"Зарубежное военное обозрение" 01'1997

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США

Полковник Л.МУЖЖУХИН,
полковник С.ПЕЧУРОВ, кандидат военных наук

Новые реалии на рубеже 80 - 90-х годов поставили перед военно-политическим руководством США ряд проблем, связанных с выработкой концепций строительства вооруженных сил страны в целом и отдельных их видов в частности. С тех пор прошло более пяти лет, однако, теоретические основы перспективного развития сухопутных войск пока не приобрели законченного вида. Американские специалисты объясняют это существенным влиянием на формы и способы боевых действий достижений в области технологий, в частности информационных. Такие обстоятельства инициировали разработку концепции строительства данного вида вооруженных сил на ближайшую перспективу. В основу этого процесса легли официальные документы - "Стратегия национальной безопасности" (обновляемая ежегодно) и "Национальная военная стратегия" (корректируемая по мере необходимости), практические программы отработки концепции, а также новые или обновленные уставы и наставления.
При формулировании основных положений концепции строительства сухопутных войск американские военные теоретики руководствуются содержащимися в "Стратегии национальной безопасности" положениями относительно реальных и гипотетических угроз интересам государства. В данном документе, получившем в последней редакции подзаголовок "Стратегия вовлеченности в международные дела и расширения демократии в мире", подтверждается факт переоценки американским руководством угроз, характерных для периода "холодной войны". Это вызвано тем, что, по его мнению, в настоящее время не существует главной опасности со стороны бывшего СССР. В результате возникла необходимость подготовки сухопутных войск к действиям против любых гипотетических противников в различной обстановке. С точки зрения достижения своих стратегических целей американское руководство рассматривает три возможных состояния военно-политической обстановки: мирное время, конфликтная ситуация и война, что нашло отражение во всех документах, которые приняты в качестве руководящих в американских вооруженных силах.
В мирное время США пытаются воздействовать на события в других государствах, используя при этом в качестве инструмента влияния мощь своих вооруженных сил, но без активных действий. Отличительным признаком второго состояния обстановки - конфликтной ситуации - является проведение ограниченных по масштабам операций в интересах достижения стратегических целей. Деятельность войск в мирное время и в конфликтных ситуациях командование сухопутных войск США определяет как действия в особых условиях мирного времени или в условиях отсутствия войны. Война означает "открытое или объявленное вооруженное столкновение между политическими субъектами, такими, как государства или нации". При этом в полевом уставе американских сухопутных войск РМ 100-5 (1993 год) отмечается, что им, возможно, придется действовать во всех трех состояниях обстановки одновременно. Более того, небоевые действия могут вестись в период войны, а боевые - в особых условиях мирного времени.
"Национальная военная стратегия" - документ, обновленная редакция которого в период после "холодной войны" появилась в 1992 году, имел подзаголовок "Стратегия региональной направленности", что свидетельствовало о направленности подготовки войск: ведение боевых действий в любом регионе мира. Однако такая "расплывчатость" задач не отвечала планам руководства Пентагона, поэтому уже в феврале 1995 года была принята новая стратегия "гибкой и избирательной вовлеченности", отличающаяся от предшествующей тем, что в ней акцентируется внимание, во-первых, на способности войск вести военные действия различной продолжительности в любом регионе мира и одержать победу в самой неблагоприятной ситуации - в двух практически одновременно происходящих крупных региональных конфликтах, а во-вторых, на участии в операциях в условиях отсутствия войны (например, миротворческих).
Национальная военная стратегия США, как подчеркивают американские специалисты, базируется на соответствующих стратегических концепциях, которые предполагают использование как силовых, так и несиловых методов осуществления политики. Ведущее место в их разработке в рамках вооруженных сил занимает Университет национальной обороны (Форт-Макнейр, штат Вашингтон). Стратегические концепции формируются в президентских директивах, на основании которых издаются директивы министра обороны. В последней редакции "Национальной военной стратегии" сформулированы две такие концепции - "передового присутствия" и "проецирования силы", которые имеют прямое отношение к сухопутным войскам. К ним непосредственно примыкает также концепция "совместного использования", согласно которой все боевые действия предполагается вести силами и средствами не менее двух видов вооруженных сил. Следует отметить, что стратегические концепции не меняются на протяжении достаточно длительного периода. Так, ныне действующая ("передового присутствия") осталась практически неизменной со времен "холодной войны", трансформировалось лишь ее прежнее наименование - "географическая эскалация".
Стратегические концепции дополняются оперативно-тактическими, которые охватывают более узкую сферу и относятся, как правило, к отдельным видам вооруженных сил. Поэтому в американской специальной литературе их часто называют видовыми (основные разработчики - агентство анализа концепций и командование учебное и научных исследований по строительству сухопутных войск). Эти концепции представляют собой наиболее эволюционную часть военной теории, так как достаточно гибко реагируют даже на незначительные изменения военно- стратегической обстановки и появление новых видов вооружения. Например, принятие в 1976 году оперативно-тактической концепции "активной обороны" стало следствием поступления в войска качественно новых типов вооружений (рис. 1). Однако ее разработка была обусловлена в первую очередь относительным снижением роли наземных сил западных государств в тот период. Она предусматривала ведение "активной обороны" против количественно превосходящих вооруженных сил стран - участниц Организации Варшавского Договора.
В 1982 году была впервые сформулирована другая оперативно-тактическая концепция - "воздушно-наземная операция (сражение)", первые проработки которой появились в конце 70-х годов. В соответствии с проводимым тогда американской администрацией курсом на активное (наступательное) противоборство с СССР основной причиной ее принятия стало признание ведущей роли сухопутных войск, а также появившиеся технологические возможности по оснащению их новыми высокоточными образцами вооружения и военной ттехники (В и ВТ). Необходимость ведения боевых действий на большую глубину обусловила дальнейшее развитие концепции, что нашло отражение в очередном издании в 1986 году основного устава сухопутных войск США РМ 100-5.
Изменение характера и масштаба угроз в период после "холодной войны", а также усиление противоборства повлияли на принятие в 1993 году концепции "всеобъемлющие операции" (Full Dimensional Operations), отдельные положения которой в первоначальном виде содержались в новой редакции устава РМ 100-5, опубликованного в том же году. Формально отказ от концепции "воздушно-наземная операция (сражение)" объяснялся явной ее нацеленностью на боевые действия в Европе. Все это якобы перестало быть актуальным с роспуском Варшавского Договора, распадом СССР и прекращением "холодной войны". Новая концепция, по мнению ее разработчиков, в большей степени предусматривает возможность ведения боевых действий в разнообразных условиях обстановки. Концепция "всеобъемлющие операции", разработанная на базе стратегий "региональной направленности" и "гибкой и избирательной вовлеченности", содержит следующие положения:
- основным предназначением сухопутных войск США является устрашение потенциальных противников, а в случае необходимости - достижение победы в ходе боевых действий любого масштаба;
- обозначилась устойчивая тенденция к ведению совместных боевых действий формированиями видов вооруженных сил, а также в коалиции с союзниками в различных регионах мира;
- действия сухопутных войск в войнах (конфликтах) будущего могут носить разнообразный характер при необязательном линейном построении боевых порядков;
- предполагается комплексное использование В и ВТ в боевых действиях, которые будут вестись не только на суше, на море и в воздухе, но также и в космосе.
- применение передовых технологий при разработке новых систем В и ВТ обусловливает необходимость изменения организационно-штатной структуры формирований сухопутных войск и расширения их боевых возможностей;
- все это в совокупности вызывает необходимость коррекции программ обучения и резкого повышения качества подготовки рядового и командного состава сухопутных войск.
Дальнейшее развитие концепция "всеобъемлющие операции" получила в опубликованной в 1994 году очередной теоретической разработке сухопутных войск США - "Памфлет 525-5. Концепция оперативного применения американских сухопутных войск в начале XXI века". Изложенные в этом документе положения во многом уточняют содержание устава РМ 100-5 и несколько раздвигают его рамки. В частности, констатируется тот факт, что сухопутные войска являются одним из главных компонентов американских вооруженных сил, использующим передовые технологии, осведомленным благодаря этому об обстановке в реальном масштабе времени, способным к быстрой переброске в случае необходимости в любой регион мира, обладающим высокими поражающими возможностями и живучестью, а также подготовленным к ведению совместных (или коалиционных) широкомасштабных боевых действий на театре войны. При этом особый упор делается на активное применение информационных технологий, что обеспечит резкое повышение эффективности средств поражения, позволит управлять войсками на основе информации, поступающей практически в реальном масштабе времени (рис. 2).
Для оценки степени адекватности концепции особенностям боевых действий будущего и проверки выдвинутых в ее рамках положений и идей в сухопутных войсках США еще в 1992 году начались эксперименты по программам "Маневры Луизианы" и "Боевые лаборатории". Они представляют собой единую систему практической отработки проблем перспективного развития и боевого использования сухопутных войск.
Программа "Маневры Луизианы", по мнению американского командования, содержит наиболее перспективные идеи в области качественного совершенствования сухопутных войск. Ее значение заключается в разработке наиболее важных идей и проблем, создающих основу для достижения консенсуса среди представителей руководства сухопутных войск, а также обеспечивающих более быстрое поступление командованию нужной информации с целью повышения гибкости принятия стратегических решений. Достигнутые в ходе реализации программы результаты, по оценке начальника штаба сухопутных войск генерала Д.Реймера, позволяют военному руководству координировать направления развития сухопутных войск, не оставляя без внимания ключевые вопросы их качественного совершенствования.
Целью программы "Боевые лаборатории" является исследование развития форм и способов ведения боевых действий. Она обеспечивает неразрывную связь между пользователями и разработчиками от этапа выдвижения идеи до ее реализации, в том числе за счет приобретения новых образцов В и ВТ. Используя достижения в области имитационных технологий, специалисты этих "интегрированных" лабораторий проводят также научные эксперименты для изучения новых компьютерных программ, позволяющих моделировать ход ведения боевых действий частями и подразделениями на поле боя.
Командование учебное и научных исследований по строительству сухопутных войск располагает шестью такими лабораториями. Это, по сути, учебно-исследовательские центры, где в компьютерных классах, на учебных полях и полигонах отрабатываются следующие вопросы: быстрый и своевременный ввод войск в сражение (Форт-Монро), поражение противника в глубине обороны (Форт-Силл, Форт-Блисс), действия на боевых машинах (Форт-Нокс) и в спешенных порядках (Форт-Беннинг), управление войсками на поле боя (Форт-Ливенуэрт, Форт-Хуачука, Форт-Гордон) и их тыловое обеспечение (Форт-Ли).
Между программами "Маневры Луизианы" и "Боевые лаборатории" существует тесная связь. Возникающие в процессе деятельности лабораторий проблемы и идеи по отработанной схеме обратной связи доводятся до аналитиков первой программы для их углубленного исследования, после чего в случае необходимости возвращаются в лаборатории. Обеим этим программам в настоящее время отводится ключевая роль с целью окончательной доводки концепции строительства сухопутных войск США.
Помимо указанных программ, в плане практической отработки положений данной концепции руководство американских сухопутных войск приняло решение о формировании так называемых экспериментальных сил на базе дислоцированной в Форт-Худ (штат Техас) бывшей 2-й бронетанковой дивизии (в 1996 году переименована в 4 МД). Военные специалисты США выражают надежду, что это будет наиболее современное соединение, в котором воплотятся последние достижения в организационной и оперативной областях. Это важно также и потому, что, по утверждениям американского командования, после реформирования сухопутных войск их структурной основой будет дивизия.
Таким образом; продолжающиеся в сухопутных войсках теоретические изыскания, подкрепляемые практическими экспериментами, призваны объединить новые концептуальные идеи по использованию самых передовых технологий при разработке В и ВТ и совершенствованию организационно-штатной структуры соединений и частей. Кроме того, по мнению военных специалистов, это окажет помощь командирам в адаптации к новым условиям функционирования войск, а также в творческом решении проблем, связанных с подготовкой и ведением боевых действий в будущих вооруженных конфликтах.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz