ЗВО - 01'1998

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ АМФИБИЙНО-ДЕСАНТНЫХ СИЛ ВМС ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Капитан 3 ранга И.РЕЗЯПОВ

История войн, особенно последнего столетия, свидетельствует о важной роли морских десантных операций (МДО), которые зачастую становились фактором достижения успеха проводимой военной кампании. Вторжение на территорию противника с моря с целью захаата плацдарма, отвлечения его сил с главного направления, воздействия на тылы и фланги фуппировок войск и даже демонстрация десантных возможностей или угроза высадки морского десанта предоставляли, как правило, атакующей стороне определенные оперативные, а иногда и стратегические преимущества.
Морским десантным операциям всегда отводилось видное место в военной стратегии такой крупной морской державы, как Великобритания, островное положение которой, а также наличие глобальных интересов и колоний, требуюших защиты, предопределяли важность для нее осуществления интервенции с моря. Неоспоримое господство этой державы на море в XVIII - XIX веках позволяло ей беспрепятственно предпринимать <имперские> военные экспедиции в различные страны мира, а в начале XX века подобная <десантная> стратегия переместилась и на Европейский континент. Известны, например, такие операции времен первой мировой войны, как высадки в бельгийских портах Антверпен {1914) и Зеебрюгге (1918), на Галл иполийском п-ове в Турции (1915), Во время второй мировой войны, в ходе которой было проведено свыше 500 оператив-но-тактических десантных операций, к наиболее значительным операциям британских вооруженных сил (или с их участием) можно отнести, в частности, высадку в ходе норвежской кампании и эвакуацию войск из г. Дюнкерк в 1940 году, десантные операции (совместно с американцами) в Северной Африке (1942) и Сицилии (1943). Наиболее масштабной явилась стратегическая десантная операция союзников в Нормандии в июне 1944 года (<Сверлорд>).
После второй мировой войны британские амфибийно-десантные силы (АДС) стали одним из важнейших инструментов в борьбе за сохранение колоний и влияния в исторически сложившихся зонах <жизненно важных интересов> метрополии. Это и англофранцузская интервенция в Египте в июле 1956 года с высадкой в Порт-Саид, и вторжение на Фолклендские о-ва (1982) с высадкой в Сан-Карлос. Вместе с тем отказ в дальнейшем от политики <к востоку от Суэца> и нарастающее ракетно-ядерное противостояние сверхдержав предопределили некоторое снижение значения МДО и приоритетности развития АДС+ Согласно программе строительства британских ВМС, принятой в 1981 году, было решено даже вывести из боевого состава флота (без замены) десантный вертолетоносец (ABB) <Бульварк> и два десантно-вертолетных корабля-дока (ДВКД), Однако фолклендский конфликт 1982 года заставил приостановить дальнейшее сокращение А ДС* а поддержанию их готовности на необходимом уровне способствовало принятие стратегии <гибкого реагирования> и <морской стратегии> НАТО, которые предусматривали проведение морских десантных операций на северном (в Норвегии) и южном флангах Европейского театра войны (с участием британских ВМС).
Коренное изменение геополитической ситуации на рубеже 90-х годов, отказ от глобального биполярного противостояния вызвали необходимость реформирования как натовской военной стратегии в целом, так и доктринальных концепций применения вооруженных сил ведущих стран Запада, в которых, однако, сохраняется значимость морских десантных операций в современных условиях.
Новая военно-морская стратегия Великобритании не является при этом исключением и разработана с учетом следующих факторов.
Во-первых, резкое повышение вероятности возникновения локальных кризисов и конфликтов требует применения для их урегулирования сбалансированных национальных и коалиционных <сил быстрого развертывания> (СВР), в состав которых от ВМС наряду с авианосными соединениями и подводными лодками должны входить амфибийно-десантные силы, выступающие при ведении боевых действий <с моря против суши>, как правило, в качестве передового эшелона экспедиционных сил (в операциях вторжения) либо и сдерживающего> элемента или инструмента военно-морской дипломатии (в миротворческих операциях).
Во-вторых, отсутствие глобального противника, способного противостоять Западу в открытом море (океанском районе), позволяет ослабить актуальность организации всех видов обороны десантных отрядов (ДЕСО) на переходе морем - одного из наиболее уязвимых, по взглядам зарубежных специалистов, этапов морских десантных операций, сама роль которых в достижении конечных целей боевых действий возрастает (по опыту фолклендского конфликта).
В-третьих, повышение значимости морских десантных операций как одного из основных этапов военной кампании по вторжению (интервенции) в зонах <жизненно важных интересов> Великобритании в рамках реализации концепции <экспедиционных войн> британских вооруженных сил предполагает необходимость наращивания боевых возможностей амфибийно-десантных сил по направлениям совершенствования десантных кораблей, десантно-высадочных средств, электронных систем управления, разведки, связи н РЭБ, уменьшения уязвимости десанта от воздействия современных боевых средств противника, повышения темпов десантирования и т.д.
ЛДС включают два основных функциональных компонента: амфибийные силы флота (десантные корабли, плавучие десантно-высадочные средства и транспортно-десантные вертолеты) и силы морской пехоты (МП), составляющие основу сил высадки при проведении МДО.
Амфибийные силы флота - девять десантных кораблей (из них два в резерве), 50 десантных катеров и около 40 транспортно-десантных вертолетов НС-4 <Си Кинг> (в составе авиации ВМС), Десантно-вертолетные корабли-доки вместе с легкими авианосцами сведены в отдельную оперативную группу ВМС, подчиненную командующему флотом. Танкодесантные корабли причислены к вспомогательной службе флота, которая находится в ведении командующего военно-морским командованием на территории Великобритании. Десантные катера (ДКА) в качестве десантно-выс ад очных средств входят в состав морской пехоты, однако часть из них размещается на десантных кораблях оперативной группы и других соединений ВМС (в том числе на заморских территориях), подчиняясь непосредственно командующему флотом,
Силы морской пехоты находятся в распоряжении командования МП (штаб в ВМБ Портсмут), которое включает три основных компонента: 3-ю бригаду МП; группу <Ком-мачио>, задачей которой является охрана ядерньк объектов и ПЛАРБ; разведывательно-диверсионные подразделения, придаваемые МП на время операций и подчиняющиеся командованию сил специальных операций (CCQ), Численность этого компонента ВМС около 7000 человек (до 17 проц. регулярного состава флота). Резерв МП представлен пятью отрядами, в которых насчитывается 650 подготовленных резервистов. Несмотря на сокращение штатной структуры 3 брмп в период 1981 - 1996 годов на 10 проц,, ее боеспособность не только не снизилась, а, напротив, даже несколько возросла за счет реорганизации штабных, учебных и обеспечивающих компонентов.

Бригада МП является одним из основных формирований национальных объединенных СВР, созданных в августе 1996 года^ и одновременно (при действиях в составе ОВС НАТО} частью совместных англо-голландских АДС - одного из первых многонациональных соединений блока (созданы в 1973 году). При этом подразделения голландской морской пехоты включаются в бригаду в качестве четвертого батальона, а его командир становится заместителем командира совместной бригадьк Организационная структура бригады МП показана на рис. 1.
Штатная численность бригады в мирное время 4132 человека. На ее вооружении находятся 24 105-мм легких ору-дня, 10 ЗРК <Рапира>, 72 ПТРК < Милан>} 12 ПЗРК < Джавелин-S15>, 27 81-мм минометов> 34 12,7-мм пулемета, 28 вертолетов (16 транспортно-десантных, четыре огневой поддерж-ки <Линке> и восемь разведывательных <Газель>), десять десантных катеров, из них четыре на воздушной подушке типа <Гриффон> (LCA), и 18 быстроходных, а также 236 гусеничных транспортеров BV206 <Вольво>, имеющих общую грузо подъем но сть 2000 кг (у тягача-600 кг, у прицепа- 1400 кг) и скорость хода 55 кмУч ( по воде - 3,6 км/ч), и 1025 единиц автомобильной колесной техники,
Повышение боевых возможностей амфибийно-десантных сил флота планируется осуществить за счет оснащения их средствами, способными обеспечить высокие темпы высадки на необорудованное побережье, организации эффективного управления и взаимодействия сил в операции, повышения мобильности и огневой мощи подразделений МП, снижения уязвимости личного состава и боевой техники при действиях на суше. Важную роль при этом играет предстоящий в 1998 году ввод в состав ВМС нового десантного вертелетоносца (ABB) <Оушн> (впервые после 1981 года) и двух ДВКД типа <Альбион> (в 2002-м и 2003-м), Необходимость строительства ABB была официально подтверждена еще в 1988 году, а решение о замене старых ДВКД принято в 1995-м.

ABB <Оушн> (рис. 2) совмещает функции вертолетоносца, войскового транспорта и штабного корабля (его стоимость 245 млн долларов в ценах 1995 года). Корабль создается на базе проекта легкого авианосца типа <Инвинсибл> и имеет аналогичное водоизмещение (около 20 500 т); его десантовместимость: 480 морских пехотинцев (до 800 человек в усиленном варианте), четыре ДКА типа LCVP Mk5, до 40 боевых машин пехоты, Авиагруппа включает 12 транспортно-десантных вертолетов (НС-4 <Си Кинг>) и шесть вертолетов ПЛО (HAS-8 <Си Л инке>) или огневой поддержки WAH-64D либо восемь - десять самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой.
Десантовместимость ДВКД типа <Альбион> составит 300 - 700 морских пехотинцев, по четыре ДКА LCVP Mk5 (на палубе) и LCU MklO (в док-камере), до 70 БМП, БТР и автомобилей на грузовой платформе, два - четыре транспортно-десантных вертолета (НС-4 <Си Кинг> или ЕН-101 <Мерлин>); водоизмещение - около 17 000 т, а общие затраты на строительство двух кораблей - 347,5 млн долларов (в ценах 1996 года).
Остается проблема замены устаревших танкодесантных кораблей (ТДК)? так как программа модернизации (SLEP) трех из них (<БидаЙвер>, кПерсивейл> и <Герейнт>) с целью доведения их технического состояния до уровня корабля <Сэр Тристрэм>, ранее прошедшего ремонт и модернизацию, и увеличения срока службы на 15 лет может быть закрыта после проведения работ по усовершенствованию ТДК <Сэр Бндайвер> из-за резкого возрастания их стоимости (расходы сопоставимы с затратами на строительство нового корабля и составят в общей сложности около 130 млн фунтов стерлингов),
Десантный отряд, включающий вертолете нос ец, два ДВКД и пять ТДК, будет способен обеспечить переброску и высадку бригады МП в полном составе со штатным вооружением (до 1/3 запасов предметов тылового обеспечения предусматривается перевозить на мобилизованных судах гражданского флота). Если специализированные десантные корабли обеспечивают темп разгрузки не менее 90 т/ч> то для судов гражданского флота даже при благоприятных условиях он не превышает 20 т/ч. Существуют проблемы и с мобилизацией торговых судов, что побудило министерство обороны страны приобрести два судна класса <ро-ро> специально для перебросок национальных СВР. В результате в течение 2 сут бригада МП с учетом времени погрузки и развертывания может быть переброшена морем на дальность свыше 300 морских миль, имея запасы средств МТО не менее чем на 30 сут боевых действий.
Для обеспечения возможности высадки с максимальным приближением к требованиям концепции <эагорнзонтного десантирования> планируется закупить средние катера на воздушной подушке (КВП) типа ABC-MIО (LCAC) грузоподъемностью 40 - 50 т в дополнение к ранее приобретенным (в 1993 - 1994 годах) четырем катерам типа <Гриф-фон> (LCA), способным перевозить по 16 морских пехотинцев с полным оснащением для действий в арктических условиях. Для усиления возможностей по высадке на необорудованное побережье и преодоления противодесантной обороны противника требуется, по расчетам западных специалистов, два-три ДКА типа LCAC, Новые катера, кроме высадки десантно-штурмовых отрядов и военной техники, могут решать и другие задачи, например ведения разведки или переброски разведывательно-диверсионных групп. Они способны перевозить 77 морских пехотинцев с полным снаряжением на дальность (по запасу топлива) до 500 миль и развивать спорость хода свыше 50 уз, Устаревшие ДКА типов LCU Mk9 и LCVP Mk4 заменяются более современными - LCU MklO и LCVP Mk5, которые имеют улучшенные характеристики (увеличенная скорость, повышенная мореходность), оснащены средствами самообороны (ПВО) и обеспечивают большую скорость и эффективность высадки десанта. Всего намечается закупить до 18 ДКА типа LCVP Mk5,
Программа строительства АДС предполагает принятие на вооружение (ориентировочно с 2006 года) новых транспортно-десантных вертолетов (вероятнее всего, это будут ЕН-101 <Мерлин>) вместо НС-4 <Си Кинг>, что должно существенно улучшить возможности по высадке десанта. Вертолет ЕН-101 в транспортно-десантном варианте способен перевозить 6 т грузов или 38 человек с оружием, тогда как НО4 <Си Кинг> -только 24 пехотинца. Всего британской МП требуется не менее 12 транспортно-десантных и шести ударных вертолетов (они заменят <Линкс> и <Газель>) для обеспечения высадки одновременно двух рот МП (около 300 человек) с полным снаряжением и необходимым запасом средств МТО, а также для огневой поддержки десанта. Планируется модернизировать, как минимум, шесть вертолетов АН-7 <Линкс> сухопутных войск для использования в качестве легких ударных вертолетов МП. Кроме того, часть поступающих на вооружение 3-й дивизии сухопутных войск вертолетов WAH-64D <Лонгбоу Апач> (не менее эскадрильи) пройдет переоборудование с соответствующей подготовкой экипажей для действий в интересах ВМС.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz