ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 12/1997

ВОЗДУШНЫЙ БОЙ - БОРЬБА УМОВ

Полковник В.БАБИЧ

Анализ результативности воздушных боев, проведенных тремя поколениями реактивных истребителей в локальных войнах, выявил устойчивую тенденцию роста боевых потерь. Основными причинами этого явления зарубежные эксперты считают увеличение поражающих возможностей оружия класса <воздух - воздух> и ослабление индивидуальной защиты самолетов. Не остался без внимания и так называемый человеческий фактор - способность летчика управлять современным летательным аппаратом с новейшим вооружением в сложной, быстроменяющейся воздушной обстановке.
Под влиянием последних научно-технических достижений воздушный бой стал все-ракурсным, скоротечным и более результативным, обогатился новыми элементами, в том числе связанными с ведением радиоэлектронной борьбы. Рост огневой мощи истребителей позволил сократить количество самолетов, участвующих в бою (последнее воздушное сражение с привлечением более 50 истребителей состоялось четверть века назад в октябрьской войне 1973 года между Сирией и Израилем). Расширились и пространственные рамки: ракетная атака теперь готовится и заканчивается на рубеже, где раньше еще и не начинался ближний маневренный бой.
Уровень развития воздушного боя как сложного военного явления определяется состоянием системы <человек - техника>, включающей возможности авиационных комплексов оружия и способность людей управлять ими. Боевой опыт показал, что в данной системе под влиянием внешней среды обозначились рассогласования. Нарушились устойчивые прежде связи между отдельными ее элементами, растянулся по времени цикл управления, поступающая осведомительная информация слишком долго перерабатывалась в командную, подлежащую исполнению летчиком.
В соответствии с уставными положениями, принятыми в ВВС, в основе боевого управления находится решение командира или летчика, пилотирующего самолет. Углубленный анализ боевого опыта вскрыл закономерность: рост потерь самолетов по темпу согласуется с ростом неправильных решений, принимаемых летчиком. Особенно уязвимой является так называемая стратегия поведения - выбор тактики боя.
Первая причина находилась как бы на поверхности: недостаток опыта и образования у летного состава. Она характерна и для прошлых войн - мировых и локальных. Статистика утверждала, что половина общего числа потерь, понесенных истребителями, приходится на первые десять боевых вылетов. В дальнейшем, по мере привыкания к обстановке, приобретения умения правильно реагировать на угрозы и психологической устойчивости, показатели выживаемости оставшихся в строю летчиков стабилизируются. Фактор необученноеT отчетливо проявился, например, в первых воздушных боях в ходе войны во Вьетнаме между истребителями F-4 <Фантом> и МиГ-21, когда американские пилоты оказались неготовыми к групповому маневренному бою. Полученные уроки привели к пересмотру программы обучения, а тактическое командование предпочло, чтобы в боях участвовали экипажи с налетом не менее 2000 ч на каждого летчика.
Вторая причина связывалась с усложнением процесса боевого управления. Воздушный бой, вопреки ожиданиям, не превратился в одиночные перехваты, а остался групповым. Действия отдельных экипажей подчинялись общему замыслу и направлялись к единой цели. Расширившиеся секторы поражения и возросшие радиусы разворотов (боевых маневров) рассредоточили боевые порядки. Новые схемы построения сил в воздухе предусматривали уже преднамеренный выход экипажей в звене за пределы зрительной связи: после предбоевого перестроения ведущий группы, не наблюдая за подчиненными, воссоздавал <мысленный образ строя>, часто не совпадавший с реальным. Выправить положение в информационной сфере были призваны самолеты ДРЛО и управления, боевые расчеты которых стали регулировать движение истребителей и приняли на себя руководство ими до входа в радиолокационный контакт с противником при помощи бортовых РЛС. Но проблема налаживания информационных связей (часто нарушавшихся) оставалась технически не обеспеченной.
Третью причину эксперты условно назвали <командир звена>. Четверка современных истребителей - низшее тактическое подразделение - представляло собой уже грозную силу, имея под крыльями в общей сложности 16-20 управляемых ракет класса <воздух - воздух>. Все чаще звену ставились самостоятельные задания, выполнение которых строго контролировались. Однако степень сложности заданий вступила в противоречие с умением командира управлять звеном - боевой организацией нового образца. Его решения зачастую шли вразрез с динамичной и сложной боевой обстановкой. Вместо управляемых действия звена становились хаотичными. Для ликвидации этого недостатка были созданы специальные тренажерные комплексы, моделирующие типовую обстановку современного группового боя. Они представляли собой не действующие кабины самолетов, а так называемые <сферы>, или экраны, на которые выводилось изображение <противника> в вариантах расстановки сил на начальных этапах боевого полета. Обучаемые принимали решение не только на <маневр и огонь>, но и на вступление в бой, перестроение боевого порядка, организацию своих сил. Наиболее вероятные ситуации повторялись до тех пор, пока не удавалось добиться удовлетворительных результатов действий.
Целое десятилетие после войны во Вьетнаме, обозначившей начало перестройки в технике и тактике, было посвящено строительству полигонов, совершенствованию учебной базы и упорядочению процесса подготовки летного состава. Однако анализ боевых действий истребителей в ходе очередного ближневосточного конфликта показал, что особых положительных изменений в результативности и тактике воздушных боев не произошло. Летчики по-прежнему принимали много ошибочных решений, которые приводили к роковым последствиям. Качественный скачок в развитии электроники, автоматики и вооружения не соответствовал интеллекту исполнителей: летный состав не смог полностью использовать возможности, предоставляемые ему новой техникой.
Стало ясно, что причину надо искать не только в недостатках обучения и слабой натренированности летного состава. Изменилась природа боя, поэтому возникла необходимость перераспределения физических и умственных нагрузок, испытываемых летчиком. В американском журнале <Флайт> подчеркивалось, что общепринятые положения по ведению воздушного боя подлежат пересмотру. Чтобы сбить противника и не быть сбитым самому, уже нельзя ограничиться умением маневрировать, прицеливаться и переносить перегрузки. Возникающую на расстоянии 150 км угрозу атаки следует упреждать активным противодействием еще на информационном этапе и подготовкой нестандартных решений.
Опыт боевого применения истребителей третьего поколения показал, что цели, принципы и даже этапы воздушного боя остались прежними, однако в его внутреннем содержании произошла революция. Самое невыгодное позиционное положение в ближнем бою - далеко и впереди цели - стало самым выгодным в современном всеракурсном. Нарушились традиционные связи маневра и огня. Первая встречная ракетная атака совместилась с прямолинейным сближением и при умелом исполнении становилась решающей. Привычное в прошлом <соревнование в маневрировании> для реактивных истребителей третьего поколения стало вынужденным, оставаясь обязательным для штурмовиков (вертолетов), не имеющих бортовых РЛС и ракет средней дальности. <Движение огня вперед>, начиная с момента обнаружения противника и кончая его поражением, многократно сокращало общую продолжительность боя, не превышавшую 5 мин.
Время <ракетной схватки> уменьшилось, а нагрузка на летчика возросла. Число рабочих операций с органами управления (отображения и контроля), производимых в кабине самолета, не сопоставлялось с отпускаемыми на их выполнение секундами (летчику приходилось пятью пальцами оперировать девятью кнопоками на ручке управления двигателем). Тяжелая и объемная черновая физическая работа должна была совмещаться с умственной, затрачиваемой на обзор, анализ <внекабинного> пространства и принятие решений по обстановке. Зарубежные эксперты с опозданием обнаружили, что интеллектуальный труд боевого летчика никогда не измерялся и не оценивался по какому-либо критерию. Допускалось, что летчик может устать физически, например, в длительном полете с огибанием рельефа, но не умственно, хотя ему при этом постоянно приходилось перерабатывать все возрастающий объем информации. Не устанавливалось пороговых пределов, по достижении которых разум человека уже не успевал за интенсивными изменениями обстановки в воздухе.
Исследования в этом направлении показали, что по глубине и широте мышления возможности летчика еще имеют перспективы, а вот по остроте, то есть по быстрой и адекватной реакции на изменения во внешней обстановке, они практически исчерпаны. Первому элементу в системе <человек - техника>, даже натренированному, присуща природная заторможенность. Необходимость мгновенно реагировать на неожиданно возникающие ситуации связана с рефлекторными, а не с осмысливаемыми действиями. Поэтому специалисты единодушно пришли к следующему мнению: летчика надо разгрузить физически и поддержать интеллектуально. Так в ВВС США возникла объемная и насыщенная программа <Помощь летчику> (РА - Pilots Associate).
Руководство программой было возложено на авиационные лаборатории ВВС им. братьев Райт. Один из подрядчиков - фирма <Макдоннелл Дуглас> осуществляет анализ боевых задач, моделирует ситуации и проводит испытания виртуальной кабины (с объемным отображением обстановки). Цель работ - уменьшить объем физической нагрузки летчика в полете. Фирма <Тексас инструменте> занимается проектированием систем с искусственным интеллектом и реализует наиболее удачные идеи на практике.
Демонстрация и оценка потенциальных преимуществ применения бортовой экспертной системы для повышения боевой эффективности будущих пилотируемых самолетов - суть программы РА, разделенной на два этапа. Первый включает выдвижение, предварительную проработку и формулирование рабочих проблем, второй - проверку и выводы с рекомендациями по внедрению. Оценке подлежат надежность и быстродействие, распределение обязанностей между летчиком и экспертной системой, возможность совместного решения боевых задач. Получение успешных результатов на втором этапе может обеспечить помощь летчику в условиях, отличающихся от прогнозируемых, проявить способность реализовать или скорректировать формализованный замысел группового боя.
В американской военной печати отмечалось, что в ходе исследований по программе РА разрушилось бытовавшее мнение о летчике как о живом механизме передачи внешней информации к органам управления самолетом. В то же время признано, что искусственный интеллект в ближайшей преспективе не может заменить человека в области выработки творческих решений. Доступным считается <мышление> по готовым образцам или правилам, сформулированным человеком. Например, экспертная система <электронный летчик> пока способна только быстро найти лучший из известных вариантов действий и предложить его управляющему органу (летчику) в доступной для реализации форме.
Зарубежные эксперты подчеркивают, что в отличие от других исследований технического направления в этой программе впервые проектируемый авиационный комплекс рассматривается вместе с летчиком и оценивается общий вклад человека и оружия в показатели боевого применения. Летчик стал участником и объектом исследования, так как только он может определить степень воздействия на профессионала мешающих факторов, разнохарактерных угроз и возможности ответной реакции, только он способен установить <пики> умственного напряжения в боевом полете и подсказать, где в первую очередь нужна интеллектуальная поддержка. Летчики-исследователи с большим практическим опытом после продолжительной дискуссии сошлись во мнении, что наибольшее напряжение ума требуется при оценке воздушной обстановки, планировании боя (поиске оптимального варианта) и выборе целесообразных тактических приемов. Издержки мышления на этих этапах очень влияют на ход и исход современного группового боя, несмотря на достижения <умной> электроники и <быстрой> автоматики. ф
На основе анализа боевого опыта выявились три причины систематических ошибок при принятии летчиком решения о вступлении во всеракурсный бой в ходе оценки обстановки: принятие ложной обстановки за действительную, неправильное заключение по неполной информации, неоправдавшийся прогноз.
Организация ложной воздушной обстановки, вынуждающая противника на ошибочные действия, стала в локальных войнах мероприятием обычным и даже обязательным, но должная <отдача> наблюдалась только при отказе от шаблона и повторения <рассекреченных> приемов. В западной печати приводится пример, когда во Вьетнаме четыре американских истребителя имитировали в плотном строю полет одного стратегического бомбардировщика (на экранах РЛС наблюдалась крупная метка). Поднятая на перехват пара истребителей попала под воздействие численно превосходящих сил противника. На Ближнем Востоке полет боевых самолетов с вторжением в воздушное пространство имитировали беспилотные летательные аппараты. Широкое распространение получил прием <провоцирование на преследование>, когда демонстративная группа <уводила> за собой воздушного противника и подставляла его под атаку ударной группы, маскировавшейся до этого на малой высоте. Практиковалась также дезинформация по радио, создание обманной напряженности на участке ложного прорыва и т. д.
Неполнота (отсутствие) информации переводила летчика в так называемый <режим неопределенности>, когда в ходе оценки обстановки он не получал достаточно данных для принятия решения. Смыкание самолетов в плотный строй, <увод> части боевого порядка в <слепые> секторы обзора радиолокаторов, активные и пассивные помехи и, наконец, режим радиомолчания - это лишь часть типовых приемов лишения противника достоверной информации.
Прогноз для истребителя - это логическое предположение о дальнейших действиях противника после зафиксированной ситуации. Увидев на экране расположение меток целей с информацией о характеристиках их движения, летчик сначала создает мысленный образ расстановки сил противника к моменту начала сближения, а затем прогнозирует их положение на рубеже подготовки к атаке. Касаясь трудностей тактического прогноза, американский журнал <Авиэйшн уик> отмечал, что в ходе войны во Вьетнаме не удалось, в частности, предусмотреть казавшийся маловероятным вариант тесного взаимодействия дозвукового самолета МиГ-17, имевшего пушечное вооружение, со сверхзвуковым ракетоносцем МиГ-21, а также скрытный ввод в бой МиГ-17 с передовых аэродромов подскока. Когда противник изобретателен, то война полна неожиданностей.
Анализ боевого опыта и теоретические исследования позволили конструкторам определить основные блоки (оценки обстановки, планирования, тактики, контроля) экспертной бортовой системы (см. рисунок), которая призвана помочь летчику более рационально вести воздушный бой, и порядок их функционирования.
Блок оценки обстановки, получающий информацию от бортовых систем поиска и предупреждения, должен анализировать внешние факторы, оказывающие влияние на выполнение поставленной боевой задачи. Главный из них - противник, сопутствующие - место базирования и удаление рубежей ввода в бой, взаимодействующие силы, условия ведения боевых действий (местность, погода, время суток).
Блок планирования выполнения боевой задачи обеспечивает быструю адаптацию плана боя, который вводится в него перед полетом, к конкретным условиям, предлагает целесообразную организацию истребителей (боевой порядок и функции), а также очередность ввода сил.
Блок выбора тактики действий позволяет выбрать наиболее целесообразный в создавшейся обстановке прием (способ ведения боя), производит перераспределение задач в группе, назначает виды оружия и корректирует логику боя, учитывая положение противника, расположение областей возможных атак и энергетические показатели истребителя.
Блок контроля оценивает состояние всех систем самолета, предлагает варианты действий при повреждениях, рекомендует летчику правильную реакцию на особые случаи в полете, связанные с отказом техники.
Исследования показали,что создание машины, наделенной <мышлением>, - дело далекого будущего. Пока в практику работы с экспертными бортовыми системами внедряются две модели: простая (жесткая) и логическая.
Простая экспертная модель типа <и/или> (условно относится к оперативному уровню) предлагает летчику альтернативу, то есть выбор одного из двух вариантов тактики: наступление или оборона, вида боя: дальний или ближний, маневра: снижение или набор высоты и т. д. Решение (рекомендация) полностью зависит от полноты, достоверности и своевременности данных о противнике.

Логическая модель типа <если... то> предлагает <продолжение ситуации>. Например, если экспертная система определила тип цели - ударная группа (бомбардировщики) с эскортом (истребители), то продолжение (на практике - рекомендация) следует в классическом варианте: отсечение эскорта, прорыв и атака бомбардировщиков. В соответствии с логикой этой модели ранний, своевременный или запоздалый выход перехватчика к рубежу ввода в бой влечет за собой соответственно такой прием, как <обходной маневр>, <фланговый удар> или <лобовая атака>.
Структурная схема экспертной бортовой системы, разработанной по программе <Помощь летчику>: 1 - устройство ввода данных для планирования (содержание задачи, последовательность ее выполнения, цели и средства противодействия противника, информация для летчика, метеоусловия, разведывательные данные); 2 - информационные датчики (РЛС, средства радиотехнической разведки и связи, оптико-электронное оборудование); 3 - информация от датчиков; 4 - устройство сбора данных от датчиков; 5 - данные о средствах противодействия противника; 6 - блок оценки обстановки; 7 - блок планирования выполнения боевой задачи; 8 - интерфейс <летчик - ЛА>; 9 - устройство отображения информации для летчика; 10 - бортовые датчики (приборы контроля работы двигателя, устройства управления самолетом, управления боевой нагрузкой); 11 - блок контроля; 12 - устройство определения аварийной ситуации; 13 - блок выбора тактики действий; 14 - устройства, на которые воздействуют экспертные системы (управления самолетом и вооружением, РЭП, управления двигателем и оружием)
Зарубежные специалисты отмечают, что <логика> машины по содержанию ничем не отличается от логики человека. Но опытному летчику она помогает быстродействием, а малоопытному тем, что извлекает из богатой памяти типовое решение по схожей ситуации, которое и рекомендует ему. Взаимодействие человека и машины происходит следующим образом: опытный летчик вместе с программистом заранее закладывают в память экспертной системы все известные (возможные) ситуации и варианты их разрешения. Сама система ничего не <выдумывает>. Как записано в программе РА, ее предназначение - обеспечить выбор правильного решения из наиболее вероятных вариантов, при этом право принятия его остается за летчиком.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz