СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 12/1998

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ И УПРАВЛЕНИЯ НАНЕСЕНИЕМ УДАРОВ ПО ПРОГРАММЕ ASTOR

Полковник А.КУЗЬМИН

Работы по британской программе ASTOR (Airborne Stand-Off Radar), целью которой является создание новой системы воздушной разведки и управления нанесением ударов, ведутся уже в течение длительного периода. Первые сообщения об этой программе появились в зарубежной прессе в конце 70-х годов. Однако проведению НИОКР в данном направлении препятствовали трудности в согласовании требований, предъявляемых к ASTOR различными видами вооруженных сил Великобритании. В частности, сухопутные войска рассматривали ее в первую очередь как средство управления огнем ствольной и реактивной артиллерии, а ВВС настаивали на оснащении самолета РЛС с синтезированной апертурой для решения задач разведки наземных целей. Вариант вертолета в качестве носителя был отклонен, потому что он более уязвим и не позволяет совершать полеты на высотах, где обеспечивается необходимая дальность ведения разведки. Кроме того, отмечается, что конструкция фюзеляжа вертолета из-за высокого уровня вибраций менее долговечна, чем у самолета.
В ходе проводившихся испытаний использовались две РЛС, разработанные британской фирмой <Торн - EMI> (в настоящее время <Ракал радар дефенс системз>): многофункциональная <Скаймастер> (устанавливалась на самолете BN-2 <Исландер>) и станция, работающая в двух режимах - синтезирования апертуры антенны и селекции движущихся целей (на самолете <Канберра>), которая включала элементы станции <Серчуотер>. Испытания завершились в апреле 1991 года. По их результатам были сформулированы оперативные требования 925 (к воздушному элементу), которые определили необходимость использования двухрежимной бортовой РЛС.
В начале 1995 года были заключены контракты на продолжение исследований с двумя группами компаний, возглавляемыми американской фирмой <Рэйтеон> и корпорацией <Локхид - Мартин>. В сентябре 1996 года у них были затребованы технические предложения по реализации проекта, которые подготовлены и представлены руководству министерства обороны Великобритании в июле 1997 года. В это же время под давлением правительства США в состав участников программы ASTOR была включена третья группа компаний во главе с американской <Нортроп-Грумман>, которая предложила свой вариант системы.
В феврале 1998 года три указанных консорциума представили руководству министерства обороны Великобритании окончательные варианты своих разработок. В настоящее время исследования по конкурсным проектам ASTOR находятся на заключительной стадии, и ожидается, что к началу 1999 года будет выбран главный подрядчик. Подписание министерством обороны контракта на производство опытного образца намечено на февраль - март 1999 года с расчетным сроком начала поставки на вооружение воздушного и наземного (мобильная приемная станция) элементов системы в 2003-м. Стоимость программы не должна превышать 1,46 млрд долларов.

Рис.1.

Рис. 1. Работа системы ASTOR: 1 - наземные объекты противника; 2 - самолет ASTOR; 3 - наземная станция TGS
Согласно требованиям 925 система ASTOR должна обеспечивать ведение разведки наземной обстановки в реальном масштабе времени. При этом, возможно, будут решаться задачи обнаружения сопровождения морских целей. Радиолокационная станция, устанавливаемая на реактивном самолете, позволит осуществлять быстрый автоматический поиск наземных движущихся целей на дальности 250 -300 км, а также покадровое наблюдение объектов в режиме синтезирования апертуры антенны на небольших площадях, где требуется повышенное внимание (режим Лупа). Минимальная скорость селектируемых движущихся объектов в широкой полосе поиска, по мнению западных экспертов, составит 20 км/ч. ASTOR будет также способна обнаруживать и сопровождать вертолеты. Реализация запланированных ТТХ потребует размещения сложной антенной системы и большого объема аппаратуры обработки данных и управления на борту самолета. При этом все оборудование должно иметь такие массо-габаритные характеристики, которые бы позволили установить его на самолете, имеющем относительно небольшие размеры. Кроме того, необходимо обеспечить минимальные эксплуатационные расходы. Предполагается, что исходные радиолокационные данные о целях с борта самолета будут поступать на мобильные наземные станции. Полученная информация после компьютерного анализа должна передаваться по закрытым каналам связи потребителям.
Помимо радиолокационной станции и подсистемы обработки данных, в состав бортового оборудования будут включены аппаратура линии передачи данных <воздух - земля>, спутниковая система связи, средства индивидуальной защиты самолета (приемник предупреждения об облучении, станция разведки сигналов, система предупреждения о пуске ракет и буксируемая активная ловушка). Позже планируется дополнить его аэрофотокамерами с большим фокусным расстоянием для панорамной и вертикальной съемки.
Экипаж самолета будет включать шесть-семь человек (в том числе три-четыре оператора, рис. 2). Дежурство в течение длительного времени будет осуществляться благодаря возможности дозаправки в воздухе (при этом высота полета составит от 13 000 до 15 250 м). Для вооруженных сил Великобритании потребуется пять таких самолетов и до девяти наземных станций системы ASTOR. Ресурс машины рассчитывается на 30 лет. Планируемым местом дислокации этих самолетов будет одна из авиабаз: Уоддингтон или Сент-Моган.
Наземные станции TGS (Tactical Ground Station) решено размещать в контейнерах высотой 3 м, установленных на грузовиках <Пинз-гауер-718М> (колесная формула 6 х 6). Кроме этих грузовиков, в их состав предполагается включить еще одну автомашину (4 х 4), которая будет буксировать трейлер с аппаратурой связи. По расчетам западных специалистов, для переброски комплекта TGS потребуется один рейс транспортного самолета С-130.
Ожидается, что, помимо ВВС и сухопутных войск, в реализации программы ASTOR могут принять участие ВМС Великобритании. В связи с этим рассматривается возможность установки оборудования TGS на авианосцах и десантных кораблях, а также на наземных транспортных средствах морской пехоты. В настоящее время в связи с тем, что британское военное ведомство уже отдало предпочтение проекту ASTOR, руководство НАТО тоже рассматривает эту систему в качестве штатного средства воздушной разведки и управления нанесением ударов в интересах объединенных ВВС блока в рамках программы AGS (Air Ground Surveillance).
В западной печати сообщалось, что руководство Североатлантического союза так же, как и министерство обороны Великобритании, отказалось от предложения правительства США закупить системы воздушной разведки и управления нанесением ударов на базе самолетов Е-8С <Джистарс> (переоборудованный Боинг 707). В результате НАТО приняло решение возвратиться к рассмотрению других возможных вариантов системы, в том числе предлагаемых по программе ASTOR. Отмечается, что в отличие от самолета разведки и управления нанесением ударов Е-8С <Джистарс>, включающего пять подсистем (радиолокационная, управления, связи, РЭБ и пилотажно-навигационная), а также 18 автоматизированных рабочих мест операторов, машина, оборудованная системой ASTOR, должна быть более простой (три-четыре рабочих места операторов), иметь лучшие характеристики и более низкую эксплуатационную стоимость.
Во всех трех объединениях, участвующих в конкурсной разработке ASTOR, ведущие позиции занимают американские компании. Объединение, возглавляемое корпорацией <Локхид- Мартин>, предполагает установить эту систему на американском транспортном самолете <Гольфстрим-5> (рис. 3). Для уменьшения риска разработки планируется применять уже созданные в США технологию и конструктивные решения. При этом в ходе проектирования РЛС намечается использовать наработки британской фирмы <Ракал>, а в процессорной обработке сигналов - ее опыт по созданию РЛС <Сер-чуотер-2000> для модернизированных базовых патрульных самолетов <Нимрод> ВВС Великобритании. Не исключена установка активной фазированной антенной решетки (АФАР) с передающими усилительными модулями компании <Рэйтеон>. В математическом обеспечении синтезирования апертуры антенны планируется применить алгоритмы, разработанные корпорацией <Локхид - Мартин>. Кроме селекции движущихся целей и синтезирования апертуры антенны, в системе предполагается использовать режим бокового обзора.

Рис.2.

Рис. 2. Компоновочная схема размещения аппаратуры системы ASTOR на борту самолета <Гольфстрим-5>: 1 - рабочее место оператора № 3, отвечающего за ход выполнения задания; 2 - рабочее место оператора № 2, отвечающего за анализ наземной обстановки; 3 - рабочее место оператора № 1, отвечающего за анализ наземной обстановки; 4 - бортовая ЭВМ системы ASTOR; 5 - ЗИП; 6 - аппаратура сбора и обработки данных; 7 - аппаратура линии передачи данных; 8 - преобразователь напряжения
Вторая группа фирм во главе с <Рэйтеон>, предлагает разместить систему ASTOR на самолете <Глобал Экспресс>, имеющем на 30 проц. большую площадь, чем <Гольфстрим-5>, и вдвое большую мощность источников электропитания. Кроме того, эта машина может выполнять взлет с ВПП длиной 1500 м. РЛС создается этой группой на базе радиолокационной станции ASARS-2 самолета-разведчика U-2R/S, обеспечивающей картографирование местности с высоким разрешением, селекцию движущихся целей в полном объеме и покадровую съемку стационарных наземных объектов. Ожидается, что в ней будут применены антенна с электронным сканированием (ее длина 4,8 м, то есть втрое больше, чем у ASARS-2), a также модернизированные приемник и возбудитель, созданные для БЛА <Глобал Хок>. Британская фирма планирует выполнить 33 проц. работ по конструированию антенной решетки и механизма ее разворота (для обзора с правого и левого борта). Обтекатели для антенной системы предполагает выпускать французская компания <Том-сон - CSF>. Ожидается, что сигнальный процессор РЛС будет выполнен по модифицированной конфигурации ASARS AIP (ASARS Improvement Program). Программой предусмотрена среднесрочная модернизация РЛС за счет установки АФАР.

Рис.3.Макет самолета ASTOR

Третья группа компаний, возглавляемая корпорацией <Нортроп - Грумман>, предлагает установить на борту носителя (так же, как и первая группа, ориентируется на самолет <Гольфстрим -5>) усовершенствованный вариант РЛС APY-3 системы <Джистарс>. Предполагается, что в оснащении этой станции активной фазированной антенной решеткой в соответствии с американской программой модернизации системы <Джистарс>, получившей наименование RTIP (Radar Technology Insertion Program) будут участвовать британские фирмы. По мнению зарубежных специалистов, РЛС самолета Е-8С, усовершенствованная по программе RTIP, будет превосходить по своим ТТХ другие варианты станций ASTOR. Стоимость работ по ее созданию составит 750 млн долларов, а их продолжительность - шесть лет. Как отмечают западные СМИ, существенным недостатком данного проекта является то, что самолеты, оснащенные таким вариантом системы ASTOR, не смогут поступить на вооружение в 2003 году.
Окончательное решение о выборе варианта самолета воздушной разведки и управления нанесением ударов руководство НАТО планирует принять в мае 1999 года.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz