ЗВО - 09'1997

ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ИНДИИ

Полковник А.ВАСЬКОВСКИЙ

Окончание «холодной войны» сделало борьбу за региональное лидерство одним из основополагающих факторов современной военно-политической ситуации в мире. Наиболее остро эта борьба протекает там, где столкновение политических интересов сторон дополняется противоречиями экономического и территориального характера, для разрешения которых не исключается применение и военной силы. Именно такая ситуация сложилась в настоящее время в Южной Азии, что связано с длительной конфронтацией между Индией и Пакистаном.
Исходя из этого, индийское военно-политическое руководство уделяет значительное внимание укреплению национальных вооруженных сил, а также созданию военно-промышленного потенциала, способного в максимальной степени удовлетворять их потребности в современном вооружении и военной технике (В и ВТ). Поскольку производство сложной военной продукции требует использования передовых технологий, часть из которых может найти и гражданское применение, индийские специалисты считают, что ускоренное развитие оборонного комплекса будет объективно способствовать общему подъему промышленности и экономики страны в целом. Принимается во внимание и тот факт, что обретение самостоятельности в вопросах технического оснащения вооруженных сил послужит укреплению национального суверенитета и повышению влияния Индии в международных делах.
Достижение указанных целей, однако, связано с необходимостью преодоления ряда достаточно сложных проблем. В первую очередь это относится к сфере материально-финансового обеспечения оборонных потребностей. Проводимая с конца 80-х годов реформа индийской экономики, направленная на развитие рыночных отношений и борьбу с технической отсталостью, требует от правительства максимальной концентрации имеющихся ресурсов, в том числе за счет жесткого ограничения любых непроизводительных затрат, включая расходы на оборону. По этой причине доля военного бюджета Индии в валовом национальном продукте (ВНП) снизилась с 3,6 проц. в 1986/87 финансовом году до 2,3 проц. в 1996/97-м.
В условиях хронического недофинансирования руководство министерства обороны также вынуждено проводить режим жесткой экономии, в первую очередь путем сокращения заказов на новые В и ВТ. Так, если до 1989 года эти заказы размещались на четырехлетний период, что обеспечивало плановую ритмичную работу предприятий, то в настоящее время - только на очередной финансовый год (исходя из реальных возможностей заказчика). По этой причине загрузка производственных мощностей ряда отраслей оборонного комплекса снизилась до 40 - 60 проц. Пришедшее к власти в 1996 году новое коалиционное правительство принимает определенные меры для исправления создавшегося положения и увеличения объема ассигнований на военные цели (по бюджету 1997/98 финансового года почти на 1,8 млрд долларов), однако судить о кардинальном улучшении ситуации в данном вопросе пока преждевременно.
Не менее сложной задачей является преодоление существенного отставания Индии от передового уровня в области военных технологий. Основу боевой мощи армии по-прежнему составляют В и ВТ импортного производства. На ее долю приходится 70 проц. общего парка самолетов транспортной авиации и вертолетов, половина танков, БМП и ЗРК, 60 проц. артиллерийских систем, почти 100 проц. эсминцев, малых ракетных кораблей (корветов) и ракетных катеров, 90 проц. подводных лодок и 40 проц. фрегатов.
Несмотря на то что в стране удалось освоить лицензионное производство практически всех видов В и ВТ, переход к следующему уровню технического развития, предполагающему разработку и серийный выпуск собственных современных образцов, происходит с трудом. Так, в начале 80-х годов управление оборонных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ министерства обороны (DRDO - Defence Research and Development Organization) составило перспективный план деятельности по созданию новых образцов В и ВТ, включавший 989 различных проектов. Однако после произведенной в 1989 году тщательной проверки были закрыты 618 проектов, признанных не соответствующими реальным возможностям и первоочередным потребностям. С 1974 года индийские специалисты работают над созданием основного боевого танка «Арджун» (на эти цели уже израсходовано 2,8 млрд рупий вместо первоначально планировавшихся 155 млн). Начало его серийного производства ожидается в 1997 году. Значительный перерасход денежных средств и затягивание сроков реализации характерны и для таких ключевых проектов, как разработка ракетного оружия - 7,8 млрд рупий вместо 3,9 млрд и легкого истребителя LCA (Light Combat Aircraft)- 21,9 млрд вместо 5,6 млрд.
Для достижения прорыва в создании современных отечественных оборонных технологий руководство DRDO видит два основных пути - постепенное увеличение ассигнований на военные НИОКР и концентрация усилий на наиболее важных и перспективных исследованиях. Предлагается, в частности, увеличить долю расходов на НИОКР в военном бюджете с 5 проц. в настоящее время до 10 проц. к 2000 году и до 15 - 20 проц. в 2005-м. Определен также круг конкретных задач военной науки на ближайшую перспективу, включающих создание условий для полного самообеспечения запасными частями к импортной и лицензионной технике, продление сроков эксплуатации основных видов В и ВТ, активизацию разработок в ракетостроении, проектировании и производстве радиолокационной аппаратуры, лазеров, средств оптико-волоконной связи и новых материалов (в том числе с использованием технологии «стелт»).
Индийские экономисты обоснованно ставят вопрос о необходимости реформирования деятельности национального военно-промышленного комплекса (ВПК) в соответствии со сложившейся в стране ситуацией. Из общего числа предлагаемых для этого мер можно выделить две основные - обеспечение рентабельности оборонных предприятий и вовлечение в сферу военного производства частного сектора. Первую из этих задач предполагается решать за счет развития производства конкурентоспособной гражданской продукции. Так, в соответствии с правительственным постановлением оборонным предприятиям Индии разрешается использовать для этих целей до 50 проц. имеющихся производственных мощностей. За период с 1990 по 1994 год производство гражданской продукции на предприятиях, выпускающих В и ВТ для сухопутных войск, увеличилось почти в 7 раз, а его стоимость составила 130 млн долларов.
С целью расширения сотрудничества с частным сектором министерство обороны установило тесный контакт с конфедерацией индийских промышленников, объединяющей наиболее крупных предпринимателей. Для стимулирования их заинтересованности определен ряд финансовых льгот, включая государственное кредитование, освобождение от налогов и предоставление гарантированных заказов. Вместе с тем производство основных систем оружия предполагается по-прежнему оставить в ведении государственного сектора.
В целом к настоящему времени Индия располагает одним из наиболее мощных и динамично развивающихся ВПК среди стран «третьего мира». В 1995/96 финансовом году было произведено продукции на общую сумму около 2 млрд долларов, в том числе чисто военного назначения - на 1,4 млрд.
В соответствии с принятой в Индии классификацией все оборонные предприятия подразделяются на две категории: военные заводы и государственные корпорации. К первой относятся предприятия с высокой (более 80 проц.) долей военной продукции в общем валовом производстве. Они специализируются в основном на выпуске вооружения и военного имущества для сухопутных войск (им поставляется до 90 проц. товаров и услуг оборонного назначения). Всего имеется 39 таких заводов, на которых занято 186 тыс. человек. По специфике производства они условно подразделяются на пять основных групп: боеприпасы и взрывчатые вещества; артиллерийско-стрелковое вооружение, транспортные средства и оборудование; материалы и комплектующие; бронетанковая техника; военное имущество. В 1995/96 финансовом году эти предприятия произвели продукцию на 670 млн долларов, в том числе оборонного назначения - на 545 млн.
Государственные корпорации заняты преимущественно обеспечением потребностей ВВС и ВМС, имеющих большую концентрацию техники. Они представляют собой крупные производственные объединения замкнутого цикла по выпуску всей необходимой номенклатуры: от сырья и полуфабрикатов до полностью готовых изделий. Товары и услуги гражданского назначения могут достигать половины и даже более валового производства. Всего имеется восемь таких корпораций (их основные характеристики представлены в таблице): «Хиндустан аэронотикс лимитед» (HAL), «Бхарат эотмувиз лими-тед» (BEL), «Бхарат эрсмуверс лимитед» (BEML), «Мэзэгон док лимитед» (MDL), «Гар-ден рич шипбилдинг энд энджиниринг лимитед» (GRSEL), «Гоа шипъярд лимитед» (GSL), «Бхарат дайнэмикс лимитед» (BDL), «Мишра Дхату нагам» (MDN).

Основные показатели по индийским государственным корпорациям в 1995/96 финансовом году

Высшим руководящим органом индийского ВПК является управление военного производства и поставок министерства обороны - Defence Production and Supplies. Его возглавляет начальник в ранге секретаря министерства, что примерно соответствует уровню заместителя министра. У него имеется пять заместителей: по экспорту, по делам корпорации HAL, по кораблестроению, по военным заводам, по военным поставкам. Им подчинены все корпорации, совет директоров военных заводов и ряд вспомогательных директоратов — экспорта, международного сотрудничества, организации выставок, планирования и координации, технического развития и производства (ВВС), безопасности, контроля за качеством продукции, стандартизации.

Организационная структура управления военного производства и поставок министерства обороны Индии

Однако в международной практике в гораздо большей степени распространен не организационный, а так называемый «товарный» подход к классификации оборонных предприятий, предусматривающий их объединение по принципу однотипности производимой продукции. В соответствии с таким подходом в составе индийского ВПК могут быть выделены следующие отрасли.
Атомная промышленность начала развиваться с 1974 года, когда Индия провела испытание ядерного взрывного устройства, однако после этого руководство страны добровольно приняло на себя обязательство не разрабатывать и не производить ядерное оружие, поэтому военных ядерных объектов, в том числе и промышленных, в Индии нет. Существующие предприятия по переработке отходов атомных электростанций, научно-исследовательские центры и лаборатории, по утверждению официальных лиц, занимаются чисто гражданскими проектами. Вместе с тем они не отрицают наличия в стране определенных технических возможностей по налаживанию производства ядерного оружия в достаточно короткие сроки в случае возникновения такой необходимости. По оценкам западных экспертов, эти возможности составляют пять - десять боеприпасов в год. Индия отказывается от подписания Договора о нераспространении ядерного оружия, считая его дискриминационным, и намерена сохранять статус «потенциальной ядерной державы», рассматривая его в качестве важного сдерживающего фактора против возможных агрессивных устремлений со стороны Пакистана и Китая.
Ракетная промышленность является самой молодой и перспективной отраслью ВПК. Производством ракетной техники занимаются в основном предприятия государственной корпорации BDL, образованной в 1970 году. На ее заводах с 1985 года по лицензиям выпускаются французские ПТУР «Милан». Кроме того, производятся 122-мм НУР для РСЗО БМ-21. Гражданские мощности отрасли заняты выполнением различных заказов для организации космических исследований.
Корпорация BDL официально избрана также в качестве головного производителя разрабатываемых в рамках DRDO перспективных систем ракетного оружия, включая оперативно-тактическую ракету «Притхви» (см. цветную вклейку), ЗРК средней дальности «Акаш» и малой дальности «Тришул», ПТРК «Наг». Ведущиеся в Индии НИОКР в области создания баллистической ракеты средней дальности «Агни» (1500 - 2500 км), учитывая резко негативное отношение к этому со стороны ряда сопредельных государств и США, объявлены «чисто технологическим проектом», а ее серийное производство пока не планируется. Как и в случае с ядерным оружием, индийские специалисты считают, что на данном этапе достаточно ограничиться лишь демонстрацией имеющихся потенциальных возможностей. Следует, однако, отметить, что сдержанность правительства страны объясняется не только его доброй волей, но и опасением неизбежных экономических санкций и других негативных последствий как на региональном, так и на глобальном уровне.
Авиационная промышленность, являясь одной из наиболее развитых отраслей военного производства Индии, накопила достаточный опыт по лицензионной сборке самолетов боевой и военно-транспортной авиации, вертолетов, авиадвигателей и различного бортового оборудования, однако разработка, конструирование и выпуск собственных летательных аппаратов современных типов пока не налажены.
Производство авиационной техники сосредоточено на предприятиях государственной корпорации HAL, созданной в 1964 году путем слияния двух ранее самостоятельных национальных компаний: «Хиндустан эркрафт» и «Аэронотикс Индия». В ее состав входят 12 производственно-научных подразделений - три авиасборочных, одно вертолето-сборочное, одно авиаремонтное, одно металлургическое, два по производству авиационных двигателей, три по выпуску авиационного оборудования, а также объединенное конструкторское бюро. Из них шесть расположены в г. Бангалор, а остальные - в городах Насик, Корапут, Хайдарабад, Канпур, Лакнау, Корва. Общее число персонала составляет около 30 тыс. человек.
На авиасборочном заводе в г. Бангалор при техническом содействии британских и французских фирм ведется сборка истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» (детали и узлы поставляются из Великобритании), а также налажено производство учебно-тренировочных самолетов «Киран» и «Аджит» национальной разработки. Предприятие в г. Канпур с 1986 года по лицензии германской фирмы «Дорнье» осуществляет серийный выпуск легких транспортных самолетов Do-228, поставляемых регулярным вооруженным силам и силам береговой охраны (используются для морского патрулирования).
На заводе в г. Бангалор по французским лицензиям выпускаются вертолеты «Четак» (SA-316B «Алуэтт-3») и «Читах» (SA-315B «Лама»). Предприятие в г. Корапут занято изготовлением авиационных двигателей R-29B для самолетов МиГ-27, в г. Бангалор - турбовинтовых двигателей для Do-228 и некоторых других типов самолетов (по английским лицензиям). Остальные предприятия HAL выпускают авиационное, радиоэлектронное и вспомогательное оборудование.
Всего за время существования корпорации изготовлено более 3000 летательных аппаратов различных типов военного и гражданского назначения, из них около 850 - национальной разработки. С 1982 года ведутся исследования по проекту создания легкого истребителя (LCA), предназначенного для замены МиГ-21, составляющих основу летного парка индийских ВВС. Реализация проекта затягивается по причинам как технического, так и финансового характера. В частности, перед разработчиками поставлена задача снижения стоимости одного самолета с 22 до 17 млн долларов. Для ее решения требуется заменить ряд узлов и деталей, которые ранее предполагалось импортировать из западных стран, более дешевыми - азиатского производства. Соответствующие предложения уже получены от авиастроительных фирм Китая, Малайзии, Сингапура, Индонезии и Республики Корея. В общей сложности планируется произвести 200 — 300 самолетов этого типа.
Продолжается программа разработки нового индийского легкого многоцелевого вертолета (ALH), в создании которого принимают участие иностранные компании (американские, французские и германские). Он будет выпускаться в различных вариантах: разведывательный, противолодочный, огневой поддержки, транспортный. Первые опытные образцы уже проходят испытания, а серийное производство может начаться приблизительно в 2000 году. Всего намечается выпустить до 300 машин, из которых около 100 для индийских вооруженных сил, а остальные на экспорт.
Корпорация HAL совместно с национальной лабораторией аэронавтики в г. Бангалор с 1985 года создает самолетную систему дальнего радиолокационного обнаружения типа AWACS (выделено 110 млн долларов). Завершить проект первоначально планировалось в 1993 году, однако по различным причинам эти сроки не выдерживаются.
Бронетанковая промышленность Индии является достаточно развитой. Ее основу составляют три сборочных предприятия и одно агрегатное, которые осуществляют главным образом лицензионное производство танков, боевых бронированных машин, ремонтно-эвакуационной, инженерной и другой техники. Так, на заводе в районе г. Авади налажен серийный выпуск танков Т-72М1 (индийское название «Аджея»), а на новом заводе в г. Медак производятся БМП «Саратх». Кроме того, с помощью японских специалистов осваивается выпуск дизельных двигателей для бронетанковой техники.

Танк Т-72М1 («Аджея») индийского производства

Как отмечается в военной печати, недавно были завершены работы по созданию танка «Арджун» и принято решение о его производстве. Наибольшие трудности были связаны с созданием двигательной установки, ходовой части и системы управления огнем, в связи с чем индийские специалисты решили использовать двигатели иностранного производства.
Артиллерийско-стрелковая промышленность представлена восемью предприятиями (все относятся к категории военных заводов), на которых налажено производство 105-мм полевых и горных пушек и гаубиц, 105- и 125-мм танковых пушек, минометов различных калибров, а также 40-мм зенитных пушек L-70 (по шведской лицензии). Одной из главных задач отрасли считается разработка и выпуск 155-мм самоходных гаубиц. При этом на первоначальном этапе готовые орудийные башни САУ планируется приобретать за рубежом и монтировать на шасси танка Т-72М1, а затем постепенно перейти к полному производству на национальных предприятиях.
Выпускаются следующие виды стрелкового оружия: 7,62-мм автоматические винтовки «Ишапур» (F-N) и 7,62-мм пулеметы MAG (по бельгийской лицензии), 9-мм пистолеты-пулеметы «Стэн» Mk3, 12,7-мм пулеметы «Браунинг» (по английской). В настоящее время разворачивается серийное производство созданных в 80-х годах систем оружия калибра 5,56 мм, которые уже начали поступать в войска.
Кораблестроительная промышленность включает корпорации «Мэзэгон док лимитед» (г. Бомбей), «Гарден рич шипбилдинг энд энджиниринг лимитед» (г. Калькутта) и «Гoa шипъярд лимитед» (союзная территория Гоа), на предприятиях которых занято около 26 тыс. человек. Безусловным лидером отрасли является MDL (образована в 1960 году), располагающая мощностями для постройки надводных боевых кораблей основных классов и подводных лодок водоизмещением до 6000 т, а также гражданских судов дедвейтом до 27 000 т. Корпорация освоила строительство фрегатов типа «Годавари», малых ракетных кораблей типа «Кхукри» и больших сторожевых кораблей типа «Викрам» индийской разработки, а также подводных лодок проекта 1500 (по германской лицензии).
Корпорация GRSEL (старейшая в Индии - образована в 1884 году, перешла в государственную собственность в 1960-м) строит и ремонтирует боевые корабли и вспомогательные суда для ВМС, а также изготавливает разборные мосты для инженерных частей, судовые машины, механизмы и другое оборудование. В ее состав входят шесть разнопрофильных предприятий в районе г. Калькутта и один завод двигательных установок в г. Ранчи. Основным текущим производственным проектом считается выполнение заказа на постройку фрегатов УРО типа «Брахмапутра».
Корпорация GSL (образована в 1957 году на территории бывшей португальской колонии Гоа) располагает производственными мощностями, позволяющими осуществлять строительство и ремонт кораблей и судов водоизмещением до 3500 т. Специализируется на постройке главным образом малых патрульных катеров, малых десантных кораблей и катеров, спасательных судов, буксиров, имеющих водоизмещение до 500 т. Однако в последние годы ведутся работы по расширению номенклатуры выпускаемой продукции и строительству кораблей, в частности больших сторожевых типа «Самар» (для сил береговой охраны). С 1990 года по южнокорейской лицензии строятся сторожевые катера типа «Суканья».
Промышленность по производству боеприпасов включает девять предприятий различного профиля, которые практически полностью обеспечивают потребности национальных вооруженных сил: выпускаются 125- и 105-мм танковые снаряды, 130-, 106-, 105- и 75-мм артиллерийские снаряды, 122-мм НУР для РСЗО типа БМ-21, зенитные снаряды, мины, авиационные бомбы, патроны для стрелкового оружия всех калибров, различные виды порохов и взрывчатых веществ, включая твердое ракетное топливо для ракетных двигателей.
В конце 1993 года объявлено о планах строительства в г. Болангир крупнейшего в Азии завода по производству боеприпасов, годовые мощности которого должны составить до 200 тыс. 155-мм и 150 тыс. 125-мм снарядов. Кроме того, там же будут выпускаться 30-мм боеприпасы для БМП. В научно-исследовательских подразделениях отрасли ведутся работы по созданию новых образцов, в том числе авиационных кассетных бомб и боеприпасов объемного взрыва.
Радиоэлектронная промышленность Индии начала развиваться сравнительно недавно и еще не завершила этап становления. Ее основу составляют девять предприятий государственной корпорации BEL (образована в 1954 году). К данной отрасли относятся также два завода корпорации HAL, где выпускаются радиостанции, РЛС, навигационная, радиоэлектронная и другая аппаратура для самолетов и кораблей, гидроакустические станции, стабилизаторы танковых орудий, приборы ночного видения, лазерная и телевизионная техника.
Производственные возможности этой отрасли пока весьма ограниченны, что вынуждает министерство обороны Индии прибегать к закупкам крупных партий современного радиоэлектронного оборудования за рубежом. В связи с этим принимаются активные меры по увеличению объемов и расширению номенклатуры выпускаемой в стране радиоэлектронной продукции как военного, так и двойного назначения. Для решения этих задач индийское руководство намерено в максимальной степени использовать частный сектор.
По оценке индийских специалистов, военная промышленность страны обеспечивает потребности национальных вооруженных сил примерно на 60 - 65 проц. Разработанная министерством обороны перспективная десятилетняя программа развития военных отраслей предусматривает повышение уровня самообеспечения в производстве В и ВТ к 2005 году до 80 - 85 проц. В случае успеха это принесет Индии большую экономию валютно-финансовых средств, поскольку потребности в современном вооружении, которое пока не производится в местных условиях, оцениваются западными экспертами примерно в 10 млрд. долларов. Достижение данной цели, однако, во многом будет зависеть от способности правительства повысить эффективность проводимых широкомасштабных экономических преобразований и обеспечить стабильность социально-политической ситуации в стране.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz