ЗВО - 06'1997

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВМС ФРАНЦИИ

Старший лейтенант А. Стасов

Военно-морские силы Франции, состоящие из флота, авиации ВМС и морской пехоты, предназначены для ведения полномасштабных боевых действий практически на всех океанских и морских ТВД как самостоятельно, так и в составе национальных вооруженных сил, а также во взаимодействии с объединенными ВМС НАТО. Их значение в современных условиях определяется большой площадью (более 11 млн км2) территориальных вод и экономических зон, требующих охраны, протяженностью морских коммуникаций, обеспечивающих до 70 проц. торговых перевозок страны, высокой эффективностью применения морской мощи для урегулирования кризисов и конфликтов в различных районах мира, более высокой степенью интеграции в структуры НАТО по сравнению с национальными сухопутными войсками и ВВС.

ВМС призваны играть весомую роль в проведении внешнеполитического курса Франции, который направлен на достижение лидирующего положения в Западной Европе и сохранение твердых позиций в международных отношениях. По взглядам военно-политического руководства, только они, обладая универсальностью, высокой мобильностью, автономностью и боевой устойчивостью, в полной мере отвечают требованиям защиты национальных интересов во всех <трех зонах безопасности> - собственная территория, территория союзников в Западной Европе и Средиземноморье, заморские владения и страны, с которыми имеются военные соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи.

Основными традиционными задачами ВМС Франции являются: участие в нанесении ракетно-ядерных ударов по важным административным, военно-политическим и экономическим объектам противника (в рамках стратегии <ядерного сдерживания>); оборона метрополии и заморских территорий с морских направлений; защита морских коммуникаций в Средиземном море, на подходах к проливу Ла-Манш и в Бискайском заливе; ведение боевых действий по урегулированию кризисов и конфликтов различной интенсивности самостоятельно или совместно с объединенными ВМС НАТО. В свете осуществляемой военной реформы в число приоритетных выдвигается также задача своевременной стратегической переброски сил и средств. Вместе с тем стратегия <ядерного сдерживания> как элемент национальной военной доктрины поддерживается на уровне необходимой достаточности с дополнением ее концепциями <активного действия> и <предупреждения военных конфликтов>, ориентирующимися на угрозы низкого уровня.

Общее руководство военно-морскими силами осуществляет министр обороны, а непосредственное - начальник штаба ВМС (командующий), административно подчиненный начальнику штаба вооруженных сил. При министерстве обороны имеется высший совет ВМС, который является консультативным органом по вопросам строительства и боевого использования морской авиации и сил флота, назначения на высшие должности и присвоения адмиральских званий. Штаб ВМС в качестве органа оперативного управления занимается разработкой планов ведения войны на море и перспективных программ развития ВМС, организацией оперативной и боевой подготовки, а также тылового обеспечения частей и кораблей, участвует в подготовке проекта бюджета.

В военно-морских силах Франции существуют две формы организации: административная и оперативная. Административно побережье страны разделено на два военно-морских округа - Атлантический, в состав которого входит также Шербурский военно-морской район, и Средиземноморский. По оперативной организации ВМС включают одно стратегическое морское командование и четыре оперативных: на Атлантике, в Средиземном море, в зонах Индийского и Тихого океанов. При этом командующие ВМС на Атлантике и Средиземном море являются одновременно и командующими военно-морскими округами.

Организационная структура ВМС Франции
Организационная структура ВМС Франции

Несмотря на выход в 1966 году из военной организации НАТО, Франция продолжает тесно сотрудничать с блоком. Для ведения совместных боевых действий предусмотрена передача французских боевых кораблей в состав ОВМС. Так, в силы реагирования блока могут включаться подразделения французских <сил быстрого развертывания>, основным морским компонентом которых является соединение надводных сил на Средиземном море, насчитывающее до 15 боевых кораблей (один-два авианосца, девять эсминцев и фрегатов, четыре десантных корабля) и несколько вспомогательных судов. Остальные компоненты регулярных национальных ВМС передаются в оперативное подчинение главных оборонительных сил, а корабли, находящиеся в резерве и ремонте (или в процессе модернизации), а также дополнительно мобилизованные гражданские суда - в состав сил усиления.

По суммарному водоизмещению флот Франции уступает британскому в 1,25 раза, но превосходит итальянский в 2,5, а германский - в 3,8 раза. В нем представлены все основные классы боевых кораблей, что дает возможность вести весь спектр наступательных и оборонительных операций как в составе ОВМС НАТО, так и самостоятельно, в том числе и на удалении от береговых баз. Этому способствует высокая боевая устойчивость флота в условиях любой военной угрозы, развитая система тылового обеспечения (за счет использования передовых баз и пунктов базирования), наличие свободного выхода в Атлантику и Средиземное море.

ПЛАРБ нового поколения типа <Триумфан>

Сильные стороны ВМС Франции характеризуются также возможностью нанесения ядерных ударов практически из любых районов Мирового океана, наличием на борту авианосцев тактического ядерного оружия, способностью успешно решать задачи противолодочной и минной войны, возможностью ведения воздушной и морской радиоэлектронной и фотооптической разведки на обширных территориях. К слабым сторонам относятся несколько ограниченные возможности устаревших авианосцев и базирующейся на них авиации, недостаточные возможности по проведению морских десантных операций в условиях активного противодействия противника, отсутствие современных дизельных ПЛ, способных вести эффективные боевые действия в прибрежной зоне и на мелководье.

Анализ продолжительности службы корабельного состава показывает, что 51 боевой корабль (48 проц.) имеет срок службы 15 лет и более (табл. 1). Это определяет необходимость реформы, в рамках которой наряду с плановым сокращением ВМС главное внимание должно уделяться повышению боевых возможностей за счет качественного обновления корабельного состава, и в первую очередь ПЛАРБ и авианосцев. К 2015 году численный и боевой состав ВМС планируется значительно сократить (табл. 2). В результате при уменьшении количества боевых кораблей почти на 26 проц. суммарное водоизмещение флота снизится всего лишь на 5 проц., а ударные и оборонительные возможности кораблей даже возрастут, увеличится боекомплект противокорабельных, зенитных и противолодочных управляемых ракет, а удельный вес современных типов кораблей и самолетов составит: по ПЛАРБ - 100 проц., атомным ПЛ - 66, многоцелевым авианосцам - 100, эсминцам УРО - 66, фрегатам - 50, десантным кораблям - 40, минно-тральным кораблям - 70, боевым самолетам - 95, боевым вертолетам - 100 проц.

Таблица 1

Распределение количества боевых кораблей ВМС Франции по срокам службы

Классы кораблей Годы
До 5 5-10 10 - 15 15 - 20 Свыше 20
ПЛАРБ - - 1 2 2
Атомные ПЛ 2 1 2 - -
Дизельные ПЛ - - - 4 3
Многоцелевые авианосцы - - - - 2
Эсминцы УРО - 2 - - 2
Эсминцы - 3 2 3 2
Фрегаты 8 - 7 10 1
Минно-тральные корабли 1 4 5 - 5
Патрульные корабли - - - - 1
Десантные корабли - 7 2 - 7
 десантные вертолетоносцы - - - - 1
 десантно-вертолетные корабли-доки - 1 - - -
 десантные транспорты-доки - 1 - - 2
 танкодесантные корабли - 5 2 - 4
Атомный многоцелевой авианосец <Шарль де Голль>

Техническое переоснащение флота и морской авиации в период до 2015 года нацелено на разработку и создание новых проектов боевых кораблей, самолетов и вертолетов, обладающих более высокими боевыми возможностями, вооружение их современными боевыми и техническими средствами. Так, планами модернизации стратегического морского комплекса предусматривается замена существующих пяти ПЛАРБ четырьмя лодками нового поколения типа <Триумфан> (табл. 3), на вооружении которых будет находится по 16 баллистических ракет М-45 (усовершенствованный вариант БРПЛ М-4С). В 2005 - 2010 годах их предполагается перевооружить новыми ракетами М-5. Ввод в боевой состав последней ПЛАРБ этого типа запланирован на 2005 год. В целом боевая эффективность морского компонента стратегических ядерных сил будет повышена примерно в 1,5 раза за счет более мощного ракетного вооружения, установки нового гидроакустического оборудования и снижения шумности.

Многоцелевые ПЛА остаются одним из важнейших компонентов флота, обеспечивающих ведение боевых действий и завоевание господства на море. В начале следующего века они будут играть более весомую роль в решении задач по нанесению ударов по берегу. В настоящее время осуществляется модернизация четырех лодок типа <Рубис> в целях приведения их к стандарту - усовершенствованному варианту типа <Аметист> (будет завершена к 1999 году). Из-за финансовых затруднений командование ВМС отказалось от строительства седьмой и восьмой ПЛА этого проекта. Комплексные мероприятия по уменьшению шумности лодок позволили увеличить пределы максимально малошумной скорости и расширить районы патрулирования за счет повышения поисковой скорости и увеличения дальности действия гидроакустического комплекса.

Таблица 2

Прогнозируемый боевой состав ВМС Франции

Боевой состав Годы
1997 2000 2010 2015
Личный состав, тыс. человек 64 52 45,5 45,5
Флот
Боевые корабли 91 90 72 67
 ПЛАРБ 5 5 4 4
 Атомные ПЛ 6 6 6 6
 Дизельные ПЛ 6 4 - -
 Многоцелевые авианосцы 2 1 - -
 Атомные многоцелевые авианосцы - 1 2 2
 Эсминцы УРО 4 4 5 6
 Эсминцы 10 10 6 3
 Фрегаты 26 27 19 18
Десантные корабли 16 15 10 8
 десантные вертолетоносцы 1 1 - -
 десантно-вертолетные корабли-доки 1 2 4 4
 десантные транспорты-доки 3 2 1 1
 танкодесантные корабли 11 10 5 3
Минно-тральные корабли 15 16 20 20
Патрульные корабли 1 1 - -
Боевые катера 42 39 39 39
Авиация ВМС
Боевые самопеты 91 79 63 63
Боевые вертолеты 52 53 45 45
Самолеты базовой патрульной авиации 28 28 22 22
Морская пехота
Батальоны 1 1 1 1
Роты охраны военно-морских объектов 6 6 6 6

К 2000-м годам намечено завершить разработку проекта ПЛА нового поколения и начать строительство серии из четырех-пяти единиц с вводом головной в боевой состав в 2007 - 2010-м. Новые ПЛА будут иметь большие скорость и глубину погружения, современную гидроакустическую и навигационную аппаратуру. В дальнейшем в ВМС Франции будет насчитываться пять-шесть ПЛА. В перспективе атомные подводные лодки могут быть оснащены управляемыми ракетами большой дальности с подводным стартом типа ASMP (350 км) или ASLP (800 - 1000 км), что позволит повысить их боевые возможности по поражению наземных объектов.

Строительство дизельных ПЛ до 2010 года маловероятно, так как все ресурсы планируется использовать на развитие атомных ПЛ. Таким образом, с выводом из боевого состава к 2010 году лодок типов <Дафне> и <Агоста> этот класс кораблей в ВМС Франции, вероятно, прекратит существование.

Эскадренный миноносец УРО <Дюкесн> типа <Сюффрен>

Повышение боевых возможностей надводных сил связывается в первую очередь со строительством атомного многоцелевого авианосца <Шарль де Голль> (ввод в строй намечен на 1999 год). Авиакрыло нового корабля будет включать до 40 самолетов и вертолетов, в том числе перспективные истребители-штурмовики <Рафаль-М> и самолеты ДРЛО <Хокай> Е-2С. Принятие решения и размещение заказов на строительство второго корабля этого типа запланированы на 1997 год. Высокие боевые возможности авианосцев позволят обеспечить эффективное воздействие по берегу, оптимальное решение задач борьбы с разнородными силами противника в море и ряд других. Они останутся основным средством завоевания и удержания господства на море, связывая в единое целое действия других группировок флота и обеспечивая их боевую устойчивость. Их роль, по-видимому, возрастет, так как исход вооруженной борьбы на море все в большей степени будет определяться наличием палубной авиации в составе корабельных группировок (наряду с ракетным оружием).

Одним из приоритетных направлений является создание высокоманевренных надводных ракетных сил, основу которых составляют эсминцы и фрегаты УРО, способные обеспечивать противовоздушную, противоракетную и противолодочную оборону корабельных ударных и амфибийно-десантных соединений, а также конвоев, вести эффективные боевые действия на океанских и морских театрах, включая прибрежные (мелководные) районы. Программой развития эсминцев УРО предусматривается модернизация кораблей существующих проектов, а в последующем замена ЭМ УРО типов <Жорж Леги> и <Сюффрен> кораблями типа <Горизонт>, разрабатываемыми совместно с Великобританией и Италией. Предусматривается построить для ВМС Франции четыре таких корабля с вводом в строй головного в 2004 году.

Таблица 3

Кораблестроительная программа ВМС Франции

Классы и наименования строящихся кораблей Количество (всего в серии) Годы
начала строительства спуска на воду ввода в боевой состав
ПЛАРБ типа <Триумфам>:
S617
S618
2
(4)
1992
1993
1996
1998
1998
2001
Атомные многоцелевые авианосцы типа <Шарль де Голль>:
R91 <Шарль де Голль>
1
(2)
1989 1994 1999
Фрегаты типа <Лафайет>:
F712 <Курбет>
F713 <Жоргибери>
F714 <Гепрат>
3
(5)
1993
1995
1997
1996
1997
1999
1997
1998
2000
Десантно-вертолетные корабли-доки типа <Фудр>:
L9012 <Сирокко>
1
(3)
1995 1997 1998

Работы по дальнейшему обновлению корабельного состава осуществляются и за счет принятия на вооружение новых фрегатов типов <Лафайет> и <Флореаль>. В 1994 году введен в строй последний из шести кораблей <Флореаль>, а строительство серии из пяти ФР типа <Лафайет> намечено завершить к 2001 году. Основным их предназначением станет контроль за морской акваторией, в основном на заморских территориях (охрана экономических зон), причем ФР типа <Лафайет> могут действовать в районах с более высокой степенью угрозы и, обладая совершенным оружием и средствами самообороны, решать более широкий круг задач при урегулировании военных конфликтов. В 2005 - 2015 годах ожидается поступление серии из четырех - шести перспективных фрегатов, при постройке которых наряду с сохранением преимуществ ФР <Лафайет> основной упор будет сделан на повышение их возможностей для эффективных действий в составе сил охранения авианосных и десантных соединений флота.

Фрегат УРО <Лафайет>

Создание системы противоракетной обороны морского базирования считается особенно актуальным для Средиземноморья, и Франция имеет наибольший потенциал среди европейских государств в плане расширения задач национальных ВМС в области ПРО и ПВО. Участие страны в американской программе создания противоракетной обороны на ТВД предполагает в перспективе расширение возможностей систем ПВО кораблей УРО вплоть до противодействия баллистическим ракетам.

Основной программой совершенствования амфибийно-десантных сил является достройка к 2006 году серии из четырех десантно-вертолетных кораблей-доков типа <Фудр>, которые заменят корабли типа <Ураган> (рис. 6) и смогут принять на борт до 500 десантников, десять десантных катеров водоизмещением до 400 т и четыре вертолета <Супер Пума>. За счет этих кораблей возможности ВМС Франции по проведению морских десантных операций существенно возрастут.

В рамках развития минно-тральных сил намечается построить базовые тральщики - искатели мин по двум новым проектам. Они будут оснащены подводными аппаратами, входящими в корабельную систему поиска и уничтожения мин, и полным набором различных тралов. Строительство морских тральщиков катамаранного типа <Нарвик> прекращено, что объясняется их высокой стоимостью и существенным техническим риском. Решение об отказе от программы мотивируется также снижением актуальности ведения борьбы с минами в глубоководных районах.

Десантно-вертолетный корабль-док <Ораж> типа <Ураган>

Важность программ развития авиации ВМС обусловливается тем, что данный компонент является практически единственным средством нанесения ракетно-бомбовых ударов с моря по объектам, расположенным в тактической глубине обороны противника, и способен эффективно решать весь комплекс задач, характерных для региональных конфликтов. Намечено обновить состав авианосной и базовой авиации.

Командование ВМС планирует принять на вооружение палубный многоцелевой самолет <Рафаль-М>, который заменит истребители <Крусейдер> и истребители-бомбардировщики <Супер Этандар>. <Рафаль-М> будут оснащаться управляемыми ракетами ASMP или модифицированными вариантами, а в перспективе - ASLP. Согласно планам, новые самолеты начнут поступать на вооружение с 2002 года, а всего намечено закупить 60 единиц. Кроме того, <Рафаль-М> в соответствующем снаряжении сможет заменить самолет-разведчик <Этандар-4Р>. Палубные противолодочные самолеты <Ализе> к концу 90-х годов также будут сняты с вооружения, после чего функции палубной авиации ПЛО будут выполнять только вертолеты.

В 1997 году завершится переоснащение самолетного парка базовой патрульной авиации более совершенными самолетами <Атлантик>Мк2. Всего в боевом составе намечено иметь 22 самолета этого типа. Совершенствование вертолетного парка связана с поступлением к 2005 году 45 вертолетов NH-90, разрабатываемых совместно с Германией, Италией и Нидерландами, для замены вертолетов <Линкс> и <Супер Фрелон>. NH-90 будет незначительно уступать вертолету <Линкс> в скорости, но в 2 раза превосходить его по массе боевой нагрузки и радиусу патрулирования. 15 вертолетов этого типа будут использоваться в транспортно-десантном варианте, а 30 - в варианте ПЛО. С 1994 года на вооружение авиации ВМС начали поступать вертолеты <Пантер> при одновременном выводе из боевого состава вертолетов <Алуэтт> и <Дофин> (всего будет закуплено 15 единиц).

Реализация всех этих программ позволит к 2015 году решить задачу создания более компактного и мобильного флота, способного эффективно решать практически любые задачи как в составе ОВМС НАТО, так и при самостоятельном ведении боевых действий без каких-либо географических или функциональных ограничений.


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Статья предоставлена: http://www.soldiering.ru
Hosted by uCoz