в год), но эти цифры по-прежнему не удовлетворяют командование ВМС. Вместе с тем нельзя не отметить следующие особенности бюджетной заявки на 2000 - 2001 финансовые годы. При постоянной доле ВМС в бюджете министерства обороны США, составляющей 31,2 проц., они запросили на 2000 год 83,3 млрд долларов с возможным увеличением этой суммы в 2001-м до 87,3 млрд. При этом, если в текущем году расходы на НИОКР снижаются на 11,3 проц. по сравнению с 1999 годом, а в 2001-м - еще на 2,5 проц., то на приобретение В и ВТ они существенно возрастают (с 17,4 млрд долларов в 1999 году до 22 и 26 млрд в 2000-м и 2001-м соответственно), а затраты на строительство кораблей в эти годы составят 6,3; 6,8 и 12,1 млрд долларов.
Рассматриваемая программа призвана обеспечить достижение ряда долгосрочных целей - поддержание корабельного состава флота на уровне 300 единиц, позволяющем развертывать 12 АМГ (преимущественно с атомными авианосцами во главе) и 12 АДГ, каждая из которых будет состоять из универсального десантного корабля (УДК), десантно-вертолетного корабля-дока (ДВКД) и десантного корабля-дока (ДКД). По завершении финансирования строительства последней серии эсминцев УРО типа <Орли Бёрк>, с 2004 года намечено перейти к постройке так называемых <эсминцев XXI века> - DD-21. Устаревшие десантные корабли будут полностью заменены новыми, а 12 транспортов (T-ADC) восполнят состав групп подвижного тылового обеспечения. Штабные корабли новой постройки существенно повысят возможности по управлению силами в море.
Помимо постройки новых надводных кораблей и подводных лодок, в эти же годы намечено провести ремонт с перезарядкой ядерных реакторов двух авианосцев и выполнить работы по модернизации 26 десантных катеров на воздушной подушке типа LCAC.
Авианосцы. Корабли этого класса олицетворяют боевую мощь американского флота. В настоящее время в строю находятся 12 авианосцев - девять атомных (АВМА) и три с обычной энергетической установкой (АВМ). Ни одна страна в мире не располагает такими крупными боевыми кораблями (водоизмещением 80 -100 тыс. т), способными нести на борту авиакрьшо в составе 80 самолетов и вертолетов, включая 50 ударных самолетов, до 3 тыс. т авиационных боеприпасов, десятки тысяч тонн авиационного топлива и пополнять запасы с судов снабжения непосредственно в районе боевых действий. Тем не менее командование ВМС утверждает, что для качественного вьшолнения возлагаемых на авианосные силы задач как в военное, так и в мирное время в составе флота необходимо иметь, как минимум, 15 авианосцев. Только таким их количеством (с учетом небоеготовых) можно обеспечить, по его оперативным расчетам, постоянное по времени прикрытие трех традиционно главных зон ответственности - западной части Тихого океана, Средиземного моря и Персидского залива.
Однако реально учитывая высокую (более 5 млрд долларов) стоимость строительства этих кораблей и необходимость плановой замены авианосцев, построенных в 60-е годы, специалисты ВМС полагают, что, если только не будет принято решение о расконсервации кораблей, переданных в резерв, вряд ли следует ожидать увеличения их количества в ближайшем будущем. В 1998 году вошел в строй АВМА <Трумэн> (CVN-75, типа <Нимитц>), заменивший в составе флота АВМ <Индепенденс>. Ведется строительство АВМА <Рейган> (CVN-76), который в 2003 году будет передан флоту и придет на смену АВМ <Констеллейшн>. Согласно утвержденной кораблестроительной программе в период 2001 - 2008 годов намечается построить десятый и последний авианосец типа <Нимитц> - CVN-77 (для замены АВМ <КиттиХок>). После этого должно быть развернуто строительство авианосцев нового типа CVX, проектирование которого ведется с 1996 года.
На начальном этапе работ над проектом авианосца распоряжением министра ВМС была сформирована консультативная комиссия, которая, сотрудничая с экспертами флота и промышленности, в частности, по проблемам перспективных технологий, призванных <повысить оперативную гибкость> нового авианосца, выработала следующие рекомендации. Корабль должен иметь водоизмещение не менее 100 тыс. т и большую полетную палубу для базирования на нем авиакрыла полного состава и обеспечения полетов перспективных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) практически в любых метеоусловиях. Целесообразным признано оснащение авианосца ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), позволяющей осуществлять его экстренный переход в район предназначения на высокой скорости хода без дозаправки топливом (в связи с этим проект получил обозначение CVNX). Единая электроэнергетическая система должна обеспечить не только работу вспомогательных механизмов, но и применение перспективных систем оружия. В интересах повышения живучести корабля комиссия рекомендовала принять меры по снижению акустической и электромагнитной сигнатур, а в целях экономии средств - сократить численность экипажа, стоимость строительства и эксплуатационные расходы, а также исключить необходимость перезарядки ядерных реакторов.
Приняв эти рекомендации, командование ВМС вместе с тем отказалось от первоначального варианта проекта из-за его высокой стоимости (имелась в виду разработка совершенно нового архитектурно-конструктивного типа корабля) и предпочло эволюционный переход к проектированию нового корпуса после завершения дополнительных исследований и внедрения в практику кораблестроения новейших технологий. На это, по оценке разработчиков, потребуется около 20 лет, в течение которых будут построены три корабля: CVN-77, CVN-78 (или CVNX-1, период строительства 2006 - 2013 годы) и CVN-79 (или CVNX-2, войдет в состав флота в 2018-м) с корпусом авианосца типа <Нимитц>. Наряду с целевой установкой на создание авианосца, существенно превосходящего по боевым возможностям существующие корабли этого класса, перед проектировщиками была поставлена задача обеспечить снижение стоимости жизненного цикла корабля на 20 проц. Поскольку при 50-летнем сроке службы она может составить 21 - 22 млрд долларов, командование ВМС намерено изыскивать меры, которые не только позволят в условиях финансовых ограничений содержать в составе флота намеченное количество авианосцев, но и использовать сэкономленные средства на создание и развитие других видов вооружений и военной техники. Поскольку до 40 проц. (около 9 млрд долларов) вышеуказанной суммы приходится на содержание личного состава, предусматривается значительное сокращение численности экипажа авианосца - с 3,5 до 2,5 тыс. человек. Это требование частично будет реализовано уже при строительстве CVN-77, который станет промежуточным между существующими АВМА типа <Нимитц> и кораблями нового проекта по конструкции, характеристикам и техническим решениям.
После Второй мировой войны американские авианосцы интенсивно применялись в ряде войн и многочисленных вооруженных конфликтах (Корея, Вьетнам, Персидский залив и др.) и продемонстрировали не только гибкость и эффективность боевого использования, но и неуязвимость. Что же касается конфликтов XXI века, то командование ВМС США обеспокоено тем, что некоторые страны <третьего мира> или террористические группы могут попытаться уничтожить или повредить корабль даже такого класса, чему способствует широкое распространение в мире высокоточного оружия. Угрозу для авианосцев могут представлять управляемые ракеты, кумулятивные боеприпасы, новейшие торпеды, самолеты, несущие напалм или крылатые ракеты как с обычными, так и, возможно, с химико-биологическими боевыми частями. В связи с этим наряду с совершенствованием конструктивной защиты и средств самообороны разработчики проекта стремятся снизить радиолокационную и оптоэлектронную заметность перспективных авианосцев. На современных кораблях этого класса одна только надстройка, возвышающаяся на 30 м над верхней палубой, обладает эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), равнозначной ЭПР эсминца УРО типа <Орли Бёрк>. Исследования по проекту CVNX подтвердили целесообразность замены крупной надстройки двумя небольшими, применения конформных антенн, закругленного сопряжения бортов с полетной палубой, специальных покрытий и других мер, связанных с использованием технологии <стелт>, а также все или часть самолетоподъемников разместить не побортно, а в диаметральной плоскости корабля. Речь идет не о том, чтобы сделать новый авианосец <невидимым>, задача разработчиков - настолько снизить ЭПР, чтобы радиолокационное изображение АВМА не отличалось от остальных кораблей походного или боевого ордера.
АВМА CVN-78 (с корпусом авианосца типа <Нимитц>) будет оборудован новой ЯЭУ и электроэнергетической системой, которая позволит обеспечить оснащение корабля электромагнитными катапультами и высокоточным оружием самообороны, энергопитание новых РЛС и перевод на электроэнергию вспомогательных паровых систем. Эти и другие нововведения получат дальнейшее развитие при проектировании АВМА CVN-79, укоторого будет корпус новой (возможно катамаранной) конструкции, что позволит увеличить площадь полетной палубы, и перспективная система электродвижения.
Срок службы авианосцев предыдущих типов варьировался в зависимости от типа энергетической установки. Например, АВМ <Америка>, выведенный из состава флота в 1996 году, эксплуатировался в течение 31 года, а АВМА <Энтерпрайз>, подлежащий выводу в 2013 году, прослужит 52 года. Для перспективных авианосцев период эксплуатации составит ориентировочно 50 лет. С учетом прошлого опыта, в течение этого срока корабль, как прогнозируют разработчики проекта, сможет принять участие в трех крупных региональных конфликтах и не менее чем в 20 - меньшего масштаба, обеспечить 500 тыс. взлетов н посадок самолетов, провести 6 000 сут в море и пройти около 3 млн миль. С учетом ротации членов экипажа за это время на его борту пройдут службу до 100 тыс. человек.
Наряду с разработкой нового проекта предпринимаются меры по совершенствованию действующих авианосцев, в первую очередь за счет оснащения их современным радиоэлектронным вооружением и обновления самолетного парка. В последние годы повышены возможности корабельного разведывательного центра: оборудование системы спутниковой связи <Челлендж Атена> позволяет осуществлять обмен данными между авианосцем и взаимодействующими силами со скоростью 1,54 Мбит/с, включая прием и передачу видеоизображений в цифровой форме, обеспечивающей формирование полной и достоверной картины обстановки в заданном районе в реальном масштабе времени. Полученные изображения могут, в частности, использоваться при планировании и выполнении ударов крылатыми ракетами с помощью системы JSIPS (Joint Services Imaging Processing System). Другая цифровая система - DCRS (Digital Camera Receiving Station) поможет осуществлять сбор и обработку данных от разведывательных самолетов.
Типовое, или стандартное, авиакрыло авианосной авиации в настоящее время включает не менее 76 машин, в том числе: 14 самолетов Р-14А<Томкэт>, 36 истребителей-штурмовиков F/A-18C/D <Хорнет>, по четыре самолета ДРЛО Е-2С <Хокай> и РЭБ - ЕА-6В <Проулер>, восемь противолодочных самолетов S-3B и два РТР ES-3A <Викинг>, шесть противолодочных вертолетов SH-60 и два вертолета обеспечения НН-60 <Си Хок>.
С 1992 года ведется разработка самолета F/A-18 <Супер Хзрнет> в двух модификациях: Е (одноместный) и F (двухместный), которые будут иметь увеличенные полезную нагрузку и радиус действия. Начиная с 1996 года семь опытных образцов машины, поставленных фирмой <Боинг>, выполняют трехлетнюю программу летных испытаний. Предварительные морские испытания проводились с борта АВМА <Стеннис> в 1997 году, а основные-alV квартале 1999-го. Принятие самолета на вооружение намечено на 2001 год. Его серийное производство, планируемое до 2015 года включительно, составит от 548 до 785 машин.
Создание истребителя-штурмовика <Супер Хорнет> имеет целью компенсировать те потери, которые понесла авианосная авиация со снятием с вооружения штурмовиков А-6 <Интрудер>, поскольку пришедший на смену F/A-18C при всех его достоинствах уступает ему по таким характеристикам, как радиус действия, боевая нагрузка и всепогодность. Как отмечается в американской печати, изменения, внесенные в конструкцию, позволили на 33 проц. увеличить запас топлива и соответственно дальность полета. Благодаря более совершенным аэродинамическим формам и применению радиопоглощающих материалов снижена ЭПР самолета. Количество узлов подвески возросло с девяти до 11, а боевая нагрузка превышает 8 000 кг. Самолет сможет нести различные виды оружия: УР <Сайдвиндер>, <Спарроу>, AMRAAM класса <воздух - воздух>, противокорабельные ракеты (ПКР) <Гарпун>, УР <Слэм>, <Слэм-ER>, <Мейверик> класса <воздух - поверхность>, ракеты РЭБ <Харм>, <Шрайк>. управляемые (<Уоллай>) и неуправляемые авиабомбы, мины, неуправляемые ракеты, а также новейшие боеприпасы типов JDAM и JSOW. Он будет оснащен многофункциональной РЛС APG-73 и разрабатываемой системой РЭБ - ЮЕСМ.
Самолет F-14, созданный как дальний перехватчик, после оборудования прицельно-навигационной системой AAQ-14 LANTIRN способен наносить удары по наземным объектам (рис. 2). Кроме того, он может привлекаться к вьшолнению разведывательных задач при оснащении его подвесным контейнером TARPS, содержащим оптоэлектронную аппаратуру для получения изображений, которые передаются по УКВ линиям связи на дальность более 300 км. В связи с устареванием и поступлением на флот F/A 18E/F <Супер Хорнет> самолеты F-14 будут сниматься с вооружения: сначала F-14A (130 единиц) и F-14B (74) к 2007 году, а затем и F-14D (47) к 2010-му
Помимо собственных программ развития авиации, ВМС принимают участие в программе JSF, предусматривающей разработку единого для всех видов вооруженных сил истребителя-штурмовика. При удачном завершении испытаний заказ на производство этого самолета может быть выдан в 2008 году.
Самолеты <Хокай> и <Проулер> состоят на вооружении с начала 70-х годов. С тех пор они неоднократно модернизировались, но, как и у противолодочного самолета <Викинг> (теперь он чаще используется в качестве заправщика или разведчика) или транспортного <Грейхаунд>, в следующем десятилетии их срок службы заканчивается. На замену им ВМС рассчитывают к этому времени создать самолет CSA (Common Support Aircraft). Поскольку самолеты предназначаются для выполнения различных задач, они будут иметь (в одном фюзеляже) разновариантное оборудование. В то же время осуществляется программа модернизации 22 самолетов <Хокай> (<Хокай-2000>) путем оснащения их новыми РЛС, вычислительной техникой и средствами связи.
Программы усовершенствования авиационной техники распространяются и на вертолеты. В первом десятилетии ХХТ века противолодочный вертолет SH-60F будет модернизирован, получит на вооружение ПКР и станет многоцелевым (SH-60R). В более отдаленной перспективе (2010 - 2020 годы) планируется создание единого палубного вертолета JRA.
В результате реализации упомянутых выше программ в состав авиакрыла 2015 года могут входить 24 F/A- 18E, 14F/A-18F, 12 JSF, четыре F/A-18 в варианте самолета РЭБ, 14 -16 самолетов CSA, шесть вертолетов. Оснащение этих самолетов высокоточным оружием позволит, как считают в штабе ВМС, изменить расчет наряда самолетов для выполнения задачи, исходя при этом не из количества самолето-вылетов для поражения одной цели, а из числа целей, которые может уничтожить один самолет.
Опыт применения авианосной авиации в Югославии и в ходе операции <Буря в пустыне> против Ирака показал, что в современных конфликтах до 80 проц. целей являются подвижными. По оценке специалистов штаба ВМС, через 20 мин после обнаружения около 90 проц. объектов не меняют своего местоположения, через 50 мин - лишь 50 проц., а через 160 мин - только 10 проц. обнаруженных целей остаются на прежнем месте. Поэтому традиционный (<пленочный>) способ предоставления информации не обеспечивает своевременное применение оружия. Существующий 12 - 36-часовой цикл <обнаружение - планирование - удар> эффективен при действиях по стационарным объектам и не более чем по 10 проц. подвижных целей. ВМС планируют к 2003 году сократить этот цикл до 1 ч благодаря передаче полученных изображений с помощью цифровых линий связи. Вооружение боеприпасами с наведением по изображению объекта позволит в дальнейшем сократить его до 20 мин, чему, в частности, будет способствовать разрабатываемая система DPSS (Digital Precision Strike^Suite), основное предназначение которой - сопоставлять полученные изображения с теми, что хранятся в банке данных. Система позволит использовать национальную базу данных для определения координат обнаруженных подвижных объектов и выработки целеуказания для оружия.
Как известно, авианосцы действуют в составе авианосньк многоцелевых (АМГ) и ударных (АУТ) групп, который в зависимости от поставленных задач и наличия боеготовых сил может меняться. Типовым считается следующий состав группы: один авианосец с полным авиакрылом, шесть надводных кораблей (в том числе три крейсера или эсминца с системой оружия <Иджис>, до четырех кораблей с КР) с противолодочными вертолетами на борту (до десяти), две атомные подводные лодки (из них по крайней мере одна с установкой вертикального пуска КР), универсальный транспорт снабжения.
Боевые надводные корабли классов крейсер - эсминец. В 90-е годы состав надводных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов США претерпел существенные изменения. Поставлены на консервацию или сняты с учета ВМС (два из четырех) линейные корабли, закончилась эра атомных крейсеров (все они выведены из боевого состава и подлежат утилизации). За последнее десятилетие заметно сократилось количество кораблей практически всех основных классов: крейсеров - с 38 до 27, эсминцев - с 68 до 51, фрегатов - с 97 до 37, десантных кораблей - с 53 до 41. Вместе с тем ускорены темпы реализации программы строительства ЭМ УРО типа <Орли Бёрк>, завершается постройка десантных и минно-тральных кораблей. К концу 90-х годов были сформулированы основные направления дальнейшего развития надводных сил: определен на будущее их оптимальный боевой состав (116 кораблей), ориентированный прежде всего на выполнение ударных задач и обеспечение зональной ПВО; начато проектирование и намечены сроки начала строительства эскадренного миноносца нового поколения DD-21; одобрены планы строительства последней серии из 12 ЭМ УРО <Орли Бёрк>, а также модернизации крейсеров типа <Тикондерога>; планируется совершенствование существующих и создание новых корабельных ракет, а также разработка новых артиллерийских систем и боеприпасов к ним, интегрированных противолодочных систем.
Одновременно с выполнением этих программ будут реализовываться положения концепции NCW, предусматривающей организацию боевых действий с помощью компьютерных сетей, интеграцию систем и процессов обнаружения, целеуказания, применения оружия и оценки результатов удара. Считается, что превосходство над противником в информационной сфере, оценке обстановки станет наиболее значимым достижением, и по мере того как оперативность систем связи будет приближаться к быстродействию компьютерных систем, мобильные боевые единицы (в частности, надводные корабли) получат те преимущества, которыми уже начинают пользоваться стационарные береговые штабы и пункты управления.
Эсминец DD-21, предназначенный в первую очередь для нанесения ударов по наземным целям (land-attack destroyer) и завоевания господства на море (maritime dominance destroyer), по словам начальника штаба ВМС США, станет первым кораблем, проект которого изначально соответствует основному назначению флота в период после <холодной войны>. Поэтому он будет оснащен достаточным количеством наступательных вооружений - от перспективных артиллерийских систем до сверхзвуковых ракет класса <корабль - берег>. С учетом предполагаемой угрозы в районах предстоящих действий на вооружение корабля поступят перспективные системы и средства, обеспечивающие все виды обороны. В интересах повышения живучести наряду с применением конструктивной защиты должны быть приняты меры по снижению физических полей. О значении, которое командование ВМС придает программе DD-21, свидетельствует тот факт, что для руководства работами по проектированию корабля и разработке необходимых технологий при штабе ВМС создан специальный отдел - РЕО (Program Executive Office).
Конкурсная разработка эскизного проекта эсминца, рассчитанная на три года, началась в 1998 году и ведется двумя группами судостроительных фирм. По предварительным оценкам американских специалистов, корабль должен иметь водоизмещение порядка 10-12,5 тыс. т. В качестве основных огневых средств в состав его вооружения будут входить две 64-зарядные установки вертикального пуска (УВП) крылатых ракет <Томахок> последних модификаций и перспективных сверхзвуковых УР с радиусом поражения 180-360 км, а также 127-мми 15 5-мм артиллерийские установки (АУ) с дальностью стрельбы 100 и 185 км соответственно. Предполагается построить не менее шести эсминцев с УВП на 256 ракет, предусмотреть для них сменные экипажи и постоянно держать эти корабли в передовых районах, а остальные корабли серии строить по основному проекту (с одним экипажем) и использовать их в составе АУТ и АДГ.
В отличие от (так и нереализованного) проекта <корабля-арсенала> эсминец DD-21 проектируется как многоцелевой. Наряду с поражением наземных объектов он будет выполнять задачу завоевания господства в районе боевых действий. Поэтому новый корабль предполагается оснастить так называемой <системой подводной войны>, включающей вертолеты и БЛА, мультистатические ГАС, перспективные гидролокаторы переменной глубины погружения, противолодочные, противоторпедные и противоминные средства, приспособленные к действиям в прибрежных районах. Для выполнения задачи доминирования в воздушном пространстве ТВД, помимо огневых средств ПВО, эсминец буцет оборудован АСБУ СЕС (Combat Engagement Capability), объединяющей его с другими боевыми единицами и командными пунктами соединения. Согласно заданию на проектирование численность экипажа корабля не превысит 95 человек, а стоимость - 750 млн долларов. Планами предусмотрено начать строительство головного DD-21 в 2004 году, построить не менее 32 кораблей (по три в год) с вводом в строй первого из них в 2009-м. Общая стоимость программы, предусматривающей замену в составе флота крупных серий кораблей предыдущих проектов: 31 ЭМ типа <Спрюенс> (DD-963), построенных в 1975 -1983 годах, и 51 ФР УРО типа <Оливер X. Перри> (FFG-7) - в 1977 - 1989-м, оценивается в 25 млрд долларов. Разработка новых кораблей класса фрегат пока не предусматривается.
В связи с принятием указанной программы пересмотрены планы строительства ЭМ УРО типа <Орли Бёрк>: вместо 63 будет построено 57 кораблей данного проекта. При этом корабли последней серии (DDG-89 - 101) будут существенно отличаться от предыдущих наличием средств зональной ПРО, дальнобойных артустановок, КР для стрельбы по берегу, штатных противоминных средств.
Программой модернизации 22 крейсеров УРО типа <Тикондерога> (CG-47), оснащенных УВП, предусматривается проведение комплекса работ, направленных на увеличение срока их службы с 35 до 40 лет, усиление возможностей по поражению наземных объектов (благодаря применению управляемых активно-реактивных снарядов ЕХ-171 повышенной дальности усовершенствованными 127-мм АУ) и обеспечению противовоздушной обороны в зоне боевых действий с помощью системы зональной ПВО (AADC - Area Air Defense Commander).
Ведется подготовка к замене, начиная с 2001 года, зенитных артиллерийских комплексов Mkl5 <Фаланкс> ракетными-RALS (RAMLightweigt System) с ЗУР RIM-116 Block 1B, предназначенными для поражения как воздушных, так и малоразмерных надводных целей, в частности ракетных катеров. Новая ракета оснащается инфракрасной головкой самонаведения с широким полем обзора, способной осуществлять обнаружение и захват цели на больших дальностях. Как показали испытания, ЗУР успешно действует по сверхзвуковым воздушным целям. Крейсера получат по два таких комплекса (с десятью направляющими).
В ходе модернизации на крейсерах (в том числе и на пяти, не оснащенных УВП) будут внедряться новые технологии (например, ), позволяющие сократить численность экипажа и эксплуатационные расходы. В частности, намечается оборудовать их интегрированным ходовым мостиком, автоматизированными системами управления энергетической установкой и борьбы за живучесть, новыми средствами внутрикорабельной связи и усовершенствованным бортовым вычислительным комплексом.
Особое внимание командование ВМС уделяет оснащению крейсеров средствами противоракетной обороны (ПРО), способньми обеспечить как зональную (Area) оборону корабельных соединений, баз и портов, наземных группировок от баллистических ракет (БР) на конечном участке траектории с помощью многофункциональной системы оружия <Иджис>, так и ПРО на ТВД (NTW - Navy Theater-Wide). Для зональной системы разработано программное обеспечение, известное под названием <Лайнбэкер>. В качестве средства поражения баллистических ракет предполагается использовать ЗУР <Стандарт> SM-2 в варианте Block 4A с комбинированной ГСН (радиолокационное и ИК наведение), усовершенствованной осколочной БЧ и модернизированной системой управления полетом. Испытания системы намечено провести в 2000 году на борту двух крейсеров (CG-70 <Лэйк Эри> и CG-73 <Порт Ройал>), оснащенных 32 противоракетами.
Система NTW рассматривается как морской компонент единой системы ПРО на ТВД. Она предназначается для уничтожения БР не только на конечном, но и на начальном и среднем участках траектории и должна быть способна осуществлять дальний (заатмосферный) перехват с помощью разрабатываемой трехступенчатой ракеты <Стандарт> SM-3, несущей блок перехвата кинетического действия LEAP (Lightweight Exoatmospheric Projectile). Первый вариант системы (Block 1), обеспечивающий поражение БР средней дальности, предполагается принять на вооружение в 2006 году, а к 2010-му, с поступлением на вооружение системы Block 2, корабли будут способны уничтожать и БР межконтинентальной дальности. Эти сроки, по мнению руководителей программы, могут быть сокращены при условии дополнительного финансирования. Параллельно с работами по средствам поражения ведется разработка новой, более мощной корабельной РЛС типа HPD (High Power Discrimination), призванной повысить возможности системы <Иджис> (SPY-1B/D) по обнаружению, сопровождению и выбору целей.
В настоящее время на вооружении американских кораблей состоят РЛС более 20 типов. Принятыми программами предусматривается сократить их количество до трех-четырех, отказавшись при этом от станций с вращающимися антеннами. Для кораблей новой постройки (DD-21, CVN-77, LPD-17) разрабатывается трехкоординатная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей VSR (Volume Search Radar), работающая в диапазоне 1-2 ГТц, и многофункциональная - MFR диапазона 9-10 ГТц, обеспечивающая сопровождение воздушных целей, надводных кораблей и малоразмерных плавсредств, обнаружение перископов подводных лодок, а при действиях корабля в прибрежных водах - и находящихся на небольшом удалении от берега наземных объектов (например, артиллерийских батарей).
Модернизация существующих и разработка новых систем оружия для надводных кораблей во многом определяется потребностями морской пехоты в корабельных средствах огневой поддержки. В число первоочередных программ входит оснащение крейсеров и эсминцев модернизированной 127-мм артиллерийской установкой (АУ) Mk45 мод. 4, предназначенной для стрельбы управляемыми активно-реактивными снарядами ЕХ-171. Удлинение ствола с 54 до 62 клб и усиление механизма отката АУ позволило увеличить дульную энергию с 10 до 18 Мдж, а давление в канале ствола - с 3 500 до 4 550 кг/см2. Наряду с применением в новом снаряде усиленного стартового заряда и реактивного двигателя эти меры позволяют увеличить дальность стрельбы до 100 км при точности поражения цели 10 - 20'м. Эта АУ поступит на вооружение строящихся ЭМ УРО типа <Орли Бёрк>, начиная с DDG-81 (<Уинстон Черчилль>), который должен вступить в строй в 2001 году. В дальнейшем ею будут также вооружены и уже находящиеся в строю эсминцы и крейсера (типа <Тикондерога>). К 2008 году на 22 КР и 27 ЭМ УРО должна быть установлена 71 модернизированная АУ.
Для DD-21 разрабатывается перспективная артиллерийская система (AGS). Ее первоначальный проект (VGAS), предусматривающий создание полностью автоматизированной спаренной 15 5-мм АУ с вертикальным расположением стволов, увеличенным магазином(1 400 снарядов), дальностью стрельбы до 180кмискорострельностью 15 выстр./мин, может быть заменен вариантом традиционной (поворотной) конструкции. Начало наземных испытаний прототипа системы запланировано на 2002 год, а установка на первый корабль - на 2006-й.
Маневренные действия морской пехоты США в конфликтах ближайшего десятилетия потребуют корабельной огневой поддержки на глубину до 200 миль (370 км), что превысиг дальность стрельбы разрабатываемьк артиллерийских систем. В связи с этим ведутся работы по переоборудованию существующих ЗУР <Стандарт> в ракеты класса <корабль - берег> (LASM - Land Attack Standard Missile). В частности, предполагается заменить полуактивную радиолокационную систему наведения инерциальной в сочетании с космической навигационной - GAINS (GPS-Aided Inertial Navigation System), дополнительно установить неконтактный взрыватель и новую носовую конусную насадку. Помимо штатной фугасно-осколочной боевой части (Mkl25), ракета может быть оснащена кассетой с противотанковьми боеприпасами или бронебойной БЧ проникающего типа.
За счет использования ускорителя Mk72 дальность стрельбы этой ракетой предполагается довести до 150 миль (280 км) при вероятном отклонении от цели 8 м и времени полета на максимальную дальность 8 мин. Ракету LASM планируется принять на вооружение в 2003 году. По данным американской печати, намечено переоборудовать от 800 до 1200 ЗУР <Стандарт>.
Считается, что в полной мере потребности МП в огневой поддержке могут быть удовлетворены после 2008 года с принятием на вооружение кораблей новой УР ALAM (Advanced Land-Attack Missile). Кроме того, не снимается с повестки дня вопрос о разработке корабельного варианта оперативно-тактической ракеты ATACMS.
Особое место в разработках, направленных на повышение ударных возможностей надводных кораблей, занимают работы по совершенствованию КР <Томахок>, которые в американских публикациях нередко называют <оружием национального выбора> или <основным средством современного варианта дипломатии канонерок>. Только в 1998 - 1999 годах ВМС США израсходовали более 600 таких ракет: 220 в Югославии, 330 при нанесении ударов по Ираку и около 80 - по Судану и Афганистану. (Ранее до 400 КР было применено в период войны в зоне Персидского залива в 1990 - 1991 годах, эпизодических ударах по Ираку в 1993 -1996-м и в Боснии и Герцеговине в 1995 году.) Оценки их эффективности различны, поскольку в отдельных случаях поражалось от 50 до 80 проц. намеченных целей. К достоинствам этого вида оружия относят, в частности, возможность уничтожения или вьшода из строя зенитных ракетных комплексов и РЛС системы ПВО противника, нанесения точечньк ударов по военным и гражданским объектам без риска больших потерь в авиации.
По сообщениям печати, в настоящее время американские ВМС располагают 2200 КР <Томахок> (без учета ракет в ядерном оснащении), из которых около половины составляют ракеты первых выпусков. Они считаются устаревшими и подлежат модернизации. Конгресс уже выделил 420 млн долларов на переоборудование 424 КР Block 2 и 200 КР в противокорабельном варианте в ракеты модификации Block 3, которая в отличие от предыдущей будет оснащена навигационной системой GPS и усовершенствованной системой наведения на конечном участке траектории по цифровым картам местности. Кроме того, ведутся работы по созданию тактической КР (Tactical Tomahawk). Уже определено, что в период с 2003 по 2008 год ВМС получат 1353 ракеты этой модификации с увеличенной на 30 проц. дальностью стрельбы и возможностью перенацеливания в полете. Такая КР будет способна барражировать на удалении до 400 км в течение 3,5 ч с момента пуска до получения команды на поражение цели. Еще одно требование к разработчикам - снизить стоимость КР на 40 проц. Новьми КР будут вооружаться все крейсера и эсминцы, включая DD-21.
Корабли других классов. Кораблестроительной программой предусмотрено продолжение строительства десантных кораблей. ДВКДтипа LPD-17 <Сан-Антонио> (в постройке два, рис. 4) водоизмещением 25 300 т, будет вооружен УВП на 64 усовершенствованные ЗУР <Си Спарроу>, двумя ЗРК RAM и двумя ЗАК <Фаланкс>, способен нести на борту 720 морских пехотинцев, два десантньк катера на воздушной подушке LCAC, 15 бронетранспортеров AAAV, самолет MV-22 <Оспрей> или два вертолета. Объем грузовых помещений превысит 700 м3, а площадь - 2 300 м2. Считается, что серия из 12 таких кораблей заменит в составе флота 41 корабль старых типов: ДВКД <Остин>, ТДК <Ньюпорт>, ДГТР <Чарлстон>, ДКД <Энкоридж>. Строится также седьмой и последний в серии универсальный десантньш корабль типа <Уосп> (водоизмещение 40 500т, десантовместимость: около 1 900 человек, три катера LCAC; 30 вертолетов различных типов, шесть - восемь самолетов AV-8B <Харриер>, а в варианте авианесущего корабля - до 20 AV-8B и четыре - шесть вертолетов SH-60F). Реализация программы строительства десантных кораблей позволит формировать до 12 амфибийно-десантных групп, в состав каждой из которых будут входить УДК типа <Уосп> (рис. 5) или <Тарава>, ДВКД типа <Сан-Антонио> и ДКД типа <Уидби Айленд> или <ХарперсФерри>( 12 построены в 1985- 1998 годах).
В 1998 году выдан заказ четырем верфям на конкурсное проектирование универсального транспорта снабжения T-ADC, которым предполагается заменить устаревающие транспорты боеприпасов (АЕ) и транспорты снабжения (AFS).
Для замены штабных кораблей (ШК) <Блю Рвдж>, <Маунт Уитни>, <Ла Салль>, <Коронадо> будут построены новые - типа JCC, на которых смогут размещаться походные штабы как оперативных флотов, так и объединенных оперативных формирований. Поэтому информационно-управляющая система C4ISR корабля должна быть совместима с АСУ воздушных, наземных и плавучих КП как на ТВД, так и за его пределами, а при необходимости и с АСУ вооруженных сил союзных стран. Эта система должна обеспечивать согласованное планирование и координацию действий с другими ведомствами в случае кризиса, демонстрации и применения силы, миротворческой или гуманитарной акции. На этапе концептуальной разработки проекта рассматриваются следующие варианты: переоборудование и продление срока службы существующих ШК; строительство кораблей нового проекта; использование проекта LPD-17 либо LHD-8; модернизация или строительство специальных транспортных судов. Сформулированы предварительные требования к проекту: основные размерения корабля должны допускать его прохождение через Панамский канал; способность принимать и обеспечивать вертолеты и самолеты <Оспрей>; максимальная автоматизация для сокращения численности экипажа; решение проблем электромагнитной совместимости многочисленного оборудования.
Помимо утвержденных к постройке кораблей, выдвинута концепция создания малотоннажных быстроходных надводных кораблей для действий в прибрежных районах. В частности, в ходе командно-штабной игры <Глобал-99> рассматривалась возможность применения корвета водоизмещением от 400 до 1000 т, имеющего скорость хода 50 - 65 уз. В состав вооружения корвета, способного нести вертолет или БЛА, условно входили 48-зарядная УВП для ЗУР <Стандарт> и УР класса <корабль - берег>, артустановка, ЗРК ближнего действия. Кроме того, он должен бьш быть оснащен ACБ ПВО соединения.
Рассмотренные выше программы нe охватывают всех направлений, по которым осуществляется повышение боевых возможностей американских надводных кораблей. Большое внимание уделяется разработке беспилотных летательных аппаратов. Через десять лет на флот может поступить семейство БЛА - от крупных боевых и разведывательных аппаратов, в том числе с вертикальным взлетом, до малогабаритных, запускаемых из артиллерийских установок. Совершенствуются средства противолодочной обороны, противоторпедной и противоминной защиты кораблей, включая создание штатных противоминных средств.
Командование ВМС США считает, что наряду с комплексными программами, направленными на совершенствование общих для всех видов вооруженных сил систем, не меньшего внимания заслуживают и те из них, которые имеют целью дальнейшее развитие так называемых <уникальных>, присущих только флоту возможностей. Этот подход четко просматривается в планах строительства и модернизации боевых кораблей.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI