ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 12/1997

НОВЫЙ ШВЕДСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ JAS-39 <ГРИПЕН>

Майор А.БОРИСОВ

С 1980 года в Швеции осуществляется программа разработки и производства нового многоцелевого тактического истребителя JAS-39 <Грипен> (рис.1), которым предусматривается заменить состоящие на вооружении национальных ВВС самолеты <Дракен> и <Вигген>. В его создании принимают участие ведущие шведские (основной подрядчик ), а также некоторые американские и западноевропейские фирмы.

Одноместный сверхзвуковой истребитель <Грипен> выполнен по схеме <утка> с треугольным в плане крылом, полностью отклоняемым передним горизонтальным оперением, вертикальным килем и трехстоеч-ным шасси. Система управления полетом электродистанционная, с трехкратным резервированием. В конструкции самолета широко используются композиционные материалы, составляющие около 30 проц. общей массы.
Самолет JAS-39 <Грипен> предназначен для борьбы с воздушными и морскими целями, непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ведения воздушной разведки при минимальных временных и материальных затратах на переоборудование под конкретную задачу. Это достигается за счет высокого уровня автоматизации бортовых систем и многовариантности подвески вооружения и оборудования, смена которых автоматически регистрируется на борту летательного аппарата. Возможности радиоэлектронного оборудования позволяют летчику вводить новое полетное задание после выполнения предыдущего, не выходя из кабины. Это исключает необходимость специальной подготовки истребителя на земле, кроме дозаправки и пополнения запасов вооружения.
Экипаж, человек                       1
Масса, кг:
максимальная взлетная            13 000
пустого самолета                 ~ 6600
боевой нагрузки более              2000
Максимальная скорость полета, км/ч 2100
Радиус действия, км                 800
Длина разбега и пробега, м          800
Геометрические размеры, м:
длина                              14,1
высота                              4,5
размах крыла                        8,4
Самолет был разработан с применением передовых технологий для обеспечения повышенных показателей боеготовности, надежности и ремонтопригодности. Шведские специалисты считают, что по многим таким характеристикам он превосходит современные самолеты подобного типа и обладает одним из самых высоких показателей по критерию <стоимость/эффективность>. Это стало возможным благодаря использованию мощных бортовых ЭВМ и встроенной системы контроля, обеспечивающей локализацию отказов бортового оборудования на уровне отдельного модуля, что позволяет за 10 мин восстановить боевую готовность после посадки при обслуживании его техническим расчетом, состоящим всего из шести человек (рис. 2).

Важной особенностью истребителя является возможность применения с необорудованных ВПП (участков автострад) длиной не более 800 м и шириной 9 м, что способствует повышению его живучести при нахождении на земле. В этих случаях мощности вспомогательной силовой установки достаточно для обеспечения нормального функционирования и обслуживания основных систем самолета, а потребность в наземном оборудовании минимальна. Живучесть в воздухе повышена за счет применения эффективных средств РЭП. Кроме того, небольшие размеры планера и широкое применение композиционных материалов обеспечивают относительно малую ЭПР.
Задача создания экономичной силовой установки с высокими характеристиками успешно решена фирмой <Вольво флюгмо-тор>, создавшей двигатель RM12. Он разработан на базе американского ТРДДФ F404-GE-400, имеющего высокую ремонтопригодность, значительные потенциальные возможности для дальнейшего совершенствования, низкую стоимость эксплуатации и экономичный расход топлива. Новый истребитель оснащен 27-мм встроенной пушкой, управляемыми ракетами классов <воздух -воздух> и <воздух - земля>, размещаемыми на подфюзеляжных и подкрыльевых пилонах, а также бомбовым вооружением.
В ходе выполнения программы JAS-39 возникли проблемы, обусловленные дефектами в электронной системе автоматического управления (САУ) полетом, что привело к потере двух опытных образцов в ходе летных испытаний. В связи с этим шведские специалисты усовершенствовали программное обеспечение данной системы, которое было использовано в новых бортовых ЭВМ, разработанных специалистами американского консорциума <Локхид -Мартин>.
Длительное время шведским специалистам не удавалось устранить неполадки во вспомогательной силовой установке, связанные с повышенной вибрацией и неустойчивой работой на некоторых режимах, поэтому пришлось обратиться к разработчику -французской фирме <Микротурбо>, специалисты которой провели ее модернизацию. После завершения испытаний согласно принятому решению она будет устанавливаться на серийных самолетах.

К настоящему времени министерство обороны Швеции и фирма завершили летные испытания нового истребителя по определению соответствия его возможностей тактико-техническим требованиям, окончательной проверке всех режимов работы САУ полетом и ее программного обеспечения, исследованию устойчивости и управляемости самолета на критических режимах полета. Постановка двух последних задач была обусловлена необходимостью проверки правильности решения по устранению дефектов САУ. В ходе летных испытаний были подтверждены заявленные характеристики самолета и его основных систем. По их результатам планируется подготовить методики использования всех возможностей самолета и действий летчика в особых условиях.
Во время учебно-боевых стрельб проводились испытания РЛС и системы управления оружием. Помимо этого, были всесторонне исследованы границы режимов полета, причем некоторые летные характеристики самолета превысили запланированные. Более того, на отдельных режимах полета лобовое сопротивление оказалось ниже расчетного. Эксперты считают, что самолет <Грипен> по своим маневренным характеристикам превосходит современные иностранные истребители практически на всех режимах полета, за исключением области малых высот, больших значений чисел М и малых угловых скоростей, где незначительное преимущество имеют, в частности, американские самолеты F-15C и F-16C.
Осенью 1995 года фирма представила двухместный учебно-боевой самолет JAS-39B (рис. 3). Для обеспечения летных и весовых характеристик на этой машине, в отличие от боевой, сокращен запас топлива и не устанавливается авиационная пушка. Однако все остальные боевые возможности истребителя сохранены. Первый испытательный полет учебно-боевого самолета состоялся в конце апреля 1996 года, а поставки его ВВС Швеции планируется начать в 1998 году.
Фирмы и <Бритиш аэроспейс> подписали соглашение о совместной разработке, производстве и продаже экспортного варианта истребителя JAS-39 <Грипен>. Английские специалисты прини-мут участие в работах по обеспечению эксплуатации самолета в различных климатических условиях. В случае появления заказа выпуск таких истребителей на экспорт будет осуществляться указанными фирмами (их доля составляет соответственно 55 и 45 проц.). Кроме стран Ближнего Востока, являющихся наиболее вероятными заказчиками, новым шведским истребителем заинтересовались некоторые европейские государства, в том числе Австрия, Венгрия и Норвегия.
Общая стоимость программы JAS-39 <Грипен>, предусматривающей строительство 140 машин, по оценке специалистов, составит 9 млрд долларов, а объем производства с учетом возможного экспорта - 300 -350 самолетов. Поставка в ВВС Швеции первой партии из 30 тактических истребителей JAS-39 <Грипен> завершена в 1996 году, а второй (110 машин, включая 14 двухместных JAS-39B) будет осуществлена до 2002-го. Принятие решения об объеме и сроках поставки третьей партии самолетов ожидалось в конце 1997 года.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz