"Зарубежное военное обозрение" - 0'1997

РАЗВИТИЕ БОЕВЫХ КАТЕРОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Старший лейтенант Ю.Иванов

В условиях меняющейся международной обстановки роль ВМС, по мнению зарубежных специалистов, существенно возрастает. В силу ряда причин некоторые государства не могут иметь в составе своих ВМС боевые корабли большого водоизмещения, поэтому военно-политическое руководство этих государств рассматривает боевые катера в качестве средств, способных в достаточной степени обеспечить защиту их интересов на море. В соответствии с принятой классификацией к боевым катерам относятся различные по конструкции, составу вооружения и дальности плавания ракетные, торпедные и сторожевые малые боевые корабли полным водоизмещением до 500 т.
На катера возлагаются задачи ведения боевых действий в прибрежных и стесненных для плавания районах. Это предопределило интерес к ним в ВМС ряда членов НАТО (ФРГ, Норвегии, Дании, Греции, Турции), а также Швеции, Израиля, Малайзии, Китая и других стран как к средству, которое в условиях шхер, фьордов и на мелководье может заменить корабли основных классов, высвободив их для решения более важных задач. В тех же странах, где ВМС располагают большим количеством боевых катеров, они рассматриваются как сила, способная в определенной степени скомпенсировать отсутствие кораблей большого водоизмещения и с достаточной эффективностью при приемлемом уровне затрат обеспечить обороноспособность на море.
Несмотря на имеющиеся различия, катера каждого подкласса имеют много общего по тактико-техническим характеристикам, составу и типу вооружения и энергетических установок. Это объясняется тем, что их проектированием и строительством занимается небольшое количество фирм развитых капиталистических стран, накопивших в этой области богатый опыт. Среди них наибольший удельный вес имеют судостроительные компании «Констрюксьон меканик де Норманди» (Франция), «Фуссен» (Германия), «Воспер Торникрофт» и «Брук марин» (Великобритания), «Петерсон» (США), «Басан» (Испания), «Бергене меканиске веркстедер» (Норвегия), «Израэль эркрафт индастриз» (Израиль), «Кореа такома марин» (Республика Корея). За последние два десятилетия на них приходится около 40 проц. общего количества ракетных катеров и 30 проц. сторожевых. Кроме того, все больше распространяется тенденция строительства боевых катеров непосредственно в развивающихся странах по лицензиям и при технической помощи этих компаний (поставка комплектующего оборудования, запасных частей, материалов, налаживание производства, обучение персонала верфей).
Боевые катера занимают одно из важных мест в зарубежных кораблестроительных программах. В 1995 году в составе флотов более 70 стран насчитывалось свыше 580 ракетных, 1 060 сторожевых и около 120 торпедных катеров. За 20 последних лет построено около 90 проц. общего количества ракетных и до 70 проц. сторожевых катеров, а за 10 лет - соответственно 20 и 30. Строительство торпедных катеров практически полностью прекращено, и в строю находится почти 80 проц. их общей численности со сроком службы более 20 лет, из них до 65 проц. приходится на страны, политически ориентировавшиеся в свое время на бывший Советский Союз и КНР. За рубежом в начале 70-х годов была развернута широкая программа строительства ракетных и сторожевых катеров второго послевоенного поколения, заменивших боевые катера более ранней постройки.
Отсутствие в кораблестроительных программах торпедных катеров объясняется тем, что их задачи могут решать ракетные, но с гораздо большей эффективностью, поскольку их вооружение во многих случаях достигло уровня, сопоставимого с вооружением корветов и даже фрегатов ранней постройки. Так, ракетные катера ВМС Израиля типа «Саар-4.5» оснащены ПКР «Гарпун» и «Габриэль», ЗУР «Барак» (в УВП), 76-мм артиллерийской установкой, малокалиберным зенитным артиллерийским комплексом «Фаланкс», АУ «Эрликон» и 12,7-мм пулеметами. Кроме того, на модернизированном варианте катера этого проекта установлен ангар с системами обеспечения и взлетно-посадочной площадкой для вертолета «Дофин» SA.366G, который предназначен для наблюдения за обстановкой и выдачи комплексного целеуказания.
В иностранной военной печати опубликованы данные о том, что сторожевые и торпедные катера выводились из состава флотов в среднем через 19 — 21 год, а ракетные катера — через 14 лет. В то же время анализ кораблестроительных программ и высказываний руководства ВМС зарубежных стран позволяет сделать вывод, что срок нахождения в строю ракетных катеров в развитых государствах составит около 20 лет, а в развивающихся и малых — до 25. То же самое характерно и для сторожевых катеров, средний возраст которых в настоящее время насчитывает 17 лет. Увеличение срока службы можно объяснить, с одной стороны, повышением качества строительства и увеличением его стоимости, а с другой - модернизационными работами, которые проводятся через 12—14 лет (прежде всего производится замена систем вооружения и управления огнем, радиоэлектронных средств, ГЭУ). Зарубежные специалисты, учитывая средний возраст находящихся в строю боевых катеров и время их постройки, полагают, что в начале следующего десятилетия произойдет замена ракетных и сторожевых катеров и начнется реализация программы строительства боевых катеров третьего поколения.
Ракетные катера в большинстве случаев строятся сериями: в среднем по три — шесть единиц, в редких случаях — до десяти. Только в таких странах, как Германия, Норвегия и Швеция, эта цифра достигает 15 — 20. Количество сторожевых катеров в серии составляет 10 — 20 единиц, а в отдельных случаях (в КНДР и Республике Корея) доходит до 30 — 80. Независимо от количества боевых катеров в серии продолжительность их постройки в большинстве случаев не превышает три-четыре года.
Основное внимание при разработке новых проектов катеров уделяется совершенствованию их характеристик и усилению вооружения. Улучшение мореходных качеств достигается отказом от принятой ранее практики использования быстроходных глиссирующих форм корпуса, позволяющих развивать высокую скорость на тихой воде. Предпочтение будет отдаваться широкоскулому корпусу, часто с большим развалом шпангоутов в носовой части и широкой транцевой кормой, чтобы обеспечить скорость хода до 24 уз при волнении моря до 4 баллов. Новые обводы обеспечивают меньшие вертикальные ускорения и ударные нагрузки, что благоприятно сказывается на использовании оружия и снижает утомляемость личного состава. Улучшение архитектуры корпуса приведет к изменению средних значений коэффициента полноты водоизмещения и относительной длины, которые составят соответственно 0,35 — 0,45 и 6 — 7,5. В качестве материала для корпуса будет использоваться как сталь, так и многослойные композитные конструкции, а также легкие сплавы на основе алюминия и титана.
Новые катера строятся с учетом возможности ведения боевых действий в условиях применения оружия массового поражения, в связи с чем необходимо предусматривать, в частности, герметизацию корпусов, наличие систем кондиционирования воздуха и постановки водяной завесы. Указанные требования в сочетании с более высоким уровнем вооруженности неизбежно приведут к увеличению водоизмещения до 500 т, возрастет и дальность плавания - не менее 1600 - 2500 миль при скорости хода до 12 уз. В итоге энерговооруженность составит 30 — 40 кВт/т. Учитывая важность увеличения автономности плавания, которая возрастет до 5 — 7 сут, повышаются требования к АСБУ, объединяющим системы вооружения и освещения обстановки. Среди них наибольшее распространение получат АСБУ AGIS (фирма AEG, Германия), CAAIS («Ферранти», Великобритания) и IPN 10 («Селениа», Италия). Боевые катера будут оснащены современными системами РЭБ, включающими станции РТР и активных помех, а также пусковые установки противорадиолокационных помех и ИК ловушек.
В области производства систем вооружения для боевых катеров, как и при их постройке, наблюдается высокий уровень монополизма. Основой боевой мощи ракетных катеров являются противокорабельные ракеты: подавляющая их часть оснащена ПКР типов «Экзосет» ММ-38 (фирма «Аэроспасьяль», Франция) и «Гарпун» («Макдоннелл Дуглас», США), меньшая — «Габриэль» («Израэль эркрафт индастриз», Израиль) и «Пингвин» («Конгсберг вапенфабрикк», Норвегия). Имеющиеся на вооружении ракетных катеров ВМС ЮАР и Тайваня ПКР «Скорпион» и «Сюнфэн», по существу, являются лицензионными и нелицензионными вариантами ПКР «Габриэль». Количество ПКР в пусковых установках варьируется от одной до четырех, а всего на катере их бывает от двух до восьми. Чаще всего используются следующие варианты ПУ: для ракет «Экзосет» — две спаренные, для «Гарпун» — две спаренные (счетверенные), для «Пингвин» — шесть одинарных (рис. 2). Лишь на некоторых катерах ВМС Израиля одновременно установлены четыре — восемь ПУ для ПКР «Гарпун» и такое же количество для «Габриэль». Боекомплект ракет и торпед, видимо, будет таким же, как и на кораблях других классов (с учетом хранящихся на складах), то есть тройным.
Аналогичная картина складывается в производстве артиллерийского вооружения, преобладающим видом которого являются зенитные автоматические установки малых калибров (20 — 57 мм), где господствующее положение занимают фирмы «Эрликон» (Швейцария) и «Бофорс» (Швеция). Оснащение катеров универсальными 76-мм артустановками монополизировано итальянской фирмой «ОТО Мелара» (боекомплект на катерах достигает 300 выстрелов). Торпедное вооружение специально для боевых катеров не разрабатывается. На многих шведских ракетных катерах, а также на некоторых датских (рис. 3), греческих и норвежских оно представлено телеуправляемыми по проводам 533-мм торпедами для стрельбы по надводным целям: «Сил» и SST-4 (ФРГ), а также типа 61 (Швеция).
Большая часть катеров оснащается дизельными энергетическими установками, в которых наиболее широко применяются дизели немецкой фирмы MTU (моторесурс 10 000 — 11 000 ч, время эксплуатации 10—15 лет, что соответствует времени постановки катера на модернизацию). Таким образом, двигатели сторожевых катеров заменяются не чаще одного раза за время нахождения их в строю, а моторесурса двигателей ракетных катеров, которые эксплуатируются менее интенсивно, может хватить на весь срок службы.
Решить проблему существенного увеличения скорости хода зарубежные специалисты пытались за счет строительства катеров с динамическими принципами поддержания (на воздушной подушке и подводных крыльях), которые, несмотря на многолетние исследования, так и не заняли заметного места в зарубежных ВМС. По мнению специалистов, это связано с существенным увеличением стоимости постройки (по сравнению с катерами водоизмещающего типа), большей сложностью эксплуатации, повышенными требованиями к квалификации личного состава и степенью технического риска. Поэтому в настоящее время в составе иностранных флотов имеется всего 15 катеров на подводных крыльях (по шесть в ВМС США и Италии, рис. 4, и три в Японии). Из поставленных в первой половине 70-х годов Великобританией Ирану 13 катеров на воздушной подушке десять находятся в эксплуатации и изредка используются в транспортных целях.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz