ЗВО - 1'2000

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США

Подполковник А.МЕДИН

При определении основных направлений военной политики страны администрация Соединенных Штатов исходит из того, что интересам национальной безопасности угрожают прежде всего следующие факторы: возможность возникновения крупных конфликтов в различных регионах, распространение оружия массового поражения (ОМП) и средств его доставки, экономические "вызовы", терроризм, нелегальная торговля оружием, неконтролируемая миграция населения, распространение наркотиков, ухудшение состояния окружающей среды. В связи с этим военно-политический курс США направлен на укрепление их лидирующего положения в мире как единственной сверхдержавы. Данную цель намечено достигнуть за счет наращивания боевой мощи вооруженных сил (ВС). Для решения этой задачи необходимо наличие нормативно-правовой базы, которой, по мнению западных экспертов, и является военная стратегия США, формируемая как составная часть стратегии национальной безопасности. Разрабатываемая и утверждаемая на уровне военно-политического руководства страны и командования ВС, она направлена на обеспечение национальной безопасности военно-политическими и военными средствами.
В октябре 1998 года Соединенные Штаты приняли новую военную стратегию "формирования обстановки, реагирования на кризисы и подготовки к неопределенному будущему". Согласно ей главным предназначением ВС на современном этапе остается "сдерживание противника от применения силы против Соединенных Штатов и ущемления их интересов, а при необходимости - устранение такой угрозы". Кроме того, как подчеркивают американские военные специалисты, "США обладают явным военно-техническим и военным превосходством над любым потенциальным противником". Они полагают, что глобальный военный противник у Соединенных Штатов в настоящее время отсутствует, и, следовательно, вероятность развязывания глобальной войны в обозримой перспективе практически сведена к нулю. Таким образом, по мнению командования ВС, появляется реальная возможность "формировать международную обстановку, эффективно реагировать на возникающие кризисы и заблаговременно готовиться к неопределенному будущему", что в целом отвечало бы интересам Белого дома.
Достижение данной цели руководство ВС видит в реализации, с одной стороны, трех основных элементов новой военной стратегии (формирование обстановки, реагирование на кризисы и подготовка к неопределенному будущему), которые составляют ее военно-политический аспект, а с другой - четырех стратегических концепций строительства и боевого применения ВС: "стратегическая гибкость", "передовое присутствие", "проецирование силы" и "обеспечение решающего превосходства", составляющих ее собственно военный аспект.
Первая концепция - "стратегическая гибкость" - нацеливает на необходимость достижения превосходства в темпах стратегического развертывания американских войск на любом ТВД и ведения ими боевых действий. Ее реализация обеспечит многофункциональное использование войск, то есть соединения и части ВС должны быть готовы решать широкий спектр задач, а также позволит добиться многовариантности их применения. Все это требует определенной гибкости от военного руководства страны в случае принятия решений о применении ВС в любых операциях.
Вторая концепция - "передовое присутствие" - предусматривает военное присутствие в "жизненно важных" для Соединенных Штатов регионах мира. Сокращение численности войск на заморских территориях планируется компенсировать в основном повышением стратегической мобильности ВС и проведением совместных учений в рамках военных союзов и коалиций. Войска (силы) передового базирования должны быть готовы действовать как в своей зоне ответственности, так и на других ТВД.
Третья концепция - "проецирование силы" - нацеливает ВС на обеспечение быстрого и гибкого реагирования на возникающую кризисную ситуацию в любой точке мира, даже если в непосредственной близости нет войск (сил) передового базирования. Это предполагается достичь за счет увеличения дальности действия стратегической и тактической авиации, а также поддержания высокой боеготовности и мобильности сил, предназначенных для применения в чрезвычайных ситуациях.
Четвертая концепция - "обеспечение решающего превосходства" - предполагает, с одной стороны, быстроту и разумный риск в принятии решений с целью выполнения поставленной задачи, а с другой - создание необходимой группировки войск (сил) для достижения такого превосходства.
Положения национальной военной стратегии содержат определенные требования к строительству и боевому применению отдельных видов ВС, в том числе и основной части их наземного компонента - сухопутных войск. Среди них можно выделить следующие: поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности; сохранение способности к быстрому, а в отдельных случаях - немедленному реагированию на кризисные ситуации; соединения и части СВ должны обладать высокой ударной силой, огневой мощью, тактической и стратегической мобильностью, которые необходимы для ведения успешных действий на любых ТВД; соответствие уровня боевой подготовки современным требованиям, а также целям и задачам, которые могут быть поставлены в ходе ведения боевых действий в различных операциях; расширение возможностей по взаимодействию с другими видами ВС при проведении совместных (объединенных) операций; оснащение формирований СВ перспективными образцами В и ВТ, созданными на основе новейших достижений науки и техники, которые позволили бы эффективно решать любые поставленные задачи.
В связи с предъявленными требованиями командование сухопутных войск США предпринимает комплекс мер, которые, по его мнению, позволят эффективно осуществить строительство, подготовку и боевое применение наземных сил как в настоящее время, так и в перспективе. Так, штабом сухопутных войск был разработан документ "Армейская перспектива - 2010", в котором основные оперативно-стратегические концепции, содержащиеся в документе КНШ "Единая перспектива - 2010", рассмотрены применительно к наземному компоненту ВС. В нем были сформулированы шесть требований, отражающих видение командованием сухопутных войск США того, как они планируют использовать последние достижения в области современных технологий для усиления своей роли в будущих совместных (межвидовых) операциях.
Достижение информационного превосходства. Это требование является основным и обязательным для проведения любых операций, в том числе и в условиях отсутствия войны. Под термином "информационное превосходство" подразумевается такое состояние, когда одна из противоборствующих сторон обладает значительно более полной и точной информацией об обстановке, чем противник. Для достижения такого превосходства необходимо иметь эффективные системы разведки и средства передачи информации в центры управления и к средствам поражения (рис. 1).
Распространение (проецирование) силы. Сухопутные войска должны стать силой, способной быстро осуществлять проецирование своей огневой и ударной мощи в любом регионе мира. В связи с этим в их составе необходимо иметь определенную структуру модульного типа, что позволило бы создавать и использовать систему взаимозаменяемых элементов, которые бы могли эффективно реагировать на изменение ситуации. Планирование и выполнение боевых задач, вероятнее всего, будет осуществляться одновременно с созданием ударной группировки, так как перспективные автоматизированные системы и средства моделирования боевых действий должны обеспечить такую возможность. В результате создаваемая группировка войск будет готова к ведению эффективных действий немедленно по прибытии на ТВД.
Защита войск. Это требование подразумевает как организационные мероприятия, так и разработку новых образцов вооружения и военной техники (В и ВТ), мер по защите не только личного состава, В и ВТ, но и информации в любых условиях обстановки. Необходимость его выполнения объясняется наличием в сухопутных войсках автоматизированных систем управления (АСУ) войсками и оружием. По мнению американских экспертов, скрыть и рассредоточить наиболее уязвимые элементы АСУ является самым важным требованием.
Формирование благоприятных условий на поле боя (боевого пространства). Цель данного требования заключается в создании необходимых условий для достижения успеха в предстоящих действиях за счет снижения возможностей противника по ведению согласованных действий еще до начала операции. Дальнейшее развитие сухопутных войск американские специалисты связывают с созданием так называемой "ситуационной осведомленности" в первую очередь за счет внедрения в войска высокопроизводительных компьютеров и соответствующего программного обеспечения, а также применения эффективных средств разведки и огневого поражения.
Ведение решительных боевых действий. В операциях небольшого масштаба решающим будет быстрое выполнение поставленных задач с минимальными затратами сил и средств. Ведение решительных боевых действий потребует четкого и быстрого применения военной силы в любых операциях, проводимых в ходе тех или иных вооруженных конфликтов. Путем нанесения одновременных мощных ударов по важнейшим (ключевым) объектам должны уничтожаться главные силы противника, что позволит лишить его возможности вести эффективные ответные действия. Принципом ведения решительных операций должно стать не массированное применение сил и средств на определенных направлениях, как это было раньше, а массированное, непрерывное и длительное воздействие на противника с различных направлений всеми силами и средствами вооруженной борьбы с обязательным использованием методов информационного противоборства.
Всестороннее обеспечение войск. Это требование подразумевает то, что ни одна операция не может успешно проводиться без четко отлаженного всестороннего обеспечения войск. Командование СВ США придает большое значение такому фактору, как координированное использование (сочетание) информационных, тыловых и транспортных возможностей соединений, частей и подразделений тьша для осуществления тылового обеспечения в "нужное время и в нужном месте".
Руководство сухопутных войск США считает, что успешное проведение операций любого вида будет возможно только лишь при условии выполнения всех требований, изложенных в концептуальном документе штаба СВ "Армейская перспектива - 2010".
Сухопутные войска как один из видов ВС составляют основу сил общего назначения. Являясь главным элементом наземного компонента объединенных оперативных формирований, они могут участвовать и добиться победы в вооруженных конфликтах на любом ТВД, выполняя следующие задачи:
- осуществление стратегических перебросок войск и военных грузов и развертывание ударных группировок ВС США с целью недопущения развития вооруженного конфликта и его подавления на начальном этапе развития;
- успешное проведение первых оборонительных операций;
- проведение решительного контрнаступления во взаимодействии с другими видами ВС США, а также с войсками союзников с целью решительного разгрома противника;
- проведение послевоенных операций по достижению стабильности в регионе. Основная роль сухопутных войск в совместных с другими видами ВС операциях заключается в том, что они способны одновременно контролировать территорию, проживающее на ней население и ресурсы различных государств. Вместе с тем расширяется спектр действий СВ и в ходе невоенных операций:
- передовое присутствие на заморских территориях на постоянной или временной основе;
- сдерживание возможных противников США и их союзников путем демонстрации военного присутствия, возможности быстро наращивать или создавать новые группировки войск (сил) за счет привлечения сил, предназначенных для действий в чрезвычайных ситуациях;
- проведение операций по борьбе с наркоторговлей и терроризмом, распространением ОМП, а также гуманитарных операций (помощь в ликвидации последствий катастроф или стихийных бедствий, эвакуация населения, защита беженцев, сотрудничество в военной области и т. д.).
В новой редакции основного полевого устава FM 100-5 дается следующая характеристика этого вида ВС: "Сухопутные войска США стали стратегической силой, способной оказывать влияние на развитие международных событий и играть решающую роль в урегулировании кризисных ситуаций, а в случае необходимости - в достижении победы в двух крупномасштабных войнах на отдаленных ТВД".
Административно все СВ сведены в 15 основных и семь вспомогательных командований, а в порядке оперативной подчиненности входят в состав объединенных командований ВС США в географических зонах ответственности.
Сухопутные войска представлены регулярными силами и организованным резервом (ОР), куда входят соединения и части национальной гвардии (НГ) и резерва СВ. Регулярные силы, являющиеся основой этого вида вооруженных сил, включают: пять штабов армий; четыре штаба корпусов; десять дивизий - две легкие пехотные (10-я и 25-я), четыре механизированные (1, 2, 3 и 4-я), две бронетанковые (1 кд, 1 бртд), воздушно-десантную (82-я), воздушно-штурмовую (101-я); отдельную пехотную бригаду; три бро-некавалерийских полка. Численность личного состава регулярных СВ в настоящее время около 485 тыс. человек.
Организованный резерв служит базой мобилизационного развертывания в угрожаемый период и предназначен для усиления и восполнения боевых потерь сухопутных войск в ходе ведения боевых действий. Степень обученное(tm) и боевой готовности формирований ОР, прежде всего НГ, позволяет отмобилизовать их в течение 10 сут с момента принятия соответствующего решения. Однако, по мнению американских военных специалистов, для боевого слаживания большинства формирований потребуется не менее 30 - 60 сут.
Национальная гвардия - наиболее боеготовый компонент ОР. Ее дивизии, являющиеся стратегическим резервом, предназначены для усиления передовых группировок войск в угрожаемый период или с началом боевых действий. Боевой состав НГ включает восемь дивизий: легкую пехотную (29-я), четыре пехотные (28, 34, 38 и 42-я), две механизированные (35-я и 40-я), бронетанковую (49-я); 16 отдельных бригад (четыре бронетанковые, четыре механизированные, семь пехотных, легкая пехотная); отдельную пехотную группу, бронекавалерийский полк; 40 отдельных батальонов (3 пехотных и 37 инженерных), 45 отдельных дивизионов (36 артиллерийских и девять зенитно-ракетных), 18 батальонов армейской авиации (АА). Все части и соединения НГ содержатся по штатам регулярных войск. Численность личного состава более 362 тыс. человек.
Резерв СВ полностью содержится за счет федерального бюджета. Он предназначается для подготовки, мобилизационного развертывания и передачи в состав регулярных войск боеготовых формирований, развертывания учебно-мобилизационной базы, восполнения потерь в ходе ведения боевых действий, а при необходимости - для формирования новых соединений и частей. Он включает: три резервных командования, десять региональных командований обеспечения и 12 учебных дивизий. Численность личного состава 208 тыс. человек.
Необходимо отметить, что, помимо военнослужащих, в сухопутных войсках насчитывается около 220 тыс. гражданских служащих. Таким образом, общая численность личного состава около 1 055 тыс. человек, а с учетом гражданских специалистов - 1 275 тыс.
Для повышения стратегической мобильности СВ США и их возможностей по реагированию на кризисные ситуации в различных регионах создана система заблаговременного складирования вооружения и военной техники, которая включает запасы для четырех бригад сухопутных войск в Европе, двух "тяжелых" бригад на Ближнем Востоке и бронетанковой в Республике Корея. Кроме того, на 14 судах, находящихся в Индийском и Тихом океанах, размещен комплект В и ВТ для оснащения бронетанковой бригады и подразделений обеспечения.
Организационно сухопутные войска сведены в корпуса, дивизии, отдельные бригады и бронекавалерийские полки, батальоны (дивизионы), роты (батареи). В их составе имеются также бригады полевой артиллерии, армейской авиации, инженерные бригады, бригады ПВО и других родов войск и служб.
Основу сухопутных войск США составляют так называемые "тяжелые" дивизии, которых в настоящее время насчитывается девять: шесть из них (четыре механизированные и две бронетанковые) включены в регулярные силы, а три - в национальную гвардию. По мнению американского военного руководства, соединениям такого типа предстоит выполнять основные задачи при ведении боевых действий в случае возникновения крупномасштабных войн. Именно поэтому командование ВС в целом и СВ в частности прилагают максимум усилий для поддержания "тяжелых" дивизий в высокой степени боевой готовности.
Как полагают эксперты СВ США, сильными сторонами "тяжелых" дивизий являются: способность вести высокомобильные боевые действия против танковых (механизированных) соединений и частей противника в условиях применения обычных средств и ОМП; возможность наносить глубокие удары (контрудары) и осуществлять быстрое развитие успеха; способность вести оборонительные действия на широком фронте и в короткие сроки сосредоточиваться на направлении главного удара противника; обеспечение штатными силами и средствами надежной противовоздушной обороны. В то же время этим соединениям присущи и такие недостатки, как ограниченная стратегическая мобильность из-за наличия в ее составе значительного количества тяжелых систем В и ВТ; большие потребности в материальном и техническом обеспечении, железнодорожном и автомобильном транспорте при совершении маршей на большие расстояния; ограниченная мобильность при действиях на сильнопересеченной местности, в населенных пунктах и при преодолении водных преград.
Имеющиеся в составе СВ "легкие" дивизии предназначены для быстрого, а в отдельных случаях немедленного реагирования на кризисные ситуации, выполнения комплекса задач в условиях отсутствия войны и проведение других мероприятий. В настоящее время в структуре регулярных СВ, как уже указывалось, насчитывается пять "легких" соединений, четыре из которых входят в состав регулярных сил и одна - в организованный резерв. "Легкие" дивизии отличает: высокая стратегическая мобильность, достаточно большая насыщенность подразделений противотанковыми средствами, способность вести боевые действия в отрыве от главных сил и баз снабжения в течение продолжительного времени, а для воздушно-штурмовой характерно, кроме того, наличие в ней значительного количества вертолетов, обеспечивающих высокую тактическую мобильность этого соединения. Слабыми сторонами "легких" соединений американские военные эксперты считают сравнительно невысокие огневые возможности артиллерии, недостаточные боевые возможности средств ПВО по прикрытию частей и подразделений с воздуха, слабая защищенность последних от оружия массового поражения.
Особенности строительства сухопутных войск США. Главной особенностью строительства СВ является то, что в целях подготовки наземных формирований к ведению боевых действий в условиях неопределенного будущего руководством сухопутных войск разработана и успешно осуществляется программа, полуздрщая название "Силы XXI века". Важнейшее место в ней отводится ДОСТИЖЕНИЮ всеобъемлющего превосходства этого вида ВС над любым противником во всех сферах боевого пространства за счет применения новейших образцов В и ВТ в соответствии с новьми оперативньми концепциями.
СВ США в настоящее время находятся в стадии реорганизации, результатом которой должно стать создание принципиально новых, технологически развитых наземных сил. Это планируется достичь за счет разработки и внедрения в войска вооружения и военной техники, использующих информационные технологии. Данный процесс, называемый "компьютеризацией" (Digitization), представляет собой использование в создании перспективных образцов В и ВТ цифровых информационных технологий, связанных с добыванием, обменом и правильным использованием разведывательных данных во всех сферах боевого пространства.
Особенностью является также тот факт, что в основе реализации программы "Силы XXI века" лежит четко организованный процесс проведения экспериментов, касающихся обучения личного состава, обеспечения боевой готовности, изменения подходов к управлению войсками и их техническому оснащению, а также к совершенствованию организационно-штатной структуры.
Программа "Силы XXI века" охватывает три взаимосвязанных направления. Первое, наиболее важное, включает проведение специальных совместных исследований в области реорганизации структуры боевых формирований (за это отвечает командование учебное и научных исследований по строительству сухопутных войск - TRADOC), второе - обеспечивающее - предусматривает реорганизацию высших органов управления СВ и уточнение их функциональных задач; третье охватывает вопросы разработки и закупки новых образцов вооружения и техники, при создании которых использовались информационные технологии. По взглядам американских военных специалистов, внедрение в войска подобных В и ВТ обеспечит повышение боевых возможностей СВ. Кроме того, способность оптимально использовать имеющуюся информацию об обстановке на поле боя, по мнению командования США, будет наиболее характерной чертой наземных сил начала XXI века. На достижение именно этой цели направлены основные усилия в области реорганизации СВ, их технической оснащенности и обучения войск.
Необходимо также отметить, что в рамках программы "Силы XXI века" планируется реализовать ряд концепций, основными из которых являются "Армия 21" и "Армия будущего". Они должны осуществляться в рамках "боевых лабораторий", войсковых экспериментальных учений, демонстрации концепций передовых технологий и преследуют основную цель - повышение боевых возможностей СВ будущего за счет внедрения в структуру их штатных формирований перспективных образцов В и ВТ.
По оценке экспертов, на начальном этапе реализации концепции строительства СВ США "Армия 21" до 2010-2015 годов радикальных изменений в структуре этого вида ВС не произойдет, то есть проводимые мероприятия будут иметь эволюционный характер. Однако в дальнейшем возможны значительные изменения в организационно-штатной структуре и соответственно тактике действий наземных сил ВС страны. Эта революционная программа, рассчитанная на период до 2025 года, получила название "Армия будущего".
Основу сухопутных войск ВС США, как уже было сказано ранее, составляют "тяжелые" (бронетанковые и механизированные) дивизии. Поэтому руководство СВ именно с этих формирований начало первый этап реорганизации наземных сил. Его целью стало создание наиболее гибкой, жизнеспособной структуры, которая смогла бы нанести наибольший урон любому противнику, используя новейшее образцы В и ВТ.
В середине 1996 года на базе 4-й механизированной дивизии (Форт-Худ, штат Техас) было создано экспериментальное соединение, а в марте 1997-го на его основе бьшо проведено учение "Таск форс 21" бригадного уровня. По заявлениям зарубежных специалистов, в результате оборудования персональными компьютерами (которые были объединены в единую сеть) около 2 500 рабочих мест в почти 900 боевых машинах первой бригады дивизии удалось создать обстановку, максимально воссоздающую поле боя ближайшего будущего. Однако при подготовке и в ходе учений командование столкнулось с множеством трудностей, что заставило внести значительные изменения, не позволившие определить реальный потенциал компьютеризированных наземных боевых сил.
Как отмечают американские военные специалисты, СВ проводили этот эксперимент с целью проверить, насколько внедрение новейших образцов В и ВТ, созданных на основе последних достижений, во все функциональные сферы боевой деятельности, в первую очередь в систему управления, повысит боевую возможность формирований перспективных СВ. Характерной чертой экспериментальных учений явилось то, что проверка осуществлялась путем реального участия в учебных действиях прототипов В и ВТ, созданных на основе использования цифровых технологий и находящихся на различных уровнях завершенности. При этом упор был сделан не на выяснение ТТХ этих прототипов, а на проверку концепции их возможного боевого применения. Как показали проведенные испытания, около 85 проц. перспективных образцов отвечали предъявляемым требованиям; 10 проц. образцов, по оценке экспертов, требовали дальнейшей доработки, а 5 проц. не продемонстрировали достаточную эффективность. Кроме того, они пришли к выводу, что создание ситуационной осведомленности в реальном масштабе времени и достижение за счет этого информационного превосходства над противником должно предоставить широкие возможности командирам и войскам в достижении наибольшей маневренности, огневой мощи и живучести (сохранении боеспособности) на поле боя.
Боевая тактическая группа, в роли которой действовала усиленная бригада 4 мд, была оснащена образцами В и ВТ, в которых, помимо штатных стандартных средств связи, наблюдения и отображения информации, были установлены компьютеры и другая дополнительная экспериментальная аппаратура, предназначенная для определения точного местоположения своих войск, противника и соседей, управления огневыми средствами и войсками, сопряженная с автоматизированной системой управления армейского корпуса (рис. 2). Совмещение АСУ подразделениями бригады с АСУ армейского корпуса существенно увеличило возможности органов управления бригадного уровня по созданию ситуационной осведомленности и ее воздействию на процесс принятия решения.
Основу ситуационной осведомленности, по мнению специалистов СВ, должны составлять ответы на три простых вопроса: "Где свои войска? Где противник? Где мои соседи?" Экспериментальные учения показали, что ответы на эти вопросы, полученные и обработанные в автоматизированном режиме, существенно облегчают командирам любого уровня принятие сложных решений в значительно более короткие сроки: в 3 - 4 раза быстрее, чем в настоящее время.
С ноября 1997 года по март 1998 года проходил следующий этап эксперимента -дивизионные учения 4 мд, имеющей двухбригадную структуру. У обеих бригад на вооружении находились опытные перспективные образцы В и ВТ. Однако вторая уже была оснащена вооружением и военной техникой, имела компьютеры и другие аппаратные средства в качестве штатного оборудования, установленного на рабочих местах в боевых и командно-штабных машинах, которые связаны в единую систему управления бригады и дивизии. Различие в оснащении В и ВТ бригад экспериментального соединения объясняется недостатком финансовых средств на осуществление программы компьютеризации. Так, по расчетам командования учебного и научных исследований по строительству СВ, проект требует около 2,7 млрд долларов, то есть около 450 млн ежегодно. В то же время, по мнению американских специалистов, комбинация двух этих видов оборудования в боевых машинах "тяжелых" соединений позволяет увеличить количество охваченных компьютеризацией образцов В и ВТ.
Результатом серии экспериментальных учений стало то, что в июне 1998 года была утверждена окончательная форма новой организационно-штатной структуры базового соединения войск - "тяжелой дивизии".
Характерной чертой компьютеризированной дивизии является то, что перспективные технические средства предоставляют возможность обеспечения командиров в звене "рота - дивизия" полной ситуационной осведомленностью с наглядной демонстрацией местонахождения и предполагаемых действий своих войск, соседей и подразделений противника.
По замыслам военных специалистов США, 4 мд продолжит проводить мероприятия в рамках экспериментальных учений и к концу 2000 года должна стать первой компьютеризированной дивизией СВ двухбригадного состава. Третью бригаду дивизии намечено оснастить соответствующими образцами В и ВТ к концу 2004 финансового года.
Второй подобной дивизией в СВ, вероятнее всего, может стать 1-я кавалерийская (бронетанковая) дивизия (Форт-Худ, штат Техас). Переход двух ее бригад на новую структуру по аналогичной формуле возможен к 2003 - 2004 году. Всего же командованием СВ предусматривается переоснащение всех регулярных "тяжелых" дивизий к 2010 финансовому году Для недопущения снижения боевой готовности наземных сил в период их реорганизации командование СВ предлагает осуществить перевод всех шести соединений на новую компьютеризированную организационно-штатную структуру постепенно, отводя на каждое соединение один - два года.
С момента создания "легких" дивизий СВ США их особенностью является возможность быстрого, а в отдельных случаях немедленного развертывания в регионах с особыми условиями обстановки (горная местность, арктические области и пустыни, лесисто-болотистая местность, города и другие). Оценив потребности СВ ддя решения задан начала следующего столетия, командование пришло к выводу о том, что "легкие" дивизии в их существующей организации могут стать недостаточно эффективными для выполнения своего основного предназначения - ведения боевых действий пехотными формированиями против любого противника в ходе возможной крупномасштабной войны на отдаленном ТВД. Поэтому было принято решение о реорганизации "легких" соединений на втором этапе реализации концепции "Армия 21".
На начальном этапе планируется проведение экспериментальных учений (подобно бригадным учениям 4 мд) с одной из бригад 10-й легкой пехотной дивизии (лпд). Результатом всего комплекса мероприятий должно стать создание универсальной "легкой" бригады, а впоследствии и дивизии новой организации.
По мнению командования СВ США, "легкая" дивизия образца 2010 года сможет обладать высокой стратегической и тактической мобильностью и значительной боевой мощью. Имея численность менее 16 тыс. человек, она должна обеспечивать всестороннюю защиту подчиненных сил, их высокую тактическую мобильность, нанесение эффективного поражения противнику на максимально возможной дальности (особенно бронетанковым формированиям) и ускорить процесс принятия решения (подобно "тяжелому компьютеризированному" соединению). Специалисты СВ США подчеркивают, что, хотя эффективность перспективных "легких" соединений и частей в борьбе против танков противника все равно будет меньшей, чем у "тяжелых" формирований (особенно на открытой местности), они могли бы вести оборонительные действия на любой территории и осуществлять поддержку мобильных механизированных сил.
Уже разработан предварительный вариант структуры перспективной "легкой" дивизии, который должен пройти испытания в ходе предстоящей серии учений. По мнению руководства СВ, реорганизация структуры войск является наиболее уязвимым местом в строительстве будущих наземных сил.
Исходя из приобретенного опыта создания экспериментального "тяжелого" соединения, специалисты СВ предлагают начать реорганизацию структуры "легкой" дивизии непосредственно со штаба. По их мнению, данный орган управления в настоящее время является чрезмерно большим, неповоротливым, плохо приспособленным к работе в условиях быстро меняющейся боевой обстановки. Как полагают западные эксперты, боевой расчет штаба современной "легкой" дивизии может быть сокращен по меньшей мере вдвое без особого ущерба для выполняемых задач. Применение новейших автоматизированных систем управления должно облегчить личному составу штаба перспективной "легкой" дивизии сбор и оценку данных об обстановке, принятие обоснованного решения, а также позволит ему осуществлять более эффективное управление частями и подразделениями при ведении боевых действий.
Параллельно предполагается проводить организационные и практические мероприятия по совершенствованию структуры легких пехотных бригад экспериментального соединения. По мнению экспертов СВ США, отдельные бригадные тактические группы смогут принести больше пользы, чем дивизии, при решении внезапно возникающих задач в ходе резко меняющейся боевой обстановки. Поэтому разработчиками предлагается иметь в штате дивизии пехотные бригады, уже являющиеся, по сути, бригадными тактическими группами, что должно поднять на новый уровень управление ими в бою и существенно улучшить взаимодействие пехотных подразделений и формирований обеспечения. Помимо трех пехотных батальонов, в каждую такую группу должны входить на постоянной основе подразделения артиллерии, инженерных войск, ПВО, разведки и тыла.
В настоящее время бригада 10 лпд уже приступила к проведению подготовительных мероприятий для действий в качестве экспериментальных сил. Однако, как полагают американские специалисты, говорить о реальном создании легкой дивизии СВ еще рано. По опыту 4 мд, можно предположить, что 10 лпд может приступить к выполнению боевых задач в новой организационно-штатной структуре не ранее конца 2003 - середины 2004 года.
В дальнейшем, в соответствии с планами командования СВ США, предполагается оснастить современными системами первый "компьютеризированный" корпус в 2004 - 2005 годах. Вероятнее всего, им станет 3 АК (штаб в Форт-Хуц), в состав которого будут входить две "тяжелые" дивизии новой организации (4 мд и 1 кд), до трех бригад полевой артиллерии, бригады АА, ПВО и инженерных войск, а также 3-й бронекавале-рийский полк.
Следующей особенностью развития СВ является то, что после выполнения программы "Армия 21" командование СВ намерено перейти к реализации следующей - "Армия будущего", в которой представлен план строительства сухопутных войск на период с 2015 по 2025 год. Особенностью развития СВ на этом этапе будет то, что в долгосрочной перспективе упор будет делаться на создании интегрированной системы управления войсками и оружием (так называемой "системы систем"), способной вести сбор разведывательной информации во всех сферах боевого пространства, ее обработку и выдачу необходимых данных на имеющиеся средства поражения в реальном или близком к реальному масштабе времени". Важнейшей особенностью представляется возможный отказ от структуры дивизии как основной тактической единицы. СВ должны перейти к небольшим легким высокомобильным формированиям, которые составят основу "Армии будущего" и смогут мгновенно реагировать на изменение военно-политической обстановки в мире. "Ударные силы" (Strike Forces) - такое название уже получили перспективные формирования, несмотря на препятствующие финансовые затраты и сомнения некоторой части руководства относительно пригодности имеющегося оборудования и других образцов В и ВТ, предназначенных для этих целей, - должны стать прообразом американских СВ конца первой четверти XXI века.
По мнению американских экспертов, в недалеком будущем (после 2010 - 2012 годов) в связи с предполагаемыми радикальными изменениями военно-стратегической обстановки в мире возникнет необходимость использования бригады СВ в качестве самостоятельной и сформированной структурной единицы. Для этого в СВ предлагается создать несколько видов так называемых "боевых групп", которые, кроме решения тра-диционньк задач, могут эффективно использоваться в мирное время.
В зависимости от выполняемых задач и боевого предназначения в составе СВ предполагается иметь следующие типы боевых групп (численностью по 4 - 5 тыс. человек): "тяжелая", воздушно-десантная штурмовая, "тяжелая" и "легкая" разведывательно-ударные.
Всего, по оценке военных специалистов, намечается сформировать около 60 подобных групп, в том числе 26 в регулярных силах: 15 "тяжелых", семь воздушно-десантных штурмовых, две "тяжелые" и две "легкие" разведывательно-ударные группы..
Анализ боевого состава современных СВ США и структуры перспективной "Армии 21", а также наличие в войсках перспективных образцов В и ВТ показывают, что возможный переход на структуру "боевых групп" бригадного уровня в соответствии с программой "Армия будущего" мог бы быть вполне реален. Во-первых, практически не потребуется дополнительных затрат на развертывание подразделений бригадных групп типа батальон - дивизион; во-вторых, нет необходимости в значительном увеличении закупок образцов В и ВТ для их оснащения, за исключением новейших; в-третьих, совокупная боевая мощь перспективных формирований за счет применения новейших вооружения и военной техники намного превосходит боевую мощь существующих.
По планам руководства сухопутных войск, первым реально действующим формированием программы "Армия будущего" должен был стать 2-й бронекавалерийский полк - 2 бркп (Форт-Полк, штат Луизиана). С 2000 финансового года на его базе предусматривалось начать отработку мероприятий по реорганизации структуры его формирований и их оснащению перспективными образцами В и ВТ для практической проверки концепции организации и ведения боевых действий "ударными силами" (подобно "тяжелым" силам - 4 мд и "легким" - 10 лпд).
Однако, как отмечается, окончательное решение по данному вопросу еще не принято. Предполагалось, что 2 бркп подвергнется необходимой реорганизации и на его вооружение должны будут поступить новейшие образцы вооружения, удовлетворяющие требованиям программы "Армия будущего" - вертолеты "Команч" и транспортные самолеты с укороченным взлетом и посадкой типа АТТ (Advanced Theater Transport) и QTR (Quad Tiltrotor), артиллерийская система "Крусейдер", новый боевой танк и т. д.
По предварительным расчетам, для выполнения данной программы в течение ближайших пяти лет сверх спланированных расходов потребуется не менее 3-5 млн долларов в год, а, по оценке TRADOC, на подготовительные мероприятия - около 1,1 млрд. В связи с этим бывший начальник штаба СВ генерал Реймер принял решение о создании на основе 2 бркп в первую очередь штабного формирования, способного выполнять задачи боевого управления объединенными оперативными формированиями бригадного уровня. Остальные же подразделения, которые предполагалось включить в состав "ударных сил", возможно, будут перевооружены в течение нескольких лет.
Однако среди руководства СВ США имеется достаточно много противников создания подобных штабных структур, которые указывают на тот факт, что в существующей структуре СВ уже имеются отдельные элементы штабов трех АК и шести дивизий, не считая других формирований, реально и довольно успешно действующих по всему миру. При этом отмечается, что они обладают значительно большими возможностями по организации системы управления и осуществлению других задач, чем вновь создаваемая структура "ударных сил".
Как следует из вышесказанного, американские сухопутные войска в настоящее время не обладают достаточными возможностями для создания экспериментального соединения (части) в соответствии с программой долгосрочного развития "Армия будущего".
Таким образом, командование сухопутных войск США приступило к реализации в рамках программы "Силы XXI века" комплекса мероприятий, направленных на поддержание боевого потенциала и готовности СВ к выполнению поставленных задач на должном уровне в условиях сокращения бюджетных ассигнований и численности личного состава. По мнению военно-политического руководства США, данный вид ВС должен обладать способностью во взаимодействии с военно-воздушными и военно-морскими силами одержать гарантированную победу в любой войне или вооруженном конфликте на отдаленных ТВД и проводить успешные длительные специальные операции в условиях мирного времени.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz